Филимоновские свистульки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
Разработка урока ИЗО во втором классе по теме "Филимоновская игрушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filimonovskie_svistulki.docx | 74.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Урок изобразительного искусства во 2 классе
Разработала:
учитель ИЗО Жирова И.Л.
г. Новомосковск
2013
Цель: Расширение представления учащихся об истории возникновения народных промыслов своего родного края (Тульской области);
Воспитание бережного отношения к образцам народного творчества;
Освоение элементов филимоновской росписи.
Задачи:
-развить восприятие традиций народных промыслов на основе создания филимоновской игрушки;
-развить творческие способности учащихся с использованием различных средств художественной выразительности.
Оборудование:
-шаблон «Барышня»
-гуашевые краски желтого, зеленого и красного (можно малинового) цвета
-кисти беличьи №2, №4
-банка с водой
-мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти.
Зрительный ряд:
-филимоновская игрушка и её изображение
-презентация о филимоновском промысле.
План:
- Организационный момент
- Из истории промысла
- Организация занятия
- Практическая работа: индивидуальная, совместная
- Анализ работ
Ход урока:
- Организационный момент и постановка целей
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с народными промыслами нашего родного Тульского края. Посмотрите на слайд. Кто из вас знает, что здесь изображено?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, ребята. Значит, сегодня мы будем говорить о чем? О народных промыслах- филимоновской игрушке, истоках и современном развитии.
А для чего мы с вами знакомимся с различными промыслами? Зачем стараемся познать их историю и художественные особенности?
Ответы учащихся.
- Основной этап урока: Из истории промысла.
Учитель: Филимоновская игрушка родилась в селе Филимоново Одоевского района Тульской области. Свое название получила от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Игрушки эти лепили из глины, т.к. в этих местах были большие залежи белой глины. Слепленные игрушки обжигали в печах- горнах. Температура обжига достигала 900 градусов. Перед обжигом тщательно просушивают игрушку. Раньше изделия расписывали натуральными красками:
Желтая краска – яичный желток.
Красная краска – сок свеклы
Зелёная краска – сок травы.
Мастера хранили свои секреты лепки и росписи и передавали их из поколения в поколение. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, при этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Затем изделия продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Так игрушка разошлась по белу свету.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т.д. Ассортимент игрушки насчитывает более 30 видов.
Двухфигурные игрушки: танция (любота, дружба) несут свой свет, доброту, дружбу.
Все персонажи животного мира имеют длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову.
Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновами красками, замешенными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры (красный, зеленый, желтый, иногда и голубой) игрушки получаются яркими и веселыми. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки) нанесенный без определенной схемы, создает броский, пестрый декор.
В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек.
- Организация занятия: рассмотреть с детьми фигурки филимоновских игрушек. Обратить внимание детей на красивые женские наряды. Показать особенности украшения узором нижней части платья и юбки.
- Практическая работа.
Задание: Выполнить роспись силуэта по шаблону «Филимоновская барышня». Дети украшают силуэт по своему усмотрению: можно скопировать рисунок художника, а можно самому придумать наряд для красавицы.
- Итог урока: выставка работ учащихся
Учитель: Когда у какой-либо мастерицы получалось что-то особенное, женщины собирались, рассматривали, обсуждали, хвалили свою подругу. Мы тоже сейчас посмотрим и оценим наши работы.
Высказывания учеников.
Когда смотришь на ваши работы, то невольно появляется радостное настроение. Подарите их своим близким или друзьям. Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лепке в старшей группе "Филимоновские игрушки-свистульки "Котята"
Цель: • Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность. Задачи: Образовательные: - ...
Анализ текста в научном стиле А. Митяева «Свистулька»
Комплексный анализ текста. А. Митяев. «Свистулька»...
Открытый урок по художественной керамике «Любимая народная игрушка-свистулька»
План – конспект открытого урока Предмет «Художественная керамика»Класс: 2 «Б»Вид занят...
Разработка занятия "Лепка романовской игрушки-свистульки"
На занятии дети познакомятся с народным промыслом Тамбовской губернии- романовской глиняной игрушкой-свистулькой....
Филимоновская свистулька.
Методическая разработка урока по предмету "Прикладное творчество" на тему "Филимоновская свистулька"...
Мастер-класс "Народная глиняная свистулька"
Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности.Изготовлением глиняных свистулек занимались и в России.Начнем мастерить свистульку, изготовить её, пусть и не такую красив...