Гжель. Искусство народного промысла
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Томахина Валентина Александровна

- Сегодня мы совершим путешествие в удивительно красивое место, которое называется Гжель. Слово «Гжель» невероятно популярно, с ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_gzhel.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.»

Цели урока:

1.Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства;

2.Расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;

Задачи урока:

Образовательная:

1.Научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;

2.Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

1.Прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

2.Способствовать творческому подходу работе,

3.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,

4.Индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

1.Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

2.Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Для учащихся – белая бумага, простые карандаши, синяя и белая гуашь, кисти широкие и тонкие, раздаточный набор открыток с образцами гжельских изделий.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Беседа. Введение в тему урока.

Сегодня мы совершим путешествие в удивительно красивое место, которое называется Гжель. (Слайд) Слово «Гжель» невероятно популярно, с ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и далеко за ее пределами.и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Гжель – это место старинное, а вот что о нем нам расскажут учащиеся.

1.Гжель – село в 60 км от Москвы по Казанской железной дороге, а также расположенный вокруг него гончарный район из 30 сел и деревень. (Слайд) Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. (Слайд) За тем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572 – 1578 гг. (Слайд) Слово «Гжель» происходит от слова «жечь». И, действительно, издавна Гжель славилась своими глинами, которые люди научились обжигать. Крестьяне гжельских деревень и сел делали кирпич, посуду и игрушки.

И, действительно, мастера глину жгли еще VII-VIII веках. Делали необходимую посуду, обжигая ее в печах для прочности, называли ее черепками. Только в конце VIII века мастера стали применять и использовать эмаль – глазурь. Поливали посуду зеленоватой или коричневой глазурью (купали в Глазури), а потом ставили в печь для обжига. После обжига посуда становилась красивой, блестящей, не пропускающей воду. Посуду стали называть «муравленой». А из глины, что попроще делали кирпичи и черепицу.

Глина в Гжели особенная, везде коричнево-красная, а здесь белая и серая (голубая глина).

2. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ: «… во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать Глины, которая глина годица к аптекарских сосудам». В 1710 году Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды».

С середины XVIII века Гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины, квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Смело вводились синий, желтый, зеленый и коричневый цвета. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Кувшины, кумганы, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы.

Специально для изготовления аптекарской посуды было доставлено 15 возов глины. Мастера уже осваивали новый вид посуды – «алхимический». Дети тоже помогали своим родителям, а из остатков глины лепили простые игрушки. Чтобы игрушки были красивыми, нарядными – расписывали их красками. Да и мастера были такие выдумщики, посуду украшали так искусно, ручки – веточки – завитки, на крышечке птичка, и многое другое…да еще и затейливо ярко раскрашено. Разноцветная посуда получила название «майолика». (Слайд)

В XVI – XVII веках самой лучшей посудой в мире считался китайский фарфор. Он был белый, звонкий, стенки чашек были тонкими, ручки очень изящны. Китайцы никому не выдавали секрета изготовления своей посуды, и была она очень дорогая.

Но однажды случилось непредвиденное обстоятельство – Дмитрий Иванович Виноградов – большой знаток глин и гончарного искусства, пригласил самого знаменитого профессора того времени – Михайло Васильевича Ломоносова в Гжель. И вот что из этого получилось…

3. В 1749 году знаток глин Д. И. Виноградов и М. В.Ломоносов дали самую высокую оценку гжельским глинам, смешав оренбургскую и гжельскую глины, получили настоящий чистый и белый порцелин (фарфоровую массу). В 1800-1804 гг. основан первый фарфоровый завод. Фарфоровые и фаянсовые изделия отличаются тонкостью стенок и белизной. Способы украшения их разнообразны.

После 1802 года меняется роспись изделий – вместо многоцветной стали делать одноцветные росписи с применением кобальта (синей краски). (Слайд)

Традиционные изделия – кувшины, кумганы, блюда – дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Посудные изделия дополнила скульптура, изображающая жанровые сцены.

В 1811 году Гжельская посуда считается самой лучшей в России. Гжельские изделия распространились не только по всей России, но и их вывозили и в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, Гжельские мастера создали устойчивый ассортимент «азиатского» фарфора – чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью.

Сегодня объединение «Гжель» - современное предприятие, в состав которого входит несколько производств с персоналом, состоящим из сотен высококвалифицированных рабочих.

Но во всех изделиях, начиная с самых простых и кончая самыми уникальными и сложными, применяют только ручную роспись! Синее изображение на белом фоне.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

Синие птицы по белому небу.

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – Быль или Небыль?

Изделия рук золотых.

IV. Деятельность учащихся под руководством учителя.

А сейчас мы с вами познакомимся с основными элементами росписи гжельских мастеров

1. Чтобы посуда была нарядной, праздничной, ее украшали самыми разными элементами росписи. Самые простые и распространенные – это геометрические (полоса, точка, клетка, волна и др.). Ими украшали край - кромку посуды. При помощи этих простых орнаментов можно было подчеркнуть форму ручки, крышки; подчеркнуть, выделить центральную часть. (Слайд)

2. (Второй элемент - это усик и капелька. Соединяя эти элементы, можно составить красивые узоры, которые украсят не только край-кромку, но и может украсить центральную часть.

Капелька – это листики, ромашки, колокольчики и многое другое.

3. Третий элемент росписи – это мазок. Мазок может быть прямым, волнистым, зигзагообразным, в форме запятой… Мазок хорошо смотрится, когда на кисточке одновременно взято темная и светлая краски. При помощи мазка можно нарисовать: деревья, облака, любимые Гжельские цветы – розы, конечно, Птицу Счастья – синюю Птицу.

Творческая работа учащихся.

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по изобразительному искусству "Народные промыслы"

Открытый урок по Изобразительному искусству в 5 класса по программа Б. Неменского "Народные промыслы"...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России.

Приобщение учащихся к великим ценностям русской культуры. Знакомство с историей и традициями промыслов. Воспитание интереса к культуре русского народа, развитие познавательного интереса и художественн...

Конспект урока изобразительного искусства "Народные промыслы" 5 класс

Конспект урока изобразительного искусства содержит рекомендации по разработке технологии использования групповой работы в ходе выполнения творческой работы, знакомства с народными промыслами...

Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы.

Экскурсия - путешествие "Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы"....

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.

Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема:  Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Народные промыслы России и русского севера" (5 класс)

Урок обобщение изученного материала. Ребята работают в группах самостоятельно. Каждая группа обобщает произведения художественных промыслов (Гжель, Жостово, Дымково, Загорские матрёшки).На уроке ...