« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Урок " Образы и мотивы
в орнаментах русской народной вышивки " Представленный урок проводится в 5классе по УМК под редакцией М.Б Неменского по теме «Полотенце ».
Урок является комбинированным с элементами интеграции ИЗО и технологии. По времени занимает 40 минут. В ходе урока использую различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную, фронтальную. Приобщение к искусству в средних классах - это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. Декоративно-прикладное искусство-это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, созданных на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Эта сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Поэтому в качестве воспитательной задачи я ставлю задачу-воспитание любви к своей Родине, её истории и традициям. Для того чтобы показать значимость этой проблемы, предлагаю учащимся познакомиться с предметами крестьянского бытового искусства и ролью этих предметов в жизни людей.
Автор учебника, по которому ведётся обучение Учебник под редакцией М.Б.Неменского
Продолжительность: 40 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_i_motivy.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя урока: Все предметы декоративно-прикладного искусства несут печать определённых человеческих отношений. Украсить –значит наполнить вещь смыслом, определить роль её хозяина.
Тема урока: « Образы и мотивы
в орнаментах русской народной вышивки»
5 класс
Яковлева Надежда Анатольевна
учитель технологии
Пояснительная записка
Урок " Образы и мотивы
в орнаментах русской народной вышивки " Представленный урок проводится в 5классе по УМК под редакцией М.Б Неменского по теме «Полотенце ».
Урок является комбинированным с элементами интеграции ИЗО и технологии. По времени занимает 40 минут. В ходе урока использую различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную, фронтальную. Приобщение к искусству в средних классах - это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. Декоративно-прикладное искусство-это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, созданных на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Эта сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Поэтому в качестве воспитательной задачи я ставлю задачу-воспитание любви к своей Родине, её истории и традициям. Для того чтобы показать значимость этой проблемы, предлагаю учащимся познакомиться с предметами крестьянского бытового искусства и ролью этих предметов в жизни людей.
Автор учебника, по которому ведётся обучение Учебник под редакцией М.Б.Неменского
Продолжительность: 40 минут
Цель познакомить учащихся со значением полотенца в жизни людей, дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно – прикладное искусство.
Задачи: О: Способствовать закреплению и расширению знаний по теме, кругозора; дать представление о значении полотенца в жизни русского человека, о видах орнамента, символике.
В: Способствовать мобилизации знаний и опыта;
воспитание любви к своей Родине, её истории и традициям.
Р: развить навыки учащихся по построению орнаментальной, композиции, умению выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе,
развить эстетический вкус и творческие способности учащихся.
Способствовать коррекции речи, совершенствовать навыки публичного выступления, генерирования идей, аргументированного спора;
при необходимости способствовать слуховой и речевой коррекции.
Предварительная подготовка:
Исследовательская работа учащихся
Поисковая работа учащихся по темам:
подгруппа – материал о полотенце.
подгруппа – материал об орнаменте
подгруппа – материал о символах на русских народных полотенцах.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, рефлекторы, рабочие листы, памятка "Маленькие секреты"
Формирование компетенции
Способствовать формированию ключевых компетенций:
Коммуникативной: умение вступать в контакт с людьми.
Информационный: критическое отношение к информации, обобщение, анализ и др. действия с ней.
Кооперативной: понимание значений общих усилий как условие успешного выполнения общего дела. Умение совместно работать, давать оценки.
Проблемная: концентрация внимания на поиск решения поставленного
вопроса
Оргмомент | Смотрю, вижу |
Эмоц. настрой | Психологический настрой |
Мотивация | Беседа подводящая к теме |
Актуализация знаний | Тест |
Объяснение нового материала | Презентация Поисковая работа по группам Исследовательская работа Дискуссия "Мы в группе" (Работа в парах) |
Практичесая работа | Заполнение таблицы"Найди связь с жизнью". |
Закрепление | Закончи предложение: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… |
Домашнее задание | Составить синквейн на тему "Вышивка" |
Рефлексия | Цветовое предпочтение |
Завершение урока | Экспресс выставка |
Межпредметная связь:
Урок технологии;
Урок ИЗО.
Урок информатики (cхемы, нарисованные в программе Excel).
Ход урока
Организационный момент
(Рефлексия)
У вас на столах лежат веера (рефлекторы, выберите пуговицу того цвета, который сейчас отражает ваше настроение. Спасибо!)
Проведём небольшую проверочную работу на ваши знания:
Работа с тестами
1Русский срубленный жилой дом.
а) кремль;
б) терем;
в) палаты;
г) изба
2. Бревно, венчающее кровлю русской избы.
а) причелина;
б) охлупень;
в) полотенце;
г) рубель
3. Как называлась лавка в русской избе в виде длинного ящика с крышкой?
а) конник;
б) столешник;
в) оберёг;
г) рубель
Доска, идущая по свесу крыши, деталь декоративного убранства русской избы.
а) охлупень;
б) столешник;
в) полотенце;
г) причелина.
5. Как в восточнославянской мифологии называется дух дома:
а) леший;
б) кикимора;
в) домовой;
г) злыдень.
Звучит песня «Коробейники»
Учитель достаёт расписной сундучок, приговаривая:
Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок-
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нём расписной,
Вынимаем на показ
И ведём про них рассказ.
Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен полотенцами.
Показываю полотенце, которое вышивала моя прабабушка. Этому полотенцу более 100 лет. Я очень бережно отношусь к этому предмету. Это память о моих корнях.
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец.
В течение жизни человек выступает в разных качествах: сначала он ребёнок, которому ничего не нужно, кроме вкуса тёплого материнского молока на губах. Потом это мальчик и девочка, юноша и девушка, жених и невеста, баба и мужик, большак и большуха, старик и старуха.
Каждый момент жизни, сколько бы он не длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой.
Зимними вечерами, когда все работы в поле были закончены, молодые в деревнях собирались на посиделки. Там наши бабушки и прабабушки учились уму-разуму, там и пряли и шили, вышивали.
Труд – это главный закон жизни славян, её главный нравственный стержень. Вот кто с прялкой, кто с гребнем, а кто с рукоделием.
Уч-ся: «Я, читала, что к моменту сватовства в запасе у невесты одних подарочных полотенец было около 100 штук.
Да, так каждая девушка готовилась к свадьбе. С 7 лет девочке заказывали сундук и к свадьбе он должен быть полным, то есть она готовила себе приданое. В русских деревнях и сёлах этот обычай сохраняли до начала 20 века. Поэтому девочку, как только она могла держать иглу в руках, учили вышивать. Русские женщины с давних времён отличались мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты. Крестьянская девушка приносила в дом будущего мужа приданое, которое она должна была приготовить ко дню своего совершеннолетия к 15-16 годам. Это была одежда на все случаи жизни: холсты, столешники, подзоры, головные уборы и, конечно же, полотенца.
Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.
Значение полотенец огромное. Полотенце полоса чистого космоса.
Было проведено исследование среди учащихся нашей школы, из которого узнали, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.
Таблица 1 Анкетирование учащихся показало:
Умеете ли вы вышивать ? | Занимаетесь ли вы вышивкой сейчас? | Хотите ли вы научиться вышивать? | Ваши бабушки или мамы когда – то занимались вышивкой? | Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас? | |
да | 50% | 30% | 40% | 70% | 50% |
Нет | 50% | 70% | 10% | 10% | 30% |
Не зню | 20% | 20% | |||
Вывод: из таблицы видно, из всех учениц нашей школы класса умеют вышивать 50% - это радует. 40% учениц с удовольствием научились бы вышивать. Значит, есть занятие, которое бы могло объединить, сблизить взрослых и детей – это рукоделие «вышивка ».
Наши поисковые группы нашли материал о видах полотенец и обрядах связанных с полотенцами (Презентация)
Учитель:
В древности, чтобы деревня избавилась от болезни, какая - нибудь женщина в тайне ото всех вышивала полотенце, а потом с молитвой или заговором его сжигала
А какой обряд с полотенцем сохранился в наше время для встречи гостей?
Обряд «хлеб-соль» Что означает этот обряд?
Хлеб - Земля-Матушка. Соль – Солнце. Полотенце дорога жизни
«Полотенце сопровождает человека в последний путь и присутствует на поминальных обрядах. Узор на таком полотенце – тёмно-красная полоска. Закончилась жизнь, и потому это полотенце оставляют завязанным на кресте».
По количеству вышитых полотенец и их качеству односельчане судили о мастерстве девушки, о владении женским ремеслом о художественном вкусе и трудолюбии.
На полотенцах украшалось два конца. В течение столетий у русского народа выработались определённые приёмы исполнения вышивки, орнамента и его колорита.
Орнамент- язык тысячелетий, он старше всех произведений искусств. Именно в народном орнаменте древних письменных, отложилось тысячелетняя мудрость народа, зачатии его мировоззрения.
Уч-ся: Геометрические фигуры, из которых складывались простейшие узоры несли когда-то смысл жизни, олицетворяя силы природы и являлись охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, в том числе и дом.
«Орнамент» в переводе с латинского означает украшение. В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску.
Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой – воду, а вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающимися линиями - огонь и молнию. Солнце и Луну – источники света обозначали фигурками в виде круга, квадрата и ромба.
Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери – земли, связанный с почитанием земли и влаги.
Деревья с раскидистыми ветвями плодородные земли: траву, цветы, кусты и деревья называли « волосами земли». Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.
Олень и конь олицетворяли солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.
Основным символом был ромб, наделённый множеством значений. Ромб – символ солнца, огня, плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала «дерево жизни».
Учитель:
Каждый элемент узора о чём – то говорит, оберегает, помогает, соединяет мир земли и неба.
Уч-ся:
Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определённому ритму. Часть орнамента, которая полностью повторяется через определённое расстояние, называется рапортом, что в переводе с латинского означает повторение.
Построение орнамента всегда связано с понятием симметрия, которая характерна для узоров народной вышивки.
Различают следующие орнаментальные мотивы:
Геометрический
Растительный
Животный
птичий
Растительный орнамент. Самый распространённый после геометрического и самый излюбленный. Разные времена и разные народы давали свои растительные узоры.
Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др.
Физкульт. минутка
Постановка художественной задачи:
выполните свой эскиз вышитого полотенца. Работать будем в технике аппликации.
Техника безопасности при работе с ножницами.
Вспомним приёмы складывания бумаги для вырезания повторяющегося элемента или симметричного узора.
Практическое выполнение задания. 20 мин. Работа в парах.
Постараемся создать композицию из знаков символов.
Д/З.Составить синквейн о вышивке
4. Подведение итогов.
Заключительное слово .
Давайте подведем итог. Что вы узнали нового? (даю ответить)
Закончи предложение:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
. Возьмите веера и определитесь: какая пуговица отражает ваше настроение сейчас. Спасибо!
В конце урока на доске организуется экспресс – выставка готовых работ
Спасибо. Мне было приятно с вами работать!
Ресурсы использованные на уроке
Учебник изобразительное искусство 5класс
Авторы Н.А.Горяева О.В. Островская
Методическое пособие к учебнику
Автор Н.А. Горяева
интернет ресурсы:http://www.svarga.su/fot1.html, http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html
http://revolution.allbest.ru/culture/00362290_2.html
http://www.detiperuna.ru/?p=640
http://iterra.org.ua/khudozhniki-istorija-iskusstva/russkie-ornamenty
http://zolotnitsa.rossiaforum.com/t23-topic
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
Цель урока:познакомить учащихся со значением полотенца в жизни славян, дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно-прикладное ...
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Презентация используется на уроке изо в 5 классе. Тема урока "Русская народная вышивка"....
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 5 класс презентация с конспектом
Урок "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс...
Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.
В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....
«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»....