Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС). «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». М.Ю.Лермонтов
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Григорьева Оюна Дмитриевна

Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС)

Тема урока: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным»

Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме.

Познавательные УУД: - уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,

                                          - выбирать эпизоды для чтения и инсценирования в зависимости от  

                                             поставленной цели,

                                          - определять понятия;

Регулятивные УУД: - выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах,

                                     - использовать речь для регуляции своих действий;

Коммуникативные УУД: - уметь моделировать монологическое высказывание,

                                              - уметь взаимодействовать в группах;

Личностные УУД: - формирование навыков взаимодействия в группе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Ход урока.

Урок литературы в 7 классе

по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Ход урока

Деятельность  учащихся

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

- Продолжаем изучение творчества М.Ю. Лермонтова, обратимся к  «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, удалого купца Калашникова», которую вы читали дома.

Подведение к теме через прием «Корзина идей».          

- Определить тему урока нам поможет «корзина идей». Назовите понятия, которые у вас ассоциируются со словом «Нравственность».

         (распределяю понятия на две колонки- «положительные» и        

          «отрицательные»)

- Почему я распределила данные понятия на две колонки?

                       ( находятся в противоборстве, в борьбе между собой, между  

                         ними поединок)

- Кого из главных героев вы отнесете к положительной стороне корзины?

- Кого из главных героев вы отнесете к отрицательной  стороне корзины?

- Таким образом, сформулируйте тему нашего урока (Что является предметом рассмотрения на уроке? – герои, их  нравственные стороны)

- Итак, запишите тему урока.

Доброта, честь, искренность, честность, добро, зло, внутреннее достоинство, уважение и др.

Положит. понятия и отриц. понятия.  

Калашникова

Ивана Грозного, Кирибеевича

Нравственный поединок между Калашниковым с  Кирибеевичем и Иваном Грозным  

Запись темы урока.

  1. Мотивационный этап урока (постановка целей и задач)

- Исходя из темы урока какие цели перед собой поставим?

 

-познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме.

Можно : -В чем проявляется нравственное противоборство между героями «Песни..»?

Какие качества героев проявляются в «Песне..»? 

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

А) реализация  домашнего задания.

- достигнуть цели нашего урока нам помогут материалы из домашнего задания. В качестве домашнего задания вы должны были выполнить проекты по группам.

Показ проекта 1 группы.

- Хорошо, молодцы. Спасибо за проект, за вашу интересную интерпретацию эпизода «Песни..»

Показ проекта 2 группы.

- вторая группа приготовила исторический проект «Иван Грозный» в виде презентации.

-Спасибо. Мы вспомнили немного из истории, кто такой Иван Грозный.

Показ проекта 3 группы.

- третья группа приготовила проект в виде кластера «Кирибеевич»

1 группа – проект «Кулачный бой» (учащиеся демонстрируют видеоинтерпретацию эпизода)

2 группа – проект «Иван Грозный» (показ и комментирование презентации)

3 группа- проект «Кирибеевич»

(защита кластера)

Б) задание по группам – решение задач

- на основе домашнего задания мы углубим наше знакомство с героями произведения Лермонтова (каждой группе выдаются листы с заданиями)

1 группа – Какую идеологию представляет Калашников? (отвечайте с опорой

на эпизод, который вы интерпретировали. План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?)

2 группа - В чем отличается, в чем совпадает историческая характеристика царя и описание его Лермонтовым? (прочитайте отрывки из поэмы и сделайте выводы об образе Ивана Грозного в «Песне..»)

«Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич».

 «И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие…»( великий грозный правитель)

«Вот нахмурил царь брови черные

И навёл на него очи зоркие,

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником».

«Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?»(суровый, подозрительный)

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные».(щедрый по отношению к своим любимцам)

Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему:

«Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся». (но Иван Грозный не знал, что Кирибеевич полюбил замужнюю женщину)

«… царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови чёрные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо своё»

   (Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток)

Как возговорил православный царь:

«Отвечай мне по правде, по совести,

Вольной волею или нехотя,

Ты убил насмерть мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?» (Иван Грозный особенно грозен тогда, когда нарушаются русские традиции и православные законы, составляющие устои государства, а значит и его царской власти)

Во время казни преступника никогда на Руси не звонил большой колокол. Грозный царь звоном боль-шого колокола ставит народ в известность о том, что купец Калашников – не преступник, хотя царь и вы-нужден его казнить. По законам того времени, мы можем понять и «милость» грозного царя: наточенный - навострённый топор не станет причиной мучений купца при казни, палач не выйдет на помост в одежде, испачканной кровью, как при казни преступника. И будет звонить большой колокол. Это всё, что царь может сделать для купца Калашникова в этой ситуации, поскольку сама казнь неизбежна. Иван Грозный обращается к купцу Калашникову:

«Я топор велю наточить – навострить,

Палача велю одеть – нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью…»

        (Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашникову.)

«Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно».   (Здесь мы видим царя , готового помочь семье осужденного человека)

Вывод:  М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречивость характера Ивана Грозного. Положительные качества – Царь великий и грозный правитель.

Щедрый. Хранитель православной веры и русских традиций. Милостивый.

Готовый помочь семье осуждённого человека. Отрицательные качества-

Суровый. Подозрительный. Жестокий. Вспыльчивый. Несправедливый.

В «Песне..» идет противоборство Калашникова и Ивана Грозного.

3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич? (отвечайте с опорой на кластеры. План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?)

Вывод: С народной точки зрения, Кирибеевич является “разбойником”, т.к. крадет семейное счастье купца, нарушает христианские законы. Он не столько грабитель, сколько человек, попирающий “божьи законы” – законы чести и справедливости, разрушитель чужого счастья.

В) Вывод.  – Кто одерживает победу в нравственном поединке? Почему?

(открываю корзину идей – правильно определили героев ?)

Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Калашников совершает подвиг. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Человек из народа оказался морально выше царя, который в силу своего положения становится виновником несправедливости. Идеология купца высоконравственна: каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками за свои поступки. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения честного человека и государственной системы, произвола, несправедливости. В этом залог нравственной победы купца. Он несет в себе идею народного добра и правды (“Не в силе Бог, но в правде”), которая противопоставляется в “Песне...” беспредельному злу “кромешников” – опричников в лице Кирибеевича. Царь и время бессильны перед этим подвигом. Окончательная и верная оценка трагедии принадлежит народу.

  1. Оценивание в группах.

  1. Рефлексия.

- А что каждый из вас взял для себя от урока, узнав больше о наших героях, мы узнаем с помощью синквейна.

1 группа – Калашников

2 группа – Иван Грозный

3 группа - Кирибеевич

Составление синквейна

  1. Домашнее задание. Выберите отрывок, приготовьте выразительное чтение данного отрывка, отметьте фольклорные мотивы. 

  1. Буктрейлер «Творчество Лермонтова»

Просмотр коллективного проекта – буктрейлера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...