Формирование графических навыков на уроках технологии
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме
В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность и внимание. Большой объем графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов», «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения», «Художественная обработка материалов», «Строительные ремонтно-отделочные работы», «Электрорадиотехнология», Графика, «Техническое творчество» На уроках у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.7 КБ |
prezentaciya_formirovanie_tehnavykov.pptx | 428.52 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность и внимание. Большой объем графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов», «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения», «Художественная обработка материалов», «Строительные ремонтно-отделочные работы», «Электрорадиотехнология», Графика, «Техническое творчество» На уроках у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий.
К графическим умениям можно отнести следующие:
- умение строить, читать, понимать чертежи, оформлять их в соответствии с требованием ГОСТ;
- умение пользоваться чертежными инструментами, художественными принадлежностями;
- умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур;
- умение оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. п.;
- умение правильно сочетать цвета, оттенки;
- умение компоновать предметы, составлять композиции;
- умение делать условные обозначения на чертежах и понимать их;
- умение выполнять эскизы, технические рисунки.
Реализация многообразия связей черчения с другими курсами образовательной области «Технология» проводится в рамках единой системы графического образования учащихся. На уроках черчения приводятся в систему и обогащаются графические знания, приобретенные ими в процессе трудового обучения: виды графических изображений, типы линий, технологические базы, изображение и обозначение резьбы и др. Кроме того связь с трудовым обучением выражается в применении таких общих приемов работы, как чтение чертежей, изготовление и контроль по чертежам изделий, выполнение эскизов, использование измерительных инструментов, работа со справочной литературой. Специфическим видом мыслительной деятельности, объединяющим черчение и труд, являются (масштабные, пространственные, конструктивные и др.)
В процессе изучения методов графических изображений следует опираться на опыт
учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству. Необходимо
использовать знания о форме, перспективном методе ее изображения, техническом рисунке и др. При ознакомлении с геометрическими построениями используются знания и умения, полученные на уроках математики в 6-8-х классах. К началу изучения курса черчения учащиеся знакомы с такими понятиями, как точка, прямая, луч, угол, полуплоскость, треугольник, четырехугольники и их свойства. Умеют измерять отрезки и углы. Знают равенства треугольников. Имеют представление о перпендикуляре и могут построить серединный перпендикуляр отрезка. Знают признаки параллельности двух прямых и их свойства. Знакомы с понятием поперечного масштаба и др.
Соединение обучения и труда – процесс двухсторонний. Учебная и трудовая деятельность ученика органически связана одна с другой. При объяснении теоретических положений учитель опирается на жизненный опыт учеников, приводит иллюстрации из техники и трудовой практики. В то же время на трудовых занятиях все выполняемые учениками действия обосновываются теоретическими положениями и закономерностями.
Заглянув в историю, мы заметим, что словом «техника» (технэ) древние греки называли мастерство и умения людей. Позже это слово стали применять и к названиям орудий труда, созданными умельцами. Машиностроение, кибернетика, электротехника, радиоэлектроника, робототехника, приборостроение, химия, нефтяная, газовая промышленность и т.д. — все это отрасли современной техники.
Чтобы овладеть техникой и участвовать непосредственно в ее развитии, стать квалифицированным работником, имеющим творческое мышление, производственным мастером, инженером или конструктором надо уметь не только точно и ясно излагать свои или чужие мысли с помощью чертежа, но и в то же время по плоским фигурам чертежа, знакам и цифрам представлять в воображении пространственный объект.
Чертежи используются не только в "технике". Сегодня и даже завтра они постоянные спутники человека практически любой профессии.
Целью сегодняшнего выступления является формирование графических навыков на уроках технология.
Приступая к чертежным работам, учитель, прежде всего, должен разъяснить ученикам необходимость содержания чертежных принадлежностей (карандаша, угольника, линейки, циркуля) в порядке: линейки и угольники должны быть чистыми и иметь ясно видимые деления, карандаши должны быть остро отточенными, циркуль должен находится в готовальне. К соблюдению этого правила необходимо приучать детей с первого класса.
Среди линеек, которыми пользуются дети, встречается немало таких, на которых деления нанесены неточно. Поэтому, прежде чем приступать к измерениям и черчению линий, длины которых будут выражены в миллиметрах, учитель должен все линейки в классе сверить с контрольной, и те из них, которые дают погрешность в 1 мм и более на 25 см длины, из употребления изъять.
Существует ряд правил пользования чертежными инструментами. Разъяснив, чем эти правила вызваны, учитель должен ознакомить с ними учеников. Главнейшие из этих правил следующие.
Изучение прямой линии развивает один из основных компонентов пространственных представлений — понятие о линейной протяженности. Познание линейной протяженности формируется как на уроках математики, так и на уроках рисования, физкультуры, труда начиная с первых шагов обучения. Эти знания развиваются в двух направлениях: в процессе измерительных операций и при оценке на глаз расстояний или соотношения размеров предметов. Когда дети чертят или рисуют предметы, то они сравнивают на глаз линейные соотношения их размеров.
Параллельно с этим измерительные операции уточняют их знания о протяженности, устанавливают связь между пространственными и количественными представлениями. Постепенно эти ассоциации крепнут, уточняются и развиваются представления о протяженности, сближаются результаты, полученные измерением инструментом и на глаз
Формирование графических представлений является важным разделом умственного воспитания, политехнического образования и подготовки детей к труду. Пространственные представления имеют широкое значение во всей познавательной деятельности человека.
Какое содержание вкладывается в понятие пространственное представление? Надо иметь в виду, что пространственные представления носят синтетический характер, включая форму, положение, величину, направление и другие пространственные отношения и связи.
Задача развития у школьников графических представлений, способности к обобщению состоит в том, чтобы научить их видеть графические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения.
Процесс изучения графического материала должен быть от начала до конца активным, конкретным, наглядным. При этом учащиеся будут воспринимать не только готовые графические фигуры и тела, они сами будут создавать и воспроизводить изучаемые графические формы, используя для этого вырезывание и наклеивание, моделирование, вырезывание разверток и склеивание, черчение, образование фигур на подвижных моделях, а также путем перегибания листа бумаги.
Итак. Уроки труда тесно связаны с черчением . Здесь эта связь носит действенный характер. В процессе работы над материалом (бумагой, картоном, глиной) дети моделируют графические фигуры и тела, познают их свойства. Если на уроках рисования главную роль играли зрительные восприятия, то на уроках труда они дополняются осязанием и ощущениями при движении рук. Изготовляя изделия или детали, составляя узоры или украшения дети сталкиваются с большим разнообразием форм. Кроме того, учащиеся должны научиться выполнять чертежи и технические рисунки, что имеет исключительно важное значение в образовании. Надо заметить, что работы по труду связаны с целым рядом фигур, линий в этих фигурах.
Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Приложение:
- презентация «Формирование графических навыков на уроке технология»
- презентация «Основы графической грамоты»
- конспект бинарного урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила пользования чертежными инструментами Ребро линейки, около которого нанесены деления, служит только для измерений. При вычерчивании линий пользуются противоположным ребром. Чтобы не загрязнилась линейка и чтобы проводимая линия была четкой, чертеж следует выполнять только в карандаше. На бумаге линейка должна располагаться таким образом, чтобы измеряемая или вычерчиваемая линия находилась со стороны освещенного ребра.
Проведение отрезка данной длины Прежде всего вертикально поставленным карандашом отмечаются начальная и конечная точки отрезка (рис.). Затем линейка переворачивается и прикладывается к отмеченным точкам тем ребром, на котором нет делений. Линейки пластмассовые и металлические, с которых остатки графита легко могут быть удалены, переворачивать не обязательно. Прикладывая линейку, надо обращать внимание на то, чтобы между точками и линейкой оставался небольшой промежуток, равный толщине кончика карандаша. В противном случае отрезок может оказаться смещенным относительно отмеченных точек Чтобы при вычерчивании отрезка линейка не была сдвинута карандашом, нужно левой рукой плотно прижать ее к бумаге. Рука должна находиться на середине линейки (рис.) При выполнении работы лист бумаги (тетрадь) нужно подвинуть к себе и наклониться над ним настолько, чтобы рука, линейка и карандаш не заслоняли вычерчиваемой линии.
Построение прямого угла Построив отрезок произвольной длины, к нему прикладывают треугольник так, как показано на рисунке. При этом между угольником и точкой, которая отмечает вершину угла, должен быть небольшой промежуток (равный толщине кончика карандаша). Затем тонкой линией намечают направление другой стороны (рис.). Если проводить вторую сторону прямого угла, не сдвигая угольника вниз, а при таком его положении, какое показано на рис., то либо линия не дойдет до точки А (рис.а), либо карандаш, соскочив с края угольника, прочертит кривую (рис. б).
Построение прямоугольника данных размеров Чертится отрезок А Б, длина которого равна одной из сторон прямоугольника. Затем с помощью чертежного треугольника намечаются направления боковых сторон. Для обозначения направления той стороны, которая выходит из точки Б (рис.), треугольник переворачивается и кладется так, как показано на рисунке штриховой линией. Здесь в целях упрощения работы допускается нарушение правила, согласно которому линия должна находиться со стороны освещенного ребра. На обозначенных направлениях откладываются боковые стороны заданной длины. Полученные точки последовательно соединяются отрезками прямых. Чтобы проверить, насколько правильно построен прямоугольник, следует произвести контрольный замер стороны, противоположной стороне А Б.
Чертим куб Простейший способ изображения куба это изображение его в так называемой кабинетной проекции. Вычертить куб в этой проекции можно следующим образом. По линиям сетки бумаги («по клеточкам») чертится квадрат АБВГ со стороной данной длины. С помощью линейки, приложенной к точкам А и В, проводится отрезок ВД, равный половине стороны квадрата. Определяя длину этого отрезка по числу клеток, надо учитывать, что диагональ клетки почти в полтора раза больше ее стороны. Например, если сторона квадрата равна восьми клеткам, то отрезок ВД следует провести через вершины трех клеток. В общем случае число клеток, через вершины которых проводится отрезок ВД, должно быть приблизительно в три раза меньше того их числа, которое определяет сторону исходного квадрата . Затем строится второй квадрат с вершиной в точке Д, равный первому, причем две стороны его проводятся пунктиром (рис. б). Наконец соответственные вершины обоих квадратов соединяются отрезками прямых (рис.в).
Как работать чертежными инструментами Прямые линии проводят сначала без нажима твердым, остро заточенным карандашом, а затем обводят карандашом средней твердости. Проводя линии по линейке или угольнику, карандаш немного наклоняют в сторону движения. Горизонтальные линии проводят по линейке или с помощью двух угольников слева направо; вертикальные и наклонные линии — снизу вверх. При обводке чертежа, чтобы получить более четкие и ровные линии, карандаш можно вести повторно и в обратном направлении. Карандаш держат тремя пальцами: большим, средним и указательным. Угольник при проведении вертикальных и наклонных линий передвигают по линейке слева направо, а при проведении горизонтальных линий — сверху вниз. Правильная работа циркулем. Запомните, что при проведении дуг окружности ножку циркуля ставят в центр. Циркуль вращают за головку большим и указательным пальцами в направлении движения часовой стрелки. Короткая ножка с карандашной вставкой и игла циркуля в рабочем положении должны быть параллельны между собой. Во время вращения циркуль можно немного наклонять вперед. При проведении окружностей циркуль слегка наклоняют в сторону движения. Окружности значительного радиуса проводят, используя шарниры и устанавливая обе ножки циркуля перпендикулярно к плоскости чертежа. При работе разметочным циркулем желаемый размер берут на линейке (или угольнике), а затем откладывают на бумаге. При этом не следует сильно нажимать на циркуль, так как от сильного накалывания на бумаге остаются заметные следы. После работы инструменты протирают сухой тканью.
Организация рабочего места Чтобы успешно выполнить чертеж, надо правильно организовать свое рабочее место При черчении надо сидеть прямо, не горбясь. Расстояние от глаза до чертежа должно быть примерно 300 мм. Свет на чертеж должен падать слева сверху. В этом случае на бумагу не будут ложиться тени от инструментов и от рук. На рабочем столе оставляют только те инструменты, которые нужны для работы в данное время. При этом готовальня, угольники, карандаши должны лежать справа, а книга — слева. От правильной подготовки рабочего места зависит аккуратность и быстрота выполнения чертежа. В конструкторских бюро чертежи выполняют с помощью чертежного прибора, который называют механической рейсшиной. Такой прибор полностью заменяет рейсшину, угольник, транспортир и измерительную линейку. Он дает возможность проводить вертикальные, горизонтальные, наклонные параллельные линии. Кроме чертежного прибора, в оборудование рабочего места конструктора входит стол, за которым он проверяет чертежи и проводит технические расчеты. При хорошей организации рабочего места конструктор меньше устает и быстрее выполняет чертежи.
Линии на чертеже должны быть выразительны. Посмотрите на линии в рисунке художника В. А. Серова . Легким касанием карандаша намечает он уходящий в глубину кончик носа и энергичным нажимом выдвигает на передний план прядь волос. Под рукой мастера линия то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, потом вновь появляется и «звучит во всю силу карандаша». Линии разной толщины на рисунке художника Серова Линия в рисунке — итог сложной работы художника над формой. Чертежные хитрости
На чертеже предмет изображают условно: вид спереди, вид сверху, вид сбоку (рис.). Условны и типы линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, штрих- пунктирная и сплошная тонкая. Толщину линий в чертежах определяет ГОСТ (государственный стандарт ). Разные толщины (но не разная толщина «внутри» линии) позволяют воспринимать линии не все сразу, а последовательно. При этом создается ощущение легкости чтения чертежа. Условный чертеж детали – толщина линий в чертежах Толщину линий, так же как и длину штрихов и расстояние между ними, не следует откладывать по масштабной линейке, а только глазомерно, по выработанному «для себя» эталону. К обводке чертежа приступают после того, как закончены в тонких линиях все построения. Перед началом обводки подбирают путем проб толщину основной, штриховой и других линий, пробы делая на отдельном листе однородной бумаги.
В технических рисунках нет строгих правил начертания линий. Но наглядное изображение заметно «оживает», если, последовав примеру художников, несколько усилить толщину обводки линий с теневой стороны предмета (рис.). Выразительность рисунка чертежа зависит от правильного выбора места теневого штриха, ограничивающего затененные контуры. Усиленная толщина линии с теневой стороны предмета
Компоновка чертежа (или композиция чертежа) выражается в гармоничном сочетании отдельных элементов изображения в выбранном масштабе с заданным форматом бумаги. Компоновкой чертежа также называется размещение изображений, размеров и надписей на поле чертежа (т.е. внутри рамки). Начинающие чертежники строят чертеж, как правило, без учета площади листа бумаги. В итоге чертеж либо не помещается в отведенном ему поле, либо занимает только его часть. Поскольку мы воспринимаем изображение не само по себе, не изолированно, а вместе с листом, на котором оно расположено, то между величинами изображения и листа должна существовать определенная пропорциональная зависимость, или, как говорят художники, композиционное равновесие. Простейший способ достижения равновесия в чертеже — это равномерное распределение проекций (но не за счет нарушения проекционной связи!). Из рисунка легко понять суть этого требования. Компоновка проекций на чертеже
Но здесь могут быть и неожиданности. На рисунке проекция валика размещена строго посередине листа. Несмотря на это, изображение кажется сдвинутым вниз. Деталь на чертеже кажется смещенной Это объясняется особенностью восприятия изображений нашим глазом: горизонтальные линии нам представляются длиннее вертикальных, верхняя половина предмета — больше нижней. Поэтому изображение валика следовало бы расположить несколько выше середины листа.
По той же причине верхние части некоторых типографических знаков делают меньше нижних, но мы их видим равными (рис.). Поверните рисунок и вы убедитесь в этом. Компоновка типографических знаков Это относится и к ряду букв и цифр чертежного шрифта.
На рисунке легко увидеть, какая компоновка чертежа выполнена композиционно правильно. Стрелки левого и правого чертежей несоизмеримы с проекциями: первые — велики, вторые — слишком малы, цифры — также. Кроме того, слева они «прижаты» к своим проекциям, справа, напротив, «оторваны» от них. Правильно исполнен средний чертеж. В нем зрительно все уравновешено и создаются благоприятные условия для глаза при его движении по изображению. Компоновка размерных линий на чертеже
Взгляните на рисунок. Кажется, будто небольшой черный круг расположен в глубине квадрата, большой круг выдвинут на первый план и только третий круг лежит в плоскости квадрата. Этот пример поможет вам определить соотношение толщины и размеров линий, цифр, надписей и других элементов чертежа при его выполнении, т. е. выдержать равновесие между черным и белым. Компоновка круга в квадрате Законы композиции проявляются во всех видах искусств: в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, фотографии и т. п.
ТЕРМИНЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГРАФИЧЕСКИМИ ПОСТРОЕНИЯМИ НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО Восстановить перпендикуляр Восставить перпендикуляр Обводка под лекало Обводка по лекалу Поставить циркуль в точку А Поставить острие ножки циркуля в точку А Пунктирная линия Штриховая линия Строчные буквы Строчные буквы Треугольник (имеется в виду угольник-инструмент) Угольник
ТЕРМИНЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗУЧЕНИЕМ ОСНОВ ПРОЕЦИРОВАНИЯ неправильно правильно вычерчивание предмета выполнение чертежа предмета дырка отверстие ортогональный чертеж ортогональные проекции шестигранная призма шестиугольная
Спасибо за внимание! Будьте бдительны ))) Всегда Ваша чертилка , чертилиха , чёрт или чертила .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графических навыков у детей с ДЦП
Буклет для родителей...
«Формирование графических навыков".
Изучение коррекционных возможностей воздействия сформированных графических навыков на качество практических действий учащихся с нарушением интеллекта, адаптированность к конкретным условиям обра...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Исключение из учебных планов предмета "Техническое черчение" привело к необходимости интегрировать элементы данного курса в уроки технологии..Совместно с профессором Г.И. Кругликовым была отработана м...
Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом
Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмомТаблица Оценка уровня развития графических умений Оценки Уровень развития графических умений Особенности качества изображений...
Формирование графических навыков на уроках ИЗО
Формирование графических навыков на уроках ИЗО ...
Формирование графических навыков на уроках ИЗО
Формирование графических навыков на уроках ИЗО ...
Формирование графических навыков на уроках ИЗО
Формирование графических навыков на уроках ИЗО ...