Урок ИЗО "Весенняя палитра"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Весенняя палитра".5 кл.
Задачи урока:
1. Формировать эстетическое отношение к действительности.
2.Развивать графические умения и навыки, углублять чувство композиции; расширять представление о пейзажной живописи.
3.Поддерживать эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы.
Задание: Изображение весенней степи.
Материалы: бумага, гуашь, кисти 3-х размеров.
Зрительный ряд: репродукции картин калмыцкого художника Г.О.Рокчинского "Журавлиная песня"; "Тюльпанный остров".
Пейзажи русских художников. И.Левитан; И.Шишкин; Куинджи; Саврасов.
Рисунки цветов.
Литературный ряд: стихи А.Пушкина; С.Есенина; В.Шуграевой и др.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский "Времена года"; "Весна".
П. Чонкушов симфонические произведения о весне; А. Манджиев инструм. музыка.
Приветствуем с детьми друг друга.
Оформление доски:
Учимся видеть и беречь красоту родной природы.
Весна, Весна. И всё ей радо...
Сообщение темы и задач урока.
I.Беседа.(Тихо звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года".)
Читаю стихотворение:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает. Когда это бывает?
Наконец-то пригрело солнышко. Что произошло в природе?
( Растаял снег, побежали ручьи, прилетели птицы, распускаются листочки и первые цветочки.)
Примет весны очень много. Весна - удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу.
Повсюду слышится пение птиц, звон серебристых ручьёв и рек, гудение пчёл и шмелей.
Рассмотрим репродукции картин художников.
Что изображено на всех картинах? (Весна.)
Как называется данный вид изобразительного искусства? (Пейзаж.)
У весны есть удивительная особенность - цветение растений.
Так и говорят: "Весна - пора цветения."
Какой цветок распускается раньше всех? (Подснежник.) Многие поэты написали стихи о цветах. Расскажите стих-е о подснежнике.
У заснеженных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой...
Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом душно стало,
И он подумал, что пора,
И вылез... Но кругом всё тихо,
Соседей нет, он первый здесь.
-Какие ещё весенние цветы вы знаете? (Мимоза, мать и мачеха,
незабудка, фиалка, цветёт душистая верба, сирень и др.)
Давайте вспомним прекрасные стихи о весенних цветах С.Есенина, А.Пушкина и др. поэтов.
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
выглянул на солнце ландыш серебристый
И открылись кротко от весенней ласки
милой незабудки голубые глазки.
Мимоза солнечным приветом
прилетает в чьи-то сны
Первой радостью букета,
Первой ласточкой весны. (Рассматриваем рисунки цветов).
-Как вы думаете где раньше распускаются первые цветы, в лесу или у нас в степи и почему ?
Сообщение главной цели урока.
Сегодня мы будем рисовать цветущую степь.
Рассмотрите репродукции картин нашего калмыцкого художника Г.О. Рокчинского "Журавлиная песня"; "Тюльпанный остров".
-Какое настроение вызывают эти картины?
-Какие краски использовал художник? (Яркие, сочные, тёплые, звонкие.)
Чтобы нарисовать такую радостную картину весенней природы, надо хорошо представить, какие цветы мы будем изображать.
-Какие цветы растут в степи? (Мать и мачеха, подснежники, ирисы, тюльпаны и другие.)
Посмотрите, как прекрасна степь весной?(Рассм. картины худ-в).
-Что вы видите на этих картинах? (Алые, жёлтые, белые, розовые и очень редко встречаются иссиня-чёрные тюльпаны, которыми пестрит в апреле степь, изумрудная трава, ярко-голубое небо.
Поэтесса Вера Шуграева написала замечательные стихи о тюльпане.
На перекрёстке всех ветров
Передо мной тюльпаны эти,
Как кровь промчавшихся веков,
Как солнце будущих столетий.
-II. Практическая работа.
Упражнение "Палитра весны"(выполняется быстро не более 5-7 минут).Дети передают с помощью кисти и красок разные цвета и оттенки весенней природы, не изображая ни цветов, ни листьев. Из цветных мазков получится своеобразная палитра весны. Можно предложить детям представить такие цвета и их оттенки, тёплые и холодные, звонкие и глухие.
Красный - тюльпан, мак, божья коровка. Каждый предмет имеет свой оттенок красного.
Синий - река, небо, василёк, ирис. Вновь отмечаем разные оттенки синего.
Жёлтый и оранжевый - тюльпаны, мимоза, мать и мачеха и др.
Зелёный - трава, листья, кузнечик и др.
"Палитра весны" остаётся на партах у каждого, служит своеобразным напоминанием о цветовом богатстве весенней степи, помогает детям в подборе цвета во время самостоятельной работы над композицией.
III. Самостоятельная работа.
Включаю негромко музыку П.Чонкушова.
(уч. читают стих-е)
Я рисую.
Подарили мне альбом
Что хочу рисую в нём.
Дом, в котором я живу,
Степь, высокую траву...
У степи зелёный цвет,
Лучше цвета в мире нет,
А там, где ставлю точки я,
Трава пестрит цветочками.
Окунулась в синий цвет
Кисточка проворная -
Речка по степи бежит,
Гладь блестит озёрная,
Льётся дождик озорной
Голубого цвета.
Предлагаю детям передать своё отношение к весенней природе. Следя за последовательностью работы красками, напоминаю, чтобы дети сначала намечали цветом большие поверхности: небо, землю.
Показываю несколько вариантов составления композиции.
Рисуем фон .Выбираем цвет, тонируем небо. Земля - местами сочно-зелёная, проглядывают островки светло-коричневого. Обращаю внимание детей на разнообразие гармоничных цветовых сочетаний. Почему это важно?
Цвет - мощное и активное средство отношения авторов к сюжету. Одни из них отдают предпочтение тёплой гамме, другие - холодной. Некоторые любят нежные сочетания, другие - контрастные. В работе с красками отражается и умение детей разнообразить технику исполнения с целью выделения главного и передачи настроения.
Напоминаю, что те цветы, которые расположены ближе к нам рисуем крупными, чем дальше, тем меньше. На линии горизонта цветные точки кончиками кисти.
IV. Музыкальная пауза.
Предлагаю детям потанцевать под песни А. Манджиева.
V. Продолжение работы.
- Кого можно изобразить на рисунках? ( Птиц, насекомых, змей, животных).
-Какие животные обитают в степи? (Сайгаки, суслики, лисы, хорьки, зайцы и др.)
VI.Завершение работы.
Сангаджиева Эльза (11 лет) написала стихотворение, которым мы завершим наш урок.
Воротник - это тюльпаны,
А рукава из солнечных лучей.
Из подснежников воланы,
А юбочка из стаи журавлей.
Такого платья больше нет,
И не купить за полцены,
Ведь в него одета степь
На карнавале у весны!
VII. Итог урока.Выставляются все композиции для коллективного просмотра. Отмечаются успехи детей в умении передать свои замыслы средствами рисунка и цвета.
Художники изображали на своих картинах красоту весенней природы, поэты воспевали в стихах, композиторы посвящали музыку. Их во все времена волновала красота природы.
- Как надо относиться к природе? (Бережно, любить и охранять её.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"
Данный урок познакомит учащихся с теорией "Времена года " в живописи, будет способствовать умению познавать мир через образы «Времен года» ; развитию художественно-образного, эстетического т...
Слайдовая презентация к уроку информатики в 9 (8) классе "Палитры цветов в системах цветопередачи"
Презентация к уроку позволяет ознакомиться с новым материалом самостоятельно, работая в паре или МГ.Данный материал можно использовать для закрепления и повторения, на любом этапе урока.Анимационное и...
Урок с презентацией "Музыкальная палитра осеннего пейзажа"
Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....
Разработка урока "Музыкальная палитра весеннего пейзажа"
Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....
Разработка урока "Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB." 1 урок
Конспект урока по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и...
Разработка открытого урока "Музыкальная палитра родного города".
Разработка открытого урока "Музыкальная палитра родного города". Подготовила :учитель ИЗО первой квалификационной категории муниципального бюджетного обще...
Конспект урока "Цветовая палитра"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....