Разработка урока в 5 классе на тему"Дымковская игрушка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Разработка урока "Дымковская игрушка" изучаемый на уроках изобразительного искусства в 5 классе и входит в раздел "Народное искусство", В разработке представлены:план-конспект урока и презентация по теме "Красота дымковской игрушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_klass_dymkovskaya_igrushka.rar | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: Дымковская игрушка
Цель:
1.познакомить учащихся с видом народного искусства(игрушек) прошлого.
2 воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре
3.развивать творческую и познавательную активность.
4. формировать практические навыки в конкретном материале (рисование коня ), умение передавать единство формы и декора игрушки.
Оборудование и материалы:
1.Иллюстрации с изображением дымковской игрушки.
2. Шаблоны-выкройки , образцы по выполнению коня.
3. Презентация Красота Дымковской игрушки»
Ход урока
Вводная беседа учителя.
История дымковской игрушки
Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками.
В 15 веке царь Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрово описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжались в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
О происхождении «свистуньи» существует несколько версий. Одна из них уводит в языческие времена, к празднику весны и бога солнца – Ярилы. По другой – это древний местный обычай – игра в потешные бои, катанье снежков и глиняных шаров. Третья связывает начало «свистуньи» с поминками по убитым во время известного по летописи Хлыновского побоища. Как бы то ни было раньше, но в 19 веке «свистунья» стала всенародным праздником-гуляньем с торгами и ярмарками, на которых среди товаров едва ли не главное место принадлежало глиняным свистулькам.
Производство игрушек в Дымкове стало обширным уже в 19 веке. Так, в 1856 году их делали пятьдесят девять семейств, как и везде – женщины и дети. В 1880-у годы общее число игрушек доходило до ста тысяч. Их знали не только в пределах Вятской губернии, но вывозили в Москву, Оренбургскую губернию, демонстрировали на художественно-промышленных выставках.
Однако в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые литые статуэтки, нередко скопированные с фарфоровых образцов. Легким способом производства, а отсюда своим количеством и дешевизной, они составили серьезную конкуренцию лепной расписной дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали исконное народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина. Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове. По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами. У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композициям, тонкости деталей, даже самими сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике. Возможно, привычный для нас теперь типаж дымковской игрушки – барыни, няни, гуляющие и танцующие пары, кавалеры и т.п. – возник не без прямого подражания модным фарфоровым статуэткам, которые нашли своеобразное преломление в творчестве народных игрушечниц, пополнив собой традиционный и, вероятно, более древний по происхождению тип игрушек-свистулек в виде зверей и птиц.
Давайте вместе посмотрим презентацию «Красота дымковской игрушки» и выполним задание, которое в ней предложено.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.
Сегодня мы познакомились с вами с одним из видов народного искусства дымковскими глиняными игрушками, с историей их появления и названием.
Домашнее задание. Закончить работу по рисованию дымковской глиняной игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка уроков 7 класс по теме "Обработка оборок"
В данном материале 4 разработанных урока 7 класса по теме "Обработка оборок: Отделка швейных изделий. Виды отделки. Обработка отлетного среза оборки швом вподгибку двойной строчкой. Вт...
Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"
Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...
разработка урока 6 класса по теме Radio and Television
разработка урока 6 класса по теме Radio and Televisio...
Технологическая карта урока изо в 5 классе на тему " Дымковская игрушка"
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС .Тема урока – «Дымковская игрушка». 5 класс.Программа «Изобразительное искусство» ред. Б.М. Неменский...
Интегрированный урок по теме в 8 классе по теме: "Дымковская игрушка"
Развитие интереса к декоративно - прикладному искусству в преподавании изобразительного искусства через интеграцию учебных предметов: истории, географии и немецкого языка на основе одгого ...
Презентация с рисунками параллели 5-ых классов на тему "Дымковская игрушка. Барыня"
Рисунки были выполнены учащимися паралелли 5-ых классав на тему: "дымковская игрушка. Барыня"....
Презентация к уроку в 5классе на тему: "Дымковская игрушка"
Презентация к уроку в 5классе на тему: "Дымковская игрушка"...
Комментарии
Уроки изо
Спасибо за просмотр