"Опыт работы внеурочной деятельности по сохранению и развитию народных промыслов Гжели"
статья по теме

Савина Наталия Алексеевна

           Считаю, что работа по сохранению народных художественных промыслов должна вестись системно и последовательно, только тогда она сможет принести свои плоды. Именно так, в Гжельской школе на протяжении более двадцати лет на уроках технологии и  во внеурочной деятельности сохраняются, систематизируются и изучаются народные промыслы России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_savina_n.a._gzhelskaya_sosh_.d.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая областная научно-практическая конференция "Народные художественные промыслы Подмосковья в школе: опыт работы современного педагога"

Место проведения: Московская область, г. Жуковский

Дата проведения: 10.02. 2015 г.

"Опыт работы внеурочной деятельности по сохранению

и развитию народных промыслов Гжели"

        Гжельская школа! Само название "Гжельская" доказывает особенности местности, в которой она расположена, указывает на особый характер учеников, учителей, родителей, на уникальную историю. А все это было,  есть и будет неразрывно связано с народным  промыслом Гжели. В декабре 2014 года нашей школе исполнилось 175 лет, а нашей родной Гжели -675 лет! Мы очень гордимся нашим богатым культурным наследием.

           Считаю, что работа по сохранению народных художественных промыслов должна вестись системно и последовательно, только тогда она сможет принести свои плоды. Именно так, в Гжельской школе на протяжении более двадцати лет на уроках технологии и  во внеурочной деятельности сохраняются, систематизируются и изучаются народные промыслы России.

          В школе имеется уникальная  керамическая мастерская, оснащенная необходимым   технологическим оборудованием: гончарный и формовочный станок, турнетки для росписи, литейные столы, контейнеры для хранения и сушки изделий, электрическая печь с программным управлением для обжига керамики др. Это  дает возможность учащимся овладеть профессиональными  навыками и умениями в изготовлении и росписи традиционных гжельских майоликовых изделий.

       В урочной деятельности трудно обеспечить полноценное индивидуальное развитие творческих художественных способностей учащихся. Большую эффективность в нашей работе по сохранению народных промыслов придает внеурочная  деятельность, которая является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса.

        Цель внеурочной деятельности – привитие интереса к предмету и повышение мотивации обучения. Для достижения поставленной цели успешно работаю над реализацией следующих задач:

-усиление роли внеклассной работы по предмету в создании положительной мотивации для изучения технологии;

-вовлечение каждого ученика в активную творческую деятельность соответственно его умениям и интересам;

-развитие коммуникативных умений учеников;

-формирование у учащихся таких личных качеств, как открытость, толерантность, коммуникабельность;

-создание условий для творческой самореализации и стремления к самосовершенствованию.

Внеурочная деятельность по предмету реализуется через:

- проведение предметных недель;

- организация мастер-классов;

- защита творческих проектов учащихся;

- вовлечение учащихся в творческие конкурсы;

- организация выставок, фестивалей;

- экскурсии по местам народных промыслов и керамическим предприятиям;                                                                                        - посещение музеев;                                                                                                                                   - сотрудничество с родителями.

    Внеурочная работа по предмету с использованием инновационных технологий  способствует развитию познавательной, творческой активности, самостоятельности учащихся. В своей работе стараюсь как можно больше  содействовать появлению у учащихся познавательного интереса к предмету технология. Метод проектов я активно использую и во внеурочное время.

       Учащиеся 10 класса подготовили проект на тему: «Гжельская майолика: искусство математики», в котором  показали  связь математики с жизнью человека, ее применении в декоративно-прикладном искусстве – в Гжельском народном керамическом промысле, изучили  математические принципы в конструировании Гжельских орнаментов.
Проект был представлен на Международный конкурс  «Математика и проектирование» -2013,номинация: «Математика и искусство». Учащиеся получили сертификаты участников.
  Проект опубликован на сайте  социальная сеть работников образования.

     Творческий проект на тему "Керамическое чудо Гжели" был представлен на Районной  конференция, посвященной   Году культуры в Российской Федерации «Культура есть память», команда учащихся заняла 3 место. На защите проекта две ученицы показали мастер – класс в лепке и росписи майоликовых изделий.

       Многие годы учащиеся школы активные участники, призеры и победители Московского Международного  Форума «Одаренные дети» в номинации «Народное творчество»; Всероссийского Фестиваля  детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели»,  в номинации  «Декоративно-прикладное искусство".

      В рамках   Московского регионального конкурса детского научно-фантастического рассказа и рисунка «Эра фантастики», номинация «Декоративно-прикладное творчество" ученица 8 класса Бурова Валерия была награждена дипломом за      2 место (работа опубликована в каталоге).

      В 2012 году  творческие работы из глины, выполненные учащимися, были представлены на выставке Всероссийского фестиваля декоративно –прикладного и народного искусства «Древо жизни», Всероссийский музей декоративно –прикладного и народного искусства, Москва, 8 диплом участников ,а в 2013 году – на выставке  Второго международного Арт-фестиваля «Древо жизни»,14 диплом участников, работы опубликованы в каталоге.

     Учащиеся школы  стали победителями во Всероссийском дистанционном конкурсе "Мастерская волшебных узоров"  (Глазова Мария) и во Всероссийском дистанционном конкурсе "Цветочная клумба" (Гребнева Полина), 2014 год, где представили свои работы из глины.

       Дипломами 2 степени за победу во Всероссийском  дистанционном   конкурсе прикладного творчества «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»»,  2015 год, награждены Сивенок Виктория и Артюхова Анастасия, 5 класс.

       На выставке-конкурсе детско-юношеского творчества в области художественной керамики «Моя малая родина – Гжель!», октябрь 2014 год ,организатор «Палата народных промыслов и ремесел», было представлено более 20 работ, учащийся 11 класса Илюшин Евгений занял  2 место.    А в январе 2015 года он принял участие в областном фестивале детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии» в выставке-конкурсе «Глиняная игрушка Подмосковья», сертификат участника.

 На протяжении многих лет летняя практика учащихся проводится в школьной керамической мастерской. Во время оздоровительного летнего лагеря ребята с интересом занимаются в кружке "Глинушка".

       Введение стандартов II поколения позволило мне реализовать накопленный многолетний опыт работы по народным промыслам. Опираясь на научные разработки авторов, учитывая реалии нашей жизни, региональные особенности, богатые культурные и духовные традиции Гжели, я составила рабочую программу по внеурочной деятельности "Волшебная глина" для 1-4 классов. Цель программы кружка «Волшебная  глина» - познакомить с историей народных художественных промыслов, в частности с Гжельским промыслом изготовления майолики, дать возможность учащимся  проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного искусства. Занятия развивают у учащихся усидчивость, аккуратность, моторику рук, фантазию, творческое мышление, художественный  вкус.

      С уверенностью считаю, что внеурочная деятельность приносит огромную пользу: 

-активная заинтересованность школьников внеклассной деятельностью;

-увеличение количества участников конкурсов, выставок, конференций и т.д.  связана с использованием различных форм внеклассных занятий, а также с выбором наиболее эффективных методов и приемов, в частности интерактивных технологий;

-дети имеют значимую оценку своего труда (грамоты, дипломы, ценные призы), это их стимулирует и увлекает при создании творческих работ из природного материала глины ;

-организаторы, участники, посетители конкурсов и выставок узнают о нашей школе, о Гжельском промысле. О том, что в Гжели проживают творческие, талантливые люди с интересным будущим и достойным прошлым;

-результаты такой деятельности и детей и педагога двигают к новым свершениям.

       В новом учебном году   в школе запланировано введение  кружков  по внеурочной деятельности  в 5-х классах: "Художественные промыслы России" и "Гжельская майолика". Что позволит учащимся выпускных классов профессионально освоить  навыки работы с глиной и получить специальность,  по итогам квалификационного экзамена. Это поможет нашим выпускникам  в самоопределении и продолжении   своего образования в стенах Гжельского художественно-промышленного колледжа и института.

       Нынешний формат внеурочной  деятельности, продиктованный ФГОС второго поколения, позволяет безболезненно для всех учебных дисциплин, а во многих отношениях и во благо им, сохранять народные художественные промыслы России, и  в частности, уникальный  Гжельский керамический промысел!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народные промыслы. Гжель"

План-конспект урока "Народные промыслы. Гжель"...

Народные промыслы. Гжель.

Кобальтовый цветок синими всплесками, будто из глубины, пробивается на блестящую гладь фарфора и разливается тончайшими переливами... как расходятся круги на воде от брошенного в нее камня.  Увид...

Программа внеурочной деятельности по изо "Ярмарка народных промыслов" 5 класс

Программа курса по изобразительному искусству «Ярмарка народных промыслов» рассчитана на учащихся 5-го класса. В программе представлены материалы  практических заданий  по  изгото...

План-конспект урока ИЗО тема «Народные промыслы. Гжель»

Вид урока: Урок подведение итогов              познакомить учащихся с творчеством гжельских мастеров; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах...

Опыт работы внеурочной деятельности педагога школы №1

Опыт работы внеурочной деятельности педагога...

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"

Урок ИЗО в 5-м классеТема: "Народные промыслы. Гжель"...

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.

Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема:  Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...