Разработка занятия "Лепка романовской игрушки-свистульки"
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему
На занятии дети познакомятся с народным промыслом Тамбовской губернии- романовской глиняной игрушкой-свистулькой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лепка из глины | 29.8 КБ |
Презентация к занятию по лепке романовской игрушки свистульки | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Мучкапского района
Тамбовской области
Методическая разработка учебного занятия
« Романовские игрушки-свистульки»
Разработал: педагог дополнительного образования
Чумаченко Ирина Борисовна
р.п. Мучкапский 2017
Пояснительная записка.
Одной из главных задач культурного общества является сохранение и возрождение традиционных русских промыслов, поэтому введение ребенка в родную культуру, приобщение его к народным промыслам, имеет приоритетное направление. Одним из самых древних и распространенных ремесел является изготовление глиняных игрушек. Каждый народ создавал свои игрушки, со своим неповторимым характером, поняв и почувствовав который мы можем проникнуть в тайны рода. Игрушка содержит много информации, скрытой от зрителя. Здесь можно увидеть и познавательную функцию, и сохранение традиций, и игровое начало. Лепка глиняных игрушек – увлекательное и очень интересное занятие, она раскрывает творческий потенциал ребенка, развивает его интеллект, и самое главное рассказывает об истории народа и его традициях, нравах и обычаях, не дает забыть свою историю.
Занятие «Романовские игрушки-свистульки» разработано в рамках проекта «Изучение народного творчества – как средство развития личности ребенка». Оно первое, где идет знакомство с историей возникновения и изготовлением глиняной Романовской игрушки, которая раньше производилась на территории Тамбовской губернии.
Простой доступный материал, как глина, несложные приемы лепки на базе простых форм, позволяют создать самые разнообразные игрушки, которые могут быть использованы как для украшения интерьера. Так и для игры.
Занятия по лепке способствуют не только развитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучают к аккуратности, усидчивости в работе, прививают навыки общественно – полезного труда.
Занятие начинается с рассказа, объяснения, которое сопровождается показом фильма, демонстрацией игрушек, слайдов с последовательностью выполнения игрушки. Проводится обсуждение наиболее интересных образцов изделий, у детей есть возможность высказать свое мнение, что служит активизацией мышления школьников.
Основное место на занятиях группы отводится выполнению практической работы. В процессе работы отрабатываются навыки приемов лепки, проработка деталей, поверхности изделия. В процессе проведений практической работы проводится инструктаж учащихся (вводный, текущий, заключительный, групповой, индивидуальный).
Инструктаж дается всей группе, затем в процессе работ называются приемы работы отдельным группам, а при необходимости проводится индивидуальный инструктаж. Демонстрируются лучшие работы. Отмечаются типичные ошибки.
Данная методическая разработка занятия может быть использована педагогами дополнительного образования, а также учителям начального и среднего звена в проведении занятий по технологии. Занятие рассчитано для детей 9-14лет.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать представление о свойствах глины;
- планировать и изготавливать игрушку-свистульку на основе базовой формы «пельмешек» из глины.
Метапредметные:
- формулировать цель и задачи учебной деятельности;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
рефлексии;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-осуществлять расширенный поиск и выделение необходимой информации с использованием ресурсов библиотек, музеев и Интернета;
Личностные: стремление к изучению истории народных промыслов Тамбовского края, гражданский патриотизм, любовь к Родине.
Тема: «Романовские игрушки-свистульки»
Тип: изучение нового материала
Цель: приобщить учащихся к искусству изготовления глиняной игрушки, через знакомство с народным промыслом Тамбовской губернии романовской игрушкой-свистулькой.
Задачи:
-Закрепить знания детей о народных промыслах России.
-Познакомить с народным промыслом Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) – технологией изготовления романовской игрушки-свистульки.
-Изучить базовую форму «пельмешек».
-Развивать творческие способности детей, используя такие приемы лепки, как скатывание шариков, колбасок, жгутиков, отрабатывать умение применять народные орнаменты при оформлении игрушки.
-Продолжать учить обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
-Воспитывать интерес к промыслу родного края.
По завершении занятия обучающиеся должны:
-знать историю возникновения и развития глиняной Романовской игрушки;
-уметь различать виды глинянных игрушек;
-выполнить из глины свою птичку-свистульку.
Методы:
информационный,объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Формы организации учебной деятельности, применяемые педагогом:
Фронтальная, индивидуальная, самоконтроль.
Материалы:
Глина, влажная салфетка, стеки, подставки, вода.
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.
Дидактические материалы: образцы различных глиняных игрушек, романовские игрушки.
Програмное обеспечение:
Презентация «Романовские игрушки».
Занятие рассчитано на 2 академических часа (2х45).
Этапы занятия.
I Организационный момент
1.Проверка готовности учащихся к занятию.
2.Актуализация опорных знаний.
3. Формулировка темы, целей и задач занятия.
4. Создание благоприятной атмосферы, способствующей творческой работе.
II Объяснение нового материала
Рассказ о традициях изготовления народной глинянной игрушки и истории Романовской игрушки с демонстрацией слайдовой презентации, а так же авторских и детских работ.
III Практическая работа
1. Знакомство с практической частью работы, рассказ о свойствах глины, о безопасных и эффективных приемах работы. Повторение правил работы с инструментами для лепки.
2.Поэтапная демонстрация последовательности работы (работа с технологическими картами).
3.Изготовление игрушки
IV Подведение итогов.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
I Организационный момент (5-7мин) | |
2. Актуализация опорных знаний - Глиняные игрушки, свистульки просто зачаровывают своей необычной красотой, самобытностью, простотой и в то же время изысканностью. Они словно пришельцы из прошлого! А что мы знаем о них, откуда они появились? Какие глиняные игрушки вы знаете (демонстрация образцов различных глиняных игрушек )? Покажите и расскажите о них. -А какие глиняные игрушки делали на Тамбовщине наши предки и делали ли их вообще? -Кто знает что за игрушки я вам показываю? (Показ образцов романовских игрушек-свистулек) Чем они отличаются от известных вам игрушек? Какие особенности вы заметили? Что хотелось бы вам узнать о них? -И так тема занятия «Романовские игрушки-свистульки» Сформулируем цель занятия: «Познакомиться с Романовской игрушкой –свистулькой» | Рассматривают образцы игрушек. Отвечают на вопросы. Обсуждение, целеполагание, знакомство с задачами занятия. |
II Объяснение нового материала (20 мин) | |
-Показ фильма «Романовские игрушки» В XIX веке особенно славилась именно Тамбовская игрушка, которую изготавливали в с. Романово Тамбовской губернии (ныне с. Ленино Липецкой области). Это игрушки-свистульки, называться по местности «романовскими» или более ласково «романушки». Однако информация на этом и закончилась, и нам пришлось обратиться к всезнающему интернету. Оказывается наша игрушка имеет царские корни. в XVI веке, бояре Романовы образовали недалеко от Липецка поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда Рязанской губернии. Возможно, они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли, богатые глиной. Так на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище. В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово. Одно из самых ранних официальных упоминаний об игрушечном промысле в Тамбовской губернии относится к 1853 году. «Тамбовские губернские ведомости» на своих страницах рассказывали о характерных для промысла сюжетах. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек того времени составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре. Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой (глазурью) или красились краской.» До Петра I чаще лепили домашних животных, а открытие Липецкого курорта вызвало к жизни новые сюжеты – тут и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры, появились барышни в роскошных нарядах. Романовская игрушка была очень популярна на Липецком курорте, каждый отдыхающий непременно хотел увезти с собой на память понравившийся местный сувенир. В послереволюционные годы гончарное ремесло стало угасать, так как упал интерес к народному искусству. И лишь благодаря усилиям местных мастеров, которых остались считанные единицы, удалось сохранить секреты старинного ремесла. Ведущими мастерами конца XIX в. становится семья Митиных из села Романово: Павел Степанович и сыновья Иван Павлович и Яков Павлович. Иван Павлович был человеком талантливым, с врожденной художественной жилкой. Он настойчиво пытался создавать узнаваемые образы. Когда в 30-х годах промысел стал постепенно угасать, лишь сын И. П. Митина – Василий Иванович (1912-1975) продолжал «крутить дудки». Не оставил он любимое дело даже во время войны. Вернувшись с фронта, Василий Иванович стал передавать опыт своим детям. Потомственный гончар, уроженец с. Ленино Липецкого района, Иван Федорович Гункин (1928-1997 гг.) продолжил традиции изготовления романовской игрушки. Он перенял увлечение игрушкой от своего отца. Игрушка Ивана Гункина, на удивление очень пластичная, живописная, и по–своему интересная. Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). И. Ф. Гункин, из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке. 10 лет Виктор Васильевич постигал технику лепки и пластику романовской игрушки и выработал свой неповторимый стиль. Его птица сирин, которую до него никто не делал, - авторская находка. В ней он сочетает образ женщины-романушки и птицы. Среди игрушек Маркина есть разнообразные свистульки: жаворонки и сирины в кокошниках, петухи с гребешком-полусолнцем, утки с выводком утят и горделивые индюки, а также столь любимые мастером и весьма сложные в работе лихие запряжки с седоками и всадники-казаки, танцующие медведи и мужики, и конечно, барыни-романушки и романцы. Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Поэтому у каждой эпохи своя свистулька. Сегодня глиняные игрушки –это сувениры и замечательные подарки. III Практическая работа ( 55мин) Так как скоро весна, то лепить мы будем предвестника весны – жаворонка на основе «пельменя». Рассмотрим образец. Туловище, головка и хвостик выполнены из одного куска глины. Все этапы работы показаны на слайдах презентации. 1. Отделить необходимый кусок глины (диаметр примерно 5-7см) и скатать шар. 2. Шарик расплющиваем между ладоней, получается лепешка, постучали по ней, подравняли. 3.Придерживая большим пальцем середину лепешки защипываем «пельмень» оставляя внутри воздушную камеру. 4. С одной стороны «пельмешка» отожимаем пальцами часть глины для шеи и головы. На головке формируем кокошник-гребешок. Вытягиваем клювик. Деревянной палочкой оформляем хохолок, продавливаем глазки, прорезаем ротик. 5. С другой стороны «пельмешка» вытягиваем хвостик, в нем будет свисток. 6.Из трех небольших колбасок (1,5см) формируем маленьких птенчиков и примазываем их на грудке, теперь слепим им гнездышко. 7.Ножки лепятся сразу две из одной колбаски. 8. Из двух шариков формируем капельки, расплющиваем и примазываем по бокам птички- это крылышки. 9.Украшаются игрушки нанесением бороздок. 10. Изготовление отверстия для свистка. Остается дать нашей игрушке хорошо высохнуть, обжечь ее в печке и раскрасить. Закрепление нового материала (рефлексия) (3-5мин.) Вопросы по теме Итоги (5мин.) Анализ и оценка работ. Выставка детских работ | Просмотр фильма Планирование работы. Лепка игрушки каждым обучающимся индивидуально Самоанализ представленных работ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
из истории Романовская игрушка возникла в деревне Романово Липецкого уезда Воронежской губернии, а ранее эта территория относилась к Тамбовской губернии (теперь посёлок Ленино Липецкой области). История игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали недалеко от Липецка поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. Так на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище. В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово.
Царские корни игрушки В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк. Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими». Наиболее ранние игрушки датируются концом IXX века.
Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета. Романовские сюжеты
Романовские сюжеты Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
Особенность декора игрушек ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами , то косыми полосками. Фантастическое зрелище липецкие глиняные птицы, совершенно непохожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги. Массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжёлыми двух- и трёхрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина.
Возрождение романовской игрушки Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером. В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком. В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки.
Сегодня традиции романовского промысла продолжают в Областном Центре романовской игрушки, который находится в селе Троицкое, Липецкой области.
Птица Сирин Сирин-птица счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим Сиренам. Это полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. В славянской мифологии, по поверью, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать ее прекрасное пение.
Среди «романушек» еще много разнообразных образов: царственные индюки, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барышни- «романушки» с военным, танцующие медведи, всадники-казаки.
Рождение игрушки в романовском промысле начинается с куска глины. Мастер садится за работу. Глину нужно перебрать, удалить камешки, корешки. Глиняную массу отбить о деревянную дощечку, станет глина однородной, без воздушных пузырьков. Существует три основных приема лепки романовской игрушки: «Пельмень», «Катушка»,«Кукан». Лепка птички
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Конспект занятия по лепке в старшей группе "Филимоновские игрушки-свистульки "Котята"
Цель: • Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность. Задачи: Образовательные: - ...
70 лет освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков. Романовское подполье Волгодонского района.
5 часов вечера. Радио Москвы вещает: « Войска Южного фронта под командованием генерал-полковника Малиновского в течение нескольких дней вели ожесточённые бои за город Ростов-на-Дону. Сегодня, 14 февра...
Открытый урок по художественной керамике «Любимая народная игрушка-свистулька»
План – конспект открытого урока Предмет «Художественная керамика»Класс: 2 «Б»Вид занят...
Своя игра по истории Нижегородского края. Урок обобщения и систематизации знаний (учебник Ф.А. Иткин, Ф.А. Селезнев, В.К. Романовский.).
Тема урока: Итоговое повторения курса история Нижегородского края XVI-XVII век.Класс: 7Тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний (учебник Ф.А. Иткин, Ф.А. Селезнев, В.К. Романовский.) в форме и...
Рабочие программы, разработанные педагогами МОУ Романовская СОШ в соответствии с изменёнными ФГОС 2021г.
Рабочие программы, разработанные педагогами МОУ Романовская СОШ в соответствии с изменёнными ФГОС 2021г....