Разработка урока по ИЗО для 6 класса "Линия и её выразительные возможности"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского "Линия и её выразительные возможности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_shalashova_i.v.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5»
Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского
«Линия и её выразительные возможности»
Урок разработан учителем
высшей категории
МОУ «Гимназия №5»
(тел./факс (8452) 92-47-89
1 Тульский проезд, д.6 А)
Шалашовой
Инной Вячеславовной
План-конспект урока изобразительного искусства
- ФИО Шалашова Инна Вячеславовна
- Место работы МОУ «Гимназия №5» г. Саратова
- Должность учитель изобразительного искусства
- Класс 6
Тема урока: Линия и её выразительные возможности.
Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.
Задачи урока:
Личностные:
- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
Метапредметные:
-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;
-совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;
-формировать коммуникативные компетенции.
Предметные:
-сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;
-развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Характеристика видов деятельности учащихся
В ходе урока обучающиеся получат возможность:
- рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников;
- выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке;
- приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника;
- овладевать навыками ритмического линейного изображения движения(динамики) и статики(спокойствия)
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,
презентация «Линия и её выразительные возможности», стихотворение Всеволода Рождественского «Рисунок Пикассо», альбом, простой карандаш, фломастеры.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока.
- Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
(Метапредметные результаты:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)
- Этап мотивации и актуализации знаний
-Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске).
-Кто догадался, о чём пойдёт речь? (о линии)
-Кто услышал тему?
(Формируемые умения:
умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа)
- Постановка учебной задачи
Чтобы точнее сформулировать тему, обратим внимание на эпиграф.
- Кто скажет, о чём ещё мы будем говорить?
- Как вы думаете, что вам предстоит узнать о линии?
Сообщение темы и цели урока.
-Действительно, сегодня мы будем говорить о линии. Тема урока так и называется - «Линия и её выразительные возможности».
- Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством? (Для графики)
- Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)
- Какие виды рисунка вы знаете? (Набросок, зарисовка, эскиз)
- С чего начинается рисунок? (С линии)
- «Открытие» обучающимися нового знания
Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.
- Какие линии вы знаете? Какими могут быть линии по начертанию? (длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.).
Известный художник – график В.А.Фаворский говорил: «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…».
-Как вы понимаете слова художника? (Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться).
(Формируемые умения: умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления).
- А какими ещё чертами мы можем наделить линию, свойственными и для человека?
- У линии может быть характер?
- А какой характер может быть у линии? Давайте наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.
- Что мы обозначаем линией?
Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.
- Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует?
(линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее).
Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.
Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.
- Первичное закрепление
Слайд 1. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.
- Какие впечатления у вас от этого женского образа? (предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).
Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».
«Голубь мира» П.Пикассо.
- Что видите вы в рисунке Пикассо? Может быть, что-то необычное? (очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в изображение голубя).
Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.
Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)
«Певучим медленным овалом
Пленительно обведена,
Встаёт виденьем небывалым
Белее лилии – она.
Голубки нежной трепетаньем
Её лицо окаймлено,
И вся она – любви сиянье,
Зарёй вошедшее в окно…»
Слайд 2. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.
Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» - линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.
Слайд 3. «Танец» П.Пикассо.
- А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?
Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».
Динамическая пауза
Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.
- Творческая практическая деятельность.
Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.
Слайды 4 – 7. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места;
- контроль правильности выполнения рисунка;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
- Рефлексия деятельности
- Выставка работ учащихся.
- Рефлексия.
(Формируемые умения:
Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии).
Закончить фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
3) Заключительное слово учителя.
Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.
Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».
Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что – либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа.
Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выразительные возможности аппликации. Разработка урока.
Разработка урока "Выразительные возможности аппликации" по программе Б.М.Неменского (2 класс)....
Урок ИЗО 6 кл Линия и её выразительные возможности
Урок 6 кл Линия и её выразительные возможности. Презентация....
План-конспект открытого урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"
План-конспект открытого урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности" (с использованием документ-камеры)...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"...
Разработка урока по музыке в 3 классе "Интонационная выразительность музыки".
quot;Интонационная выразительность музыки".Краткий конспект урока....
Технологическая карта к уроку в 6 классе "Линия и её выразительные возможности. Ритм линий."
Технологическая карта к уроку в 6 классе "Линия и её выразительные возможности. Ритм линий" I четверть. Программа Б. М. Неменского....