Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель.
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Мосунова Любовь Владимировна

Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИХ ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ. ГЖЕЛЬ.

 

Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, народным промыслам; уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Познакомить с росписью Гжель, её характерными особенностями, элементами росписи.

Задачи: Обучить умению выделять и анализировать характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров. Научить расписывать гипсовые формы разделочных досок в традициях гжельских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Оборудование: Для учащихся: гипсовые формы разделочных досок, кисти, гуашь белого и синего цвета, баночка для воды, салфетка для рук.

Для учителя: ноутбук, проектор, экран;

презентация «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИХ ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ. ГЖЕЛЬ», видеоролик «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла», видео-танец ансамбля Русь «Гжель», стихотворение  С. Ледковой «Гжель», мелодии: «Гусли», «Балалайка», «Песня про сувенир», «Русский сувенир» в исполнении анс.Русский узор, стеллаж для выставки работ

План урока

1. Организационный момент. (1 мин)

Вступительное слово учителя.

2.Изучение теоретического материала по плану (15 мин):

           1. Народные промыслы. Их истоки (3 мин)

           2. История Гжели. (3 мин)

           3. Элементы росписи Гжель.

            Отличительные особенности росписи (4 мин)

           4. Гжель в стихах, картинах художников (5 мин)

3. Практическая работа (20 мин)

Роспись гипсовых разделочных досок в стиле Гжель гуашью

Физминутка (2 мин)

4. Рефлексия (4 мин)

Гжель и современность.

5. Подведение итогов. Выставка работ (3 мин)

 

1. Организационный момент

На фоне Слайда 1 звучит мелодия

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами окажемся в удивительном мире народных промыслов, научимся выделять и анализировать характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров.

 

2. Изучение теоретического материала по плану

 

      1) Народные промыслы. Их истоки

- Как вы понимаете значение слова «Народные промыслы» (ответы детей)

- Что можно отнести к народным промыслам? (ответы детей)

 Слайд 2  

 Народные про́мыслы — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д.  Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение. Народное ремесло берет некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости.

- А что значит «Истоки народных промыслов»? (ответы детей)

- По толковому словарю Ожегова - 1. Начало, зарождение чего-либо. 2. Причина, основа чего-либо.

- Какие вы знаете народные промыслы?  (ответы детей)

- Сегодня мы ближе познакомимся с одним из народных промыслов. Но вам нужно будет разгадать его название.

Слайд  3      ж Л Ь

           2) История Гжели.

- Сможет ли человек, который не знавший что такое Гжель, рассказать о ней, выполнить роспись?

- Какие знания необходимы для работы? (знать историю, элементы росписи, особенности, видеть роспись)

- Что необходимо сделать для этого? (узнать историю, выделить элементы росписи, увидеть изделия и подметить особенности)

Слайд 4. Видеоролик «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» (1.45 минут из этого видео)

- Где расположен город Гжель? (Недалеко от Москвы) Слайд 5

- Откуда пришло такое название, от какого слова? (По преданию из старины, от слова «жечь»)

- Какую особенность заметили в росписи? (роспись синей краской по белому фону)

- Какие элементы заметили в изделиях на данный момент? (ответы детей)

         3) Элементы росписи Гжель.

На фоне Слайда 6 учитель рассказывает об элементах росписи

- Гжель пользуется необычайно широкой популярностью у нас в стране и за ее пределами. Гжель является символом России.

Цвет кобальта от интенсивного до нежно-голубого словно возникает из глубины  сверкающей белизны. Легкая линия сочетается с прозрачными мазком, что придает росписи характер быстрого акварельного рисунка и делает гжельский орнамент неповторимым. Любимая всеми гжельская посуда: чайники, кувшины, масленицы, сахарницы, медовницы, конфетницы.    Гжельские персонажи узнаются и запоминаются.                                      

Роспись можно по долгу рассматривать, фантазии художников неистощимы. Любимые сюжеты Гжели "за самоваром", деревенские улицы, избы, крестьяне, деревенские музыканты, гармонисты, влюбленные парочки, соседушки.

Гжельский орнамент  - это бусины-ягоды легкие светло-голубые усики, тонущие в фарфоровой белизне, словно брызги, это -декоративные цветы. Цветочные композиции  симметричны и спокойны. От крупного цветка расходятся в стороны тонкие стебли с бутонами. Пышные травки, легкая спираль усиков. Пышные гвоздики, лилии, розы, простые полевые цветы. Гжельский орнамент превращается в сказочно-декоративные узоры, лишь отдаленно напоминающие реальные растения.

-Посмотрим внимательнее Слайд 7

Мы видим элементы росписи «капелька», «гжельские листики», один из видов цветка, соединение элементов в простые узоры.

- И все же названия этих элементов встречаются и в других росписях. Что же отличает Гжель от них? (роспись только синей краской по только белому фону)

4) Гжель в стихах, картинах художников

 - Ребята, Гжель воспета в работах многих мастеров своего дела.

Поэты выразили свое восхищение в стихах…

 Читают стихотворение  Светланы Ледковой «Гжель»(Екатеринбург) 2 ученика

 Из глубины веков до наших дней,

 Старанием мастеров умелых,

 Русь украшает чудо-Гжель

 Узором синим в платьях белых.

 Весеннее украсят утро

 Чудесной гжели нежные букеты,

 И легким ветерком как будто,

 На нас подует жарким летом.

 Порой осенней в ярких красках

 Природы милого творенья,

 К нам гжель приходит снежной сказкой,

 Зимы, предвидя приближение.

 Ну а зимой, холодной, вьюжной,

 Согреет нас огнем камин,

 В котором, жаркий пламень дружит

 С узором сине-голубым.

 В работах художников также можно встретить изделия Гжели:

Слайд 8,9,10

  • Работа Грохотовой Светланы (Москва) «Гжель и зефир»
  • Работа Игоря Белковского (Челябинск) «Гжель и васильки»

Это натюрморты. А сколько в них света, гармонии, тепла и любви к родному краю!

3. Практическая работа

Давайте, ребята и мы украсим сегодняшний день своими работами, выполненными в стиле Гжель.

Перед вами на партах – гипсовые разделочные доски. Ваша задача расписать их. Можете ли вы сразу нанести элементы росписи? (Нет.)

Что необходимо сделать? (Покрыть поверхность доски белым цветом)

Роспись гипсовых разделочных досок в стиле Гжель гуашью

Пока вы заняты интересным делом, для наших присутствующих гостей

Слайд 11 (3 мин 40 сек) «выступит ансамбль Русь с танцем «Гжель»

Проектор выключается, во время практической работы играют мелодии: «Гусли», «Балалайка», «Песня про сувенир», «Русский сувенир» в исполнении анс.Русский узор.

4. Рефлексия (4 мин)

Гжель и современность.

- Ребята, востребована ли эта роспись в современное время? (Да)

- Где можно использовать, где бы вы использовали? (ответы детей) Слайд 12

В работах мастеров мы можем наблюдать искреннюю любовь к данной росписи. Работа их может быть выполнена в стиле Гжель.

•        Модульное оригами и квиллинг  Слайд 13

•        Лепка из полимерной глины и картины из кожи Слайд 14

•        Декупаж и вышивка атласными лентами Слайд 15

  • Аэрография Слайд 16

В предстоящей олимпиаде, в российском городе Сочи, которая пройдет с 7 по 23 февраля 2014 года, Гжель также не останется в стороне. Олимпийские сувениры распишут под гжель

Слайд 17

Гжель приступила к выпуску своей фирменной продукции, украшенной теперь олимпийской символикой. Гжель стала очередным народным промыслом, получившим право выпускать продукцию с олимпийской символикой. Кроме символов Игр 14-го года, это еще и посуда.

5. Подведение итогов. Выставка работ (3 мин)

- Понравился вам урок?

- Что вам показалось интересным, а что стало познавательным?

- Что ж время посмотреть на ваши получившиеся сувениры.

- В чем вы испытали трудности?

- Что далось вам с легкостью?

 

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Урок окончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома».

Проблема: Развитие познавательного интересаЦели:Образовательные: Познакомить учащихся с бытовыми предметами, расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, осо...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс. Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Сказочная Гжель».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России &nd...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Городецкая роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Городецкая роспись».Цель: Формирование навыков росписи в традициях народног...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Золотая хохлома».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Золотая хохлома».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России &nd...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Мезенская роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Мезенская роспись».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России ...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».Цель: Познакомить учащих...