Филимоновская свистулька.
методическая разработка на тему

Королева Елена Эмильевна

Методическая разработка урока по предмету "Прикладное творчество" на тему "Филимоновская свистулька"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filimonovskaya_svistulka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Сафоновская ДШИ №1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по специальности «прикладное искусство»

Тема: «Филимоновская свистулька»

Королева Елена Эмильевна

преподаватель отделения

изобразительного искусства

2014 год

Тема: «Филимоновская свистулька».

Цель: Познакомить детей с филимоновской росписью.

Задачи урока:

Образовательные:

- углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;

- развитие навыков копирования элементов рисунка;

Развивающая:

- развитие композиционного мышления, графического умения;

- развитие творческого воображения;

- развитие навыков самостоятельного применения художественных выразительных средств, наиболее подходящих для воплощения замысла;

Воспитательная:

- прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества.

Оборудование:

ПК, наглядный материал, иллюстративный, видеооборудование.

Материалы:

Альбом или отдельные листы, гуашь, карандаши, ластик.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)

План урока:

1.Организационный момент;

2. Беседа: история возникновения филимоновской росписи, специфика материалов и выбор глины, тематика изображений.

3.Физкультминутка.

4.Самостоятельная работа:

а) приемы работы;

б) копирование элементов;

в) роспись шаблонов свистульки.

5. Подведение итогов.

Литература:

С.К. Жегалова «Русская народная живопись» - М.: Просвещение, 1984.

«Филимоновские свистульки» - М.: «Мозаик – синтез», 2009.

«Энциклопедия юного художника».

https://www.colors.life/post/565099/

Зрительный ряд:

Видео: «Филимоновская игрушка» (серия 1)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку.

  1. Беседа (или просмотр видеофильма).

История филимоновской игрушки.

История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена правления Ивана Грозного. Эти игрушки из-за некоторых характерных особенностей называли свистульками. Они представляли собой небольшие фигурки птиц, животных и людей, которые были только оформлением для свистящего механизма.

Предназначение свистулек

Считается, что в древние времена, во времена язычества, свистом можно было отпугнуть злого демона или духа или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать на землю дождь или засуху, а также многое другое. Именно поэтому такую свистящую фигурку держали в каждом доме. Филимоновская роспись появилась на игрушках уже в начале 19-го века. Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника – Филимона. Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек. Он был первым человеком, который начал расписывать глиняные игрушки, чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени. В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом. Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера. 

Работа над игрушкой.

Сырая глина имеет голубоватый цвет, поэтому ее называют «синика». Она очень жирная и пластичная, но во время просушки изделия нужно постоянно приглаживать руками, так как на них могут появиться трещины. Зато готовые поделки приобретают красивый белый цвет, поэтому наносить узоры можно без предварительной грунтовки.

Впоследствии из синей глины стали делать горшки практически все мужчины в деревне. Благодаря этому искусству, им удавалось прокормить свою семью. В лепке принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы в поле и домашних хлопот время. Это было одним из самых их любимых занятий того времени. Иногда женщины вместе с дочерьми, которым на тот момент могло быть не больше 7-8 лет, садились в кружок и, напевая красивые старинные русские народные песни, лепили свои глиняные игрушки. 

Значение филимоновской игрушки.

Филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка. Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар. Филимоновская игрушка для детей была так называемой охраной, оберегом, который охранял малышей от зла. Многие из историков полагают, что на заре своего создания такая свистулька не была детской игрушкой. Она имела совершенно другое предназначение. Если присмотреться, то на каждой фигурке можно увидеть магические знаки (филимоновские узоры), имеющие определенный смысл. Интересна и форма игрушки. Она наводит на мысль, что каждая из них что-то обозначает. 

Обжиг в печи. 

В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи. Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой. Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту. Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. Обожженная глина уже подготовлена для работы.

Филимоновские игрушки. Их образы.

Принято считать, что филимоновские игрушки имеют определенную форму, в которой заключено какое-то конкретное обозначение. Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно. Еще один образ – это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны – новой жизни. Олень – символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь – олицетворение всего живого. Считалось, что конь – это символ воды, солнца, плодородия. Корова – воплощение бодрости и силы духа.

Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы – это все олицетворение птиц. Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигуры зверей и птиц. Фигуры людей напоминают их очень отдаленно. Понять, кто из людей вылеплен из глины, можно только благодаря деталям одежды, на которых присутствуют определенные элементы филимоновской росписи.

У женщины, как правило, одежда состоит из юбки-колокола и блузы, а у мужчины – яркая рубаха и штаны. Филимоновская роспись очень необычная, смелая, завораживающая взгляд. Узоры на одежде говорят о самом главном – о связи человека с природой.

Многие хотят знать, как нарисовать филимоновскую игрушку. Наряд представляет собой яркие четкие рисунки, хаотично разбросанные по одежде. На одеждах рисовали пятна и кружочки, листики и точечки, черточки и звездочки и многие другие элементы росписи. У женщины юбка всегда была разноцветная, блузка насыщенного ярко-малинового цвета, а шляпка украшалась яркой каемочкой. У мужчины обязательно должна была выделяться рубаха.

Филимоновская роспись. 

Раскраска лица Лицо всегда было одинаковым. На белом фоне рисовали глаза и брови синим или черным цветом. Иногда глаза были зелеными. Форма глаз всегда была одинаковой. Глаза – черточки. Рот обязательно должен был быть малинового цвета. Никогда не допускалось рисовать выразительные черты лица. Считалось, что фигура – это оберег, поэтому именно лицо игрушки должно было отпугивать злых духов. 

Основные цвета. 

Одна из отличительных черт, которой обладала филимоновская роспись, – это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски. Еще одна филимоновская игрушка, роспись которой была всегда одинаковой, – животное. Его тело и шея всегда раскрашивались поперек, а цветовая гамма использовалась одинаковая: зеленый, желтый и малиновый цвета. В итоге животное было раскрашено разноцветными полосками с мордой красного или зеленого цвета. Интересно, что свистулька - филимоновская игрушка, раскраска которой производится не специальными кистями для рисования, а кисточками, сделанными из куриных перьев. 

Обряд «свистопляски». 

Каждый человек хоть один раз в жизни, но слышал такое выражение. Однако мало кто правильно понимает значение выражения «устроить свистопляску». Люди думают, что это выражение означает ссору или выяснение отношений, то есть возможность доказать что-то кому-то. На самом деле, в середине 19-го века это был один из самых красивых, интересных обрядов. В определенный день в году абсолютно все выходили на улицу и начинали петь, танцевать и все вместе свистеть в свистульки. Этими действиями они хотели преклониться перед умершими родственниками, это был определенный обряд памяти. После совершенных действий люди могли попросить у Бога все, что хотели. Некоторые вызывали дождь, другие благодарили Бога за хороший урожай или просто за хорошую погоду. Все вокруг были счастливы и получали удовольствие от жизни.

Филимоновская лепка в наше время.

Для многих филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20-го века мастеров филимоновской росписи осталось очень немного. Если бы не появившийся интерес Николая Денисова к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ столетия, секреты мастерства навсегда бы ушли в прошлое. Именно благодаря созданию группы из выпускников Абрамцевского училища и объединению их с потомками филимоновских мастеров, это творчество вышло на новый уровень. Роспись филимоновской игрушки, а также создание ее глиняной основы занимает достаточно много времени. На протяжении нескольких дней (приблизительно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку нужно постоянно выглаживать влажными руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, которые возникают в момент высыхания изделия – характерная особенность синей глины. Только после того как игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она становится красивого белого цвета. И только потом ее начинают разрисовывать.


Музей филимоновских игрушек. 

По всей России находится множество музеев с филимоновскими игрушками. Самый крупный, специализированный музей, находится в Тульской области в Одоеве. Здесь можно полностью окунуться в эпоху филимоновской росписи, а также попробовать самому слепить игрушку из синей глины. В результате каждому на память об этом удивительном месте останется не только сделанная собственными руками филимоновская игрушка, фото в музее и впечатление от увиденного чуда, но и самое главное – опыт общения с настоящими мастерами старинного промысла.

А теперь, ребята, давайте еще раз рассмотрим подробно изделия филимоновских мастеров.

Дети рассматривают, обращают внимание на узоры, цвета росписи, образы игрушек.

3.Физкультминутка.

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой,

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой.

(Ходьба на месте, взмахи руками.)

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам.

(Повороты направо, налево, любуются цветами.)

4.Самостоятельная работа.

Ребята, возьмите, приготовленный лист желтой бумаги, откройте гуашь нужных цветов (зеленую и малиновую). Тоненькой кисточкой потренируемся в рисовании основных элементов филимоновской росписи, используя желтую бумагу, как фон.

После того, как дети потренируются в выполнении элементов, они приступают к росписи шаблона свистульки «петушка».

Когда работа выполнена, размещаем петушков на доске. Отмечаем недостатки, если есть, называем ошибки.

        5.Итог урока.

Сегодня мы с вами познакомились с народным декоративно-прикладным видом творчества, как филимоновская свистулька. Задаю детям контрольные вопросы, исходя из данного материала. Дети отвечают.

– Молодцы! Вы все сегодня справились с работой. Очень красивые получилисьваши свистульки.

– Для чего мы изучали филимоновскую свистульку?

Чтобы узнать о красоте, неповторимости и своеобразии этой народной игрушки.

Научились отличать  филимоновскую игрушку от других глиняных игрушек.

Узнать, что филимоновская игрушка – это народное искусство.

Через филимоновскую игрушку воспитывается любовь и уважение к народному творчеству.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филимоновские свистульки

Разработка урока ИЗО во втором классе по теме "Филимоновская игрушка"...

Конспект занятия по лепке в старшей группе "Филимоновские игрушки-свистульки "Котята"

Цель: • Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность. Задачи: Образовательные: - ...

Анализ текста в научном стиле А. Митяева «Свистулька»

Комплексный анализ текста. А. Митяев. «Свистулька»...

Научно - исследовательская работа "Глиняная свистулька - окарина"

                                                      ...

Открытый урок по художественной керамике «Любимая народная игрушка-свистулька»

План – конспект открытого урока               Предмет «Художественная керамика»Класс: 2 «Б»Вид занят...

Разработка занятия "Лепка романовской игрушки-свистульки"

На занятии дети познакомятся с народным  промыслом Тамбовской губернии- романовской глиняной игрушкой-свистулькой....

Мастер-класс "Народная глиняная свистулька"

Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности.Изготовлением глиняных свистулек занимались и в России.Начнем мастерить свистульку, изготовить её, пусть и не такую красив...