« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Цель урока:
познакомить учащихся со значением полотенца в жизни славян,
дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Образовательная
дать представление о значении полотенца в жизни русского человека, о видах орнамента, символике.
Развивающая
развить навыки учащихся по построению орнаментальной, композиции, умению выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе,
развить эстетический вкус и творческие способности учащихся.
Воспитательная
воспитание любви к своей Родине, её истории и традициям.
Тип урока:
интегрированный, с элементами проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovleva.rar | 604.46 КБ |
Подписи к слайдам:
Все предметы декоративно-прикладного искусства несут печать определённых человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить роль её хозяина.
Цель урока: познакомить учащихся со значением полотенца в жизни славян, дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно-прикладное искусство. Задачи: Образовательная дать представление о значении полотенца в жизни русского человека, о видах орнамента, символике. Развивающая развить навыки учащихся по построению орнаментальной, композиции, умению выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе,развить эстетический вкус и творческие способности учащихся. Воспитательная воспитание любви к своей Родине, её истории и традициям. Тип урока: интегрированный, с элементами проектной деятельности.
Поставленные задачи способствуют:- творческому развитию художественной грамотности в сфере декоративно-прикладного искусства;- сознательному применению приобретённых знаний в процессе творческой работы; развитию художественного вкуса, ощущению меры стилистического единства;- Развитию творческой инициативы; выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития индивидуальности.
Оборудование урока: 1. Выставка методических пособий: «Ручная вышивка».2. Выставка вышитых полотенец.3. Выставка книг по вышивке.4. Подбор иллюстраций с изображением вышитых полотенец.5. Мультимедийный проектор6. Музыкальный центр. Подготовительный этапПоисковая работа учащихся по темам:1)подгруппа – материал о полотенце. 2)подгруппа – материал об орнаменте 3)подгруппа – материал о символах на русских народных полотенцах.
План урока1.Организационный момент.2. Сообщение целей и содержание урока.3. Вводная беседа.4. Выступления учащихся.5. Закрепление изученного материала.6. Физкультминутка.7. Самостоятельная работа. 20 мин.8. Подведение итогов, выставка работ учащихся. .
Ход урока: Организационный момент.Проведём небольшую проверочную работу на наши знания.Работа с тестами.Правильный ответ отмечаем кружком.Закончив работу, соседи по парте обмениваются тестами.За каждый правильный ответ балл. Оцениваем работу соседа:за пять правильных ответов оценка «5», за 4 оценка «4» и т.д.
Работа с тестами1Русский срубленный жилой дом.а) кремль;б) терем;в) палаты;г) изба2. Бревно, венчающее кровлю русской избы.а) причелина;б) охлупень;в) полотенце;г) рубель 3. Как называлась лавка в русской избе в виде длинного ящика с крышкой?а) конник;б) столешник;в) оберёг;г) рубельДоска, идущая по свесу крыши, деталь декоративного убранства русской избы.а) охлупень;б) столешник;в) полотенце;г) причелина.5. Как в восточнославянской мифологии называется дух дома:а) леший;б) кикимора;в) домовой;г) злыдень.
Звучит песня «Коробейники»Учитель достаёт расписной сундучок, приговаривая:Мы на ярмарке бывали И подарки выбирали.Принесли вам сундучок-Позолоченный бочок.Сундучок тот не простой,И товар в нём расписной,Вынимаем на показИ ведём про них рассказ.Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен полотенцами.Показываю полотенце, которое вышивала мая прабабушка. Этому полотенцу более 100 лет. Я очень бережно отношусь к этому предмету.Это память о моих корнях. Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец.В течение жизни человек выступает в разных качествах: сначала он ребёнок, которому ничего не нужно, кроме вкуса тёплого материнского молока на губах. Потом это мальчик и девочка, юноша и девушка, жених и невеста, баба и мужик, большак и большуха, старик и старуха.Каждый момент жизни, сколько бы он не длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой.
Зимними вечерами, когда все работы в поле были закончены, молодые в деревнях собирались на посиделки. Там наши бабушки и прабабушки учились уму-разуму, там и пряли и шили, вышивали.Труд – это главный закон жизни славян, её главный нравственный стержень. Вот кто с прялкой, кто с гребнем, а кто с рукоделием.Уч-ся: «Я читала, что к моменту сватовства в запасе у невесты одних подарочных полотенец было около 100 штук»Да, так каждая девушка готовилась к свадьбе. С 7 лет девочке заказывали сундук и к свадьбе он должен быть полным, то есть она готовила себе приданое. В русских деревнях и сёлах этот обычай сохраняли до начала 20 века. Поэтому девочку, как только она могла держать иглу в руках, учили вышивать
Русские женщины с давних времён отличались мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты.
Крестьянская девушка приносила в дом будущего жениха приданое, которое она должна была приготовить ко дню своего совершеннолетия к 15-16 годам. Это была одежда на все случаи жизни: холсты, столешники, подзоры и, конечно, полотенца.
Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти. Значение полотенец огромное. Полотенце - полоса чистого космоса.
Обряд «Хлеб-соль».Что означает этот обряд?
Орнамент - язык тысячелетий, он старше всех произведений искусств. Именно в народном орнаменте - древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость, зачатие его мировоззрения.
Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определённому ритму. Часть орнамента, которая полностью повторяется через определённое расстояние, называется рапортом, что в переводе с латинского означает повторение.
Построение орнамента всегда связано с понятием симметрия, которая характерна для узоров народной вышивки.Различают следующие орнаментальные мотивы:геометрический, растительный, животный, птичий.
Техника безопасности при работе с ножницами:
Ножницы — острый инструмент Не держи ножницы концами вверх Не оставляй ножницы в открытом виде Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища При работе следи за пальцами левой руки Без разрешения учителя не бери инструменты
ФизминуткаПостановка художественной задачи: выполните свой эскиз вышитого полотенца. Работать будем в технике аппликации (работа в парах)
Вспомним приёмы складывания бумаги для вырезания повторяющегося элемента или симметричного узораПрактическое выполнение задания (20 мин.)Постараемся создать композицию из знаков символовПодведение итогов
Мы познакомились с некоторыми народными традициями,обрядами , связанными с полотенцами, традициями народнойвышивки, древней символики, образов, знаков.Проследили значение полотенца в жизни славян.
В конце урока на доске организуется экспресс – выставка готовых работ.… Прекрасен мирВещей накоплен был веками.Хранит их каждый дом, а может быть – музей.Умейте рисовать и сотворять рукамиВсё то, что может радовать друзей.Путь творчества людей прекрасно бесконечен, В нём место есть всегда для нас с тобой.Желаю вам удач и говорю: «До встречи!»
Ресурсы, использованные на уроке:
1.Учебник «Изобразительное искусство» 5класс Авторы Н.А.Горяева О.В. ОстровскаяМосква Просвещение 2009 г. 2. Методическое пособие к учебнику Автор Н.А. Горяева Москва Просвещение 2009г.3.Интернет ресурсы:www.museum.ru/eduportal/sait/polotenze/… bycialisof.blogspot.com/2008/10/blog-post_13.html narjad.narod.ru/izgoto/polotenca.htm ulmuzeum.narod.ru/polotenze/polotenze.html www.icif.ru/cyc/orn/index.htm www.garmoniavdome.ru/biseropletenie/99.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
Урок " Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки " Представленный урок проводится в 5классе по УМК под редакцией М.Б Неменского по теме «Полотенце ».Урок является комбинированны...
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Презентация используется на уроке изо в 5 классе. Тема урока "Русская народная вышивка"....
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 5 класс презентация с конспектом
Урок "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс...
Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.
В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....
«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»....