Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме
Данный урок познакомит учащихся с теорией "Времена года " в живописи, будет способствовать умению познавать мир через образы «Времен года» ; развитию художественно-образного, эстетического типа мышления; формированию целостного восприятия мира через такие виды искусства как литература и изобразительное искусство; развитию фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти; а также поможет реализовать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности,
Ученики смогут применить различные выразительные средства: контраст, колорит, оттенки теплохолодности , цветовые гармонии; художественные материалы: гуашь, акварель и технику выполнения ими.
Выбранная структура урока способствует оптимальному решению задач. Материал предлагается учащимся в доступной форме, а трудность и нестандартность его заключается в самостоятельной живописной поисковой деятельности. Школьникам будет дана возможность проявить знания в области композиции, колористики, литературы и применить собственный опыт на практике.
Кроме этого, у детей формируется мотивация к познанию и творчеству, содействие личностному самоопределению, их адаптации к жизни в динамичном обществе и принятию мультикультурной картины современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palitra_prirody_istochnik_vnutrennego_mira_cheloveka.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по живописи
«Палитра природы – источник внутреннего мира человека»
9 класс
Разработал: Федоренко Наталья Степановна
учитель ИЗО МОУ СОШ
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23
Комсомольск-на-Амуре
Конспект урока по живописи в 9 классе
Тема: «Палитра природы – источник внутреннего мира человека»
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека.
Задачи урока: обучающие – дать понятие о цветовой теории «Времена года»; определить, какие видоизменения происходят с обликом природы по временам года, какой из трех основных цветов доминирует в каждом сезоне и почему; развивающие – способствовать обучению школьников умению передавать свои ощущения и чувства через цветовосприятие природы, развивать способность осмысленного использования цвета на практике, обосновывать свои ответы, анализируя их примерами собственных работ; воспитательные – способствовать формированию коммуникативной культуры, нравственно-эстетической отзывчивости на гармонию и дисгармонию в природе и в искусстве.
Оборудование: аппаратное и программное обеспечение компьютер, проектор, наглядный материал: образцы цветовой шкалы «Времена года», работы учеников: реалистичные пейзажи, композиции на тему «Цветовые гармонии».
Используемые средства ИКТ: ресурсы Интернет в презентации .
Материалы: бумага формат А4, акварель, гуашь, кисти.
Организационная структура урока
Организационный этап: Сообщение темы, целей, и плана урока. Актуализация знаний: повторение понятий «теплая цветовая гамма», «холодная цветовая гамма», «цветовой контраст», «оттенки цвета», «колорит картины», «цветовые гармонии».
Ход урока. Одна старинная китайская притча гласит: «Как-то раз к известному мудрецу обратился человек, у которого не ладилась жизнь: не шла работа, не было денег, совсем не, везло в любви, замучили бесчисленные болезни… Мудрец, выслушав его внимательно, посоветовал ему – впустить в свой дом … Радугу: перекрасить в другие цвета стены, потолок, а также поменять цвета своей одежды. Когда спустя некоторое время мудрец вновь увидел этого человека, то не узнал его: цветущий вид недавнего неудачника говорил о том ,что жизнь его резко изменилась и , явно в лучшую сторону». Сегодня мы тоже погрузимся в тайну потрясающе красивого природного явления – цвета. Каждый день, каждую секунду нас окружают цвета. Закройте глаза и на минуту представьте, что все цвета исчезли, что весь мир стал вокруг вас черно-белым… Вы никогда больше не увидите краски тихого рассвета, когда только поднимается солнце и весь мир погружен в полутени приглушенного голубого и серого, нежнейшего розового и туманного сиреневого. Или же вспомните летний закатный вечер… Ярко красный диск солнца садится за кромку леса, вы смотрите на оранжевые языки горящего пламени. Вас охватывает тепло, огонь становится все ярче, языки пламени взлетают все выше, и алмазные искры устремляются к звездам, в бездонное небо цвета индиго. Природа щедро рассыпает краски во все времена года! Весенняя палитра соединяет яркую желтизну одуванчиков с бирюзовой голубизной чистого неба, молодое лето богато розовыми, голубыми и белыми красками, зрелое - сочетания оранжево-желтого, пурпурно-красного. А осень природа встречает в «багрец и золото одетая». Золотой, желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, красно-фиолетовый, охристый – все это цвета листьев деревьев и осенних цветов: хризантем, георгинов, астр, подсолнухов. Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет.
Свежеют с каждым днем и молодеют сосны, Чернеет лес, синеет мягче даль, - Сдается наконец сырым ветрам февраль, И потемнел в лощинах снег наносный.
И. Бунин. С древнейших времен и поныне палитра природы - неисчерпаемый источник эмоций и переживаний. У японцев даже существуют праздники любования природой: один из них – праздник любования цветущей сакурой. Так возникла цветовая теория «Времена года». /Презентация учеников ).Показ слайдов с фотографиями природы в разное время года с текстовым сопровождением; показ слайдов с работами учеников, которые соответствуют стихотворениям, сочиненным учащимися класса.
Актуализация знаний
Рассмотреть образцы «Времена года» и на примере данных таблиц придумать несколько вариантов названий цветов, соответствующих зиме, весне, лету, осени, вспоминая свои ощущения, эмоции.
Зима Весна Лето Осень льдисто-голубой майская зелень флоксовый сливовый
Вызванные к доске ученики записывают определения цветов по временам года, которые им сообщают одноклассники. /Примеры/
Практическая часть
1.Выполнить легкий набросок несложного сюжета природы или композицию из линий в карандаше,
2. Живописный этюд, применяя цветовую теорию «Времена года», используя цветовые сочетания и оттенки зимы, весны, лета, осени. Во время выполнения практической части учениками учитель проводит индивидуальную работу в подборе цветов и составлении оттенков, определении колорита времени года согласно таблице, уточняет композицию. В процессе работы учитель переключает слайды с собственными картинами о временах года.
Подведение итогов. Рефлексия: самоанализ своей работы, в котором перечисляет цвета и оттенки, давая им звучные названия, отмечает наиболее удачные моменты.
Домашнее задание: Используя теорию «Времена года» подобрать небольшое стихотворение или сочинить самим четверостишье к своему этюду, продумать сюжет композиции.
В завершении урока учитель читает:
«Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни». Японская народная мудрость
Анализ урока
Исходя из задач, над которыми работает школа в свете новых образовательных стандартов второго поколения, направленных на развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству, содействию личностному и самоопределению, их адаптации к жизни в динамичном обществе и принятию мультикультурной картины современного мира, я решала следующие задачи:
умение познавать мир через образы «Времен года» ;
развитие художественно-образного, эстетического типа мышления; формирование целостного восприятия мира через такие виды искусства как литература и изобразительное искусство; развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти; реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, формирование личности на эстетическом уровне;
применять различные выразительные средства: контраст, колорит, оттенки теплохолодности , цветовые гармонии; художественные материалы: гуашь, акварель и технику выполнения ими. Выбранная структура урока способствовала оптимальному решению задач. Материал предлагался учащимся в доступной форме, а трудность и нестандартность его заключалась в самостоятельной живописной поисковой деятельности. У школьников была возможность проявить знания в области композиции, колористики, литературы и применить собственный опыт на практике.
Считая приоритетным личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником, были использованы приемы и методы познания, направленные на развитие личности, раскрытие возможностей в изобразительной деятельности.
На уроке царила доброжелательная атмосфера. Учитель и ученики выступали как равные партнеры по общению, и упор делался на самоконтроль и взаимоконтроль. Все это способствовало развитию более высокого уровня коммуникативных способностей и взаимной заинтересованности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе "Личный дневник как часть внутреннего мира человека"
На уроке поднимается проблема внутреннего мира человека. Урок построен на документальном материале. В основу положены личные дневники Анны Франк, Тани Савичевой, писателей К. Паустовского, Л.Толстого....
Открытый урок по географии 7 класс.Дневник исследователя природы Южной Америки.
В настоящее время к уроку географии предъявляется новый нестандартный подход,ученик на уроке в большей степени должен являться самостоятельным исследователем,поэтому предлагаю Вашему вниманию уважаемы...
план- конспект урока СБО в 8 классе, тема : "Бюджет семьи. Источники дохода"
Содержание конспекта занятия направлено на знакомство обучающихся воспитанников с понятием "бюджет", его источниками дохода , а также на формирование умений у обучющихся ...
открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.
Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»
Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...
Самоанализ открытого урока ОБЖ в 5 классе Тема урока: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».
Вашему вниманию предложен самоанализ открытого урока Основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе по теме: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища&raq...
Конспект открытого урока по биологии 8 класс. Тема:Витамины и их роль в организме человека"
Конспект урока по биологии разработан для учащихся 8 класа и соответствует ФГОС,...