Индийские касты 5 класс (открытый урок)
методическая разработка по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Индийские касты
Класс: 5
Предмет: история
Тип урока. Урок открытия новых знаний
Цели : Сформировать у учащихся представление о кастовом делении общества в Древней Индии.
Задачи урока:
А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника,
выделять в тексте главное, заполнять таблицу; продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся:
- слушать и слышать;
- владение устной и письменной речью;
В) Воспитательная: формирование личной оценки учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Планируемые результаты
Предметные: познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
- выяснить в чём значение деления общества на касты;
- определить в чьих интересах было деление на касты.
- подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Личностные:-создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; толерантность.
- метапредметные:
Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение ; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, делать выводы, классифицировать и обобщать факты и явления
Межпредметные связи: география, биология
Основные понятия: касты, брахманы, неприкасаемые, Буддизм, брахманизм
Оборудование: проектор, учебник, презентация, раздаточный материал
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Добрый день, ребята! Прозвенел уже звонок, Все готовы начать урок? Надеюсь, что у всех хорошее настроение. Желаю удачи!! - Все письменные задания сегодняшнего урока выполняем в рабочих листах. Подпишите их, пожалуйста. Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с новым государством. Каким? Давайте повторим. | Подписывают рабочие листы. Индия | Самоопределение(Л), планирование учебного сотрудничества (К) Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Работа с картой -Индия – страна, которая поражает всех, кто ее увидит. «Волшебная земля», «край чудес и несметных богатств» – так говорили об Индии путешественники. Путешествуя по Индии, странники оставили вам записки, свои очерки об этой стране, но они попали под дождь, и часть слов стерлась. Я предлагаю вам заполнить пропуски в тексте:
#1053;а севере Индии горы_______ служат границей. #1055;о территории Индии протекают две главные реки _______и ______. 4. В течение всего года в Индии очень _______, а в _____ месяце идут дожди. #1048;ндийцы занимались ________________. #1042; заболоченных долинах рек индийцы сажали _______. #1042;ыращивали в Индии _________ и ________. #1048;ндийцы почитали животных: ___________________________________, #1057;вященным животным считалась _______________. Слова для справок: Инд, Ганг, Гималаи, июль, земледелие, Индостан, рис, сахарный тростник, хлопчатник, змея, слон, корова Взаимопроверка – сверка с экраном. . Критерии: 0-1 ошибка -5 2-3 ошибки - 4 4-5 ошибок -3 Более пяти – 2 -Итак, мы повторили все, что уже знаем об Индии. Давайте обобщим, что мы знаем?
| Показывают географические объекты на карте, отвечают на поставленные вопросы. Вставляют нужные слова, показывают знание карты, знания учебного материала по теме, дают оценку ответам по памятке с критериями. Осуществляют взаимопроверку по ключам и критериям Индия расположена на полуострове Индостан. На севере Индии горы Гималаи служат границей. По территории Индии протекают две главные реки Инд и Ганг. В течение всего года в Индии очень жарко , а в июле и августе месяце идут дожди. Индийцы занимались земледелием. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали в Индии сахарный тростник и хлопчатник. животных: змею, обезьяну, льва, слона, священной считалась корова. Высказывают версии, что они знают и что надо узнать. | Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде. (П). Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К). Оценка результатов собственной и чужой деятельности, умение работать с критериями (Р) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач. | Физминутка Ребята, а давайте прогуляемся по джунглям(вспомните, что это такое?) #1079;аходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза, открываем( повторяем несколько раз). 2. Идём по тропинке ( ходьба на месте) стараемся высоко поднимать ноги( вдруг нам встретятся змеи) 3. увидели птицу слева, справа ( поворот головы влево, вправо) 4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его( вытягиваем шею вперёд, втягиваем носом воздух) #1056;аздвигаем лианы на пути ( разводим руками: правой, левой, двумя руками) 6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками( потягивание) - Итак, мы вышли из джунглей и продолжаем свое путешествие по Индии, представьте, что мы здесь познакомились с семьёй земледельцев. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле. Какой вопрос у вас возник к крестьянину. Почему его дети не могут стать воинами? - Так мы не из той касты, - ответил он. Какое новое слово? Каста определение стр.100 -Помогите мне определить тему урока Индийские касты. Тема записана у вас в рабочих листах. - Итак что мы сегодня должны с вами узнать? - Попробуем из этого сформулировать цель урока. Цель: выяснить роль каждой касты в жизни индийского общества. - Какие задачи поставим перед собой для достижения нашей цели? Задачи: #1059;знать из различных источников о жизни индийских каст. #1042;ыделить особенности жизни каждой индийской касты. 3. Применить полученные знания при выполнении тестовых заданий. Учиться работать в группе, учиться делать самооценку, оценивать друзей. – В ранее изученных нами странах тоже существовало деление общества. Давайте вспомним. (Ответы детей) -В Древней Индии мы сталкиваемся с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе. Проблемный вопрос: Почему в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? Справедливо ли было такое деление людей? | Предполагаемые ответы учащихся: Почему его дети не могут стать воинами? Каста определение стр. 100 Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству. Индийские касты Предполагаемые ответы ребят: Что такое каста? Что представляет собой каста? Какие касты были в Индии, в чем различия между ними? | Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи(Р). Владение диалоговой, устной формой речи(К). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний |
Дети получают задания: внимательно прослушать учителя выделить для себя названия каст и их происхождение. Индийцы всегда верили, что их боги разделили всех людей на несколько групп Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы – он умеют сражаться. Земледельцы, которые обрабатывают землю, пасут скот – появились из его бедер, а слуги, находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой, мог стать только слугой, ведь у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросенок. Неравенство было неоспоримым и только покорность даст при перерождении после смерти возможность изменить свое кастовое положение. Каждая группа, или каста, стала обладала своими особенностями и обязанностями. Работа в группах - Мне сложно разобраться в тонкостях устройства индийского общества. - Поможете мне? - Над какими задачами будем работать? Задание. Заполнить таблицу Индийские касты - Что нам поможет достичь цели для решения данной задачи? (учебник, дополнительная информация в рабочих листах) #1043;руппа «Брахманы» #1043;руппа «Кшатрии» #1043;руппа «Вайшью» #1043;руппа «Шудры» #1043;руппа «Неприкасаемые» (Изучают подробности жизни своей касты, заполняют таблицу
- (перед тем, как детям, начать защищать полученные знания). - Правило: каждая каста слушает внимательно сообщение группы, может задать дополнительные вопросы. «Индийские касты»
- Религия, которая оправдывала существование каст, получила название брахманизм. Высшие были богатыми господами, низшие – их слугами. За непослушание, низшие жестоко наказывались, вплоть до смерти. -Но были и такие мудрецы, которые отвергали религию брахманизм -религию кастового различия и учили, что главное не происхождение, а достоинства человека. И основателем данного учения был Будда, а его религия получила название буддизм. Заслушивается сообщение о Будде. Итак, как же выглядело общество Индии? (иерархия) #1042;ыполняют задание : Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении положения людей в обществе, взаимоотношений их между собой вам кажется более справедливым с современной точки зрения. Анализ документа. Во «Всеобщей декларации прав человека» сказано: Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:
Вывод: -В Индийском обществе власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Проблемный вопрос: - Ребят, как вы думаете было ли справедливым такое деление людей? - Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? (Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!). | Слово брахманизм вывешивается на доску Слово буддизм вывешивается на доску (Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении положения людей в обществе, взаимоотношений их между собой вам кажется более справедливым с современной точки зрения.) Предполагаемый ответы: буддизм так как оно не ограничивает свободы и прав людей. анализируют документ «Всеобщая Декларация прав человека» и отвечают на вопрос: К какому учению близок смысл Декларации? Предполагаемый ответ: буддизм, так, как не ограничивает прав и свобод человека, независимо от: национальности, языка, расы, пола, религии; социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; - Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно. | Ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П). Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К). Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию | Давайте поиграем в игру «Верно, не верно» Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх. 1 .Всё население Индии делилось на 4 касты.+ #1055;ринадлежность к касте передавалась по наследству. 3. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. + 4. Из ступней бога вышла каста воинов. - 5. Жрецы - брахманы были самой высшей и главной кастой. + 6. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. - 7. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. + 8. Религия буддизм учит, главное достоинства человека, а не его происхождение. + | Владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К). Умение делать выводы, перерабатывать информацию, (П). Умение соотносить информацию и факты. (Р) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса | Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…»
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! САМООЦЕНКА деятельности на уроке. | Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, оценивают работу других | Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.(Р) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Параграф 21 ответить на вопросы1-3 с. 105 составить кроссворд по теме «Индийские касты» (по желанию) составить рассказ «Один день из жизни мальчика-брахмана» | Записывают домашнее задание. | Планирование собственной деятельности в соответствии с полученными знаниями на уроке (Р) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-172489-1357306636.jpg)
"Тренировка навыков устной речи" 3 класс (открытый урок)
Открытый урок по анлийскому языку в 3 классе по теме "Тренировка навыков устной речи"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-3437-1386776313.jpg)
6 класс Открытый урок по математике. (Урок интегрирован с темой предпринимательства в сельском хозяйстве) Тема: Все действия с обыкновенными дробями.
Аннотация.Воспитание у школьников любви и уважения к сельскохозяйственному труду и сельскохозяйственным профессиям, готовности трудиться в сельском хозяйстве прививается в процессе изучения предметов ...
Индийские касты (план- конспект урока)
План-конспект урока....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-658485-1440696330.jpg)
Технологическая карта к уроку по физике Закон сохранения энергии, 10 класс (открытый урок)
Технологическая карта урока по физике Закон сохранения энергии, 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972586-1510503574.jpg)
5 класс Открытый урок (урок 50) Технологическая карта урока Тема: "Завоевание Римом Италии"
Данный урок предназначен для реализации программы 5 класса по Всеобщей истории (ФГОС). Урок соответствует нормам ФГОС. Занятие проводится на основе презентации "Завоевание Римом Италии&quo...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/25/picture-1076996-1698214031.jpg)
Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС). «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». М.Ю.Лермонтов
Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-331382-1517312418.jpg)
Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания)
Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...