"Опыт работы внеурочной деятельности по сохранению и развитию народных промыслов Гжели"
статья по теме
Считаю, что работа по сохранению народных художественных промыслов должна вестись системно и последовательно, только тогда она сможет принести свои плоды. Именно так, в Гжельской школе на протяжении более двадцати лет на уроках технологии и во внеурочной деятельности сохраняются, систематизируются и изучаются народные промыслы России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_savina_n.a._gzhelskaya_sosh_.d.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытая областная научно-практическая конференция "Народные художественные промыслы Подмосковья в школе: опыт работы современного педагога"
Место проведения: Московская область, г. Жуковский
Дата проведения: 10.02. 2015 г.
"Опыт работы внеурочной деятельности по сохранению
и развитию народных промыслов Гжели"
Гжельская школа! Само название "Гжельская" доказывает особенности местности, в которой она расположена, указывает на особый характер учеников, учителей, родителей, на уникальную историю. А все это было, есть и будет неразрывно связано с народным промыслом Гжели. В декабре 2014 года нашей школе исполнилось 175 лет, а нашей родной Гжели -675 лет! Мы очень гордимся нашим богатым культурным наследием.
Считаю, что работа по сохранению народных художественных промыслов должна вестись системно и последовательно, только тогда она сможет принести свои плоды. Именно так, в Гжельской школе на протяжении более двадцати лет на уроках технологии и во внеурочной деятельности сохраняются, систематизируются и изучаются народные промыслы России.
В школе имеется уникальная керамическая мастерская, оснащенная необходимым технологическим оборудованием: гончарный и формовочный станок, турнетки для росписи, литейные столы, контейнеры для хранения и сушки изделий, электрическая печь с программным управлением для обжига керамики др. Это дает возможность учащимся овладеть профессиональными навыками и умениями в изготовлении и росписи традиционных гжельских майоликовых изделий.
В урочной деятельности трудно обеспечить полноценное индивидуальное развитие творческих художественных способностей учащихся. Большую эффективность в нашей работе по сохранению народных промыслов придает внеурочная деятельность, которая является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса.
Цель внеурочной деятельности – привитие интереса к предмету и повышение мотивации обучения. Для достижения поставленной цели успешно работаю над реализацией следующих задач:
-усиление роли внеклассной работы по предмету в создании положительной мотивации для изучения технологии;
-вовлечение каждого ученика в активную творческую деятельность соответственно его умениям и интересам;
-развитие коммуникативных умений учеников;
-формирование у учащихся таких личных качеств, как открытость, толерантность, коммуникабельность;
-создание условий для творческой самореализации и стремления к самосовершенствованию.
Внеурочная деятельность по предмету реализуется через:
- проведение предметных недель;
- организация мастер-классов;
- защита творческих проектов учащихся;
- вовлечение учащихся в творческие конкурсы;
- организация выставок, фестивалей;
- экскурсии по местам народных промыслов и керамическим предприятиям; - посещение музеев; - сотрудничество с родителями.
Внеурочная работа по предмету с использованием инновационных технологий способствует развитию познавательной, творческой активности, самостоятельности учащихся. В своей работе стараюсь как можно больше содействовать появлению у учащихся познавательного интереса к предмету технология. Метод проектов я активно использую и во внеурочное время.
Учащиеся 10 класса подготовили проект на тему: «Гжельская майолика: искусство математики», в котором показали связь математики с жизнью человека, ее применении в декоративно-прикладном искусстве – в Гжельском народном керамическом промысле, изучили математические принципы в конструировании Гжельских орнаментов.
Проект был представлен на Международный конкурс «Математика и проектирование» -2013,номинация: «Математика и искусство». Учащиеся получили сертификаты участников. Проект опубликован на сайте социальная сеть работников образования.
Творческий проект на тему "Керамическое чудо Гжели" был представлен на Районной конференция, посвященной Году культуры в Российской Федерации «Культура есть память», команда учащихся заняла 3 место. На защите проекта две ученицы показали мастер – класс в лепке и росписи майоликовых изделий.
Многие годы учащиеся школы активные участники, призеры и победители Московского Международного Форума «Одаренные дети» в номинации «Народное творчество»; Всероссийского Фестиваля детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели», в номинации «Декоративно-прикладное искусство".
В рамках Московского регионального конкурса детского научно-фантастического рассказа и рисунка «Эра фантастики», номинация «Декоративно-прикладное творчество" ученица 8 класса Бурова Валерия была награждена дипломом за 2 место (работа опубликована в каталоге).
В 2012 году творческие работы из глины, выполненные учащимися, были представлены на выставке Всероссийского фестиваля декоративно –прикладного и народного искусства «Древо жизни», Всероссийский музей декоративно –прикладного и народного искусства, Москва, 8 диплом участников ,а в 2013 году – на выставке Второго международного Арт-фестиваля «Древо жизни»,14 диплом участников, работы опубликованы в каталоге.
Учащиеся школы стали победителями во Всероссийском дистанционном конкурсе "Мастерская волшебных узоров" (Глазова Мария) и во Всероссийском дистанционном конкурсе "Цветочная клумба" (Гребнева Полина), 2014 год, где представили свои работы из глины.
Дипломами 2 степени за победу во Всероссийском дистанционном конкурсе прикладного творчества «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»», 2015 год, награждены Сивенок Виктория и Артюхова Анастасия, 5 класс.
На выставке-конкурсе детско-юношеского творчества в области художественной керамики «Моя малая родина – Гжель!», октябрь 2014 год ,организатор «Палата народных промыслов и ремесел», было представлено более 20 работ, учащийся 11 класса Илюшин Евгений занял 2 место. А в январе 2015 года он принял участие в областном фестивале детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии» в выставке-конкурсе «Глиняная игрушка Подмосковья», сертификат участника.
На протяжении многих лет летняя практика учащихся проводится в школьной керамической мастерской. Во время оздоровительного летнего лагеря ребята с интересом занимаются в кружке "Глинушка".
Введение стандартов II поколения позволило мне реализовать накопленный многолетний опыт работы по народным промыслам. Опираясь на научные разработки авторов, учитывая реалии нашей жизни, региональные особенности, богатые культурные и духовные традиции Гжели, я составила рабочую программу по внеурочной деятельности "Волшебная глина" для 1-4 классов. Цель программы кружка «Волшебная глина» - познакомить с историей народных художественных промыслов, в частности с Гжельским промыслом изготовления майолики, дать возможность учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного искусства. Занятия развивают у учащихся усидчивость, аккуратность, моторику рук, фантазию, творческое мышление, художественный вкус.
С уверенностью считаю, что внеурочная деятельность приносит огромную пользу:
-активная заинтересованность школьников внеклассной деятельностью;
-увеличение количества участников конкурсов, выставок, конференций и т.д. связана с использованием различных форм внеклассных занятий, а также с выбором наиболее эффективных методов и приемов, в частности интерактивных технологий;
-дети имеют значимую оценку своего труда (грамоты, дипломы, ценные призы), это их стимулирует и увлекает при создании творческих работ из природного материала глины ;
-организаторы, участники, посетители конкурсов и выставок узнают о нашей школе, о Гжельском промысле. О том, что в Гжели проживают творческие, талантливые люди с интересным будущим и достойным прошлым;
-результаты такой деятельности и детей и педагога двигают к новым свершениям.
В новом учебном году в школе запланировано введение кружков по внеурочной деятельности в 5-х классах: "Художественные промыслы России" и "Гжельская майолика". Что позволит учащимся выпускных классов профессионально освоить навыки работы с глиной и получить специальность, по итогам квалификационного экзамена. Это поможет нашим выпускникам в самоопределении и продолжении своего образования в стенах Гжельского художественно-промышленного колледжа и института.
Нынешний формат внеурочной деятельности, продиктованный ФГОС второго поколения, позволяет безболезненно для всех учебных дисциплин, а во многих отношениях и во благо им, сохранять народные художественные промыслы России, и в частности, уникальный Гжельский керамический промысел!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народные промыслы. Гжель"
План-конспект урока "Народные промыслы. Гжель"...
Народные промыслы. Гжель.
Кобальтовый цветок синими всплесками, будто из глубины, пробивается на блестящую гладь фарфора и разливается тончайшими переливами... как расходятся круги на воде от брошенного в нее камня. Увид...
Программа внеурочной деятельности по изо "Ярмарка народных промыслов" 5 класс
Программа курса по изобразительному искусству «Ярмарка народных промыслов» рассчитана на учащихся 5-го класса. В программе представлены материалы практических заданий по изгото...
План-конспект урока ИЗО тема «Народные промыслы. Гжель»
Вид урока: Урок подведение итогов познакомить учащихся с творчеством гжельских мастеров; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах...
Опыт работы внеурочной деятельности педагога школы №1
Опыт работы внеурочной деятельности педагога...
Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"
Урок ИЗО в 5-м классеТема: "Народные промыслы. Гжель"...
Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.
Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема: Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...