Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом
консультация по психологии по теме

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом
Таблица   Оценка уровня развития графических умений
 
 
Оценки Уровень развития графических умений Особенности качества изображений
0 Не умеет правильно держать карандаш, наносит на бумагу неопределенные линии Изображение отсутствует или проводятся линии и точки, не имеющие сходства с объектом
1 Умеет правильно держать карандаш и располагать руку при рисовании; проводит вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам Изображение напоминает символический рисунок, имеющий отдельные элементы, сходные с объектом
2 Умеет регулировать движения в соответствии с задачей изображения, то есть правильно регулирует: а) силу нажима; б) амплитуду; в) темп рисовальных движений (изменяет его по инструкции) В рисунке передается строение основной формы образца, но без некоторых существенных элементов
3 Умеет изменять направление графических движений: проводит линии, образующие угол, не отрывая карандаша от бумаги, совершает дугообразные движения В рисунке достаточно верно и полно воспроизводится строение основной формы и дополнительных деталей образца, но неучитывается размер фигуры
4 Графические движения соразмеряет с заданной длиной или высотой отрезка, рисует короткую или длинную линию по словесной инструкции и по образцу Изображение с сохранением размера заданной фигуры
5 Движения соизмеряет с высотой и формой заданных изображений предметов, рисует прямоугольники с образца-рисунка, большой и маленький круг и квадрат по словесной инструкции и по образцу Изображение с сохранением размера и объема заданной фигуры
 
 
Здоровые школьники успешно справляются с первыми тремя заданиями, а отображение в рисунках размера фигур еще вызывает у них некоторые затруднения. Рисунки детей с тяжелой формой аффективной патологии отличаются от рисунков их здоровых сверстников, как по качеству изображения, так и по технике рисунка.
 
Первый этап формирования графических навыков у детей-аутистов
 
Цель. Обучение элементарным графическим навыкам, развитие умения проводить прямые линии в вертикальном и горизонтальном направлении по опорным точкам.
 
Материал. Цветные граненые карандаши или фломастеры, альбом для рисования. (Если ребенок с аутизмом отказывался работать с карандашом, мы предлагали ему доски, обмазанные пластилином, или ребенок обмазывал палец краской и рисовал с помощью него.)
 
Руководство. Психолог или педагог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования.
 
Задания
 
1.   Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование разноцветных, коротких, длинных отрезков).
 
2.   Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки).
 
3.   Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др.
 
4.   Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.
 
Методические требования к занятиям первого этапа
 
1.  Опорные точки наносятся на бумагу до занятия.
 
2.   На первых занятиях следует обращать внимание детей на правильное расположение карандаша в руке и положение руки в процессе рисования.
 
3.  Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2—3 человека).
 
4.   Продолжительность и количество занятий должны варьироваться в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка.
 
5.   Рекомендуется поощрять ребенка за успешное выполнение заданий, а также даже за минимальную активность. Рисунок ребенка следует повесить на видное место и на последующих занятиях обращать его внимание (а также внимание других детей, если занятия проводятся в группе) на результаты предыдущей работы.
 
После того как дети овладеют элементарными изобразительными движениями, рекомендуется формировать у них изобразительные движения по следующим параметрам: скорости, направлению, темпу, амплитуде.
 
Второй этап формирования графических навыков у детей-аутистов
 
Цель. Обучение произвольному управлению графическими движениями.
 
Материал. Альбом для рисования, утолщенные граненые карандаши, фломастеры, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изображающие геометрические фигуры и фигуры животных.
 
Руководство. Педагог показывает ребенку, как укреплять трафарет, обводит контур фигуры и затем закрашивает ее. При обведении контура фигуры движения должны быть медленными, а при закрашивании — быстрыми.
 
Задания
 
1.   Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника.
 
2.   Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.
 
3.  Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.
 
4.  Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины.
 
5.  Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.
 
Методические требования к запятиям второго этапа
 
1.  Необходимо следить за тем, чтобы дети обводили контур фигуры медленно, а закрашивали фигуры быстрыми, размашистыми движениями.
 
2.  Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, а квадрат прямыми линиями, треугольник — наклонными.
 
3.  Обязательно следует научить детей произвольно регулировать силу нажима.
 
4.  Перед началом рисования предварительно совместно с ребенком должен проводиться анализ фигуры трафарета. Необходимо учить детей обводить ее контуры указательным пальцем.
 
5.  В процессе занятия обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги.
 
6.  Занятия должны проводиться в указанной последовательности. Рекомендуется вешать рисунки детей на видное место, поощрять их активность. Если дети по-прежнему отказываются рисовать карандашами и фломастером, можно им предложить рисовать пальцем, однако необходимо соблюдать указанные выше требования, а именно регулировать темп и силу нажима. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Техника линейной графики как средство формирования графических навыков и умений у детей с ЗПР"

Презентация рекомендована учителям -дефектологам, воспитателям  для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.  Эффективной педагогической технологией, направленной на формирование и р...

Игры и упражнения для формирования графического навыка у детей 5-6 лет

        5 февраля 2014 года прошло собрание для родителей, где были даны рекомендации, а также предложены игры и упражнения, которые помогут подготовить руку ребенка к письм...

«Упражнения по формированию графических навыков и письма у детей предрасположенных к дисграфии».

Предложенные упражнения проводились с воспитанниками старшего дошкольного возраста посещающими ДС.  В ходе занятий у детей  значительно обогатился словарный запас, улучшилась связная речь, ф...

Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста».

На практике педагоги ДОУ часто сталкиваются с позицеей родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей к чтению, письму, счёту. Ошибочно считая, что эти показатели самые главные. М...

Коррекционно-развивающие занятия по формированию графических навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальц...

Совместная работа учителя-логопеда с педагогами по формированию графического навыка у детей обучающихся по АООП с умственной отсталостью (2 вариант)

Наглядные  яркие картинки помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность. Например серию картинок «Времена год...