Презентация к плану урока "формирование культурного пространства"
презентация к уроку по истории (6 класс)

Котлова Марина Андреевна

Презентация к учебному материалу "формирование культурного пространства" . Вспомогательный материал

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила:Котлова М.А. Группа:ИО Z-231 Презентация на тему: ” Формирование культурного пространства единого Российского государства 15 века ”

Слайд 2

В XV столетии мироощущение жителей русских земель заметно менялось. Для русского человека раздвинулись границы известного ему мира. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских стран, что позволяло знакомиться с их культурой и традициями, бытом, модой и т. д. Появилась возможность сравнивать обычаи, порядок жизни. Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни всех русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они воспринимались теперь как лидеры государства, ведущего справедливую освободительную борьбу с Ордой. Какие города считались главными центрами русской культуры до Батыева нашествия? События, связанные с заключением Флорентийской унии, падением Византии, попытками католицизма проникнуть в православные земли, вели к укреплению авторитета православной веры. У многих церковных и государственных деятелей возникает понимание, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире. Изменение восприятия мира

Слайд 3

В ходе формирования единого Российского государства сглаживались местные культурные различия, закладывались основы будущей единой русской культуры. Она впитывала в себя лучшие достижения жителей отдельных русских земель, а также других народов, с которыми русские люди имели тесные связи . Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства дали возможность расширить культурные контакты России с другими странами. Особенно успешными были связи с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие глубокий след в истории русской культуры. Особенности русской культуры XV — начала XVI в. Библия в серебряном переплёте из Москвы. XV в.

Слайд 4

Крепнувшая великокняжеская власть получила в начале XVI в. своё идейное обоснование в «Сказании о князьях Владимирских». В его основе лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи вели своё происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть. Развитие общественной мысли и летописания Шапка Мономаха

Слайд 5

Победа на поле Куликовом в 1380 г. придала русским людям уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных художественных произведениях. Сложился так называемый Куликовский цикл. В произведениях этого цикла люди черпали примеры мужества, служения Отчизне, верности православию . Под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и « Задонщины » находился неизвестный автор другой воинской повести — «Сказания о Мамаевом побоище». Он проклинает Мамая, который отправился на Русь, « сердитуя , яко лев, пыхая, яко неутолимая ехидна». Как и « Задонщина », «Сказание о Мамаевом побоище» воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов и духом воссозданного воинского братства: «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити ». Литература Иллюстрация из рукописи «Сказания о Мамаевом побоище»

Слайд 6

Особое положение Москвы как столицы возрождённой Руси потребовало соответствующего изменения её облика. Иван III пригласил архитекторов из Италии, а также собрал лучших мастеров со всей Руси. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти возродил на Руси изготовление кирпичей, которые вновь стали использовать для строительства. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпичей стены и башни нового Московского Кремля, возвели Успенский и Архангельский соборы, другие строения. Наиболее величественной постройкой, возвышающейся в самом центре Кремля, стал Успенский собор. Замысел этого сооружения принадлежал Зодчество Успенский собор Московского Кремля Архангельский собор Московского Кремля

Слайд 7

Московский Кремль, созданный как парадная резиденция великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов в деле собирания русских земель, освобождения от ордынского владычества. Крупное строительство велось и в Новгороде. В 1433 г. немецкие и новгородские мастера соорудили здесь Грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приёмов и заседаний. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты. После присоединения к Москве Иван III приказал обнести центр города кирпичной стеной. ,

Слайд 8

В конце XIV — начале XV в. в Москве складывается собственная школа живописи. Наиболее ярким её представителем стал гениальный русский художник Андрей Рублёв. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо -Андроникова монастыря. В 1405 г. Андрей Рублёв вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. он вместе с Даниилом Чёрным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря. Самая известная работа Рублёва — икона «Троица» — написана для иконостаса Троицкого собора. Великий мастер изобразил Святую Троицу в виде трёх фигур ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжёлые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублёву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. Живопись Грановитая палата Московского Кремля Троица. Художник Андрей Рублёв

Слайд 9

В творчестве Андрея Рублёва получает своё логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублёв и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях они создавали образы живых людей, передавали душевные переживания и настроения русского человека того времени. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI в. был бывший князь, потомок царевича Петра Ордынского, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути. ,

Слайд 10

, Архангел Михаил. Иоанн Богослов. Григорий Богослов.

Слайд 11

, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурное пространство российской повседневности

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...

Культурное пространство российской повседневности

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...

Искусство учителя в формировании культурного пространства урока

Выступление на VII научно-практической конференции педагогов Россиии Ближнего Зарубежья "Современный урок: взгляд в будущее."...

Урок литературы как культурное пространство. Из опыта учителя-словесника

Что поняла я, осмысливая перспективную цель  направления педагогической деятельности словесника в школе имени великого Поэта? Скажу образно: это указать тот пик, ту  высочайшую планку в духо...

Летняя практика – период в образовательном процессе ОУ для освоения культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся

В ГБ ОУ школа № 529 Петродворцового района  существует редчайшее в наше время направление - летняя  образовательная  практика для учащихся 6-8 классов, которая позволяет воспитывать...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е гг."

Наглядно показать изменения в политике советского руководства в области культуры и образования в 1930-е гг....