Презентация к интегрированному уроку истории и литературы в 10 классе "Культурное пространство советского общества 1920-х годов в зеркале эпохи"
презентация к уроку (10 класс)
Культурное пространство советского общества 1920-х годов в зеркале эпохи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnoe_prostranstvo-_urok.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культурное пространство советского общества 1920- х годов в зеркале эпохи
Культурное пространство советского общества 1920-х годов в зеркале эпохи Проблемный вопрос: что отражало культурное пространство 1920-х гг.: свет или тени эпохи?
Цель урока : определение достижений и потерь культурного пространство советского общества 1920-х гг. Задачи урока : выяснить сущность культурной революции; - охарактеризовать основные пути и направления осуществления культурной революции; - выделить характерные особенности духовной жизни 1920-х гг.
Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез. Я понял, что я — игрушка, В тылу же купцы да знать, И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку, Купил себе «липу», и вот С такою-то подготовкой Я встретил 17-й год. Свобода взметнулась неистово. И в розово-смрадном огне Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне! С.Есенин из поэмы «Анна Снегина »
1. Выяснить, что такое культурная революция. 2. Определить цель культурной революции.
«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» ликвидация неграмотности; проведение массовой просветительской работы; политизировать культуру; поставить ее на службу советскому государству и большевистской партии; воспитать «нового человека»; «Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции, которая составляет предпосылку дальнейшего движения к коммунистическому обществу».
Пути реализации культурной революции: ликвидация неграмотности; создание системы советского образования; поддержка развития науки и техники; установление партийного контроля над культурой; борьба с религией; формирование новой советской интеллигенции; утверждение принципа социалистического реализма, создание нового искусства.
1. Борьба с неграмотностью
Урок в школе, кон. 1920-х – нач . 1930-х гг. 2 . Строительство советской школы В 1918 году было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки, экзамены.
2 . Строительство советской школы Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский , С.Т. Шацкий . А.В.Луначарский – первый нарком просвещения (1917-1929 гг.) Н.К.Крупская – с 1929 года заместитель наркома просвещения А.С.Макаренко – советский педагог и писатель
3. Развитие науки и техники Большевики стремились привлечь к сотрудничеству ученых, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны и имел мировое признание. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. В 1920-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др. Н.Д.Зелинский И.П.Павлов И.В.Мичурин В.И.Вернадский Н.И.Вавилов
4. Установление партийного контроля над культурой В 1922 году был учрежден Главлит , осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 году создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 года в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась, началась идеологизация художественного творчества . Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» 18 июня 1925 г. «Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства».
5. Государство и церковь 1922 год – изъятие церковных ценностей. В 1925 году после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены (до 1943 года). Причины борьбы с церковью и религией: атеистические воззрения партийных лидеров; стремление убрать конкурента из духовной сферы.
6. Власть и интеллигенция «Философский пароход» — кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года. Среди высланных русские мыслители и философы, ученые, писатели, журналисты, юристы. И. А. Ильин C. Н. Булгаков П. А. Сорокин Н. А. Бердяев «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». Л.Д.Троцкий
7. Новое пролетарское искусство ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год. Идеологи Пролеткульта исходили из определения « классовой культуры », сформулированного Плехановым. По их мнению, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля.
7. Новое пролетарское искусство Театр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год. Первый рабочий театр Пролеткульта - в 1924-32 гг. располагался в кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Ставил перед собой агитационные задачи, способствовал развитию и утверждению на сцене советской драматургии. В театре работали: Г.В. Александров, Э.П. Гарин, И.А. Пырьев , М.М. Штраух ; С.М. Эйзенштейн и др.
7. Новое пролетарское искусство «Броненосец «Потёмкин» - немой художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики. С.М.Эйзенштейн
7. Новое пролетарское искусство И.М.Бабель Д.А.Фурманов
7. Новое пролетарское искусство Д.Моор . Агитационные плакаты. В.Дени . Агитационные плакаты.
7. Новое пролетарское искусство СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ А.В.Щусев. Мавзолей В.И.Ленина. 1924-1930 годы К.С.Мельников. Дом культуры имени И. В. Русакова . 1927-1929 годы К.С.Мельников. Собственный дом архитектора в Москве. 1927-1929 годы
7. Новое пролетарское искусство И.Д.Шадр Булыжник – оружие пролетариата. 1927 год В.И.Мухина Пламя революции. 1923 год
«свет» значительно поднят уровень грамотности населения культура стала массовой и общедоступной в 20-е годы ещё сохранялась относительная свобода творчества, нет жесткой цензуры Плакат. 1920 год. Автор: А. Радаков ИТОГИ:
«тени» окончание «серебряного века» множественность путей развития культуры начинает постепенно ликвидироваться советской властью по мере формирования диктатуры Сталина началось партийное наступление на культуру, ограничение свободы творчества, развитие «социалистического реализма» деятельность интеллигенции постепенно будет поставлена под партийный контроль (особенно это проявиться в 30-е гг.) Плакат. 1930 год. Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников. ИТОГИ
Культурное пространство советского общества 1920-х годов в зеркале эпохи Проблемный вопрос: что отражало культурное пространство 1920-х гг.: свет или тени эпохи?
Культурное пространство советского общества 1920-х годов в зеркале эпохи В туманных зеркалах давно минувших лет Увидишь ты, чем жил Эпохи Человек. Как он творил? Кого ценил? Что он терял и находил? Что стало истиной? Что стало наважденьем? Все сохранит культуры отраженье.
Домашнее задание: Параграф 14, эссе «Можно ли сегодня быть образованным человеком, не имея представления о советской культуре 1920-х гг.? Почему?»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".
Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...
Презентация к интегрированному уроку (история и литература)
Данная презентация является приложение к интегрированному уроку (история и литература) по теме: "Почтите сон его священный...." (о поэте-декабристе Одоевском)....
Интегрированный урок (история, обществознание, литература) по теме "Российское общество вчера и сегодня"
Интегрированный урок объединяет содержание нескольких родственных предметов. Такое объединение позволяет решать большее количество задач за короткое время....
Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит...
Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит...
Культурное прастранство советского общества 1920-е годы
Культурное прастранство советского общества 1920-е годыПрезентация 10 класс...
Сценарий бинарного открытого урока (история/литература) по теме "Культура советского общества 1920-30 гг.: Эпоха в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце""
В материале используется конспект беседы с обучающимися, тексты повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", разбираются ключевые термины по теме, представленыиллюстрации плакатов эпохи, рассмат...