Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку, выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок в 5 классе по теме:
«ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
Учитель изобразительного
искусства Ершова Наталья
Валерьевна.
2010/2011 уч.год
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Цель: сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края; познакомить с языком декоративно- прикладного искусства; воспитать эмоциональное отношение человека к окружающему миру; показать связь ДПИ с современным искусством.
Оборудование: для учеников– фломастеры, восковые мелки, бумага, простой карандаш, ластик; для учителя-предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео - материал.
Зрительный ряд: предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео - материал .
Ход урока
- Организационный момент.
Регистрация учащихся в классном журнале. Проверка подготовки рисовальных принадлежностей.
- Вступительное слово учителя.
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку, выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.
Художественный образ произведений декоративно-прикладного искусства имеет ряд специфических особенностей. Вещь – конструкция рациональная, не имеющая прототипа в природе. Для человека она предмет его мечтаний или забот, радости или огорчений, верный помощник или враг, символ его труда, праздник, настроение. Поэтому независимо от замысла художника, вещь несет и определенный образ. Изделия декоративно-прикладного искусства включают в себя и элементы духовной культуры, национальные традиции.
В связи с разнообразием назначения вещей и используемых при их изготовлении материалов, выделяются разновидности и жанры декоративно-прикладного искусства. Основные из них – это оформление ткани, моделирование одежды, керамика, художественный фарфор, изделия из стекла, изготовление игрушек, ювелирное искусство.
К декоративно-прикладному искусству относятся произведения, выполненные из различных материалов, таких как дерево, глина, камень, ткань, стекло, металл. Материал определяет положительное отношение к вещи, когда качества материала (его легкость, невесомость, или устойчивая утяжелённость, упругость; привлекательность, красивая поверхность) связываются с формой и назначением.
Материал может выражать прямые функции предмета: керамический сосуд должен быть легким и устойчивым, тканное и вышитое полотенце – практичным, резная деревянная мебель – удобной и т.д. Совмещение материалов также может придавать предмету разные свойства. В одних случаях, когда вещь выполнена из различных материалов, она может быть непрактичной, в других – дополнительное оформление воспринимается как украшение, как эстетический эффект.
Особую ценность представляет уникальность изготовления произведений декоративно-прикладного искусства. Определяет ценность вещи ручная работа, отпечаток руки мастера. Искусность руки мастера, вооруженной простыми инструментами, преобразовывает материал, создавая определенную форму, образ, вкладывает в него внутренний смысл.
Способ обработки материала может быть различным: резьба по дереву, гончарное ремесло, роспись, ткачество, вышивка, ковка металла, чеканка и так далее.
Украшением произведения декоративно-прикладного искусства является накладной рельеф или рисунок. Накладной рельеф наносится на готовую поверхность формы. Благодаря ему фактура поверхности становится богаче, появляется игра светотени. Один из распространенных типов украшения предметов декоративно-прикладного искусства – рисунок. Он переносится на готовую форму и обладает множеством разновидностей. Это может быть и одноцветная линия, сложный многокрасочный узор или многофигурная композиция. Рисунок тесно взаимосвязан с формой предмета: узор на ковре определяет плоскость, линии на кувшине подчеркивают объем.
Ритм складывается в орнамент. Орнамент читался. Он был пожеланием счастья, родовым знаком, национальным орнаментом, иногда в нём было записано послание.
По узору вышивки узнавали из какой деревни гость.
По узору на булате- где он выкован.
По узору наличника- как зовут мастера, хотя имени он в него не вписывал.
По орнаменту мы узнаём эпоху, стиль, время.
Существуют определённые символические изображения, например:
солнце, огонь- в виде ромба, земля, плодородие, засеянное поле- окружность, птица- символ тепла, света, урожая, «древо жизни» символизирует непрерывность жизни, символ небесного огня- орёл, предвестник зари и солнца- петух , священные животные, охраняющие «древо жизни»- крылатые собаки.
В произведениях ДПИ часто встречается ритм. Важнейшие признаки ритма- это повторяемость явлений, элементов или форм. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»). В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, неравномерность, не математическая точность. Ритм в ДПИ присутствует как один из важнейших элементов выразительных средств композиции. Он не только участвует в построении изображения, но и зачастую придаёт содержанию определённую эмоциональную окраску. В произведениях ДПИ особая роль отводится ритму. Все многочисленные композиции орнамента построены на определённом ритмическом чередовании элементов.
Одно из главных мест в рисунке занимает орнамент. Большое значение ему отводится в народном искусстве. Здесь орнамент, также как и цвет, несет в себе не только эстетический эффект, но и символическое значение. Розетка на прялке – солнце, женская фигурка на рушнике – богиня плодородия, дерево с птицами на кроне – древо жизни и райские птицы.
Произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому в определенные исторические эпохи в декоративно-прикладном искусстве выражаются черты стиля. Благодаря произведениям этого искусства широкие массы людей приобщаются к современным представлениям о красоте.
- Практическая часть.
Самостоятельная работа учащихся над эскизом узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.
- Заключительное слово учителя.
Итак, дорогие друзья, мы совершили сегодня прекрасное путешествие в мир декоративно- прикладного искусства, познакомились с творчеством народных мастеров, убедились в том, что произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому они рассказывают нам о различных эпохах, народах, традициях. Мы видим, что ДПИ не ушло на задний план, а продолжает волновать и радовать нас.
- Итоговая часть.
Контроль за завершением работы состоит из трёх частей:
- выполнение подготовительного рисунка (эскиза);
- выполнение рисунка в цвете;
- анализ выполненных работ и выставление оценок.
Домашнее задание: подбор иллюстративного материала о русском народном костюме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
Цель урока:познакомить учащихся со значением полотенца в жизни славян, дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно-прикладное ...
« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
Урок " Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки " Представленный урок проводится в 5классе по УМК под редакцией М.Б Неменского по теме «Полотенце ».Урок является комбинированны...
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Презентация используется на уроке изо в 5 классе. Тема урока "Русская народная вышивка"....
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 5 класс презентация с конспектом
Урок "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс...
Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.
В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....
Тема "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки"
Урок в 5 классе на тему "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки"...