Индийские касты 5 класс (открытый урок)
методическая разработка по истории (5 класс)

История 5 класс Индийские касты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiyskie_kasty.docx45.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Индийские касты

Класс: 5

Предмет: история

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Цели : Сформировать у учащихся представление о кастовом делении общества в Древней Индии.

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника,

выделять в тексте главное, заполнять таблицу; продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся:

- слушать и слышать;

- владение устной и письменной речью;

В) Воспитательная: формирование личной оценки учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить учащихся с кастами в древней Индии;

  • выяснить в чём значение деления общества на касты;
  • определить в чьих интересах было деление на касты.
  • подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Личностные:-создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;

-воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; толерантность.

- метапредметные:

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение ; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, делать выводы, классифицировать и обобщать факты и явления

Межпредметные связи: география, биология

Основные понятия: касты, брахманы, неприкасаемые, Буддизм, брахманизм

Оборудование: проектор, учебник, презентация, раздаточный материал

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята!

Прозвенел уже звонок,

Все готовы начать урок?

Надеюсь, что у всех хорошее настроение. Желаю удачи!!

- Все письменные задания сегодняшнего урока выполняем в рабочих листах. Подпишите их, пожалуйста.

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с новым государством. Каким? Давайте повторим.

Подписывают рабочие листы.

Индия

Самоопределение(Л), планирование учебного сотрудничества (К)

Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Работа с картой

-Индия – страна, которая поражает всех, кто ее увидит. «Волшебная земля», «край чудес и несметных богатств» – так говорили об Индии путешественники.

Путешествуя по Индии, странники оставили вам записки, свои очерки об этой стране, но они попали под дождь, и часть слов стерлась.

Я предлагаю вам заполнить пропуски в тексте:

  1. Индия расположена на полуострове _________.

#1053;а севере Индии горы_______ служат границей.

#1055;о территории Индии протекают две главные реки _______и ______.

4. В течение всего года в Индии очень _______, а в _____ месяце идут дожди.

#1048;ндийцы занимались ________________.

#1042; заболоченных долинах рек индийцы сажали _______.

#1042;ыращивали в Индии _________ и ________.

#1048;ндийцы почитали животных: ___________________________________, #1057;вященным животным считалась _______________.

Слова для справок: Инд, Ганг, Гималаи, июль, земледелие, Индостан, рис, сахарный тростник, хлопчатник, змея, слон, корова

Взаимопроверка – сверка с экраном.

. Критерии: 0-1 ошибка -5

2-3 ошибки - 4

4-5 ошибок -3

Более пяти – 2

-Итак, мы повторили все, что уже знаем об Индии. Давайте обобщим, что мы знаем?

Что мы знаем +

Что хотим узнать?

  • географическое расположение;
  • природные и климатические условия;
  • занятия индийцев;
  • религия индийцев.

*по каким порядкам жили индийцы?

*каковы законы индийцев?

*что из себя представляло общество Индии?

Показывают географические объекты на карте, отвечают на поставленные вопросы.

Вставляют нужные слова, показывают знание карты, знания учебного материала по теме, дают оценку ответам по памятке с критериями.

Осуществляют взаимопроверку по ключам и критериям

Индия расположена на полуострове Индостан.

На севере Индии горы Гималаи служат границей. По территории Индии протекают две главные реки Инд и Ганг.

В течение всего года в Индии очень жарко , а в июле и августе месяце идут дожди.

Индийцы занимались земледелием.

В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали в Индии сахарный тростник и хлопчатник.

животных: змею, обезьяну, льва, слона, священной считалась корова.

Высказывают версии, что они знают и что надо узнать.

Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде. (П).

Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К).

Оценка результатов собственной и чужой деятельности, умение работать с критериями (Р)

  1. Целеполагание

Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач.

Физминутка

Ребята, а давайте прогуляемся по джунглям(вспомните, что это такое?)

#1079;аходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза, открываем( повторяем несколько раз).

2. Идём по тропинке ( ходьба на месте) стараемся высоко поднимать ноги( вдруг нам встретятся змеи)

3. увидели птицу слева, справа ( поворот головы влево, вправо)

4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его( вытягиваем шею вперёд, втягиваем носом воздух)

#1056;аздвигаем лианы на пути ( разводим руками: правой, левой, двумя руками)

6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками( потягивание)

- Итак, мы вышли из джунглей и продолжаем свое путешествие по Индии, представьте, что мы здесь познакомились с семьёй земледельцев. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать их сыновья.

На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.

Какой вопрос у вас возник к крестьянину. Почему его дети не могут стать воинами?

- Так мы не из той касты, - ответил он.

Какое новое слово? Каста определение стр.100

-Помогите мне определить тему урока

Индийские касты. Тема записана у вас в рабочих листах.

- Итак что мы сегодня должны с вами узнать?

- Попробуем из этого сформулировать цель урока.

Цель: выяснить роль каждой касты в жизни индийского общества.

- Какие задачи поставим перед собой для достижения нашей цели?

Задачи:

#1059;знать из различных источников о жизни индийских каст.

#1042;ыделить особенности жизни каждой индийской касты.

3. Применить полученные знания при выполнении тестовых заданий.

Учиться работать в группе, учиться делать самооценку, оценивать друзей.

– В ранее изученных нами странах тоже существовало деление общества. Давайте вспомним. (Ответы детей)

-В Древней Индии мы сталкиваемся с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе.

Проблемный вопрос:

Почему в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?

Справедливо ли было такое деление людей?

Предполагаемые ответы учащихся:

Почему его дети не могут стать воинами?

Каста определение стр. 100

Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству.

Индийские касты

Предполагаемые ответы ребят:

Что такое каста?

Что представляет собой каста?

Какие касты были в Индии, в чем различия между ними?

Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи(Р).

Владение диалоговой, устной формой речи(К).

  1. Открытие новых знаний, развитие имеющихся умений.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний

  1. Слово учителя «Миф о происхождении четырёх каст». (Слово сопровождается слайдами из презентации).

Дети получают задания: внимательно прослушать учителя выделить для себя названия каст и их происхождение.

Индийцы всегда верили, что их боги разделили всех людей на несколько групп

Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы – он умеют сражаться. Земледельцы, которые обрабатывают землю, пасут скот – появились из его бедер, а слуги, находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой, мог стать только слугой, ведь у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросенок. Неравенство было неоспоримым и только покорность даст при перерождении после смерти возможность изменить свое кастовое положение. Каждая группа, или каста, стала обладала своими особенностями и обязанностями.

Работа в группах

- Мне сложно разобраться в тонкостях устройства индийского общества.

- Поможете мне?

- Над какими задачами будем работать?

Задание. Заполнить таблицу

Индийские касты

- Что нам поможет достичь цели для решения данной задачи? (учебник, дополнительная информация в рабочих листах)

#1043;руппа «Брахманы»

#1043;руппа «Кшатрии»

#1043;руппа «Вайшью»

#1043;руппа «Шудры»

#1043;руппа «Неприкасаемые»

(Изучают подробности жизни своей касты, заполняют таблицу

Каста

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни.

(если имеются)

«Брахманы»

«Кшатрии»

«Вайшью»

«Шудры»

- (перед тем, как детям, начать защищать полученные знания).

- Правило: каждая каста слушает внимательно сообщение группы, может задать дополнительные вопросы.

«Индийские касты»

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы

белый

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников

Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины (кшатрии)

красный

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука

Земледельцы (вайшью)

желтый

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали

Слуги (шудры)

черный

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам

- Религия, которая оправдывала существование каст, получила название брахманизм.

Высшие были богатыми господами, низшие – их слугами. За непослушание, низшие жестоко наказывались, вплоть до смерти.

-Но были и такие мудрецы, которые отвергали религию брахманизм -религию кастового различия и учили, что главное не происхождение, а достоинства человека. И основателем данного учения был Будда, а его религия получила название буддизм.

Заслушивается сообщение о Будде.

Итак, как же выглядело общество Индии? (иерархия)

#1042;ыполняют задание :

Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении положения людей в обществе, взаимоотношений их между собой вам кажется более справедливым с современной точки зрения.

Анализ документа.

Во «Всеобщей декларации прав человека» сказано:

Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:

  • национальности, языка, расы, пола, религии;
  • социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;

Вывод: -В Индийском обществе власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их.

Проблемный вопрос:

- Ребят, как вы думаете было ли справедливым такое деление людей?

- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?

(Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!).

Слово брахманизм вывешивается на доску

Слово буддизм вывешивается на доску

(Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении положения людей в обществе, взаимоотношений их между собой вам кажется более справедливым с современной точки зрения.)

Предполагаемый ответы: буддизм так как оно не ограничивает свободы и прав людей.

анализируют документ «Всеобщая Декларация прав человека» и отвечают на вопрос: К какому учению близок смысл Декларации?

Предполагаемый ответ: буддизм, так, как не ограничивает прав и свобод человека, независимо от:

национальности, языка, расы, пола, религии;

социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;

- Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.

Ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П).

Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К).

Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р).

  1. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию

Давайте поиграем в игру «Верно, не верно»

Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх.

1 .Всё население Индии делилось на 4 касты.+

#1055;ринадлежность к касте передавалась по наследству.

3. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. +

4. Из ступней бога вышла каста воинов. -

5. Жрецы - брахманы были самой высшей и главной кастой. +

6. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. -

7. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. +

8. Религия буддизм учит, главное достоинства человека, а не его происхождение. +

Владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

Умение делать выводы, перерабатывать информацию, (П).

Умение соотносить информацию и факты. (Р)

  1. Итог урока (Рефлексия деятельности).

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…»

  1. Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

САМООЦЕНКА деятельности на уроке.

Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, оценивают работу других

Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.(Р)

Домашнее задание

Параграф 21 ответить на вопросы1-3 с. 105

составить кроссворд по теме «Индийские касты» (по желанию)

составить рассказ «Один день из жизни мальчика-брахмана»

Записывают домашнее задание.

Планирование собственной деятельности в соответствии с полученными знаниями на уроке (Р)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тренировка навыков устной речи" 3 класс (открытый урок)

Открытый урок по анлийскому языку в 3 классе по теме "Тренировка навыков устной речи"....

6 класс Открытый урок по математике. (Урок интегрирован с темой предпринимательства в сельском хозяйстве) Тема: Все действия с обыкновенными дробями.

Аннотация.Воспитание у школьников любви и уважения к сельскохозяйственному труду и сельскохозяйственным профессиям, готовности трудиться в сельском хозяйстве прививается в процессе изучения предметов ...

Технологическая карта к уроку по физике Закон сохранения энергии, 10 класс (открытый урок)

Технологическая карта урока по физике Закон сохранения энергии, 10 класс...

5 класс Открытый урок (урок 50) Технологическая карта урока Тема: "Завоевание Римом Италии"

Данный урок предназначен для реализации программы 5 класса по Всеобщей истории (ФГОС). Урок соответствует нормам ФГОС. Занятие проводится на основе презентации "Завоевание Римом Италии&quo...

Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС). «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». М.Ю.Лермонтов

Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме....

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания)

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...