Открытый урок по художественной керамике «Любимая народная игрушка-свистулька»
план-конспект урока на тему
План – конспект открытого урока
Предмет «Художественная керамика»
Класс: 2 «Б»
Вид занятия: Урок творчества
Тема урока: «Любимая народная игрушка-свистулька»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: повторить основные приемы декорирования в керамике,
выполнение игрушки-свистульки, оформить декором по
выбору учащихся, применяя хантыйские орнаменты.
Задачи урока:
Обучающие:
- создать образ игрушки-свистульки в виде оленя, применяя виды декора;
- ознакомить с народными игрушками России на примере Каргопольской, Дымковской и т.д.
Развивающие:
- развивать умения и навыки в работе с материалом и инструментами;
- закрепить знания и совершенствовать навыки и умения по декоративному оформлению;
- развитие эмоциональной сферы личности учащихся, его творческое воображение;
- заинтересовать учащихся и побудить желания создавать красивые вещи;
Воспитывающие:
- формирование творческой активности, познавательных учебных интересов;
- воспитывать самостоятельность, уважение и любовь к традиционным народным промыслам России,
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к школьному имуществу, терпение, волю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО «Детская художественная школа»
Открытый урок
по художественной керамике 2-й год обучения
«Любимая народная игрушка-свистулька»
Преподаватель: Хажилова Наталья Викторовна
г. Мегион
План – конспект открытого урока
Предмет «Художественная керамика»
Класс: 2 «Б»
Вид занятия: Урок творчества
Тема урока: «Любимая народная игрушка-свистулька»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: повторить основные приемы декорирования в керамике,
выполнение игрушки-свистульки, оформить декором по
выбору учащихся, применяя хантыйские орнаменты.
Задачи урока:
Обучающие:
- создать образ игрушки-свистульки в виде оленя, применяя виды декора;
- ознакомить с народными игрушками России на примере Каргопольской, Дымковской и т.д.
Развивающие:
- развивать умения и навыки в работе с материалом и инструментами;
- закрепить знания и совершенствовать навыки и умения по декоративному оформлению;
- развитие эмоциональной сферы личности учащихся, его творческое воображение;
- заинтересовать учащихся и побудить желания создавать красивые вещи;
Воспитывающие:
- формирование творческой активности, познавательных учебных интересов;
- воспитывать самостоятельность, уважение и любовь к традиционным народным промыслам России,
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к школьному имуществу, терпение, волю.
Оборудование урока:
Для преподавателя: план-конспект урока, глина, стеки, штампы, ткань, до-
полнительные инструменты, баночка с водой.
Для учащихся: материалы и инструменты для работы на уроке.
Наглядность:
- изделия: игрушки из глины – традиционных промыслах Росси;
- работы преподавателя: керамические свистульки;
- таблицы: «Последовательность выполнения свистульки»
Термины:
- тиснение;
- лощение;
- гравировка;
- налепные узоры;
- штампованный орнамент;
- Каргопольская;
- Дымковская;
- Филимоновская;
- Кожлянская;
- Костромская;
- Пичужка.
Музыкальный ряд: народный фольклор «Дымковские частушки».
Оформление доски:
1 2 3 4 |
1. дата
2. тема урока
3. термины
4. таблица
План урока:
1. Орг. момент 1 мин.
2. Сообщение темы и целей урока (задач) 1 мин
3. Основная часть: 10 мин
- Беседа о народных игрушках
- Повторение о техниках декорирования в керамике, конкурсное задание
«Собери игрушку»
4. Объяснение задания 7 мин
- Технология создания свистка
- Пед.показ
5.Самостоятельная практическая работа учащихся 18 мин
6. Подвидение итогов 3 мин
Ход урока
№ п\п | Действия преподавателя и учащихся | Примечание |
1 | Организационная часть Здравствуйте ребята преподаватели, гости! Рада вас видеть! Мы продолжаем дальнейшее знакомство с керамикой. | |
2 | Сообщение темы и задач урока Тема урока сегодня «Любимая народная игрушка-свистулька». Мы не только поговорим о керамических народных игрушках, их особенностях и роли в жизни человека, затронем историю, повторим о видах декорирования и конечно постараемся изготовить игрушку своими руками. | |
3 | Основная часть Беседа Игрушки окружают нас с рождения, растут вместе с нами, мы их передаем своим детям, а те в свою очередь - своим. Таким образом, историю игрушки мы можем проследить с древности. Выполнялись они из разных материалов. Глиняные игрушки - это особая отрасль гончарного искусства неповторимая и удивительная. В каждой стране, селении прослеживались свои отличительные традиции. Завелась неведомая птица- Всякий ей дивится Не поет и не летает, Вся горит и полыхает Далеко по белу свету Знают все печугу эту -Кто знает ребята продолжение стиха? (Эта птица не простая, Расписная, золотая Просто диво- безделушка, Зовут её народная игрушка.) - Как вы понимаете ребята, что значит народная? (Ответ учащихся….) Народная игрушка настойчиво напоминает нам, что кроме компьютеров и сверх скоростей есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы и в согласии с Богом. У нас сегодня гости с различных мест России. Познакомимся с ними поближе. -А может быть вы их уже знаете? Можете перечислить. (Филимоновская с Тульской области, Каргопольская из Архангельска) А эта гостья хочет сама о себе рассказать. (звучат частушки «Дымковские») Перед вами старейшая игрушка России - Кожлянская из села Кожля Курганской области. Она неповторима, и оставаясь традиционной, современна. Все они отличаются друг от друга. Перечислите отличия Филимоновской игрушки от Дымковской по внешним признакам и росписи. (У филимоновских фигурки более вытянутые….) Хорошо. У нас есть еще игрушки – северные в современной вариации. Но они в разобранном виде без украшения. Прежде чем приступим к основной работе, давайте вспомним виды декорирования. Сейчас ребята такое задание: «Собери и отдекорируй игрушку». Вспомните основные приемы декорирования. (штампованный орнамент, гравировка, налепной орнамент, лощение.) Разделитесь на две команды: 1) «Олени» 2) «Северный народ». По моей команде 1-й участник команды выполняет 1 действие, возвращается, затем второй участник и т.д. Используете 3 штампованных орнамента, гравировку и налепной орнамент за ранее распределив , кто , что будет выполнять в команде… Приступаем! (Ребята выполняют конкурсное задание в течение 2 мин., в это время звучат хантыйские мотивы). Подведение итогов. Молодцы! Итак, вспомнили виды декорирования, некоторые из них вы будете применять в основной работе- «поющей» игрушке-свистульке! Обратили внимание, что многие игрушки перед вами выполнены в виде свистульки. Это и лошадки, барашки и т.д. Кстати сказать : свистулька, как самостоятельное изделие была известна еще в глубокой древности. -А как применялась такая игрушка в древности? ( Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. В последствии они утратили обрядовое значение, превратились в детскую забаву. В последнее время стали использоваться в народных ансамблях как своеобразный музыкальный инструмент) Совершенно верно, я могу лишь добавить, что свистулька во времена нашествия на Русь играла роль спасительницы. Однажды, как гласит народная легенда, жители одного города вышли на улицу во время наступления вражеских войск, достали свистульки, и все дружно начали свистеть. Вражеское войско испугалось и отступило. Таким образом, маленькая игрушка, свистулька, спасла народ от гибели. | Ответ учащихся Ответ учащихся Ответ учащихся Ответ учащихся Примерный ответ учащихся. |
4 | Объяснение выполнения задания Перед вами игрушка-свистулька олень, очень уважаемое животное у многих народностей, тем более у нас на севере. Сегодня мы попытаемся на основе филимоновского свистка выполнить нашего северного оленя, украсив его любым на выбор декорированием, но главное, чтобы он содержал в себе северный мотив, используйте хантыйские орнаменты. Практическая работа Технология создания свистульки (Пед показ с объяснением)
| |
5 | Самостоятельная работа учащихся Теперь дело за вашей фантазией, можете украсить оленя гравировкой или налепным, штампованным орнаментом, лощением, учитывая особенности национального узора. И не забывайте, что выполнять игрушку нужно с любовью, чтобы она несла радость и тепло ваших рук. Удачи вам! (За 18 мин. Учащиеся выполняют задание) (Преподаватель индивидуально ведет инструктаж по ходу работы) (Музыкальное сопровождение «Хантыйские мотивы» или песня «Лесной олень») | |
6 | Подведение итогов При подведении итогов: выставка работ учащихся, закрепление полученных знаний, выставление оценок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Моя любимая книга"
Технологическая карта по ФГОС открытого урока по теме "Проект "Моя любимая книга" для 4 класса...
План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»
Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...
Открытый урок по художественной керамике «Сказки севера»
Тема урока: «Сказки севера»Тип урока: комбинированныйЦель: Углубить знания о коренных народах западной Сибири, через фольклор, с...
Открытый урок по художественной керамике. Керамическая фантазия «Ваза»
План – конспект открытого урока Тема: Керамическая фантазия – ...
Открытый урок по художественной керамике «Новогодний сувенир. Оберег»
План – конспект открытого урока Предмет «Художественная керамика»Класс: 1 «Б»Вид...
Методическая разработка занятия по художественной керамике "Дымковская народная игрушка. История народного промысла"
Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Народная игрушка» и включает в себя знакомство с историей Дымковского народного промысла, а так же поэ...
Открытый урок по предмету "Керамика".
Теиа : "Сказочная Гжель"....