План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Итоговая работа

 слушателя курсов  повышения квалификации

 дистанционного обучения

 Форманюк О. В.

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока.

Класс: 5-6

Дата проведения: 30 января, 6 февраля 2014 года.

 Тема уроков «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя в качестве примера эпоху Древнего Египта.
  2. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование и материалы:

  1. Презентация по теме урока, созданная на основе материалов лекции №5.
  2. Художественные материалы: гуашь, кисти…

План проведения урока

  1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта, сопровождающая показ презентации, в ходе которой ученики знакомятся с характерными особенностями египетской культуры, одеждой, причёсками и украшениями египтян.
  2. Постановка художественно-творческой задачи (выполнение портрета фараона или египетской царицы).
  3. Практическое выполнение задачи.
  4. Самоанализ выполненных работ и подведение итогов.

Ход урока

  1.  Ребята, на  уроках первых двух четвертей мы уже познакомились с ролью украшений в жизни древних славян. А сегодня мы поближе познакомимся с декоративным искусством Древнего Египта. 

Слайд №2

В Древнем Египте, также как и в других древних сообществах, не существовало декоративно-прикладного искусства в современном понимании. Все украшения были связаны с религией или с природными условиями, в которых жил человек и, точно также ,как и в русском народном декоративном искусстве, все украшения носили заклинательный характер. Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь ему выжить. Все декоративно-прикладное искусство Древнего Египта тесно связано с мифологией. А для того, чтобы вы могли понять,  что и как нужно будет изобразить в конце сегодняшнего урока, я хочу познакомить вас с одним  из многочисленных мифов и рассказать о природе и обычаях народа, жившего несколько тысяч лет тому назад.

Слайды  №3-4

 Большое значение на мировоззрение древних египтян оказывала природа. Люди внимательно наблюдали за положением звёзд, луны и солнца – до нашего времени дошли древние легенды, объясняющие происхождение светил. С глубокой древности египтяне были убеждены в том, что бессмертные души направлялись к Полярной звезде, поэтому вход в пирамиды был расположен на северной стороне. Мир египтянина был связан с плодородной, но узкой долиной Нила, ограниченной с обеих сторон скалами и песками пустыни. Древние египтяне предпочитали селиться на восточном берегу Нила, так как солнце рождается на востоке; западный берег был отдан потустороннему миру. На западном берегу солнце «умирало», и поэтому там строили гробницы. «Город мёртвых» располагался на границе пустыни и плодородной земли, гробницы являлись своеобразными домами для умерших.

Земная жизнь людей во многом зависела от Нила. Он разливался,  орошая земли долины, а когда возвращался в своё русло, на полях оставался принесённый рекой плодородный ил, который служил удобрением и гарантировал хороший урожай.

Египтяне считали, что в начале начал существовала бескрайняя неподвижная холодная водная гладь, которая называлась НУН. Из неё появился бог АТУМ (что значит «совершенный»)- первый бог во вселенной.

Сайд №4  Атум не нашёл себе ни какого места, где он мог бы удержаться, и поэтому в первую очередь создал холм Бен-Бен. Холм Бен-Бен появился из воды так же, как земля появилась после разлива Нила. Культ бога Атума со временем соединился с культом бога Ра, который согласно ещё одному мифу, появился из цветка лотоса, выросшего на холме Бен-Бен. Младенец Ра от радости  заплакал, и из его слёз, упавших на холм появились люди. Сам священный лотос, по представлениям древних египтян, олицетворял красоту и воскресение после смерти.

Слайд №5

В то же время существовало представление о том, что солнце – это огромный золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо солнечный жук-скарабей Хепри подобно тому, как катят свои шарики по земле навозные жуки. Хепри – это молодой Ра, бог восходящего Солнца. Скарабеи считались символом пяти чувств человека. Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от злых сил, от ядовитых укусов и помогающие воскреснуть из мертвых.

Слайд №6

 Вам наверно интересно, откуда обо всём этом стало известно? 

Слайд №7

О том, как выглядели древние египтяне, узнать, что носили фараоны, жрецы, обычные люди, какие были у них украшения, головные уборы, учёные-археологи узнали по  фрескам гробниц и храмов Древнего Египта. Они считаются энциклопедией жизни этой страны и, в то же время – творениями мастеров живописи, хотя живопись в Древнем Египте считалась скорее ремеслом, чем искусством.

Слайд №8

В росписях отсутствовала перспектива, но ее заменяли изображения, расположенные по поясам – то, что дальше, рисовали выше.

Слайд №9   Фигуры фараонов кажутся великанами, так как нарисованы в три раза крупнее. Существовали особые руководства для художников, такие как, например «Предписание для стенной живописи и канона пропорций». Росписи имели магический характер, их выполняли не для мира живых, а для мира мертвых. Строгие рамки канона были освящены религией, ведь изображение загробного мира носило ритуальный характер. Египетский художник на стенах гробниц никогда не рисовал с натуры, а каждую вещь показывал не так, как видит, а так, как знает и так, чтобы все характерные признаки были видны одновременно, чтобы человека можно было узнать в мире мертвых, поэтому человеческую фигуру изображали с разных точек зрения. При изображении фараона или знатного вельможи необходимо было показать торжественную, почти неподвижную позу и соблюсти всегда одно и то же соотношение пропорций: стоящая фигура делилась сеткой на 18 частей, а сидящая – на 15. Главные фигуры всегда изображались в неподвижных стоячих или сидячих позах; голова и ноги рисовались в профиль, грудь в три четверти, плечи и глаз в анфас. В изображении слуг и животных и пейзажа художник чувствовал себя более свободным: тщательно с ботанической точностью выписывались ветки и листья деревьев, трава, цветы; орнитологи узнают на росписях удода, красногрудую казарку, сорокопута и других птиц. Интересны изображения танцев, военных действий, ловли рыбы, оплакивания мертвых, сельскохозяйственных работ, и других бытовых сцен.

Слайд №10

Сохранился рассказ древнеегипетского художника XX в. до н. э. о своей профессии:

«Я был художником, опытным в своем искусстве… Я умел передавать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного…выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего…»

Краски у египтян были яркими и стойкими, их изготавливали из красителей на минеральной основе и разводили водой с добавлением клейкой смолы. Палитра была несложной: использовали белый и черный цвета, из которых при смешении получался серый; красный цвет (при смешении с белым получали розовый), охру красную; синий цвет, охру желтую, из которых при смешении получался зеленый. Основные краски Египта – это желтый и синий, цвета песка и неба. Краски наносились палочкой из волокнистого дерева с растрепанным концом, или кисточкой из травы или из пальмовой коры, а смешивали краски в черепке или раковине.

Канон предписывал раскрашивать тела мужчин коричневым цветом, а женщин – желтым листва всегда должна была раскрашена зеленым цветом. Свое мастерство художники показывали при передаче фактуры дерева, камня, шерсти животных и оперения птиц. С большим искусством изображались белые одежды, создавая иллюзию прозрачной ткани, сквозь которую просвечивает тело.

  1. Постановка художественной задачи  Слайд №11

Сегодня на уроке вам предстоит выполнить « Портрет фараона (царицы»).

А для того, чтобы мы могли правильно показать, какие причёски и головные уборы носили древние египтяне, какую косметику использовали они в те далёкие времена, я предлагаю внимательно рассмотреть изображения на слайдах презентации.

                                               

 Одежда

Египтяне издавна владели ткацким искусством, но, живя в стране с очень жарким климатом, не нуждались в плотной одежде, которую в основном изготавливали из льняных тканей. Простолюдины обходились более грубым полотном а знатные люди использовали легкие тонкие прозрачные ткани. Мужчины носили передник схенти – набедренную повязку из широкого куска ткани, обернутого вокруг бедер и закрепленного поясом. Схенти могли быть разных фасонов, самый древний из них – треугольный, иногда их надевали два или больше. Схенти знатных людей изготавливали из плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти.  

Слайд №12

И женщины и мужчины носили калазирис– длинную одежду, состоявшую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала. Женская одежда была более узкая, чем мужская и плотно облегала фигуру и крепилась на одной или двух бретелях. На фресках в гробницах одежда египтян белого цвета, но это связано с тем, что белый цвет был символом чистоты, а настенные росписи выполнялись для загробного мира, кроме того, белый цвет был цветом официального костюма.

Слайд №13

Египтяне разработали сложные формы плетения ткани, украшение платьев бисером или аппликацией, все это позволяло сделать одежду более нарядно. Древние люди часто ходили босиком, но для торжественных случаев у них были сандалии из кожи или из папируса.

Прически. Слайд №14

Прически знати были геометрические, похожие на трапецию. Все свободное население Египта и женщины и мужчины носили парики которые изготавливались из волос, шерсти животных, шелковых нитей, волокон растений, окрашенных в темные цвета. Модными считались черно– коричневый и черный цвета. В парик помещали маленький конический сосуд с ароматным маслом . Фараон и его приближенные носили большие парики и часто, во избежание солнечного удара надевали один парик на другой, создавая, таким образом, воздушную прослойку. Женские парики были длиннее и сложнее мужских, особенно у цариц и знатных дам. Верх парика был плоский, волосы плотно облегали лицо, концы прядей, спадавших на грудь завивались в крупные локоны.

Слайд №15 Парики окрашивали в голубой, желтый и оранжевый цвета. Из–за жаркого климата многие мужчины полностью сбривали волосы, а голову умащивали ароматными маслами. Знатные женщины, как и мужчины, брили голову  и надевали парики, но могли делать прически и из собственных завитых мелкими волнами волос и украшенных на концах кистями. Такие прически можно увидеть на саркофагах и фресках.

Дети, юноши и девушки сбривали все волосы, оставляя на левом виске прядь, заплетенную в плоскую косу, так называемый локон юности .Слайд №16

 Слайд №17

Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти . Бороды могли быть разной формы: в виде косички, с завитком на конце, плоские, в форме лопаточки.

Головные уборы слайд № 18

Все сословия носили клафт – платок, плотно облегавший голову, два конца платка спадали на грудь, третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, уши оставались открытыми. Разновидностью клафта был полосатый платок – немес, в таком платке на фресках и на саркофагах изображали фараонов. У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уреями .Слайд №19

В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой (в такой короне изображали Осириса, одного из главных богов Древнего Египта), а корона Нижнего Египта была красной. Слайд № 20. 

Объединенная, двойная корона Двух Земель, символизирующая объединение страны и власть над ней, называлась пшент. Ее носили боги и фараоны, царствующие и в Верхнем, и в Нижнем Египте . Пшент обычно надевали на тонкий льняной платок или чепец. Слайд №21

 Простейшим головным убором были шнурки из кожи и ниток, лобные повязки, обручи, которые надевались поверх прически. Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птицы, распростершей крылья. Знаменитая царица Нефертити носила корону цилиндрической формы. Слайд № 23 Самое распространенное украшение на головных уборах – это цветок лотоса или стебли папируса, которые не только украшали, но и оберегали человека.

Украшения Слайд №25

В Древнем Египте добывали много золота, его было значительно больше чем серебра, поэтому серебро ценилось дороже. Искусные ювелиры выполняли украшения–амулеты из золота, серебра, лазурита, сердолика, бирюзы, агата, оникса, горного хрусталя и яшмы. Главным украшением был широкий воротник, состоявший из нескольких рядов разноцветных бусин. На многих предметах декоративно–прикладного искусства можно увидеть: скарабеев, солнечный диск, птиц, глаз, стебли папируса и цветы лотоса, змей. Все эти изображения можно увидеть и в орнаменте пекторали (крупное украшение, надевавшееся на шею) найденной в гробнице фараона Тутанхамона. Украшения – пекторали, оплечья, подвески, браслеты, амулеты в виде скарабеев, кольца – в Древнем Египте носили все слои населения. Серьги появились лишь в эпоху Нового царства и носили их как женщины, так и мужчины.

Слайд №26  Египтяне следили за чистотой, ежедневно натирались маслом, чтобы защитить кожу от ожогов. В гробницах найдено много сосудов, туалетных коробочек, баночек и туалетных ложечек для косметики, на которых видны изображения лотоса – символа бога Ра.

Грим и косметика

Косметикой пользовались и женщины и мужчины, а многие косметические средства применялись не только для украшения, но и как лекарства. Краска для век – репеллент, – изготавливалась из мелкотертого сернистого свинца и применялась для отпугивания насекомых. Малахит измельчали, смешивали с маслом и полученной краской подводили глаза, такая обводка служила лекарством от глазных болезней. Египтяне особенно старались выделить глаза, поэтому брови и ресницы чернили специальным порошком кохоль, удлиняя внешние уголки глаз. Все женщины румянились и красили губы измельченной красной охрой.

Символы

Лотос   Слайд №27-28

Изображение лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречаются вплоть до римского времени. Сам священный лотос олицетворяет красоту и воскресение после смерти, ведь сам солнечный бог Ра появился из цветка лотоса, этот сюжет изображен на золотой подвеске.

Сокол, змея Слайд № 29

По другой версии бог Ра появился из яйца в образе сокола. Тростниковой короной атеф из двух высоких перьев, которую носили верховные божества увенчана мумия сокола.

В эпоху Среднего царства в Фивах (Луксор) возрастает значение бога Амона, его культ сравнивается по значимости с культом бога Ра. До Нового царства культы Амона и Ра существуют параллельно, а в Новом царстве происходит слияние культов Амона и Ра и возникает бог Амон-Ра, объявленный творцом мира и отцом всех богов. Считалось, что Амон возник из океана хаоса в облике змея Кем-Атеф. Верховный бог Солнца Амон–Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанного золотым солнечным диском, окруженным змеей.

Ра поместил себе на лоб солнечное око в виде змеи урей и с тех пор его стали носить на коронах все боги, а потом и фараоны, унаследовавшие от богов власть. Помещенный на корону урей, ослепительными лучами испепеляет всех врагов и оберегает законы мироздания.

Оком Ра считалась дочь Ра богиня Нехбет в облике самки коршуна. Она была защитницей фараона, покровительствовала Южного Египта и изображалась в белой короне Верхнего Египта и с цветком лотоса – эмблемой верховья.

Кобра Уаджет, что значит «Зеленая», также была дочерью и оком Ра. Она покровительствовала Северной части Египта и изображалась со стеблями папируса и в красной короне – эмблемой Низовья. На короне «Пшент» могли изображать двух уреев: кобру и коршуна.

Скарабей

В то же время солнце – это огромный золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо солнечный жук-скарабей Хепри подобно тому, как катят свои шарики по земле навозные жуки. Хепри – это молодой Ра, бог восходящего Солнца. Скарабеи считались символом пяти чувств человека. Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от злых сил, от ядовитых укусов и помогающие воскреснуть из мертвых. Скарабеи изображались на браслетах, подвесках и пекторалях.

Головные уборы Исиды и Нефтиды

Интересны головные убора богинь Исиды и Нефтиды. Первоначально Исида считалась богиней неба и его олицетворением и изображалась в головном уборе из рогов небесной коровы и солнечного диска. Нефтида наряду со своей сестрой Исидой считалась покровительницей домашнего очага и сопровождала Ра в ночном плавании на ладье вечности. Нефтиду называли «Владычица дома» и изображали с иероглифом дома со строительной корзиной наверху.

Глаз Гора Слайд № 30

Важным символом считался глаз, он ассоциировался с богом Гором. Амулеты в виде ока клали в погребальные пелены мумии, чтобы умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве. Око Гора использовали как защитный амулет и изображали на носу египетских кораблей. Правым оком Гора было солнце, а левым – луна, таким образом, глаза Гора обеспечивали египтянину защиту и днем и ночью. Изображение 1/64 части разрезанного глаза связано с битвой Гора с Сетом (погубившем Осириса), оно служило для египетских математиков обозначением дробей. Бог Гор, сын Исиды и Осириса считался покровителем царей, его называли сыном Ра и изображали в образе сокола или в образе человека с головой сокола в царской короне.

Создать образ прекрасной царицы или жрицы вам  поможет отрывок из романа Георга Эберса, но одного литературного описания для успешного выполнения практической работы недостаточно. Необходимо подробно рассказать об одежде, прическах, головных уборах, украшениях и косметике древних египтян.

Георг Эберс в романе «Уарда» описывает внешность знатной египтянки Неферт и дочери фараона Бент–Анат: «Ее большие миндалевидные глаза удивленно и мечтательно смотрели сквозь густые и длинные ресницы. В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый свежий ровный румянец, средний между золотисто–желтым и коричневато–бронзовым… О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами…

На голове ее красовалась белая с голубыми полосами шелковая повязка, аккуратные складки которой охватывала золотая диадема, украшенная головой урея. Между красиво изогнутыми рогами на голове змеи сверкал рубиновый диск… На ней было пурпурно–красное платье из почти прозрачной тонкой ткани, схваченное золотым поясом и двумя широкими перевязями. Шею украшало ожерелье из жемчуга и драгоценных камней в форме широкого воротника, ниспадавшего на грудь».

  1. Практическое выполнение задачи.

Для последовательной  работы над созданием «Портрета фараона (царицы)» я предлагаю вам план, который поможет правильно выполнить работу.

  1. На листе формата А3 наметить тонкими линиями портрет. Я буду подробно показывать этапы выполнения рисунка на доске, а вы в альбомах. Слайд №31
  2. На палитре смешиваем белую, красную,  жёлтую гуашь и совсем немного чёрной(одна-две точки) и получить цвет лица египтянина. У женщин лицо по канону должно быть более жёлтым. Лицо закрашиваем большой кистью по форме, причём надо не «мазать», а «гладить» лицо по щекам, по подбородку, по носу и пр. Шею закрашиваем вертикальными мазками. Слайд № 32
  3. Большой кистью закрашиваем причёску или головной убор, одежду на плечах, фон работы. При этом не забываем давать просохнуть закрашенной поверхности, если работаем с акварелью. Фон лучше сделать цвета папируса или цвета стены гробницы (светло-серый, слоновой кости). Одежду рисуем без подробностей, так как она будет выполнена в технике коллажа.
  4. Составлять цвет для теней на шее, ушах, веках и боковых плоскостях носа мы будем на палитре. Для этого смешаем жёлтую, красную, немного белой и чёрной  краски. Сначала положим тени на шею и уши   ( если  вы их изобразили на рисунке, поскольку тени на веках рисовать сложнее. Чтобы получилась тень над глазами, надо обвести полученным на палитре цветом верхние линии век и надбровные дуги, затем сделать несколько коротких мазков от внутренних углов глаз и размыть слой краски вокруг глаз. От внутренних углов глаз сделать несколько мазков вниз вдоль передней плоскости носа, затем размыть мазки водой.
  5. Кончик носа обвести чёрной краской, особенно выделить ноздри. Закрасить губы. Для того, чтобы губы были объёмными, верхнюю губу нужно сделать немного темнее, для этого в красную краску нужно добавить немного чёрной.
  6. Радужную оболочку глаз египтянина закрашиваем вместе со зрачком чёрной краской. Когда глаза высохнут, то на радужной оболочку ставим яркий белый блик.
  7. Для завершения работы над портретом обводим глаза и брови чёрно-синей краской, как это делали египтяне.
  8. Осталось только добавить украшения (воротник, урей, серьги, подвески и др.). При желании вы можете выбрать любую технику выполнения украшений. ЭТО ВАШЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!
  1. В завершении нашего урока мне хотелось бы выслушать ваши комментарии по поводу выполнения практической работы.

-Что нового узнали вы о жизни древних египтян?

-С какими трудностями столкнулись в процессе работы?

- Что на ваш взгляд получилось удачно, а на что нужно обратить особое внимание, выполняя домашнее задание?

-Какой эмоциональный отклик в вашей душе оставил сегодняшний урок?

P.S. Я работаю в сдвоенном класс-комплекте 5-6 классы, поэтому работы выполняются на разном уровне и оцениваются исходя  из индивидуальных возможностей каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;            сформировать представление о символике украш...

презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник...

Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта.

Методическая разработка к уроку в 5 классе....

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...

Урок в 5 классе "«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Тема «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» рассчитана на 2 урока. На первом уроке по этой теме учащиеся рисовали декоративные египетские колонны, украшая их  символам...

технологическая карта по теме «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Цель урока: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя эпоху Древнего Египта. Предметные результаты:Научатся развив...