Поурочное планирование «Изобразительное искусство» 2 класс.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме

Порхунова Надежда Петровна


   Развернутое тематическое планирование по ИЗО и художественному труду для 2 класса, разработана на основе примерной программы, МО РФ (М.: Просвещение, 2003) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
Задача всех тем курса- введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.  
     Цель второго года обучения - это введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий; формирование у них первоначальных представлений о содержании и роли искусства.
     Дети осваивают выразительные средства доступных их материалов, учатся присматриваться к  выразительному использованию различных материалов в искусстве. Ребята работают в каждой из трех сфер деятельности  (изображение, украшение, постройка). Получают представление о природных истоках художественного творчества, о роли в этом творчестве фантазии и воображения. Получают представление о выражении разнообразных чувств и мыслей в изображении, украшении, постройке. Знакомятся  с выразительным характером цвета, с ритмом цветовых пятен, с характером линий и линейных  ритмов, с характером объемов и их ритмов. Осознают, что все средства, которыми пользуются художники, нужны им для выражения чувств и мыслей.
     Тематический план рассчитан на 34 часа в год.
       Для реализации программного содержания используется учебник:
Коротеева Е.И. Искусство и ты. 2 класс Учебник.-М.:Просвещение,2005.
Задачи художественного развития учащихся               
во 2 классе
       Формирование нравственной отзывчивости на проявление искусства в жизни .
                 Дети учатся:
  -удивляться многообразию видимого мира;
  -внимательно вглядываться в окружающий мир, рассматривать его;
  -искать, видеть красоту предметного мира;
  -членить окружающие их в жизни проявления художественной деятельности на  работу, Трех  Батьев-мастеров, узнавать ее;
  -эмоционально откликаться на разнообразие материалов пластических искусств;
Формирование художественно-творческой активности;
                  Дети учатся:
  -творчески использовать познаваемые материалы искусств;
  -активизировать жизненную наблюдательность и фантазию при исполнении заданий.
Формирование художественных знаний, умений и навыков.
                  Дети учатся:
  -знанию трех форм художественной деятельности;
  -начальным навыкам визуального мышления-образной активности восприятия;
  -умению пользоваться доступными материалами ( гуашь, цветные мелки, пластилин, бумага, клей, тушь, перо цветная бумага, белая бумага и т.д.)
  -умению пользоваться простейшими инструментами ( кистью, стеком, пером, ножницами и т.д.)
  -владеть навыками смешения красок, свободно работать кистью, мелками; без напряжения проводить  широкие мазки и тонкие линии, разминать руками пластилин и пользоваться стеками, обрывать и наклеивать цветную бумагу, создавая аппликации, вырезать бумагу, сгибать, подклеивать бумагу, получаю объемные формы;
  -иметь первые представления о передаче пространства на плоскости;
  -уметь в доступной форме отражать в изображении, украшении, постройке разные стороны жизни ( мир растений, животных, людей) и выражать через цвет, форму, линию, композицию различные чувства и мысли.
  -знать разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем, ритм.
  -владеть начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси), получать при смешивании с белой и черной краской «легкие» и «тяжелые» цвета, выразительно использовать теплые и холодные цвета, объединять цветовые пятна, создавая ритмические чередования, подчеркивать характер линий( линии тонкие, нежные, струящиеся или корявые, угловатые, резкие) ритмически объединять объемы.
   Запомнить художников, чье творчество связано с природой и сказочно-мифологической тематикой,- И.Левитана, Н Рериха, В. Васнецова, М. Врубеля.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochnoe_planirovanie_2_kl..docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

             Поурочное планирование «Изобразительное искусство»          2 класс.

  1. Чем и как работают художники

п/п

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

Три основные краски.

Пр.: как смешивать краски и получать новые цвета?

Цель: показать возможности цветообразования.

Основные и дополнительные цвета.

Знакомство с основными законами цветоведения

Регулятивные:

Ставить новые учебные задачи;

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов с различными признаками;

Коммуникативные:

Стремиться к координации действий и сотрудничеству

Понятие цветовой гармонии, развитие эстетических чувств.

2

Пять красок – все богатство цвета и тона.

Пр.: как смешивать краски и получать новые цвета?

Цель: показать возможности цветообразования.

Темное и светлое. Оттенки цвета.

Знакомство с основными законами цветоведения

Регулятивные:

Ставить новые учебные задачи;

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов с различными признаками;

Коммуникативные:

Стремиться к координации действий и сотрудничеству

Понятие цветовой гармонии, развитие эстетических чувств.

3

Изобразительные средства и их выразительность

Пр.: какие художественные средства можно использовать в рисунках?

Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств.

Акварель, гуашь, пастель, карандаши и др.

Создание изображения разными художественными средствами

Регулятивные:

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

Коммуникативные:

Стремиться к координации действий и сотрудничеству.

Учитывать разные мнения.

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.

4

Выразительные возможности аппликации

Пр.: какие художественные возможности аппликации можно использовать при создании изображения?

Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств.

Форма пятна, ритм пятен, узор в границах формы.

Аппликация из цветной бумаги.

Регулятивные:

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

Осуществлять синтез, как составление целого из частей;

Коммуникативные:

Стремиться к координации действий и сотрудничеству.

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.

5

Выразительные возможности графических материалов.

Пр.: какие художественные возможности линии и пятна можно использовать при создании рисунка?

Цель: показать выразительные возможности разных художественных приемов.

Красота и выразительность линий. Толстые и тонкие  подвижные и тягучие линии.

Создание изображений линиями разного характера. Рисование деревьев, веток, трав и др.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную  задачу;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

Коммуникативные:

Стремиться к координации действий и сотрудничеству.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

6

Выразительность материалов для работы в объёме

Пр.: какие художественные средства используют для скульптурных изображений?

Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств.

Скульптурные изображения

Лепка животных по памяти и представлению.

Регулятивные:

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

Осуществлять синтез, как составление целого из частей;

Коммуникативные:

Стремиться к координации действий и сотрудничеству

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.

7

Выразительные возможности бумаги

Пр.: каковы художественные возможности  бумажного моделирования?

Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств.

Архитектурный дизайн, бумажное моделирование.

Знакомство с возможностями моделирования из бумаги

Регулятивные:

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

Коммуникативные:

Стремиться к координации действий и сотрудничеству.

Учитывать разные мнения.

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.

8

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)

Пр.: какие художественные возможности аппликации можно использовать при создании изображения?

Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств.

Обобщение пройденного.

Выполнение  рисунка любой техникой и любыми средствами.

Регулятивные:

Различать способ и результат действия;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

  1. Реальность и фантазия.

9

Изображение и реальность

Пр.: Внимательно ли мы смотрим вокруг себя?

Цель: научить детей не только смотреть, но и видеть, подмечать, наблюдать.

Умение осознано зрительно изучать окружающий мир.

Изображаем увиденное по памяти по выбору (животных, деревья, цветы и т.д.)

Регулятивные:

Планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей.;

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.

10

Изображение и фантазия

Пр.: какова роль фантазии при создании изображения?

Цель: показать как интересно можно выдумывать и создавать новые образы.

Познакомиться со сказочными героями.

Придумать и создать свои персонажи для предложенной учителем сказки (ситуации).

Регулятивные:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.

11

Украшение и реальность

Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть красоту в природе

Цель: показать как меняется облик украшенных предметов.

У природы нужно учиться, внимательно наблюдая узоры из пятен и линий.

Изображаем линией паутинку, снежинки, узоры, звезды и т.д.

Регулятивные:

Различать способ и результат действия;

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

12

Украшение и фантазия

Пр.: Развитие фантазии при создании украшения

Цель: показать как интересно  украшает сама Природа.

Природные и геометрические узоры, используемые в украшениях.

Оформление элементов одежды, предметов быта.

Регулятивные:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.

13

Постройка и реальность

Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть постройку в природе

Цель: Использовать увиденную идею в своих целях .

Знакомство с проектированием конструкций, новых образов по типу увиденных в природе или вокруг нас форм.

Изображение строений домов используя природные образы.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения личной мотивации к обучению.

14

Постройка и фантазия

Пр.: Развитие фантазии при создании новых форм предметов.

Цель: показать как интересно  самому или в соавторстве творить, создавая новые невиданные формы и образы.

Показать возможности фантазии человека в создании предметов.

Создание фантастического города. Индивидуальная или групповая работа.

Регулятивные:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и партнерами.

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве..

Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

15

Обобщение темы. Братья – Мастера работают вместе

Пр.: Понимание важности взаимодействия различных форм творчества: Постройки, Украшения и Изображения.

Цель: показать как интересно  самому или в соавторстве творить, создавая и строя новые украшенные  формы и образы.

Важная роль взаимодействия трех видов художественной деятельности.

Конструирование и украшение елочных украшений

Регулятивные:

Различать способ и результат действия;

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

  1. О чем говорит искусство .

16-

Выражение характера изображаемых животных

Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты животных.

Цель: Использовать любую информацию о животных  и через изображение научиться передавать свои чувства.

Анималистический жанр и его представители художники.

Изображение животных .

Регулятивные:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Ориентация на нравственное отношение к природе, к животным.

17

Выражение характера животных в литературных произведениях (сказках, баснях)

Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы.

Цель: Научиться иллюстрировать литературные  произведения с животными.

Иллюстрирование литературных произведений.

Создание иллюстрации на заданную тему.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу.

18-19

Выражение характера человека в изображении.

Мужской образ

Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в мимике и жестах.

Цель: Использовать любую информацию об изображаемом  человеке и через изображение научиться передавать свои чувства.

Жанр портрета. Художники портретисты Мужской портрет.

Просмотр репродукций на тему: «портрет». Обсуждение темы с учениками.

Изображение ярко выраженного мужского образа, создание портрета.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно- познавательный интерес к новому материалу.

20-21

Выражение характера человека в изображении.

Женский образ.

Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в мимике и жестах.

Цель: Использовать любую информацию об изображаемом  человеке и через изображение научиться передавать свои чувства.

Жанр портрета. Художники портретисты. Женский портрет.

Просмотр репродукций на тему: «портрет». Обсуждение темы с учениками.

Изображение ярко выраженного женского образа, создание портрета.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно- познавательный интерес к новому материалу.

22

Образ человека и его характера выраженный в объеме.

Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в фигуре и жестах.

Цель: Использовать любую информацию об изображаемом  человеке и через объемное  изображение научиться передавать характерные черты.

Скульптура – вид пластического искусства. Скульптурное изображение и его возможности.

Просмотр образцов скульптурного искусства, обсуждение темы. По возможности выполнение задания в технике малой пластики (из пластилина или глины).

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно- познавательный интерес к новому материалу.

23

Изображение природы в разных состояниях.

Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы.

Цель: Научиться видеть и любоваться и ценить красоту русской природы в разных её состояниях.

Осознание важного психологического значения для человека окружающей среды и её влияние на нас.

Просмотр картин- пейзажей с ярко выраженным контрастным состоянием природы: буря, дождь, ураган или тихий вечер, ласковый солнечный день. Сделать зарисовки различного состояния природы.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия. Принимать участие в обсуждении темы.

Развитие эстетических чувств  на основе знакомства с художественной культурой.

24

Выражение характера человека через украшение.

Пр  Передать или усилить  характер человека посредством дополнительной информации несомой декоративными элементами рисунка.

Цель: Научиться понимать и использовать образный , символический язык декоративных элементов украшений.

Символизм в художественных произведениях. Символизм формы и цвета.

В рамках заданной темы осознано и интуитивно подчеркнуть характер изображаемого человека с помощью соответствующих украшений.

Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

25

Выражение намерений через украшение.

Пр Выражение и усиление впечатления от изображения с помощью правильно расставленных художественных акцентов. Развитие образного мышления в рамках заданной темы.

Цель: Научиться справляться с поставленной задачей .

Символизм при создании образов и характеров героев. Символизм цвета и формы художественных декоративных элементов.

Выполнение украшений двух разных по характеру образов. Например двух воюющих флотов.(доброго и злого пиратского ).

Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои мысли, чувства, настроение, свое отношение к миру.

Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы и понимания, как и для чего художник применяет те или иные художественные средства выразительности.

Цель: Научиться понимать и использовать разные художественные средства и приемы для достижения поставленных целей.

Значение художественного произведения для человека в передаче мировоззрения, настроения, информации через изображение.  

Обобщение темы. Просмотр выполненных работ. Обсуждение проблем и решений, формирование оценки и самооценки у учащихся.

Регулятивные:

Различать способ и результат действия. Адекватно воспринимать итог проделанной работы;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Ориентация на понимание причин успеха. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. Как говорит искусство.

27

Цвет, как средство выражения: теплые и холодные цвета.

Пр Развитие цветовой восприимчивости. Использование эмоционального влияния цвета на человека при решении творческих задач.

Цель: Использовать знания о цвете и навыки смешивания красок.

Холодные и теплые цвета. Цветовые оттенки и нюансы.

Выполнение красочной композиции только из теплых или только из холодных цветов.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно- познавательный интерес к новому материалу

28

Цвет, как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Пр Развитие цветовой восприимчивости. Использование эмоционального влияния цвета на человека при решении творческих задач.

Цель: Использовать знания о цвете и навыки смешивания красок.

Ахроматические цвета и их влияние  на другие цвета при смешивании.

Выполнение творческого задания на основе полученной учениками новой цветовой гаммы.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно- познавательный интерес к новому материалу

29

Линия как средство выражения, ритм линий.

Пр Владение линией для передачи характера изображения.

Цель: Научиться использовать разный характер линий, их ритмический узор для создания требуемого образа.

Линия – одно из важных средств при создании образа. Ритм линий.

Создание разных изображений деревьев и трав.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно- познавательный интерес к новому материалу

30

Линия как средство выражения, характер линий.

Пр Владение линией для передачи характера изображения.

Цель: Научиться использовать разный характер линий, их ритмический узор для создания требуемого образа.

Линия – одно из важных средств при создании образа. Характер линий.

Создание узоров на поверхности предметов(камней).

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно- познавательный интерес к новому материалу

31

Ритм пятен как средство выражения.

Пр  Научиться создавать изображение с пониманием законов и гармоний композиции.

Цель: Научиться использовать разный характер пятен.

Основы композиции. (Равновесие, симметрия, композиционный центр в картине).

Создание рисунка силуэтными изображениями.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно- познавательный интерес к новому материалу

32

Пропорции выражают характер.

Пр  Понимание пропорции как соотношения между собой частей одного целого.

Цель: Научиться сопоставлять целое изображение из соразмерных частей.

Пропорции – основа художественного произведения.

Выполнить задание учителя, создать рисунки человека и животных, используя разные пропорции частей их тела.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Развитие эстетических чувств и уважения к другому мнению.

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

Пр  Как использовать знания и навыки в индивидуальном и коллективном проекте.

Цель: Научиться сотрудничать с коллективом при сохранении индивидуальности участников и целостности общей задачи..

Проектная работа, алгоритм действий личности и коллектива.

Выполнение коллективного или группового проекта на заданную тему. Обсуждение результата, подведение итога.

Регулятивные:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в сотрудничестве с учителем и партнерами.

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

34

Обобщающий урок года.

Пр  Понимание учебных действий, умение давать им правильную оценку.

Цель: Научиться адекватно воспринимать оценку своего творчества и формировать свою нравственно-эстетическую позицию..

Обобщение пройденного  в единый учебно-практический материал.

Подготовка выставки работ учащихся, подведение итогов.

Регулятивные:

Различать способ и результат действия. Адекватно воспринимать итог проделанной работы;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование изобразительное искусство 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Планирование изобразительное искусство 6 класс

Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классе по программе Б.М. Неменского...

Планирование изобразительное искусство 7 класс

Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 7 классе по программе Б.М. Неменского...

Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 5-7 классы, Искусство 8-9 классы

Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" составлено на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 5...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 7 класс

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...

Календарно-тематическое планирование "Изобразительное искусство" 5 класс

Календарно - тематическое планирование "изобразительное искусство 5 класс" по программе Неменского Б.М.:- условия реализации программы- учебно - тематическое планирование- КТП...