Искусство видеть Мир
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Воробьёва Юлия Владимировна

«Искусство видеть Мир»

 

«Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать превзойдет все другие в области наук, искусств и ремесел»

Дени Дидро. 

 

Нас часто поражает наблюдательность совсем маленьких детей. Потом у многих это уходит. Что-то уходит, а что-то остается. Есть небольшое, но чрезвычайно емкое, имеющее огромное значение в жизни человека слово.

Слово это – внимание.

Внимание – основа науки и искусства, но ему нужно учить, его нужно развивать. Внимание избирательно: человек замечает одно, и не замечает другое, думает об одном и не думает о другом.

Задача преподавателя – направить внимание ребенка на определенный объект, определенную задачу, удержать его внимание и добиться тех, или иных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_videt.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Искусство видеть Мир»

«Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать превзойдет все другие в области наук, искусств и ремесел»

Дени Дидро.  

Нас часто поражает наблюдательность совсем маленьких детей. Потом у многих это уходит. Что-то уходит, а что-то остается. Есть небольшое, но чрезвычайно емкое, имеющее огромное значение в жизни человека слово.

Слово это – внимание.

Внимание – основа науки и искусства, но ему нужно учить, его нужно развивать. Внимание избирательно: человек замечает одно, и не замечает другое, думает об одном и не думает о другом.

Задача преподавателя – направить внимание ребенка на определенный объект, определенную задачу, удержать его внимание и добиться тех, или иных результатов.

Если это будет делаться постоянно, позже ребенок сам научится быть внимательным. Накопленные впечатления развивают образное мышление, воображение, обогащают внутренний мир ребенка. Детям надо научится видеть прекрасное в простом обыденном. Рассматривая божью коровку, паука или цветок ребенок активно и радостно мыслит, а позже, рисуя, дополняет увиденное воображением. Так развивается внимание и фантазия. Природа неиссякаемый источник наблюдения, позиция, творчества.

Ребенок, хоть раз по-настоящему увидевший и нарисовавший прекрасный безлиственный силуэт дерева никогда не заметит его телеграфным столбом.

Изобразить – значит отдать увиденное, пережитое.

Октябрь. Мы идем с детьми в парк.

С большого пышного клена облетают листья. Ребята тут же увлекаются их сбором, и через несколько минут в руках у каждого букет самых, по их мнению, красивых листьев. Когда мы вернемся в класс, листья эти будут отличным материалом для работы.

Без наброска, прямо красками, или цветными карандашами дети постараются запечатлеть их форму и цвет. И  совсем не важно, что получатся они далеко не такими, как в действительности, главная цель достигнута: ребята увидели и постарались отразить их красоту на бумаге.

Весна. Просыпаются, выползая на теплое солнышко все живое, и мы опять в парке. Таинственный полный чудес мир раскинулся у нас под ногами. Мир трав, насекомых, мир красоты и гармонии. Восторгу и удивлению нет границ.

Сколько же здесь необыкновенных существ, длинноногие паучки, мохнатые гусеницы. Потом, во время урока, когда дети будут рисовать, услужливая память подскажет видимое, а фантазия обогатит ее и возникнут на бумаге улитка в цветной раковине, бабочки с цветными на крыльях. Я хочу, что бы дети среди сплошной зеленой массы травы увидели травинку. Разглядели ее небольшую, единственную для каждой форму.

У К. Паустовского есть очень подходящие слова: «Мы ходим по земле, но часто ни нам приходит в голову желание нагнутся и тщательно рассмотреть землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами. А если бы мы нагнулись, или - даже больше -  легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных и прекрасных вещей».

Мы двигаемся дальше. Продолжаем тренировать внимание и память детей, но уже как бы без непосредственного  влияния преподавателя. Прошу получше рассмотреть то, что привлечет их внимание из мира природы во время самостоятельной прогулки. На следующем уроке каждый нарисует увиденное. Рисовать хоть и интересно, но не очень легко. Ребята честно вспоминают, я это по их лицам. Идет активная целенаправленная деятельность мозга, возникшая на основе живого интереса, развитие мысленной, что очень важно, а не механической памяти.

Развивая в детях внимание я стараюсь использовать все возможности. Как сделать так, чтобы взгляд их не скользил бездумно по поверхности, а видел и запоминал? На один из уроков приношу яркую, красочную игрушку. Предупреждаю: «Я покажу вам игрушку, рассмотрите ее и постарайтесь запомнить» Я  намеренно не фиксирую внимание детей на характерных чертах людей. Хочу увидеть как они сами справятся с этой задачей.

Наверное нам одинаково интересно: детям - изобразить как можно точнее, мне увидеть у кого из детей лучше, у кого хуже развита зрительная память. Потом я поставлю игрушку на стол, и они сами, что немаловажно, увидят свои ошибки. Так как будто, само собой возникает любопытство, интерес к работе, критическое отношение к своему рисунку. По мере тог как ребенок растет приобретая опыт и расширяя свои наблюдения задачи усложняются. Так в старших классах ставлю такую задачу. Демонстрирую картину бытового жанра. Предлагаю детям разделить ее на несколько картин различных жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический). Каждую из этих картин нужно подробно описать и объяснить почему выделен именно этот фрагмент. Придумать каждому из фрагментов свое название и объяснить, почему именно такое название было дано. Учителю прежде всего нужно представить стройную систему задач, которое он хочет поставить перед ребенком. В данном случае научить видеть характерное чувствовать колорит уметь обобщать развивать способность самостоятельно мыслить. Для развития внимания детей есть множество разных приемов. Освоение их – одна из основных задач преподавателя, ведь без развитого внимания, наблюдательности невозможно настоящее творчество.

Творенье может пережить века:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будут согревать сердца.

Микиланжело.

Источники:

1.Неменский Б.М. Мудрость красоты – М., 1987

2.Рогов А.П. Кладовая радости – М.,1982

3.Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! – М., Прсвещение - 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "ОП - АРТ ИСКУССТВО". Искусство видеть невидимое. Работы художника Дональда Раста.

Работы художника Дональда Раста состоят из оптических иллюзий и скрытых образов....

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Открытый урок пл МХК " Искусство.Виды искусств. Синтез искусств", 10 класс

Материал содержит разработку урока, презентацию, рабочие материалы, задания....

Элективный учебный предмет "Искусство видеть мир" (русский язык) 9 класс.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса. Умение письменно излагать свои мысли, форму...

Конспект урока "Искусство. Виды искусства"

Конспект урока Учебная дисциплина ОДБ. 08 ОбществознаниеУрок 46. Искусство. Виды искусства...