«Формирование графических навыков".
статья (изобразительное искусство) по теме
Изучение коррекционных возможностей воздействия сформированных графических навыков на качество практических действий учащихся с нарушением интеллекта, адаптированность к конкретным условиям образовательного учреждения, а также к способностям и возможностям учащихся, разумное сочетания традиционных и современных методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфической и важнейшей задачей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта, где особое внимание обращалось на подготовку учащихся к самостоятельному труду, который является для выпускников этой школы одним из источников социальной адаптации.
На протяжении ряда лет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 482 велись поиски условий и механизмов повышения качества формирования графических навыков и практической умелости у учащихся на всех ступенях общего образования в соответствии с требованиями времени.
Данная работа ставила перед собой цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить пути формирования у школьников с нарушением интеллекта графических навыков, оптимально способствующих развитию их трудовой практической деятельности.
Были сформулированы следующие задачи исследования:
- Провести ретроспективный анализ по данному вопросу
- Изучить особенности графических навыков у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы и уровень их сформированности.
- Определить содержание, условия и закономерности, способствующие успешному формированию графических навыков на уроках изобразительного искусства.
- Продемонстрировать развивающее влияние специально сформированных графических навыков на совершенствование трудовых действий учащихся с нарушением интеллекта.
- Активизировать процесс изобразительной деятельности разнообразием материалов.
- Сформировать умение применять полученные знания в повседневной жизни и использовать в дальнейшем обучении.
- Разработать методические рекомендации для педагогов.
Проблема формирования графических навыков у школьников с нарушением интеллекта является одной из актуальных проблем в коррекционной педагогике, способствующая дальнейшему развитию всей практической деятельности учащихся.
Особенностью данной работы является изучение коррекционных возможностей воздействия сформированных графических навыков на качество практических действий учащихся с нарушением интеллекта, адаптированность к конкретным условиям образовательного учреждения, а также к способностям и возможностям учащихся, разумное сочетания традиционных и современных методов.
Впервые на уроках изобразительной деятельности использовались:
- комбинированные упражнения - упражнения с конструктором lego: тематические наборы («Аэропорт», «Больница», «Зоопарк» и др.), набор формы и цвета.
- упражнения на песке - дидактические игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики с комплексным образовательно-терапевтическим эффектом,
- авторский «транспортир направленности»
- новые передовые технологии: lego- технологии, информационные технологии,
- традиционные технологии в новой интерпретации и с новыми возможностями: «Песочница», «Экран».
Для достижения целей и задач уроков, в том числе и по формированию графических навыков, на уроках использовалась система последовательных упражнений: подготовительных, тренировочных, контрольных
Работы учащихся и уровень формирования графических навыков в частности оценивались качественно и количественно по десятибалльной шкале по, что позволило наблюдать незначительную на первых этапах работы динамику формирования графических навыков.
Для количественной оценки динамики и эффективности формирования графических навыков была разработана и применены на практике:
А: единый диагностический журнал, в котором были систематизированы и сведены в таблицу специфические ошибки изображения (за основу были взяты описанные И.А. Грошенковым). Каждая страница заполнялась на уроках рисования на тему 5 раз в год: в начале учебного года и в конце каждой четверти. По количеству «положительных знаков» анализировалась эффективность усвоения программного материала.
Б: индивидуальная диагностическая карта-журнал на каждую четверть, в которой ежедневно фиксировались количественные результаты формированию графических навыков каждого учащегося. Критериями оценок являлись: уровень владения инструментов, соблюдение направленности движений, и передачу пространственных свойств предметов, а именно соблюдение формы (оценка каждого параметр состоял из 10 ступеней уровня сложности формирования графических навыков, располагалась на отдельном листе, и имел оценочную шкалу в 10 баллов). Каждый лист журнала был условно разделен на 2 поля – для наблюдения динамики по видам работ и для выяснения на графическом уровне- уровня работоспособности. Анализ индивидуальных диагностических карт предполагал внесение корректив для последующих уроков.
Практическое значение
В процессе исследования определены направления и методика преподавания изобразительного искусства в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, выделены и апробированы параметры оценки формирования графических навыков, направленных на развитие и совершенствование практических трудовых навыков.
Наглядно- чувственная основа обучения, осуществляемая в определенной системе, создавала необходимые предпосылки для обогащения чувственного и двигательного опыта учащихся с нарушением интеллекта
Полученные материалы дают возможность учителю специальной (коррекционной) общеобразовательной школы рациональнее организовывать проведение уроков изобразительного искусства, включив в него систему упражнений, которые повышают уровень и интенсивность развития у учащихся графических навыков.
Таким образом, сопоставив уровни сформированности графических и практических навыков, можно утверждать, что соблюдение всех примененных педагогических условий способствовало эффективному формированию графических навыков и оказало положительное влияние на качество соответствующих практических действий.
По мере обучения и развития учащихся изменяется количественные соотношения учащихся в группах, в основном за счет уменьшения рисунков, практических работ третьего уровня, и увеличения 1 уровня, что подтверждает диаграмма №3. (дифференцирует учащихся с учетом графомоторных проявлений 1985г., с учетом особенностей усвоения конкретного предмета )
В процессе исследования было экспериментально подтверждено, что формирование графических навыков у детей с нарушением интеллекта является эффективным средством в развитии практических действий учащихся и раскрывает их потенциальные возможности.
Полученных знаний и сформированных умения учащиеся успешно применяют на уроках труда и творческой деятельности.
Материалы данной работы:
- опубликованы в печатной работе «Инновационная деятельность в учреждениях для детей с ограниченными возможностями в здоровье» - М., Центр «Школьная книга», 2007год, с. 201-208;
- использовались на уроках в ГОУ СКОШ №482
- использованы при участии в окружном и городском конкурсе «Учитель года-2008» в номинации «Сердце отданное детям» и в окружном семинаре 2009-2010 учебного года;
- могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций для педагогов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 482
Серышева Н. Н.
Статья:
«Формирование графических навыков как средство
развития трудовых умений и навыков на примере уроков ручного труда в младших классах
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе VIII вида».
Работа предназначена для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида»
Москва 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графических навыков у детей с ДЦП
Буклет для родителей...
Формирование графических навыков на уроках технологии
В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространст...
Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом
Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмомТаблица Оценка уровня развития графических умений Оценки Уровень развития графических умений Особенности качества изображений...

Презентация "Техника линейной графики как средство формирования графических навыков и умений у детей с ЗПР"
Презентация рекомендована учителям -дефектологам, воспитателям для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Эффективной педагогической технологией, направленной на формирование и р...