Конспект урока по «Истории России» 7-8 класс. Тема урока: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I
план-конспект урока по истории (7, 8 класс)

Асауленко Елена Анатольевна

Основная задача внешней политики Петра I — получение доступа к морю и повышение авторитета России среди европейских стран.  

  • Западное направление. Великое посольство в Европу (1697–1698 годы) — поиск союзников против Османской империи. В ходе поездки Пётр I заключил «Северный союз» с Данией, Саксонией и Польшей, после чего начал Северную войну со Швецией за получение выхода к Балтийскому морю. В 1721 году был заключён Ништадский мирный договор, Россия закрепилась на Балтике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по «Истории России» 7-8 класс.

Тема урока: Внешняя политика Петра I

Ход урока

Организационный момент.

I. Продолжение изучения нового материала.

ПЛАН.

1. Ход Северной войны в 1704-1709 гг.:

а) распад Северного союза;

б) военные действия в 1704-1708 гг.;

в) гетман Мазепа;

г) Полтавская битва.

2. Окончание Северной войны:

а) Прутский поход;

б) морские сражения Северной войны;

в) окончание Северной войны;

г) Ништадтский мир;

д) Каспийский поход.

1. Ход Северной войны в 1704-1709 гг.

Работа с картой: Проследить ход событий на начальном этапе Северной войны.

Учитель рассказывает о действиях Карла XII в Речи Посполитой, о военных действиях на территории Белоруссии.

Учащиеся знают, что союзником России была Польша. Август II был одновременно и королем Речи Посполитой и курфюрстом Саксонии. Он избегал генерального сражения с Карлом XII. Карл XII овладевал Польшей; это заметно ослабило позиции Августа II как польского короля.

Учитель отмечает, что среди польских магнатов и шляхты назревало недовольство Августом П.

8 июня 1704 г. Карл XII созывает в Варшаве сейм, где королем Польши был представлен Станислав Лещинский. Август II, таким образом, был лишен польского престола и мог распоряжаться только саксонскими войсками.

Россия принимает решение поддержать Августа П. На карте учащиеся находят г. Гродно - в августе 1705 г. русская армия встала в этом городе. Учитель рассказывает, о военных событиях и действиях на территории Белоруссии.

Петр I, Август II были уверены, что зимой шведская армия не решится на военные действия. Но Карл XII, несмотря на зимние морозы, за две недели преодолел 360 верст, и его армия подошла к г. Гродно. Но штурмовать город Карл XII не стал.

Для русской армии находиться в г. Гродно становилось опасным. Петр I еще боялся вступать в решительное сражение с противником, с Карлом XII, он посылает в Гродно распоряжение: Лучше здоровое отступление, нежели отчаянное и безвестное ожидание».

И русские войска оставляют Гродно 22 марта и движутся на югo-запад к Львову.

1706 г. - Карл XII навязал Саксонии Альтранштадтский мирный договор.

Август II признал польским королем Станислава Лещинского и порвал все союзные договоренности и обязательства против Швеции.

Вопрос классу:

- Какое это имело последствие для России?

Учитель, обобщая ответы учащихся, подводит их к пониманию того, что Россия осталась в Северной войне один на один со Швецией, и очень скоро Карл XII вторгнется в Россию, потому что она была его последним и единственным противником.

Учитель обращает внимание учащихся на следующие факты:

- Петр I в декабре 1706 г. созвал в Жолкиеве военный совет для разработки плана ведения будущей военной кампании.

-  Принято решение не давать шведам генерального сражения, а измотать шведскую армию в оборонительных боях. Суть этого плана была в следующем: чтобы «оголоженьем провианта и фуражу томить неприятеля». Создавать, таким образом, условия для решающего контрнаступления.

- Петр I предпринимает определенные меры для охраны северо-западной границы.

- Петр I приказал подготовить к осаде Кремль и многие укрепления Москвы.

- Защиту Украины и Киева Петр I поручил гетману Мазепе. Учащиеся уже знают, что армия Карла XII - это профессионалы, отлично знавшие военное дело. О солдатах шведской армии ходили легенды как о самых стойких и непобедимых.

Учитель говорит о численном составе шведской и русской армии. Учащиеся видят, что русская армия численно превосходила амию Карла XII. Но это не пугало шведского короля.

Учитель знакомит учащихся с планами Карла XII: он, преследуя русскую армию, собирался идти на Москву по самому короткому пути - через Смоленск. Учитель говорит и о том, что, отступая, русские войска уничтожали продовольственные запасы, жгли деревни, угоняли скот. Такая тактика применялась вплоть до Полтавской битвы.

К началу июня 1708 г. армия Карла XII находилась у Минска, где он стал ожидать казачьи войска, обещанные гетманом Мазепой. Но гетман Мазепа задерживался, и Карл XII стал продвигаться самостоятельно.

Примечательно, что 3 июля 1708 г. русские войска потерпели поражение у Головина, хотя имели численное превосходство. Карлу XII открывалась дорога на Смоленск, до Москвы оставалось 350 верст.

Карл XII подошел к Могилёву и стал ожидать подкрепление, а именно 16-тысячный отряд под командованием генерала Левенгаупта. Этот корпус находился в Риге и должен был идти на соединение с основными силами из прибалтийских провинций. Корпус сопровождался огромным обозом (7-тысячный обоз с боеприпасами и продовольствием). Но корпус генерала Левенгаупта также задержался.

В начале августа Карл XII самостоятельно выступил из Могилева в направлении Смоленска.

Русская армия, медленно отступая, стала наносить шведской армии внезапные удары - например, 28 августа русские войска нанесли поражение шведам у села Доброе, затем у деревни Раевки разбили передовые силы шведов. А вот отряд генерала Левенгаупта столкнулся с основными силами русской армии.

Работа с картой: Учащиеся находят и показывают путь корпуса генерала Левенгаупта с обозом (7 тыс. подвод). Он вышел из Риги, беспрепятственно переправился через Днепр и шел в район Могилева с целью соединения с армией Карла XII.

28 сентября 1708 г. произошло сражение у деревни Лесной. Шведы потерпели поражение. Они потеряли 8,5 тыс. человек, всю артиллерию и обоз. Русские потеряли 1110 человек, около 3 тыс. ранеными.

Это была первая крупная победа русской армии над численно превосходящим регулярным войском противника.

Петр I впоследствии писал, что победа при Лесной - «мать Полтавской баталии».

Карл XII, узнав о разгроме отряда Левенгаупта, был вынужден, не дойдя до Смоленска, повернуть свою армию на Украину, очень надеясь получить там поддержку гетмана Мазепы и пополнить продовольственные запасы.

Но гетман Мазепа смог привести только 5 тыс. своих сторонников, остальное украинское население негативно относилось к шведам. Сам Карл XII оценивал сложившуюся ситуацию как крайне тяжелую и понимал, что его может спасти только победоносное генеральное сражение с русской армией.

За 1-2 недели до урока учитель предлагает группе учащихся выполнить с помощью дополнительной литературы проблемное задание:

- Надо ли считать гетмана Мазепу предателем или изменником? На уроке учащиеся представляют свою работу по этой проблеме.

Необходимо остановиться на этой проблеме. Учитель говорит о том, что Петр I безгранично доверял гетману Мазепе!

После 1654 г. очень многие на Украине высказывали недовольство вхождением в состав России. Предшественники гетмана Мазепы в определенной степени становились на сторону противников России: вступали в союзы то с крымским ханом, то с Турцией или с Речью Посполитой. Гетман желал создать под их защитой автономное государство. Почему? Вероятно, российское правительство постепенно стало ограничивать самостоятельность Украины. Что же касается гетмана Мазепы, то он намеревался перейди, на сторону шведов, так как по тайному договору, заключенному «Карлом XII, гетман Мазепа обязывался представить шведам зим-W теплые квартиры на Украине и провиант в Северской земле, фураж (корм для лошадей), военную поддержку 30-тысячного запорожского войска. После окончания войны Украина с Киевом, Северщина с Черниговом и Смоленск должны были перейти к Польше. А сам гетман Мазепа стал бы властителем Витебского и Полоцкого воеводств с титулом князя.

| Гетман Мазепа склонял на измену казачество, призывал казаков бороться за освобождение от власти России и образовать своё самостоятельное украинское государство.

Важно отметить, что Петр I и его ближайшее окружение практически не подозревали о планах Мазепы, а узнав в ноябре 1708 г. о бегстве гетмана Мазепы к Карлу XII, были очень сильно потрясены. Петр I приказал подвергнуть издевательствам и повешению его чучело. И это было исполнено.

Важно отметить, что не достались шведам и богатые запасы гетмановской ставки в Батурино, которое являлось резиденцией украинских гетманов.

Петр I приказал уничтожить ставку. А. Д. Меншиков прямо накануне Полтавской битвы захватил артиллерию и провиант, подготовленные гетманом Мазепой для армии Карла XII. Это произошло на виду у шведской армии в Батурино. Отличные действий русской армии подняли ее боевой и моральный дух.

Полтавская битва.

На доске вывешивается красочная схема Полтавской битвы (в учебнике, с. 109), используется карта в учебнике на с. 113 «Северная война».

В центре внимания учащихся схема Полтавской битвы.

Учитель напоминает учащимся о том, что после поражения шведской армии у деревни Лесной армия Карла XII в середине ноября 1708г. вышла к предместьям Полтавы и расположилась на зимние квартиры. Русские войска, стоявшие у г, Лебедин, систематически совершали нападения на лагерь шведов.

Карл XII стал разрабатывать план, как заставить Петра I дать генеральное сражение.

А 25 апреля 1709 г. войска Карла XII осадили Полтаву. Два месяца продолжалась эта осада. Упорство защитников Полтавы стало раздражать Карла XII, его расчеты не оправдались - русская армия не показывалась.

И вот в июне Петр I прибыл в армию, расположившуюся на левом берегу Ворсклы, напротив Полтавы.

Учитель показывает на схеме крутой берег Ворсклы. Здесь и ждал Карл XII нападения русских. Почему? Здесь отчетливо виднелись укрепления шведов. 

Но Петр I повел свои войска вверх по реке, переправился через нее у с. Черняхово, тем самым попадая прямо в тыл к шведам.

Учащимся предлагаются вопросы и задания, с их помощью можно проанализировать схему:

- Охарактеризуйте местность будущего сражения.

- Покажите укрепления русской и шведской армий.

- Как был укреплен лагерь русских войск?

- Определите, в чем заключалась выгодность русских позиций.

- С помощью текста § 14 выясните соотношения сил накануне сражения.

- Что, на ваш взгляд, мешало шведам наносить удары с флангов?

Перед русским лагерем простиралась равнина, с обеих сторон ее окаймляли леса. Возможный путь для наступления шведов проходил по узкому пролеску (1,5 км шириной). И этот пролесок Петр I приказал перегородить редутами на расстоянии 300 метров друг от друга.

Что такое редут? Редут - это четырехугольные земляные укрепления для круговой обороны, состоящие из земляных валов трехметровой высоты и наружных рвов длиной до 2,5 метров, длинна каждой стороны редута составляла 50 метров.

На схеме учащиеся видят 8 редутов. Два центральных редута «двинуты вперед.

Белгородский пехотный полк, занимавший редуты, должен был измотать шведов, раздробить боевой строй шведов. Если шведы приблизятся к укрепленному лагерю русских, их встретит огонь орудий.

За редутами в две линии расположились 17 конных драгунских полков, ими командовал А. Д. Меншиков.

Основные силы - 56 батальонов, пехота - занимали укреплённый лагерь, перед которым была расположена артиллерия.

Важно отметить, что украинские казаки под руководством гетмана Ивана Скоропадского преграждали путь шведам в Польшу и Правобережную Украину у деревни Малые Будищи.

Шведская армия, не ожидавшая появления русских у себя в тылу, вынуждена была срочно перегруппироваться и выстроилась фронтом к перелеску на расстоянии 3 км от русских редутов. Боевой порядок шведской армии состоял из пехоты и конницы.

Учащимся предлагается по условным обозначениям на схеме казать движение русской и шведской армий.

Шведская и русская конницы сошлись в сабельной схватке. Шведская кавалерия отошла к главным силам русской армии. Бой продолжался на редутах. Шведы захватили два недостроенных укрепления, прорвались за линию редутов и попали под артиллерийский обстрел. Шведы повернули к опушке Будищенского леса, их отряды наткнулись на конницу русских. В ходе сабельного боя часть шведского войска была уничтожена.

Но основной, решающий бой был впереди.

Учитель обращает внимание учащихся на схему, описывает построение русской и шведской армий.

Русская армия выстроилась в две линии: в середине каждой -пехота, по бокам (на флангах) - конница. Артиллерия была впереди, в промежутках между конными и пехотными частями.

У шведской армии (Карл XII построил ее на опушке Будищенского леса) насчитывалось 28 тыс. человек. Карл XII вытянул пехоту в одну линию, на флангах находилась в две линии конница, сзади - немногочисленные резервные полки.

Перед сражением Петр I обратился к воинам с речью (см. учебник). Эти слова запали в душу каждому солдату и подняли их моральный и боевой дух.

Командование русскими войсками было поручено: конница А. Д. Меншикову, пехота - Шереметеву, артиллерия - Брюсу.

Общее руководство осуществлял Петр I.

Далее на основе текста учебника «Полтавская битва» учащиеся знакомятся с ходом сражения, к изучению вопроса привлекается документ на с. 114-115 учебника.

I. О Полтавской битве. Из путевого дневника Даниэла Крмана- посла Евангелической церкви Словакии при войске Карла XII.

II. Или о Полтавском сражении рассказывает ученик.

Полтавский бой начался в девятом часу утра. Шведы начали наступление. Русские открыли огонь, это не испугало и не остановило шведов. Они шли вперед. Завязался рукопашный бой по всей линии строя. Дрались насмерть - штыками, палашами, голыми руками.

Под напором шведов первая линия пехоты была прорвана самом центре. Петр сам лично повел в бой батальон второй линии Новгородского полка и шведов удалось остановить. Кавалерия под руководством А. Д. Меншикова, находившаяся на левом фланге, ударила в тыл шведам и стала их окружать с обеих сторон.

Артиллерия нескончаемым огнем косила ряды шведов. Например, на 102 русские пушки могли отвечать лишь 39 походных шведских пушек.

Шведы стали отступать, затем обратились в бегство. И к 11 расам дня Полтавская битва выиграна. Шведы потеряли более 9 тыс. убитыми и 3 тыс. пленными. Русские понесли меньшие потери (в 7 раз). Перед битвой было 42 тыс. человек, потеряли - 1354 воинов убитыми, 3290 - ранеными.

Затем предлагается охарактеризовать причины победы русской армии:

• Подготовка русской армии к этому сражению.

•  Храбрость, преданность, патриотизм, самоотверженность русских воинов.

• Полководческое искусство Петра I и его соратников.

• Перекрытие возможных путей отступления шведов.

• Глубина боевого порядка (в две линии).

• Наличие конной артиллерии.

• Превосходство артиллерии.

• Новшество - редуты.

Работая с документом, учащиеся отвечают на в о п р о с ы:

- В чем увидел автор путевого дневника причину поражения Карла XII? Можно ли согласиться с этой оценкой?

Остатки шведской армии бежали к Днепру. У деревни Переволочна их пленила конница А. Д. Меншикова. В плен было захвачено более 15 тыс. шведов, 128 знамен, 28 орудий.

Удалось уйти через Днепр в Бендеры - в Османскую империю - Карлу XII с Мазепой и с 1 тыс. солдат.

Это означало окончательный разгром легендарной армии Карла XII. Армия потеряла около 9 тыс. солдат и офицеров убитыми. В плен попал весь генералитет армии. Могущество Швеции выло подорвано.

Полтавская победа решила исход Северной войны в пользу России.

Затем учащиеся знакомятся со значением Полтавской битвы (см. учебник).

Учитель обобщает полученные знания учащихся, подводит Их к выводам:

• Полтавская победа избавила Россию от опасности шведского завоевания.

• Она изменила расстановку сил в Северной войне.

•  Восстановлен Северный союз: 9 сентября 1909 г. в Торуни подписан договор с Августом II, в котором Август II обещал Петру I бороться с противниками России в Польше, а Петр I обещал ему вернуть польский трон. Эстляндия должна была отойти к России, а Лифляндия оставалась за Польшей.

• Заключение нового русско-датского союза.

•  Изменение хода войны в Прибалтике, 1710 г. - русские одержали ряд побед в Прибалтике, взяли Ригу, Таллин, Выборг, Кексгольм,

• Россия встала в ряд великих держав Европы.

• Важнейшие вопросы европейской политики стали решаться с участием России.

Также необходимо уточнить, что после 1713 г. осложнилась внешнеполитическая обстановка, так как после окончания войны за испанское наследство европейские державы были готовы вмешаться в Северную войну.

Таким образом, подводится итог первому этапу Северной войны.

2. Окончание Северной войны.

Прутскии поход русской армии.

Учащимся предлагается задание:

- Объясните, каким образом Прутскии поход Петра I связан с его завоеваниями в Прибалтике.

Учащиеся знают, что после поражения в Полтавской битве Карл XII бежал в турецкие владения - г. Бендеры. Карл XII сумел убедить султана в необходимости совместного выступления против России. Подстрекаемый Карлом XII, западной дипломатией и боясь усиления России, султан объявил войну ПетруI.

Учащиеся понимают, что Россия не была инициатором войны с Турцией, так как понимала, что вести войну на два фронта будет очень затруднительно.

Петр I надеялся на поддержку славянских народов Балканского полуострова, на поддержку правителей Молдавии и Валахии.

Петр I направил (40 тыс. войска) в степи Молдавии. Но поддержал Петра I только небольшой отряд молдавского господаря Дмитрия Кантемира.

Военные действия начались в 1711 г. Соотношение сил было не в пользу России: русская армия - около 40 тыс. человек, турецкая - около 190 тыс. человек армии.

Лето 1711 г. в бассейне р. Прут выдалось жаркое, безводное. Турецкая армия окружила лагерь русских у р. Прут. Войска были |утомлены, не хватало продовольствия, боеприпасов.

Рекомендуется рассказать о крайне тяжелом положении русской армии. Все это и вынудило Петра I пойти на переговоры.

• Россия возвращала Турции крепости Азов, Таганрог.

•  Соглашалась не препятствовать возвращению Карла XII в Швецию.

• Не держать свои войска в Речи Посполитой.

Турция давала обязательство отпустить русскую армию из окружения, но сохранить за ней оружие, знамена.

Делается вывод: после грандиозной победы под Полтавой Прут стал одним из печальных событий во внешней политике России.

Следовательно, крымско-турецкое направление внешней политики Петра I было неудачным. Но изменить международное положение России эта неудача уже не могла и тем более повлиять на [превращение России в великую державу.

Морские сражения в Северной войне.

I вариант.

Учащимся предлагается вспомнить крупные морские сражения XI-XII вв. из истории нового времени, охарактеризовать морской флот того времени, о том, как создавался русский морской флот; показать на карте «Северная война» места важных морских сражений.

Рекомендуется на доске или на стендах организовать выставку работ учащихся по теме «Победы русского флота в Северной войне».

Необходимо показать учащимся, что без создания русского военно-морского флота победа в Северной войне была невозможной.

Работа с картой: Найти и показать крепости, территории, которые были освобождены русскими войсками от шведов:

• 1710 г. - шведы изгнаны из Карелии, Лифляндии, Эстляндии.

•  Русские овладели Ригой, Ревелем (Таллином), Выборгом и Кексгольмом.

•  Освобождены крепости: Штеттин в Померании, Гельсингфорс, Борго и Або в Финляндии.

• Почти вся Финляндия была освобождена от шведов.

Учащиеся отмечают, что шведы были отброшены на Скандинавский полуостров, шведский флот уже не господствовал на Балтийском море.

Учащиеся приходят к выводу: для полной и окончательной победы в Северной войне надо было обезвредить шведский флот, и Россия начала строительство кораблей. Учитель рассказывает о строительстве верфей и покупках кораблей в Англии и Голландии. Был создан мощный балтийский флот России.

Рекомендуется в объеме учебника рассказать о морских сражениях Северной войны - обязательно с опорой на разнообразный иллюстративный материал.

II вариант.

О морских сражениях Северной войны могут рассказать заранее подготовленные учащиеся.

Сообщения: «Сражения у мыса Гангут»; «Сражение у острова Гренгам».

Представляется разнообразный наглядный материал: «Корабли времен Петра I», художник Е. Е. Лансере; «Гангутское сражение», гравюра XVIII в.; «Медали в ознаменование создания русского флота»; «Морское сражение у мыса Гангут 27 июля 1714 г., гравюра А. Ф. Зубова.

Рассказывая о сражении у мыса Гангут, надо обязательно нарисовать схему сражения на листе ватмана, а также опираться на гравюру XIII в. «Гангутское сражение».

Работа с картой «Северная война, с. 113: найти, показать г. Або, Аландские острова.

1714 г. - Петр I предпринимает попытку высадить десант у г. Або при помощи большого галерного флота - 99 галер.

Шведская эскадра базировалась у мыса Гангут. Она имела 15 линейных судов и 14 мелких судов.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением галеры, линейного корабля.

Линейный корабль (линкор) - большой, хорошо вооруженный артиллерией (до 100 пушек) военный корабль.

Галера - гребное многовесельное судно. Вмещала 200-300 человек, вооружена пушками, длина - 50 м, ширина -7 м, ходила йод двумя косыми парусами, имела 16-24 пар весел и была рассчитана на абордажный бой.

Учащиеся понимают, что шведский флот в основном зависел ют ветра, а при штиле он был просто бессилен.

1714 г. 27 июля произошло морское сражение, в котором галерный русский флот разбил сильную шведскую эскадру. Командовавший эскадрой адмирал Эреншельд с 10 кораблями сдался в плен. Это была первая победа русского флота. Петр I назвал её «второй Полтавой».

Как это произошло?

Замысел русских под командованием Ф. Н. Апраксина был пpocт - раздробить флот шведов. Хитрым маневром удалось оттянуть часть сил шведов к западному побережью полуострова, где штиль (безветрие) сковал маневренность шведской эскадры. Но (оставшиеся силы шведов, находившиеся у восточного берега, были сильны, имели артиллерию. Третья атака русских приблизила их к победе. Они направили удар против фланговых кораблей шведов, Обрушив артиллерийский огонь.

Русские галеры сближались с судами противника и брали их на абордаж.

Учитель отмечает, что победа русского флота под командованием Ф. Н. Апраксина открыла простор Балтийского моря русскому флоту. Русские овладели Аландскими островами. Инициатива на море перешла к России. Превращение России в морскую державу вызвало тревогу в Западной Европе.

Петр I решил вступить в мирные переговоры с Карлом XII. Но они были прерваны из-за гибели Карла XII при осаде норвежской крепости Фредериксхалль. Сменившая его в 1719 к. королева Ульрика Элеонора при активном посредничестве Франции заключила мир с Пруссией, Данией, Саксонией.

Тогда Петр I направил в Балтийское море свой флот, для того чтобы заставить королеву заключить мир и с Россией.

Рекомендуется отметить, что превращение России в морскую державу вызывало тревогу в Западной Европе, но особенно это волновало Англию, так как она не могла допустить соперника на море.

1720 г. - Англия открыто выступила на стороне Швеции.

Английский флот стремился совместно со шведами уничтожить корабли России. Командовал русским флотом генерал М. Н. Голицын.

Отряд судов под командованием М. Н. Голицына в июле 1720 г. у о. Гренгам вступил в бой со шведской эскадрой. Это был хорошо продуманный план генерала. Изобразив отступление, М. Н. Голицын заманил корабли противника к небольшим скалистым островам и разгромил шведскую эскадру, английский флот не решился вступить в бой. Петр I заметил, что сражение произошло «при очах господ англичан».

Учитель обращает внимание на связь между нарастанием российской военно-морской мощи и ходом Северной войны. Поражение на суше и на море заставило шведов вступить в мирные переговоры.

Ништадтский мир.

30 августа 1721 г. в г. Ништадте был подписан российско-шведский мирный договор.

Учитель показывает на карте территории, которые отошли к России: Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии, с городами Выборгом и Кексгольмом, и все острова Финского и Рижского заливов.

Швеция получили обратно часть Финляндии. Россия уплатила Швеции компенсации 2 млн. ефимков. Предусматривалось развитие торговых связей. Швеция получила право ежегодно беспошлинно закупать и вывозить из России хлеб на сумму 50 тыс. рублей.

Вопрос классу:

- Какая историческая задача была решена в ходе Северной войны?

Итоги Ништадтского мирного договора:

• Обеспечен выход к Балтийскому морю.

• Россия превратилась в великую морскую державу.

• Петр I был провозглашен императором.

•  Вырос международный авторитет России, так как европейские державы признали Россию великой империей.

Делается вывод: закончилась война, которая длилась 21 год. Длительная борьба за морское побережье закончилась. Россия получила выход в Балтийское море, а победа в Северной войне сдела ее одной из крупнейших европейских держав.

Учитель кратко представляет восточную политику Петра I.

Сразу после окончания Северной войны Петр I приступил к решению проблем на Востоке.

Учитель отмечает, что Россия давно уже имела свои интересы в этом регионе, сочувствовала в борьбе кавказских народов против завоевательной политики султанов и шахов. Христианские народы Грузии, Армении желали получить помощь от России и вступить в ее подданство.

Учитель представляет ситуацию в том регионе:

• Начало XIII в. - правящая династия Ирана пресеклась.

• Турция объявила свои претензии на все Закавказье.

• Это угрожало безопасности торговых путей русских купцов в страны Востока.

•  Участились избиения, грабежи подданных России в этом регионе.

Петр I организовал поход военных сил России (сухопутных и морских) вдоль западного побережья Каспийского моря (1722-1723 гг.)

В июле 1722 г. 22 тыс. русских пехотинцев были доставлены на кораблях из Астрахани к устью Терека, сушей подошел 9-тысячный отряд кавалерии. В августе 1722 г. без боя был взят Дербент. 1723 г. - русский флот овладел некоторыми городами на Каспийском побережье, среди них был Баку.

В итоге этого похода был заключен русско-иранский договор, он был подписан в Петербурге в 1723г.

В состав Российской империи были включены прикаспийские области Дагестана и Азербайджана.

Но от дальнейших завоеваний в Закавказье Россия отказалась, так как туда вторглись турецкие войска, а на войну с Турцией у Российской империи уже не было сил.

III. Заключение.

Домашнее задание: читать параграфы, выполнить схемы морских сражений Северной войны; сообщения «Адмирал Ф. М. Апраксин», «Генерал М. Н. Голицын»; заполнение контурной карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»

Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

План-конспект урока по Истории России в 6 классе. Тема: "Распад Золотой Орды".

План-конспект разработан для урока, рассчитаного на повторение и закрепление пройденного ранее материала в игровой форме. Используется метод мозгового штурма. План является основой, его можно дополнят...

Открытый урок по истории России в 7 классе Тема: Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

Цель урока: охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII веке, показать ее традиционность с одной стороны и новые элементы – с другой. Задачи урока: Образовательные: 1. Поз...