Выразительные возможности аппликации. Разработка урока.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Волкова Надежда Михайловна

Разработка урока "Выразительные возможности аппликации" по программе Б.М.Неменского (2 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikaciya_2_klass_2011.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

во 2  классе на тему

«Выразительные возможности аппликации»

по программе Б.М. Неменского

Урок разработан учителем

изобразительного искусства

                высшей квалификационной категории

       МОУ «Гимназия №5, г. Саратова

       Волковой Надеждой Михайловной.

.

Саратов   2011 год

Тема урока: «Выразительные возможности аппликации».

Цель урока. Расширение представлений о художественных материалах, знакомство с различными видами аппликации, усвоение навыков, умений и творческое применение на практике различных приемов выполнения аппликации.

Задачи урока.  Обучающие: дать понятие об аппликации, овладение навыками работы с цветной бумагой, научить использовать приемы композиции (сюжет, ритм, цветовой  колорит) в данном виде работы.

Развивающие: развитие  зрительной памяти детей и умения изображать природу по памяти и впечатлению, развитие наблюдательности и внимания к природе;  развитие творческих  способностей.

Воспитательные: воспитание аккуратности при работе с различными материалами и инструментами; воспитание любви и уважения к природе.

Тип  урока. Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач:   проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).

Зрительный ряд. Детские работы по теме «Аппликация» из различных материалов.

ТСО. Компьютер, мультимедийная приставка, экран, презентация к уроку «Выразительные возможности аппликации», музыкальный центр.

Литературный ряд.     Стихи об осени  Ф.И.Тютчева,  Э. Федоровской,       И. Бунина; загадки по теме урока.

Музыкальный ряд. П.И.Чайковский «Сентябрь. Охота» (из цикла «Времена года»); вальсы Ф.Шопена.

Инструменты и материалы. Цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти, 

Практическая работа: Создание в технике аппликации осеннего леса.

Ход урока.

Эпиграф к уроку.

Лес, точно   терем  расписной,

Лиловый,  золотой,  багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный           тишиной.

И. Бунин.

1.Организация урока (1мин.)

- Сообщение темы и целей урока.

    Мы продолжаем с вами изучать тему 1 четверти «Чем и как работают художники». Тема нашего сегодняшнего урока «Выразительные возможности аппликации»

(слайд №1) и в практической части урока вы в технике аппликации создадите картину осеннего леса с падающими и опавшими листьями.

-Проверить наличие инструментов и материалов.

2. Искусствоведческая разминка (3мин.)

Повторение пройденного материала. Ученикам задаются вопросы:

-Какими художественными материалами мы уже работали?

-Какие краски вы знаете?

- Назовите три основных цвета.

-Как получить дополнительные цвета?

-Как получить оранжевый цвет?

-Зеленый цвет? Фиолетовый?

-Как создать настроение тревоги в картине?

-Какую краску надо добавить, что бы придать нежность и легкость?

-Что характерно для пастели?

-Как называют художника, создающего произведения в объёме?

-Из какого материала можно создать скульптуру?

Хорошо художникам живописцам: у них  множество разноцветных красок, при помощи которых создаётся любое настроение в пейзаже (слайд №2,3,4): радостное, загадочное, суровое, веселое и т.д. Но есть художники, которые из разноцветных кусочков бумаги, ткани могут придумать картину с определенным настроением.

3.Изложение нового материала (15мин.)

а) Рассказ учителя с использованием презентации к уроку.

 Рассмотрим работы учеников, выполненные в технике аппликация. Определите, какие материалы были использованы для этих работ? (Цветная бумага, ткань, картон, фото из журналов, высушенные листья).

Аппликация - это вид декоративной работы, когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, наклеивают или нашивают на бумагу, ткань (Слайд 5).

- Как же вы будете делать аппликацию из цветной бумаги?

Каждую форму можно вырезать ножницами. (Слайд 6).

Можно обрывать бумагу по форме изображения – рваная аппликация.

(Слайд 7).

б) Инструктаж техники безопасной работы с ножницами и клеем.(Слайд 8,9)

г) Создание эмоционального настроения для восприятия красоты осени.

- Какие краски осени вы больше всего любите?

- Кто прочитает стихи об осени?  

-Как падают листья?  (В плавном танце опускаются на землю, в вихре кружатся при порыве ветра, собираются группами и летают в одиночестве).

д) Приемы составления композиции.

- Выбор сюжета. (Отгадав загадки, вы скажите, что же будет главным в нашей картине). (Слайды № 10).

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

 (Дерево).

Падают с ветки золотые монетки.        (Листья осенью).

-Цветовой колорит. (Настроение осенней природы  в сопоставлении с настроением человека).

-Равновесие.

4. Приемы выполнения  деревьев и листьев показывает учитель.

Как красиво в осеннем лесу! Вы можете вырезать разные по характеру деревья: могучие или хрупкие, толстые или тоненькие, корявые или стройные.  Ветви так же могут быть различными.  Можно вырезать или оборвать по форме листочка сразу много листиков, если сложишь цветную бумагу в несколько раз.

5. Этапы выполнения аппликации.  (Слайд 11).

А) Выбор сюжета.

Б) Выбор фона.

В) Вырезание деталей.

Г) Наклеивание стволов и ветвей.

Д) Наклеивание листьев.

6.Физминутка.

7. Практическая работа (15 мин).

а) Самостоятельная творческая работа.

  Фоном звучит музыка  П.И.Чайковского «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).

  б) Индивидуальная работа с учениками.

  в) Фотографирование и демонстрация этапов работы на экране.

8. Анализ работ и оценка (3мин)

    -достоинства и недостатки;

     -Выставка «Наш осенний лес»

    -оценка учителем  работ;

    -уборка рабочего места.

    -домашнее задание.

9. Итог урока  (1 мин).

 Выставка работ «Наш осенний лес».

 Итог.

В какой технике мы выполнили работу?

-Что такое аппликация?

                                   Учитель          Волкова Н.М.   Октябрь 2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ИЗО для 6 класса "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского "Линия и её выразительные возможности"....

2 класс 6 урок "Выразительные возможности аппликации".

Презентация к уроку ИЗО по программе Б.М. Неменского для 2 класса ""Выразительные возможности аппликации"...

Методическая разработка урока по теме: "Выразительные возможности натюрморта"

Урок изобразительного искусства предназначен для обучающихся 6 класса. Относится к разделу программы «Мир наших вещей. Натюрморт». На данном уроке закрепляются знания учащихся о жанре натюрм...

Разработка урока по теме "Выразительные возможности наречия"

Самостоятельная часть речи-наречие как средство выразительности в художественных текстах. ...


 

Комментарии

Шмыгова Ольга Викторовна

Пополнила данной разработкой Волковой Надежды Михайловны, а так же, презентацией к ней - "Выразительные возможности аппликации" свою методическую копилку.
Много лет работаю по программе Б.М.Неменского. И считаю данный материал - достойной публикацией, отвечающей единым дидактическим целям разработчиков методики изобразительного искусства и художественного труда.
С уважением, Шмыгова О.В., учитель ИЗО и методист МБОУ НШ-ДС №13 г.о.Железнодорожный.