Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом
Таблица Оценка уровня развития графических умений
Оценки Уровень развития графических умений Особенности качества изображений
0 Не умеет правильно держать карандаш, наносит на бумагу неопределенные линии Изображение отсутствует или проводятся линии и точки, не имеющие сходства с объектом
1 Умеет правильно держать карандаш и располагать руку при рисовании; проводит вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам Изображение напоминает символический рисунок, имеющий отдельные элементы, сходные с объектом
2 Умеет регулировать движения в соответствии с задачей изображения, то есть правильно регулирует: а) силу нажима; б) амплитуду; в) темп рисовальных движений (изменяет его по инструкции) В рисунке передается строение основной формы образца, но без некоторых существенных элементов
3 Умеет изменять направление графических движений: проводит линии, образующие угол, не отрывая карандаша от бумаги, совершает дугообразные движения В рисунке достаточно верно и полно воспроизводится строение основной формы и дополнительных деталей образца, но неучитывается размер фигуры
4 Графические движения соразмеряет с заданной длиной или высотой отрезка, рисует короткую или длинную линию по словесной инструкции и по образцу Изображение с сохранением размера заданной фигуры
5 Движения соизмеряет с высотой и формой заданных изображений предметов, рисует прямоугольники с образца-рисунка, большой и маленький круг и квадрат по словесной инструкции и по образцу Изображение с сохранением размера и объема заданной фигуры
Здоровые школьники успешно справляются с первыми тремя заданиями, а отображение в рисунках размера фигур еще вызывает у них некоторые затруднения. Рисунки детей с тяжелой формой аффективной патологии отличаются от рисунков их здоровых сверстников, как по качеству изображения, так и по технике рисунка.
Первый этап формирования графических навыков у детей-аутистов
Цель. Обучение элементарным графическим навыкам, развитие умения проводить прямые линии в вертикальном и горизонтальном направлении по опорным точкам.
Материал. Цветные граненые карандаши или фломастеры, альбом для рисования. (Если ребенок с аутизмом отказывался работать с карандашом, мы предлагали ему доски, обмазанные пластилином, или ребенок обмазывал палец краской и рисовал с помощью него.)
Руководство. Психолог или педагог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования.
Задания
1. Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование разноцветных, коротких, длинных отрезков).
2. Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки).
3. Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др.
4. Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.
Методические требования к занятиям первого этапа
1. Опорные точки наносятся на бумагу до занятия.
2. На первых занятиях следует обращать внимание детей на правильное расположение карандаша в руке и положение руки в процессе рисования.
3. Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2—3 человека).
4. Продолжительность и количество занятий должны варьироваться в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка.
5. Рекомендуется поощрять ребенка за успешное выполнение заданий, а также даже за минимальную активность. Рисунок ребенка следует повесить на видное место и на последующих занятиях обращать его внимание (а также внимание других детей, если занятия проводятся в группе) на результаты предыдущей работы.
После того как дети овладеют элементарными изобразительными движениями, рекомендуется формировать у них изобразительные движения по следующим параметрам: скорости, направлению, темпу, амплитуде.
Второй этап формирования графических навыков у детей-аутистов
Цель. Обучение произвольному управлению графическими движениями.
Материал. Альбом для рисования, утолщенные граненые карандаши, фломастеры, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изображающие геометрические фигуры и фигуры животных.
Руководство. Педагог показывает ребенку, как укреплять трафарет, обводит контур фигуры и затем закрашивает ее. При обведении контура фигуры движения должны быть медленными, а при закрашивании — быстрыми.
Задания
1. Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника.
2. Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.
3. Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.
4. Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины.
5. Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.
Методические требования к запятиям второго этапа
1. Необходимо следить за тем, чтобы дети обводили контур фигуры медленно, а закрашивали фигуры быстрыми, размашистыми движениями.
2. Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, а квадрат прямыми линиями, треугольник — наклонными.
3. Обязательно следует научить детей произвольно регулировать силу нажима.
4. Перед началом рисования предварительно совместно с ребенком должен проводиться анализ фигуры трафарета. Необходимо учить детей обводить ее контуры указательным пальцем.
5. В процессе занятия обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги.
6. Занятия должны проводиться в указанной последовательности. Рекомендуется вешать рисунки детей на видное место, поощрять их активность. Если дети по-прежнему отказываются рисовать карандашами и фломастером, можно им предложить рисовать пальцем, однако необходимо соблюдать указанные выше требования, а именно регулировать темп и силу нажима.