Методическая разработка урока по теме "Дымковская игрушка" 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Содержание разработки урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок является логическим продолжением уроков при изучении раздела «Связь времен в народном искусстве». Урок рассчитан на обучающихся средних и высоких учебных возможностей.
В основу урока легла идея создания коллективного продукта в ходе коллективно – творческой деятельности учащихся.
Структура урока соотносится с моделью урока в развивающем деятельностном режиме. Все этапы урока имеют логическую связь и были организованы с тенденцией передачи функции от учителя к ученику: самостоятельное определение темы урока и постановка целей, выполнение творческого задания, самооценивание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_dymkovskaya_igrushka.docx | 249.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока изобразительного искусства
Тема: «Дымковская игрушка»
Класс: 5
Учитель: Добытина Венера Разифовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №6» города Нефтеюганск
Цели урока:
- формировать представление о народном промысле Дымково; ознакомить с видами дымковской игрушки, основными элементами росписи; формировать навыки декоративной росписи;
- развивать творческие способности учащихся, цветоощущение, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, к народной культуре.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Особенности роли учителя: координатор деятельности учащихся.
Формы деятельности учащихся: коллективная (индивидуально-обособленная).
В организации образовательного процесса использованы подходы: системно-деятельностный; здоровьесберегающий.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемный; наглядный; аналитический; учебный диалог.
Педагогические приемы, применяемые на уроке: демонстрация выполнения дымковского узора в нетрадиционной технике (способом тычка).
Практическая ценность, социальная значимость урока: воспитание гражданственности и патриотизма, приобщение учащихся к русской народной культуре через знакомство с русской народной игрушкой.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, документ-камера; презентация к уроку, фильм о дымковской игрушке, аудиозаписи народной музыки, таблица для самопроверки, задания для упражнений, алгоритм выполнения дымковского узора, таблицы с критериями оценивания работы, таблица «Народная игрушка»;
материалы для рисования - гуашь, кисти, ватные палочки, шаблоны дымковских игрушек, заготовки для оформления коллективной работы.
Сценарий занятия:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность детей |
1. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Объявление темы урока. Учитель создает ситуацию успеха для активизации необходимых для новой темы знаний: - в начале урока высказывает добрые пожелания детям; - предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. | Ученики включаются в деловой ритм, готовятся к работе, рассаживаются за столы по группам. |
2. Актуализация опорных знаний. Цель: проверка освоенности учащимися ранее изученного материала. | Учитель напоминает о том, что на предыдущих уроках учащиеся уже познакомились с филимоновской и каргопольской игрушками, Предлагает вспомнить особенности формы, росписи этих игрушек и заполнить карту самопроверки (см. приложение 1). | Учащиеся заполняют карту самопроверки: определяют промысел (Филимоново или Каргополье), к которому относится изображение или описание, отмечают его любым знаком. Проверяют правильность ответов, сверив с таблицей на слайде презентации. |
3.Мотивация учебной деятельности. Цель: побуждение учащихся к получению новых знаний. |
| Называют название игрушки. Определяют тему и цели урока. Знакомятся с народным промыслом Дымково, посмотрев фильм. |
4.Введение в тему урока Цель: знакомство с дымковской игрушкой. |
| Рассматривают виды дымковской игрушки, обращают внимание на форму игрушки, основные цвета, орнамент росписи. Заполняют таблицу «Народная игрушка». Составляют рассказ о дымковской игрушке (говорят по одному предложению). |
5. Практическая часть. Цель: закрепление полученных знаний на практике | Предлагает учащимся побыть в роли дымковских мастеров.
| Выполняют по алгоритму упражнения. Учатся рисовать кружочки способом тычка с помощью ватной палочки. Выбирают шаблон игрушки (барышни, конь, олень) по своим способностям, украшают узорами. Приклеивают готовую «игрушку» на «столик». Учащиеся в группах осуществляют взаимооценивание. |
Цель: постановка обучающегося в рефлексивную позицию, чтобы он сделал вывод о том, что он уже умеет, какие ошибки допускает.
| Вопросы детям:
Благодарит учащихся за работу. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
| Подготовить сообщение об искусстве Гжели. |
Приложение 1
Карта самопроверки
№ | ВОПРОС | ФИЛИМОНОВО | КАРГОПОЛЬЕ | результат |
1 | Определите знакомые вам народные игрушки, впишите в соответствующий столбец букву, к которой относится игрушка (по изображению на слайде презентации) | |||
2 | Узнайте игрушку по описанию: из-за свойств глины имеет вытянутую форму, часто украшена полосками, является свистулькой. | |||
3 | В росписи этих игрушек используется геометрический орнамент. | |||
4 | Для росписи этой игрушки используют яркие цвета: желтые, лиловые, красные, зеленые. | |||
5 | Полкан, тяни-толкай, птица Сирин – игрушки…… |
Приложение 2
Стихи о дымковских игрушках
- Игрушки вятские на все манеры:
Вот вам барыни, а вот кавалеры.
Слайд 10. Посмотрите, как хороша
Эта девица-душа.
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет.
Слайд 11. Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Слайд 12.
- Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву отпустил.
Слайд 13. Барашек-свисток.
Левый рог-завиток,
Правый рог- завиток.
На груди-цветок.
Слайд 14. Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Слайд 15. Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось,бы узор
да отвести не в силах взор.
Приложение 3
Таблица «Народная игрушка»
Задание учащимся: заполнить таблицу по образцу.
Работа с таблицей осуществляется третий урок. Информация про народные промыслы Каргополье и Филимоново вносилась ранее, при изучении данных тем.
Название промысла | Каргополь | Филимоново | Дымково |
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ | г. Каргополь Архангельской обл. | Д. Филимоново Тульской области | |
ИЗДЕЛИЯ | Люди, животные, фантастические животные (Полкан, тяни-толкай, птица Сирин), различные сюжеты | Люди, из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи. | |
МАТЕРИАЛ | глина | глина | |
ФОРМА | грубоватая, простая | вытянутая | |
ЦВЕТА | Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие. | яркие цвета: желтые, лиловые, красные, зеленые. | |
ОРНАМЕНТ, УЗОР | Геометрический.. Круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. | Геометрический. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. |
Приложение 4
Составление рассказа про дымковскую игрушку на основе
готового текста
- Дымковская игрушка родилась в …………. на берегу реки Вятка.
2. С давних пор лепят дымковские мастера из ……….. замечательные игрушки: …………………
3. Благодаря пластичности глины, дымковские изделия получались …………………… формы.
4. Роспись игрушек нарядна и декоративна. Используются такие цвета как ……………...
5. Все игрушки украшены …………….. орнаментом, состоящим из ……………………………Причем, кружочки не простые, а многоцветные.
Приложение 5
Упражнения для выполнения основных элементов дымковского орнамента
1. Продолжи ряд
2. Нарисуй узор по образцу
Приложение 6
Критерии оценивания
- Работа выполнена аккуратно.
- Правильно подобраны цвета.
- Элементы орнамента соответствуют дымковской игрушке.
- Элементы орнамента распределены по рисунку в определенном порядке.
- Работа закончена, выполнена без посторонней помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока по изготовлению игрушки- сувенира «Петушок».
План-конспект урока по технологии в 5-6 классах с презентацией: изготовление новогоднего сувенира в народном стиле....