Тема "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Гаврилова Ирина Ивановна
Урок в 5 классе на тему "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ИЗО в 5 классе

Тема "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки"

Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Расширить кругозор, познакомить с символикой в орнаменте русской вышивки.

Задачи:

  1. Значение вышивки в русском укладе. Использование славянских символов в вышивке их значение.
  2. Развитие образного мышления, художественного вкуса, навыков культуры труда, самостоятельности.
  3. Воспитание аккуратности и эстетического вкуса.

Оснащение урока: Магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, рисунки вышивок, вышитые работы.
У ученика: тетрадь, карандаш, двойной лист в клетку.

Ход урока:

Организационный момент:

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Сообщение темы и целей урока.
  • Проверить отсутствующих в классе. http://festival.1september.ru/articles/525190/img1.jpg

Основная часть:
1. Беседа.
(По ходу урока дети делают записи в рабочую тетрадь).
На предыдущих уроках вы познакомились с различными ручными швами и стежками, которые используются в вышивке.
Посмотрите, пожалуйста, на рисунки, расположенные на доске

Вопрос: Где-нибудь вы видели такие рисунки?
А что на них изображено?
Сегодня на уроке мы познакомимся с символикой в орнаменте русской вышивки.
«Орнамент – это музыка… Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием…Люди должны научится читать забытые ими знаки», С. Есенин «Ключи Марии».

Запись в тетради темы урока «Символика орнамента в русской вышивки».
Вопрос: Какие слова вам не знакомы?
Символ, орнамент.
Вопрос: А какими символами мы пользуемся в нашей жизни?
Запись в тетради.
Символ ~ опознавательный знак.
Орнамент ~ узор, состоящий из чередующихся элементов для украшения чего-либо.

2. Исторические сведения.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.
С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img2.jpg

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. Ведь для этого не надо было сложных приспособлений: небольшой кусок ткани и два плотно облегающих друг к другу обруча. Холст, нитки и игла обязательно были в каждом доме.
Учиться вышивать начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое. Вышивать начинали, когда позади было прядение, ткачество и наступала пора долгих и светлых дней. Это время прилета птиц, которые, как верили, приносили тепло летушко, а с ним и новый урожай – основа и благополучие крестьянской семьи.
Узоры, которыми мастерицы расшивали свои изделия, были унаследованы ими от предшественниц. Из поколения в поколение передавались и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Конечно, вышивальщицы не повторяли автоматически одно и то же на протяжении столетий. Каждая из них дополняла полученные от старшего поколения навыки и сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась. Бережное сохранение достижений прошлого – один из основных принципов народного искусства.
В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.
Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.
Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года). (Показ на рисунках) Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img3.jpg

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img4.jpg

http://festival.1september.ru/articles/525190/img5.jpg

Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица, предстающая то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме. (Просмотр вышивок)
Хранителем домашнего очага считался
конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах. Часто модно было увидеть коней и птиц по сторонам цветущего древа.

Эскиз орнамента вышивки на полотенце

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. (Просмотр изображений)

http://festival.1september.ru/articles/525190/img7.jpg

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img8.jpg

Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img9.jpg

А теперь давайте, обратим внимание на цветовое решение вышивок.
Вопрос: Какие основные цвета преобладают в вышивках?
красный, белый 
В языке народной символики цвету принадлежит, чуть ли не самая главная роль.
Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, вселенная представлялась озаренной небесным светом (светить, сиять, блестеть). Белый цвет почитался как символ красоты, а источником красоты и жизни почитался свет – огонь.
Славяне почитали огонь началом высшей животворящей и самой жизни. Красный цвет – символ огня – в народном представлении благовидный, прекрасный, красивый (красно-солнышко, красна-девица).

3. Работа в тетради

В тетрадь запись и зарисовка основных символов:

Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img10.jpg

Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img11.jpg

Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img12.jpg

Конь – оберег домашнего очага, символ добра

http://festival.1september.ru/articles/525190/img13.jpg

Древо – символ жизни, единства рода.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img14.jpg

Вода– живительная сила.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img15.jpg

Огонь – очистительная сила.

http://festival.1september.ru/articles/525190/img16.jpg

А теперь мы попробуем с вами нарисовать для себя обереги, которые принесут в ваш дом не только красоту, но и мир, и добро.
Прослушивание грамзаписи (народные мотивы).
Девочки рисуют символы на листах бумаги.
В конце урока все прикрепляют рисунки на доску, и проходит анализ работ с выявлением лучших.
Работы оцениваются самими детьми.

Домашнее задание.
Закончить работу, начатую на уроке по составлению рисунка для вышивки на фартук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Цель урока:познакомить учащихся со значением полотенца в жизни славян, дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно-прикладное ...

« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Урок " Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки " Представленный урок проводится в 5классе по УМК под редакцией М.Б Неменского по теме «Полотенце ».Урок является комбинированны...

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Презентация используется  на уроке изо в 5 классе. Тема урока "Русская народная вышивка"....

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 5 класс презентация с конспектом

Урок "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....