Разработка урока "Музыкальная палитра весеннего пейзажа"
методическая разработка по музыке по теме
Музыкально – образная педагогика на уроке музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_palitra.doc | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство Науки и Образования республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область
Зыряновский район г. Зыряновск
ГУ «Общеобразовательная средняя школа № 7»
«Музыкальная палитра
весеннего пейзажа»
План-конспект открытого урока
по программе «МУЗЫКА»
Разработала учитель музыки Логинова О.Г.
2008 – 2009 учебный год.
Музыкально – образная педагогика на уроке музыке.
Тема: «Музыкальная палитра весеннего пейзажа»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых
знаний.
Цель урока: развитие ассоциативного образного мышления
и художественного воображения детей.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с произведениями русского композитора П.И.Чайковского, норвежского композитора К.Синдинга, русского художника-пейзажиста И.Левитана.
-учить слушать музыку эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая образную сущность музыки, музыкальное содержание.
Развивающие:
- развивать музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание, творческие способности – воображение, фантазию, вокально-хоровые навыки.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, интерес к осознанному слушанию музыки, нравственные чувства – любовь и бережное отношение к природе, чувство прекрасного в жизни, прививать любовь к музыке композиторов-классиков.
Оборудование:
- портреты композиторов - П.И.Чайковского, К.Синдинга, художника И.Левитана.
- иллюстрации картин И.Левитана «Большая вода», «Март», «Золотая осень».
- музыкальный центр
-фортепиано
- тесты и кроссворды для детей.
Аудио, видео, музыкальный материал:
- «Жаворонок», «Подснежник» П.И.Чайковского (фортепиано)
- «Шелест весны» К. Синдинга (запись)
- Видео-сюжет на весеннюю тему
- фонограмма песен «Веснушечка», «Пахнет солнышком земля»
- ноты к песне «К нам пришла весна»
Структура урока. | Ход урока. Вопросы, ответы детей. | Наглядность, Видео, музыка. |
1. Орг. Момент – приветствие. Вход под музыку П.И.Чайковского «Апрель» 4. Беседа. 5. Чтение стихотворения «Подснежник» 6.Слушание «Апрель» П.И.Чайковский 7. Словарик эмоций. 8. Чтение стихотворения 9. Физ.минутка 10. Слушание К.Синдинг «Шелест весны» 11. Загадки. 12. Слушание. «Жаворонок» П.И.Чайковский 12. Распевание «ДО,РЕ,МИ» 13. Пение. Весенний репертуар. 14. Сюрпризный момент. 15. Итоги урока. | Добрый день, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок – открытый, и у нас в гостях… Тема нашего урока – «Музыкальная палитра весеннего пейзажа». Вопросы: - «Что такое палитра?» - ( Дощечка для смешивания красок» - «Что такое пейзаж?» - (Картины, изображающие природу). - «Почему наша палитра музыкальная?» - (потому, что мы будем слушать музыку). - «Почему наша музыкальная палитра весенняя?» (потому, что наступила весна». Многие известные художники, поэты, композиторы обращались к теме «Времена года». Среди них русский композитор – П.И.Чайковский, художник Левитан, поэты Пушкин, Бунин и многие другие. Какая тема всего дороже для каждого человека? Это тема Родины, любовь к родной природе. Где бы человек не жил, будь то – пустыня или степь, тундра или горы, природа родного края кажется человеку самой красивой. Красота природы вдохновляла многих композиторов, художников на создание произведений искусства. Композиторы писали музыку о природе, художники – картины, поэты – стихи. Большое место в творчестве людей искусства занимала тема весны. Весна – это светлый праздник пробуждения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, появляется первая зеленая травка, расцветает первый весенний цветок – подснежник. Сегодня нас ждет встреча с образами родной природы, которые запечатлели художники разных поколений, используя разные виды искусства – Музыку, Поэзию и Живопись. П.И.Чайковского называют «певцом родной природы». У композитора природа «живет» удивительной таинственной жизнью. Произведения Чайковского помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть в каждом времени года, будь то поздняя осень или ранняя весна. Сегодня мы с вами послушаем произведение Чайковского из альбома «Времена года» - «Апрель». «Времена года» Чайковского – это альбом из 12 пьес. Почему в альбоме 12 пьес, а не меньше и не больше? - (потому, что 12 месяцев в году». Пьеса имеет второе название –«Подснежник» и раскрыть суть произведения нам поможет поэзия. В лесу, где березки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку – зеленую выставил ножку, Потом потянулся, из всех своих маленьких сил, И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна. Скажите, ведь наступила весна?» Музыка «Апреля» похожа на вальс; мелодия взлетает вверх, растет, кружится, кажется, что журчат весенние ручейки, все ярче греет солнышко. Музыка умеет передавать настроение радости или печали. Предлагаю игру «Словарик эмоций». Если слово подходит к музыке «Апреля» вы должны повторить его, а если нет, сидите тихо, без движений. Я считаю, что эта музыка …. После игры один из учеников подводит итоги анализа музыки. Какой лад в пьесе, темп, настроение? Созвучно произведению «Апрель» стихотворение поэта И.А.Бунина – «Бушует полая вода» Бушует полая вода, шумит и глухо и протяжно. Грачей прилетные стада кричат и весело и важно. Дымятся черные бугры, и утром в воздухе нагретом Густые белые пары напоены теплом и светом. Созвучна пьесе «Апрель» картина русского пейзажиста Левитана «Большая вода». Что мы видим? - (Звонкое, голубое небо, весенний чистый воздух, затопленная долина весенней талой водой, березки, устремленные в небо – все дышит свежестью.) Левитан – самый известный художник-пейзажист в России. Он очень любил природу родного края и в своих полотнах отобразил всю ее красоту. Самая известная картина Левитана – это «Золотая осень» Давайте представим, что мы с вами вышли на прогулку и оказались на лесной лужайке. Ребята хорошо отдохнули и сейчас мы тихо сядем и послушаем пьесу, которая называется «Шелест весны». Написал пьесу норвежский композитор Кристиан Синдинг. Может весна шелестеть? Какое настроение в этой пьесе? Есть отличие от «Апреля» Чайковского? (настроение очень радостное, мажорный лад, весна здесь – настоящий праздник.) С наступлением весны возвращаются из теплых стран перелетные птицы. Вспомнить нам их помогут загадки. 1. Черный, проворный, кричит крак – всем червякам враг! (Грач) 2. Спереди у птички шильце, позади у нее вильце, сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка). 3. На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его – СКВОРЕЦ! 4. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней. Кто же это – СОЛОВЕЙ. Какие птички прилетают в наши края из теплых стран? (Скворцы, грачи, утки, гуси, ласточки, соловьи…) Больше всего люди любят самую раннюю птичку – ЖАВОРОНКА. Сейчас мы с вами послушаем еще одно весеннее произведение П.И.Чайковского – «Жаворонок». Какое настроение передает композитор, какие выразительные средства использует? В музыке быстрое чередование звуков называется трелью. Мы с вами послушали много весенней светлой музыки П.И.Чайковского, познакомились с произведениями художника Левитана, норвежским композитором Синдингом, читали стихи о весне. Что же общего между искусствами музыки, поэзии и живописи? Для чего нужны произведения искусства? ( Чтобы лучше видеть, слышать красоту окружающего мира, нашей природы, воспитывают в нас доброту, отзывчивость, бережное отношение к природе. Если человек чувствует и понимает музыку, живопись, если любит стихи, любит петь, это значит, что человек любит окружающий мир и не может быть грубым, черствым и безжалостным.) «К нам пришла весна» «Пахнет солнышком земля» «Веснушечка» На усмотрение учителя (Накануне урока выпекаются жаворонки из теста и раздаются детям и гостям в подарок) Как можно назвать наш урок по другому? («Весенняя музыка», «Музыка природы», «Весеннее настроение», «Весенняя природа») | На доске – название урока, портреты композиторов и художников. Изображение палитры Примеры пейзажей Показ слайдов «Весна в природе» Портрет композитора П.И.Чайковского Показ альбома. Дети читают стихи. Фортепиано. В исполнении учителя «Апрель» Чайковского. Дети читают стихотворение И.А.Бунина «Бушует полая вода». Репродукция картины «Большая вода» Портрет И.Левитана Репродукция Левитана «Золотая осень». Песня с движениями «Чудо, чудо, чудеса». «Шелест весны» К.Синдинг Портрет композитора Синдинга. Изображения птиц. Фортепиано «Жаворонок» П.И.Чайковский Изображение жаворонка. Фортепиано Фонограмма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с презентацией "Музыкальная палитра осеннего пейзажа"
Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....
Конспект урока по ИЗО. Тема урока "Весенний пейзаж"
Конспект урока по ИЗО.Нетрадиционная техника рисования. Тема урока "Весенний пейзаж"...
Методическая разработка урока по живописи "Весенний пейзаж"
Рисование с натуры весеннего пейзажа в 3 классе ДХШ...
Презентация на тему"Весенние пейзажи в Англии"
Пейзажи в Англии...
Презентация к открытому занятию для младших школьников "Весенние пейзажи"!
Презентация к открытому занятию для младших школьников "Весенние пейзажи" состоит из слайдов с картинами русских художников, в чьём творчестве отражается тема родной природы, а также стихотворения рус...
Урок ИЗО "Весенний пейзаж"
Цель урока: развитие эмоционально-образного восприятия весенней природы средствами изобразительного искусства. На уроке обучающиеся научатся смешивать краски, получать новые оттенки и создавать ...
Урок изобразительного искусства по теме "Весенний пейзаж. Рисование по памяти весеннего дерева". 5-й класс
Цели:Образовательная: познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, научить учащихся предварительному выполнению набросков по описанию учителя.Развивающая: формировать у ...