Конспект урока в 6-м классе Тема урока: " Описание игрушки. Матрешка"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Зленко Екатерина Юрьевна

Матрешка-символ русского характера. Подготовка учащихся к сочинению- описанию матрешки.Дать представление о матрешке, как национальной игрушке, соединившей в себе базовые русские ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_6.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  в 6-м классе  
Тема урока: " Описание игрушки. Матрешка"

"Матрешка - символ русского характера".

Оборудование урока: иллюстрации, фотографии матрешки; матрешки, изготовление мастерами народных промыслов; репродукции картин Е.Ф. Честнякова "Город всеобщего благоденствия", Б.М. Кустодиева "Ярмарка" (1910 г.) и "Масленица" (1919 г.), С.В. Иванова "Семья" (1910 г.), фотографии кукольной галереи "Вахтангов" (Москва, Центральный дом художника).

Домашнее задание к уроку: индивидуальное сообщение о происхождении матрешки.

Цели урока:
1. Подготовить учащихся к сочинению - описанию матрешки.
2. Дать представление о матрешке как национальной игрушке, соединившей в себе базовые русские ценности.

Ход урока.

Этап подготовки восприятия учащихся. Цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу, актуализировать знания.

Вступительная беседа. Перед вами фрагмент картины Ефима Васильевича Честнякова, ученика знаменитого художника И.Е. Репина, "Город Всеобщего Благоденствия".

- Кто изображен на этой картине? Почему она так называется, как вы думаете? (На картине мы видим детей. Судя по их одежде, они принадлежат к разным сословиям, но их объединяет одно - все дети веселы и нарядны, в руках у них игрушки.)

В русских крестьянских семьях верили, что если ребенок усердно и много играет, то в будущем в его семье будет достаток и благополучие.

- Знаете ли вы, что традиции могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни. Например, любимой игрушкой русского царя Николая II была миниатюрная железная дорога, а когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.

- А в какие игрушки играете (играли) вы? Есть ли у вас любимая игрушка? (Здесь уместно поговорить о современных игрушках, представляющих собой злобных монстров, роботов, о компьютерных играх - ведь дети непременно о них вспомнят. Девочки скажут о куклах и, скорее всего, это будут пластмассовые Барби в пышных, блестящих нарядах, похожие одна на другую как две капли воды.)

- Кажется, про кукол известно все. А знаете ли вы о том, что существуют еще особые - художественные куклы? Их создают взрослые художники - кукольные мастера. Художественная кукла может быть очень похожа на знакомого человека или представлять собой литературного героя, сказочный персонаж. Самое главное: сделанная руками мастера, она выражает чувства и мысли своего создателя. Перед вами фотографии, сделанные на постоянной кукольной галерее "Вахтангов" в Москве.

- Нравятся ли вам эти куклы мастеров России, Франции, Германии, США и других стран мира? Такие куклы являются настоящими произведениями искусства, их показывают на выставках, хранят в музеях, коллекционируют.

Мы же с вами сегодня будем говорить о кукле, являющейся русской национальной игрушкой, символом русской души, русского характера.

- Что это за кукла? Попробуйте догадаться.

- Название этой куклы произошло от имени собственного с уменьшительно-ласкательным суффиксом и перешло в нарицательное.
Ваня - Ванька-встанька
Петруша - петрушка
Матрена - …

- Что вы знаете о матрешке? (Учащиеся рассказывают то, что им известно).

Этап усвоения новых знаний.

Маша расскажет вам об истории создания матрешки. (Появилась эта игрушка в 1899 году. Известный художник С.В. Малютин увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая внутри, и в нее вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Кукла эта изображала Фукуруму - божество счастья и долголетия. А фигурки внутри божеств рангом пониже. Приехав в Россию, художник нарисовал подобную куклу, переодел ее в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам.

На Руси издавна точили из дерева посуду, погремушки, деревянные игрушки. Выточили и куклу. Увидев ее, кто-то ахнул: "Да это же настоящая Матрена!" так ее и назвали - Матреной, а ласково - Матрешечка, Матрешка. Имя было закреплено за игрушкой не случайно: в крестьянских семьях оно было очень распространено)

Постановка учебной цели: наша задача - рассмотреть эту удивительную игрушку и подготовиться к сочинению - описанию.

Работа над типом речи - описанием. Целенаправленное повторение ранее пройденного материала как средства подготовки учащихся к домашнему сочинению - описанию.

- Что мы знаем о таком типе речи, как описание? Каким бывает описание? Что мы можем описывать? (Внешность человека, животного, интерьер, пейзаж и т.д.)

- Какие части речи должны преобладать в описании? (Существительные и прилагательные)

- Какая композиция характерна для описания? (Вначале предмет характеризуется в целом, а затем описываются отдельные его части).

Я попробую проверить, насколько хорошо вы можете применять свои знания. Внимательно прослушайте текст и постарайтесь определить, является ли он описанием предмета.

Фрагмент текста.

Человек долго бродит по лесам в поисках большой липы. А потом долго-долго обрабатывает дерево, чтобы бесформенная чурка превратилась в красавицу. Затем кладет ее на печку, чтобы хорошо прогрелась. Ночь спит на теплой печке новорожденная куколка, а наутро ее смазывают картофельным клейстером, дают высохнуть и еще раз крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит черной тушью контур рисунка. И - достает яркие краски … (По Н.Г. Юриной)
(Это описание, но описывается не предмет, а то, как создается игрушка).

Собирание рабочих материалов

- Из чего изготавливается матрешка?
Материал: изготовлена из липы, сохраняет живое тепло дерева.

- Обычная ли это игрушка?
Матрешка: своеобразная, оригинальная, самобытная, необычная, неповторимая, уникальная.

- В чем ее своеобразие?
Конструкция: состоит из нескольких куколок, которые вкладываются одна в другую.

- Какое общее впечатление у нас создается об этой игрушке?
Общий вид: яркая, удивительная, красивая, расписная, разноцветная.

- Какие цвета характерны для матрешки?
Цвета: сочные, теплые краски.

- Какой цвет на Руси считался самым красивым?
(Слово "красный" раньше означало "красивый, хороший".

Говорили: "красная девица" - красивая девица, "красный угол" - самый нарядный и красивый угол в избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках).

- Когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, обилие красок? (Во время праздников)

- А какие русские праздники вы знаете?

Праздничные краски очень ярко передал русский художник Б.М. Кустодиев в своих картинах "Ярмарка" и "Масленица". Б.М. Кустодиев изображал жизнь и быт старых русских городов. Его картины -- как песнь о русском народе - веселом, красивом, нарядном.

- Когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. И не только потому, что эта кукла такая яркая и нарядная. Почему еще? (У матрешек приветливые лица).

- Попробуйте описать лицо игрушки.
Лицо: круглое, глаза большие, выразительные; изогнутые черные ресницы; соболиные брови; рдеющий, как угли, румянец, алые губки.

- Такая внешность не случайна, именно так описываются красавицы в русских народных сказках.

- А что считалось особой красотой девушки? (Коса) Существует и по сей день поговорка: Коса - девичья краса".

- Какими словами вы охарактеризовали бы фигуру матрешки?
Фигура: округлая, женственная.
(Это не случайно. На Руси ценились женщины дородные. Считалось, если женщина худенькая, бледная, она не сможет выполнять тяжелую крестьянскую работу).

- Какой наряд характерен для матрешки?
Одежда: платочек, русская рубашка, сарафан, передник украшен гирляндами с цветами, бутонами.
( Раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны.)

Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать свою фигуру. Также считалось позором "опростоволоситься", т.е. показаться на людях без головного убора, в современном языке это слово имеет значение "опозориться".)

- Можем ли мы по внешности определить, какой характер у матрешки?
Характер: спокойный, радостный, излучает покой, домашнее тепло.

- Что представляют собой куколки, поставленные в ряд?
(Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки. Крестьянские семьи на Руси были большие, детей было много, жили дружно, помогая друг другу. Матрешка не просто игрушка, а еще и символ такой дружной крестьянской семьи.)

- Посмотрите, как изображена семья на картине художника С.В. Иванова. (От этой картины веет спокойствием, чинностью. Видно, что в семье дети любят своих родителей, а те в свою очередь гордятся детьми.)

Этап сотворчества, сведение воедино усилий всех учащихся.

Составление плана сочинения.

- Скажите, достаточно ли нам собранных рабочих материалов для того, чтобы работать над сочинением?

- Любое сочинение включает в себя три части. Какие?

- Где мы напишем о своих впечатлениях от матрешки в целом? (Во вступлении).

- В какой части опишем частные признаки игрушки? (В основной части).

После проделанной работы план приобретает следующий вид:

Матрешка - игрушка необычная.

1. Своеобразие русской матрешки.

2. Национальная русская игрушка:
а) конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;
б) внешность куклы и особенности ее одежды;
в) черты характера, которыми наделили матрешку художник.

3. Игрушка, ставшая символом России.
- Теперь, когда у нас есть собранные рабочие материалы, так и необходимые знания о матрешке, попробуем устно проговорить текст сочинения.

Рефлексивный этап. Мы не только подготовились к сочинению - описанию матрешки, но и многое узнали о нашей древней национальной культуре. - Что нам помогла узнать матрешка?

- Зачем нам с вами знать все то, о чем мы говорили в ходе урока?

Домашнее задание: написать сочинение "Матрешка - игрушка необычная". Поскольку не у всех из вас дома есть матрешки, трудно будет описать семейку игрушек. Вы можете взять заготовки матрешек, придумать свою семейку и описать именно ее. Попробуйте почувствовать себя настоящими продолжателями народных традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.

Цели урока: введение новой страноведческой информации...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.

Конспект урока русского языка в 8 классе . Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры....

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.

Конспект урока русского языка в 8 классе . Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры....