Разработка урока "Линия и ее выразительные возможности"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sso_ponyatie_itellekta._myslitelnaya_operaciya_sravnenie.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс                                               1.10.2012

Понятие интеллекта. Мыслительная операция “Сравнение”.

Тема:               Линия и её выразительные возможности. Орнамент.

Цели урока:   формирование основы мыслительной операции “Сравнение”;

                         закрепление знаний о декоративно-прикладном искусстве;

                              формирование надпредметной составляющей с выбором критериев для  

                              сравнения двух и более объектов и с последующим отбором наиболее  

                         существенных для данного контекста рассматриваемой учебной задачи;

                         знать и уметь использовать в работе основные средства художественной

                         выразительности (линия, пятно, форма).

Задачи:         образовательные

  1. в соответствие с  учебной программе формирование умений

                                   методологического характера с ориентированием на надпредметную

                                   составляющую изобразительного искусства согласно требованиям  

                                   новых учебных стандартов (ФГОС);

  1. способствовать формированию культурно – исторической памяти творческого мышления в процессе системного комплексного освоения декоративно – прикладного искусства ;

                     развивающие

  1. развитие творческого воображения, навыков художественной деятельности в цветной графике;

                     воспитательные

  1. формирование чувства национального достоинства, культуры общения, уважения к народным традициям.

Материалы:   цветная бумага (формат А4), пастель, гелевые ручки.

Творческое задание:  по страницам сказок, образ Жар-птицы.

План урока.

  1. Организационный момент.                                           1-2 мин.
  2. Беседа учителя с учениками по заданной теме.         8-10 мин.
  3. Творческая работа.                                                        10-12 мин.
  4. Обсуждение работ. Выставка работ.                           2-4 мин.

  

Ход урока.

   

   Урок начинается с организационного момента.

   Учитель обращает внимание на рисунки, где изображен уголок леса (паутинка, кора дерева, камень, ящерица).Человек всё время наблюдает за окружающим миром. Видом удивительных узоров, которые создала природа. Это соты пчёл, паутинка, чешуя рыбок, раковины, узор на коже змейки. И всё это использовал для украшения вещей, которые окружали человека в доме. Если человек будет видеть только серый, чёрный цвет, то человеку будет не комфортно в доме. И поэтому человеку захотелось, чтобы в доме на долгое время зимы, длившуюся несколько месяцев, вещи украшали его быт. Чтобы в доме были цветы, птицы, трава, листья. Декоративные украшения.

Орнамент – зооморфный

                     растительный

                     геометрический.

Сравните два старинных предмета.  

                  Форма одинаковая, а в чём разница?  

Сравнить – сопоставить объекты для установления сходства или различия предметов.                                 

Как действует цвет на человека?

Проводиться аналитическо – познавательная работа.

Обобщённые приёмы умственной деятельности мыслительных операций.

Проводится анализ.  

Анализ – метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно

                разделяющийся на составные элементы (признаки, свойства, отношения),

                каждый из которых исследуется в отдельности, как часть разделённого целого,

                для того чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью

                другого логического приёма – синтеза – в целое произведение обогащенное

                новыми знаниями.

требование

     условие

побудительный мотив     (ЦЕЛЬ)

информационное поле                                           предмет (статика)              

                                                                            образ

                                                                    процесс (динамика, возможность реализации

                                                                                     побудительного мотива)

                                                 

                                            вывод (результат)

         

 Синтез – мысленное соединение частей предмета, разделённого в процессе анализа,

                  вектор единой характеристики этих составляющих ( прямой синтез).

Обобщение – мысленное выделение каких – либо свойств, принадлежащих некоторому

                  классу свойств, сделать вывод, выразить основные результаты в общем

                  положении, придать общие значения.

   

Для творческой работы выбираем

критерии (мерило оценки суждения)

название линий                                     толщина                                     назначение

                                                                                                                   применение

                                                          (тонкая, толстая…)           (где может использоваться)

ПРЯМАЯ                                                ……..                                                   таблицы

ШТРИХПУНКТИРНАЯ                        …..                                                    русский язык                    

ШТРИХОВАЯ                                        …..                                                      черчение  

ВОЛНИСТАЯ                                         …..                                                        физика              

ЛОМАНАЯ                                             . ….                                                    математика

   Учитель задаёт вопрос

Какие линии нам понадобятся для творческой работы, выполнения орнамента.

Предполагаемые ответы учащихся:

 - прямая

- волнистая

- ломаная

Прямая линия – черта на плоскости или в пространстве, кратчайшее расстояние между двумя точками

Волшебные вещи:

- яблоко

- ковёр

- рубаха

 - кокошник

Построение орнамента.

   Начинается с композиции.

Композиция – составление построения.

ПОЛОСА

Она может быть статической, а может быть динамической.

Мы можем сделать кайму.

Вертикальный или горизонтальный орнамент.

Деление на составляющие декоративные элементы.

Ритм – закономерность чередования декоративных элементов в композиции.

Мотив – часть орнамента, главный его элемент. Если один элемент главный, то такой

                мотив называют простым, если несколько элементов главных, то сложный.

Усилитель цвета – чёрная ручка, она создаёт контраст.

Орнамент – декоративное украшение, где все элементы повторяются.

Универсальный язык науки (где используются слова и знаки линии)

  1. литература – красная линия, линия жизни, линия судьбы;
  2. математика – построение отрезка, графика, чертёж в геометрии;
  3. физика – траектория (путь движения какого-либо тела, кривая линия полёта);
  4. черчение - ….
  5. ПДД – прямая линия, прерывистая, широкие линии (переход), дорожные знаки.

   После беседы выполняется творческая работа. На предыдущем уроке, мы работали по оформлению русских сказок. Сегодня мы выполняем сказочный образ волшебной птицы – Жар-птицы!

   При выполнении работы используем гелевые ручки. Композиция симметричная, тёплые цвета.

   Учитель показывает поэтапное построение.

В конце урока проходит доброжелательное обсуждение работ.

ВЫВОД

  1. художественные знания, умения и навыки являются основными средствами приобщения к художественной культуре своего народа;
  2. мы показали в своих творческих работах связь искусства с жизнью людей, и эта связь до сегодняшнего дня не прерывается;
  3. умение через рисунок выразить своё отношение к окружающему нас миру, создание своего сказочного образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительные возможности аппликации. Разработка урока.

Разработка урока "Выразительные возможности аппликации" по программе Б.М.Неменского (2 класс)....

Разработка урока по ИЗО для 6 класса "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского "Линия и её выразительные возможности"....

Методическая разработка урока по теме: "Выразительные возможности натюрморта"

Урок изобразительного искусства предназначен для обучающихся 6 класса. Относится к разделу программы «Мир наших вещей. Натюрморт». На данном уроке закрепляются знания учащихся о жанре натюрм...

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...

Разработка урока по теме "Выразительные возможности наречия"

Самостоятельная часть речи-наречие как средство выразительности в художественных текстах. ...

Методическая разработка урока: "Выразительные возможности служебных частей речи"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Выразительные возможности служебных частей речи" с презентацией может быть использована на уроках русского языка для проведения практи...