План-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись. Натюрморт в графике. «Гризайль».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Конспект урока по предмету изобразительное искусство 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_izo_grizayl.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №64»
План-конспект урока по изобразительному искусству
для 6 класса на тему:
«Виды изобразительного искусства. Живопись.
Натюрморт в графике. «Гризайль».
Учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Рожнов Александр Сергеевич.
г. Рязань
Тема: «Виды изобразительного искусства. Живопись. Натюрморт в графике. «Гризайль».
Цель урока:
- расширить представления учащихся о выразительных возможностях натюрморта;
- учить выражать в натюрморте своё настроение и переживания с помощью ахроматических цветов и ритма тоновых пятен; развивать технику работы кистью, приобретение опыта в работе с акварелью и создания художественного образа;
- воспитывать художественный вкус.
Задачи:
- научить ставить задачу тонального решения в живописной постановке и выполнять ее;
- развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам;
- формировать навыки работы в графической технике;
- развивать композиционные навыки, воображение и художественный вкус учащихся;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: индивидуальная.
Методы обучения: информационно-коммуникативный, деятельностный, проблемный.
Планируемые результаты:
Предметные: знать значение слов - графика, натюрморт, тон, пятно, освоить приёмы изображения натюрморта в технике «гризайль».
Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Метапредметные.
Познавательные УУД:
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор необходимой информации;
- выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта, научиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о приемах рисования акварелью, кистью;
- принимают активное участие в обсуждении нового материала, анализируют, определяют понятия, сравнивают объекты; анализируют работы художников и осваивают основные этапы выполнения живописной работы.
Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера;
- овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы, соблюдают нормы коллективного общения;
- учатся задавать вопросы, понимают позицию другого.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, репродукции, учебные таблицы с примерами различного композиционного решения натюрморта, таблички с новыми словами, мольберт, бумага А2, акварель, кисти.
Для учащихся: бумага А3,акварель, палитра, кисти, карандаш, ластик.
План урока
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Актуализация знаний - 8 мин.
3. Сообщение новых знаний - 10 мин.
4. Практическая часть - 20 мин.
5. Итог урока - 5 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Ученики сидят за мольбертами, перед ними бумага формата А3, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования.
Актуализация знаний.
Учитель. Перед началом нашей работы ребята, обратите свое внимание на экран. (Слайд 1) Перед вами несколько изображений. Давайте попытаемся соотнести их между собой (изображение + определение).
(ученики по очереди подходят к экрану и работают с маркером, стрелочками соединяют картину и жанр, объясняя причину своего выбор. Можно уточнить при помощи наводящих вопросов у учащихся, какие виды изобразительного искусства они знают.)
Учитель. Молодцы, вы определили основные жанры. Но посмотрите, какой жанр здесь отсутствует?
Правильно натюрморт. Сегодня именно на него мы обратим наше с вами внимание, а темой нашего урока будет (Слайд 2) «Натюрморт в технике …» а что это за техника, мы с вами узнаем чуть позже.
Учитель. А для начала давайте вспомним определение этого жанра. (Слайд 3)
Ответ детей.
Сообщение новых знаний.
Учитель. ( На экране разные виды натюрмортов. Два цветных и один монохромный). (Слайд 4).
Перед вами несколько изображений натюрморта, какое из них отличается от других и почему?
Учащиеся. Одна из картин написана черно-белыми красками.
(Слайд 5) Но мы с Вами, практически всегда при работе над натюрмортом обращаемся к цвету, так называемым хроматическим цветам ( работа с цветовым кругом, повторение основных и дополнительных цветов).
Учитель. Действительно, он выполнен при помощи двух цветов, белого и черного. Такие цвета называются ахроматическими, а живопись, выполненная при помощи этих цветов монохромной (Слайд 6).
Учитель. Давайте попытаемся с вами найти определение монохромной живописи в сети интернет и словарях.
(Ученики ведут поиск. Находят определение. Если нет у ребёнка телефона, он использует для работы словарь).
Учитель. Совершенно верно, картина, выполненная краской одного цвета, называется «Гризайль», (Слайд 7) где главное место отводится такому понятию как «Тон» (Слайд 8). А чтобы вы лучше представляли себе, что такое тон, давайте выполним вместе упражнение. (Растяжка тона, работа акварелью).
В гризайли легко и быстро можно передать воздушную перспективу разными по насыщенности тонами
Учитель. Как вы думаете, почему мы обратились к технике гризайль в натюрморте?
Ученики. Мы будем сегодня создавать натюрморт в технике гризайль.
Учитель. Верно. Это и будет целью нашего урока, создание натюрморта в технике гризайль.
Практическая часть.
Учитель. Я предлагаю вам вместе со мной выполнить натюрморт под названием «Яблоки на траве». Прежде чем приступить к работе, давайте определим с вами последовательность наших действий, которые мы должны соблюдать при работе над картиной. Что мы делаем на первом этапе?
Ученики. Определяем формат листа.
Учитель. Правильно, в нашем случае, вы можете выбрать горизонтальный или вертикальный формат.
Каким будет Ваш следующий шаг?
Ученики. Нам нужно композиционно правильно разместить предметы на плоскости листа. ( Параллельно с объяснением идёт демонстрация примеров).
Учитель. Совершенно верно. Главными предметами нашего натюрморта являются яблоки. Поэтому их нужно изобразить крупно, но не мелко, ведь они лежат у нас на траве. Одно из яблок должно быть главным, поэтому вы его выделяете размером. Другие могу находиться за ним или перед ним, могут чуть загораживать друг друга. Не забудьте о форме яблок. Они могут быть разными.
Учитель. Сейчас я выполню рисунок яблок у себя на листе, а вы у себя. А чуть позже сравним, что получилось.
( По окончании построения, на это отводится несколько минут, проверяется правильность композиционного построения картины, по диагонали, по центру и т.д.)
Учитель. Следующим шагом будет определение источника освещения. С какой стороны будет падать свет. Поэтому вы должны помнить, что каждый предмет имеет самое светлое место, как его называют? (Слайд 10. Яблоко. Пример света и тени на гипсовом шаре).
Ученики. Блик, еще предметы имеют свет, полутень, тень и рефлекс, а также падающую тень. (Обращаю внимание на то, что при помощи тона различной силы, можно передавать свето-воздушную среду, перспективу).
Этап сотворчества.
На данном этапе урока, ученики выполняют работу вместе с учителем. Учитель объясняет и показывает основные шаги выполнения работы в технике гризайль, комментируя их. Например, работа начинается и ведется от светлого тона к более темным и насыщенным. Постепенно усложняя и прописывая детали работы. На определенном этапе, процесс сотворчества завершается, и творчество учеников переходит в личное. Предлагается самостоятельно завершить работу над основными предметами натюрморта и дополнить её различными элементами (бабочка, жуки веточки и т.д.)
Итог урока.
Учитель. Ребята, время работы подходит к концу. Давайте подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали? Что мы научились делать? Достигли ли мы цели урока?
Ответ учеников.
Учитель. А сейчас вы оцените свою работу. Критерии оценки прикреплены на мольберте. Поднимите руку, кто считает, что сегодня выполнил работу на оценку пять, четыре. Молодцы! Я думаю, что все остальные дома выполнят свою работу и поставят оценку чуть выше. А теперь посмотрите на работу своего товарища по паре и оцените её. Поставьте свою оценку рядом с критериями.
Учитель. Сегодняшний урок мне хотелось бы окончить фрагментом стихотворения:
Пожухли краски яркого пейзажа,
Гризайль тоскою наполняет вечер -
В декабрьской витрине вернисажа
Уже задуты золотые свечи...
Я надеюсь, что Вы поняли таинственный смысл значения слова «Гризайль». И помните, что при помощи одного цвета и использую его оттенки, можно создавать удивительные по своей красоте картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-конспект открытого урока по технологии в 11 классе по теме _Брюки – основной вид одежды современной молодежи_
Тема: «Брюки – основной вид одежды современной молодежи».Цель: образовательная: закрепить полученные знания по теме: «Женские брюки»;развивающая: ознакомить учащихся с историей образования женских брю...
План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...
План-конспект открытого урока английского языка во 2 классе по теме:"This is the English ABC" к курсу Кузовлева В.П."English 2-11"
Открытый урок английского языка для 2 класса по теме "This is the English ABC" проводится с целью систематизации и обобщения знаний обучающихся по материалам программы первого полугодия(программа Кузо...
План – конспект открытого урока по ОБЖ в 8 классе по теме: «Дорожная безопасность»
тема: «Дорожная безопасность»Цели урока:Закрепить теоретические знания о правилах поведения на дороге.Отработать практические навыки безопасного поведения обучающихся как участников дорожного движения...
План-конспект открытого урока английского языка в 6 классе по теме "My Working Day & My Lifestyle" ( по ФГОС)
Урок составлен в соответствии с ФГОС, использую несколько технологий: коммуникативного обучения,игровые,здоровьесберегающие и информационно-компьютерные.Тесты 2-х видов для контроля сформированности У...
План конспект открытого урока английского языка в 6 классе по теме:"ТВ: за и против. Развитие навыков работы с текстом."
План конспект открытого урока по теме: "ТВ за и против. Развитие навыков работы с текстом" формирует и развиывает у учащихся коммуникативные умения, развивает мышление, высказывать свое мнение н...