Конспект урока ИЗО в 5 классе "Дымковска игрушка"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Сизых Александра Николаевна

Презентация "Дымковская игрушка"

Дорогие ребята, у каждого из  вас есть дома игрушки. Они сделаны из разных материалов: пластмассы, резины, металла, меха… Но наряду с ними до сих пор ещё пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Весёлый игрушечный народец отличается яркими красками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   Дымковская игрушка

Цель:  - Познакомить с дымковской глиняной игрушкой как одним из видов

               народного творчества.

             - Развить интерес и любовь детей к народной игрушке.    

                                         

Задачи:

             - Научить лепить из целого куска глины (пластилина), привить навыки

               Работы над объёмной формой, учить видеть и передавать характерные

               пропорции дымковских игрушек.

             - Научить выполнять роспись в традициях дымковских игрушек.

             - Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме.

Тип урока:

             - Урок усвоения знаний, формирования умений, навыков.              

Методы проведения:

             - Объяснение; показ слайдов; беседа; практическая работа.

Техническое оснащение:

             - Использование одного компьютера и проектора для проведения

               отдельных этапов работы. Для проверки знаний (тест) –

               компьютерный класс. Возможно проведение теста на бумажных

               носителях

Оборудование:  

 Для учащихся:  глина или пластилин, дощечка для лепки, гуашевые краски,

                              лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.                            

 Для учителя:     дымковские игрушки, открытки, слайды, методические

                              таблицы «Последовательность лепки дымковских игрушек»,                              

                              «Дымковские игрушки», глина или пластилин, дощечка для

                              лепки, гуашевые краски, лист бумаги, кисти, баночка для    

                               воды, палитра, тряпочка.                                                                                

                                   

План первого урока:

     1. Организационный момент                                                               2 мин.

     2.  Вводная беседа.                                                                               8  мин.

     3.  Объяснение последовательности  лепки  игрушки

          по наглядному пособию (или процесс лепки показывает

          учитель).                                                                                           5 мин.

     4.  Самостоятельная работа. Лепка дымковской игрушки.            20 мин.

     5.  Подведение итогов.                                                                       10 мин.

 


Ход первого урока

 Вступительная беседа может строиться примерно так. Ребята, у вас есть дома игрушки. Они сделаны из разных материалов: пластмассы, резины, металла, меха… Но наряду с ними до сих пор ещё пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Весёлый игрушечный народец отличается яркими красками.

Демонстрирую дымковские игрушки.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

(Слайд «Деревня Дымково»).

Дым идёт из труб столбом

Точно в дымке всё кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

 В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой слобода вся в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки лёгкой дымкой, возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушка? Давайте посмотрим. Демонстрирую игрушки, слайды, иллюстрации «Олень», «Индюк», Барыня», «Конь» и другие.

  У этого оленя – золотые рога.

Через горны отроги

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Краше всех индюк: хвост, что букет цветов или яркое солнышко.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зелёных узорах.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щёчки алые горят, удивительный наряд

 Даже кони приобрели яркий наряд.

Кони глиняные  мчатся

на подставках  что есть сил,  

и за хвост не удержаться,

если гриву упустил

Вопросы для беседы:

- Что же общего у всех этих игрушек?  

-  Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

- А знаете посему?

Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на балом фоне. В дымкоской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Вопросы для беседы:

- Нравятся ли вам эти игрушки?

- Какая больше всего?

- Почему?

- Где расположен узор на дымковской игрушке?

- Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

- Какие узоры вы видите на игрушках?

- Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

- Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

Давайте поговорим о том, как создаётся дымковская игрушка.

Много руда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза (слайд «Последовательность лепки дымковской игрушки»). Первый раз игрушка рождается, когда её лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз, проходит испытание огнём. Потом её белят мелом, разведённым молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающего ещё большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые, яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке.

Самые любимые из них – это свистульки. Демонстрирую их.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток  к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился весёлый час

Вятский праздник – «Свистопляска».

Город весь пустился в пляс!

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Барашек-свисток, левый рог – завиток,

Правый рог – завиток, на груди – цветок.

Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.

Демонстрирую игрушки, слайды (дама с собачкой, водоноска, многодетная мать, петух, мужик с медведем и др.) Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с учителем.

После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Вопрос для беседы:

- Какие особенности вы увидели у дымковских игрушек? (Обобщённая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.)

- Сегодня, ребята, вы мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки (глина или пластилин). Можете слепить коня, оленя или барана. Рассмотрим последовательность лепки.

Показываю слайды, объясняю этапы создания игрушки и показываю их.

Практическая работа

Во время самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно слушать весёлую народную музыку.

Вылепленные игрушки оставляем для просушки.

Подводя итоги урока, можно провести тест.  (См. в приложении)

План второго урока:

      1. Организационный момент                                                          2 мин.

      1.  Побелка игрушки.                                                                       5 мин.

      2.  Изучение элементов росписи игрушки.                                    5 мин.

      3.  Выполнение элементов дымковского узора                             5 мин.                                                                      .     4.  Самостоятельная работа. Роспись вылепленной игрушки.  20 мин.

      5.  Выставка работ. Подведение итогов.                                        8 мин.

Ход второго урока

Игрушку покрывают белой гуашью или водоэмульсионной краской. Лучше это сделать до урока, чтобы игрушка хорошо просохла.

Проводится беседа об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Беседа сопровождается демонстрацией дымковских игрушек, слайдов, таблиц.

Кружочки, клеточки, плоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Много разнообразных узоров в дымковской росписи.

Вопросы для повторения

- Как одним словом можно назвать эти узоры?  

- Как можно расписать вылепленные игрушки, какие элементы лучше выбрать?  

- Какие цвета любят мастера из Дымково?

- Сколько различных цветов можно насчитать в росписи дымковских игрушек?

Затем предлагаю потренироваться в выполнении элементов росписи на бумаге, продумать размещение узора на игрушке, выполнить эскиз. Для этого задания могут пригодиться несколько печаток-тычков разного размера. Чтобы изготовить тычок, нужно свернуть полоску бумаги в тугую трубочку. Чем длиннее полоска бумаги, тем тычок толще. Для каждой краски используют свой тычок.

Практическая работа

Предлагаю детям стать мастерами – расписать вылепленные игрушки. В процессе самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь.

Подведение итогов урока. Рефлексия. 

       В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы, не забывая похваливать каждого ученика, отметить  в игрушке то, что лучше всего удалось.              

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО "Дымковская игрушка"

Конспект урока по ИЗО для 5 класса "Дымковская игрушка"...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...

План-конспект урока во 2 классе «Игрушки».

Данный урок достигает следующих метапредметных результатов: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; построение логичных рассуждений, включающее установл...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

Конспект урока в 6-м классе Тема урока: " Описание игрушки. Матрешка"

Матрешка-символ русского характера. Подготовка учащихся к сочинению- описанию матрешки.Дать представление о матрешке, как национальной игрушке, соединившей в себе базовые русские ценности...