Технологическая карта урока
план-конспект урока по истории
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя | ||||||||||||||
Предмет | История Древнего мира | |||||||||||||
Класс | 5 | |||||||||||||
Номер урока | Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье, урок 52 | |||||||||||||
Урочная/не-урочная форма | Урок; тип – комбинированный; вид –практическая работа | |||||||||||||
Тема | «Рим – завоеватель Средиземноморья» | |||||||||||||
Цель | Начать формирование у обучающихся представления о Риме как о сильнейшей державе Средиземноморья. | |||||||||||||
Задачи | Образовательные: - проанализировать причины и итоги первой и второй Пунических войн, причины победы римлян; - охарактеризовать основные сражения второй Пунической войны; - дать оценку действиям участников войн. | Развивающие: - развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; историческими понятиями и терминами - развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; - овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство. | Социализации: - приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. | ||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. ПО ПРОГРАММЕ должны изучить: Рим-сильнейшая держава Средиземноморья с республиканской формой правления Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Путь к РимуУстановление господства Рима в Западном Средиземноморье. | Личностные: (личностные УУД) - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. | |||||||||||
Образователь-ная технология | Технология развития критического мышления средствами чтения, письма, анализа (ТРКМЧПА) | |||||||||||||
Источники информации | учебник Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая программа, методическое пособие для учителя | |||||||||||||
Ресурсы (оснащение) | Настенная карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.» Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - - «Древняя Италия, начало I тысячелетия – середина III в. до н.э.»; - «Вторая пуническая война, 218 – 201 гг. до н.э.». Документ-камера, проектор, экран Раздаточный материал: - документ о Ганнибале; - итоговая таблица «Пунические войны» | |||||||||||||
ХОД УРОКА | ||||||||||||||
Этап урока | Форма орг-ции деят-сти уч-ся | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Знания, умения, представ-ления | Формируемые УУД | Формируемые основы: - проектной/ исследоват. деят-сти; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности | ||||||||
П | Р | К | Л | |||||||||||
1. | Орг. момент | |||||||||||||
2. | Опрос домашнего задания | |||||||||||||
Фронталь-ная | «Историю, какого государства изучаем? Покажите на карте, где возник этот город» | Ученик показывает на карте и комментирует «Древний Рим возник на левом берегу реки Тибр, на Апеннинском полуострове, на юге Европы» | Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства | Объяснение | Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах Древнего Рима | |||||||||
Индиви-дуальная | «Вспомнить то, что уже изучили и знаем о Риме» | Работа с понятиями и терминами, составление схемы управления государством. | Понятия: форум, легион, Сенат, консул Даты: основание Рима, установление республики в Риме, отмена долгового рабства, установление господства в Италии | Давать определе-ния понятиям. Доказать, что Рим-республика | Само-контроль | |||||||||
3. | Переход к новой теме. | |||||||||||||
Фронталь-ная | 3-2 в. до н.э. Рим установил свое господство в Средиземноморье. Какие племена он покорил? | Племена и народы Италии. | Работа с картой | Умение строить высказыва-ние | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | |||||||||
Борьба за Италию была долгой и трудной. В результате этой борьбы появилось выражения «Гуси спасли Рим «Объясните, что оно обозначает. | Рассказ учеников о завоевании Италии | Объяснение | Объяснять связи и отношения | |||||||||||
Кто ещё являлся соперником Рима | Карфаген, основанный финикийцами на побережье Африки. Карфаген – могучая держава Западного Средиземноморья. Некогда основанная финикийцами колония находилась на пересечении главных морских путей. Кроме того Карфаген имел обширные земли в Северной Африке, он владел частью Испании и островами в Средиземном море. Являлся центром обмена ремесленных изделий. Карфагеняне вывозили для продажи пурпур, слоновую кость, рабов, страусовое перо, золотой песок, а из Испании привозили серебро и солёную рыбу, из Сардинии – хлеб, из Сицилии – оливковое масло, греческие художественные изделия, из Египта – керамику и ковры. Карфагеняне имели большую армию. Которая состояла из наёмников и сильный военный флот, в котором было много пентер – больших быстроходных кораблей с пятью рядами вёсел с каждой стороны. | Объяснение Работа с картой | Умение строить высказыва-ние. | |||||||||||
Установите причины соперничества Рима с Карфагеном |
| Объяснение | Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи | Умение анализировать | ||||||||||
Значит, чтобы завоевать новые территории, нужно было воевать с кем? Сегодня мы и начнем изучать войны Рима с Карфагеном. Как сформулируем тему? | С Карфагеном Предположительно: «Войны Рима с Карфагеном» или «Рим – завоеватель Средиземноморья» | |||||||||||||
4. | Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП) | |||||||||||||
Индивиду-альная | Было несколько войн Рима с Карфагеном. Почему их называют пуническими? Причины первой войны, ход и результат | Три войны Первая Пуническая война (264—241 г. до н. э.). Вторая Пуническая война (218—201 г. до н. э.) Третья Пуническая война (149—146 г. до н. э.) Римляне называли карфагенян пунами Стремление подчинить своей власти Сицилию. Рим выиграл, завладел Сицилией, Корсикой, Сардинией Карфаген должен был выплатить контребуцию | Объяснение Понятие: пуны, контребуция Работа с картой: | Работа с понятиями | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале | ||||||||
Парная | Заполнение сводной таблицы «Пунические войны» «тонкие» и «толстые» вопросы | Составляют таблицу «тонких» и «толстых» вопросов | Целепола-гание | Умение работать в паре со сверстни-ком Задавать вопросы, необходи-мые для организа-ции собст-венной дея-тельности | Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию | |||||||||
Фронталь-ная | Проговорим, какие вопросы сформулировали. Пронумеруем вопросы. | Предположительно: «Тонкие»: - когда была война - кто первым начал войну; - кто командовал войском; - кто победил «Толстые вопросы»: - причины войны; - основные сражения (где, когда, что происходило); - итоги; - причины победы того, кто победил | ||||||||||||
ФИЗМИНУТКА: желаем друг другу успешной работы | ||||||||||||||
5. | Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП) | |||||||||||||
Фронталь-ная | Работа с источниками информации | Учебник – § 47 Карта атласа – «Вторая пуническая война» Письменный источник: отрывок о Ганнибале | Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции. Называть причины карфагенс-ких войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенс-кой войне. Показывать по карте и комменти-ровать поход Ганнибала. Характери-зовать цели, поступки Ганнибала. Перечис-лять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние | Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им. Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи. | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь | Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников | ||||||
Парная | Работа с источниками информации | Учащиеся ищут ответы на вопросы (Ученики читает информацию о Ганнибале) - Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? Какими чертами характера обладал полководец? (Дети предполагают характера) - Какие из них являются достойными и почему? (Дети приводят доказательства) - Но вместе с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. И ничто не могло быть препятствием для плана Ганнибала и выбора его стратегии. Именно он и стал предводителем нового наемного войска пунов во второй войне. Предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска? (+ - профессиональная подготовка, опыт; - - отсутствие патриотических качеств воина) | ||||||||||||
6. | Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП) | |||||||||||||
Фронталь-ная | Причины Второй пунической войны? Кто первым начал войну? | Могущество Карфагена не было сломлено, он не хотел мириться с итогами первой Пунической войны. 1) Карфаген хотел вернуть потерянные владения и былое морское могущество в Западном Средиземноморье 2) стремление к господству Рима в Западном Средиземноморье. Карфаген | Объяснение | Рефлексия деятельнос-ти | Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | |||||||||
Парная | Продолжить заполнение таблицы | Заполнить таблицу «Вторая Пуническая война» Основные события: 218 г. до н.э. – вторжение войск Ганнибала 216 г. до н.э. – битва при Каннах 202 г. до н.э. – битва у города Зама | Работа с хроноло-гией и картой | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь | |||||||||
Фронталь-ная | Итоги войны? | Победа Рима. Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег. | Анализ | |||||||||||
«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?» | Предположительно: причины победы римлян | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | Смысло-образова-ние | |||||||||||
«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома» | Записывают | |||||||||||||
7. | Самооценка | |||||||||||||
Кто подчеркнул: - «Выполнил все задания» - «Соблюдал правила поведения» - «Кому что-то непонятно» Кто поставил себе за работу на уроке… Кто поставил себе за поведение на уроке… | Заполняют все строки листа самооценки | Самоконт-роль, самооценка | Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности | |||||||||||
8. | Оценка учителя | |||||||||||||
9. | Домашнее задание | |||||||||||||
§ 42 Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки Контурная карта «Вторая пуническая война» По желанию – сообщения о полководцах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...