Технологическая карта урока
план-конспект урока по истории
Александр III: особенности внутренней политики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 57.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории в _____классе
Тема урока: Александр III: особенности внутренней политики
Учитель: __________________
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: сформировать у учащихся представление о характере внутренней политике Александра III и понять, чем это было обусловлено.
Задачи урока:
- Образовательная - выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования.
- Развивающая – развивать навыки составления характеристики исторического деятеля, способствовать развитию у учащихся аналитического мышления. Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия.
- Воспитательная – продолжать формировать у учащихся уважение к истории России, к выдающимся государственным деятелям.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
• знают основные положения внутренней политики Александра III;
• характеризуют понятие «Контрреформы Александра III»;
• объясняют, что сущностью внутренней политики Александра III являлась корректировка реформ предшествующего царствования.
2. Метапредметные:
• работают фронтально, индивидуально, в паре;
• формулируют цели и задачи деятельности, анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение и делают выводы;
• работают с информацией;
• организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и соучениками;
• проявляют положительное отношение к учебной деятельности, заинтересованность в решении учебной задачи;
• практически применяют имеющиеся у них знания по теме урока;
• самостоятельно выявляют уровень и качество усвоения материала по теме.
3. Личностные:
• стимулирование интереса к предмету и расширение кругозора учащихся;
• воспитание патриотизма, уважения к героическому прошлому России.
Тип урока:
1. По дидактической цели: изучение нового материала;
2. По способу организации: аналитический;
3. По ведущему методу обучения: проблемный.
Методы обучения:
1. Основной: проблемно-поисковый;
2. Дополнительные (по виду источника информации):
• словесный;
• наглядный;
• работа с учебником, документами;
• практический.
Условия реализации урока:
Оборудование для урока:
- компьютер и мультимедиа-проектор;
- экран;
- презентация;
- портрет Александра II, Александра III;
- сравнительная таблица;
- исторические документы.
Опорные понятия, термины: реформы, контрреформы, циркуляр о « кухаркиных детях»; земский начальник.
Основные даты: Александра III (1881 – 1894)
Крестьянская контрреформа 1881.
1881 – указ о переводе бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп.
1881 – указ о понижении выкупных платежей.
1882 – учреждение крестьянского поземельного банка.
1886 – отмена подушной подати с крестьян.
Земская контрреформа 1890.
1889 – Положение о земских участковых начальниках .
Повышение имущественного ценза
1890 – Положение о губернские и земских учреждениях
Городская контрреформа 1892.
1892 – Городовое положение, повышение имущественного ценза.
Судебная контрреформа 1889.
1887 – Повышение имущественного ценза для присяжных заседателей.
1889 – Дела по политическим преступленьям не рассматриваются судом присяжных.
1887 – Ограничение гласности судебных заседаний. Упразднение мировых судей.
Образовательная контрреформа 1882.
1884 – Ликвидация автономии университетов.
1882 – Временные правила о печати. ( введение строгой цензуры, контроль Государственной думы)
1887 – Циркуляр о кухаркиных детях (сокращения доступа к образованию низших слоёв)
Персоналии: Александра II, Александра III, К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой, Н. X. Бунге
План урока:
1. Основные идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой.
2. Решение крестьянского и рабочего вопросов.
3. Ограничение земского и городского самоуправления.
4. Усиление полицейского режима и ликвидация положений судебной реформы 1864г..
5. Введение ограничения в печати и образовании.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Организационная структура урока
№п/п | Этап урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствует учащихся. Задаёт вопросы | Приветствуют учителя. Проверяют собственную готовность к работе на уроке | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
2. | Мотивация к учебной деятельности (подготовка к усвоению нового материала, обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности на уроке, повторение предыдущего материала) | - Какой период истории мы с вами изучаем? На доске представлены портреты личностей, вокруг имен, которых вращаются почти все важные события русской истории II пол. XIX века. Кто изображен на портретах? Дайте им краткую характеристику и назовите направления их деятельности. -Какими историческими терминами мы можем охарактеризовать период их правления? -Объясните значение слов: реформа и контрреформа. | Организует диалог с учащимися, задает вопросы. На доске портреты Александра II, Александра III, термины: реформы, контрреформы | Слушают, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в обсуждении, объясняют значения слов. | Коммуникативные- умение слушать и говорить. Личностные-самоопредление, оценивание. Познавательные: - обсуждение, доказательства; -выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы. -обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. -развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
3. | Актуализация знаний. (целеполагание, выход на тему, цель, учебную задачу, восприятия и осмысления новых способов деятельности) | -Какая задача была поставлена на предыдущем уроке? Демонстрация презентации. Слайд 1. -Сформулируйте основные вопросы, которые мы должны рассмотреть на уроке. План урока. Слайд 2. Главная внутриполитическая задача правления Александра III. Слайд 3. - Кто являлся идеологами внутриполитического курса, определявшего все царствование Александра III? Слайд 4. - Какую роль сыграл К. П. Победоносцев во внутренней политике государства II пол. XIX века. Работа с документами. Манифест о незыблемости самодержавия. -Какие основные положения Манифеста вы можете выделить? - Аргументируйте ваши выводы цитатами из манифеста. Эпиграф урока Слайд 5. | Задаёт вопросы, демонстрирует презентацию. | Формулируют тему и задачу урока. Работают с документом. Делают выводы | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции |
4. | Обобщение и систематизация знаний | Сравнительный анализ реформ Александра II и контрреформ Александра III Слайды 7-11 Согласны ли вы с утверждением, что период правления Александра III был периодом контрреформ, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования? • Не отменил реформы Александра II, но и не продолжил + подверг их ограничению (корректировке). • Какой характер (значение) имели реформы? Усиление контроля - ограничение свободы. Ограничение либеральных начал. Антилиберальный, консервативный характер. • Почему Александр III не продолжил либеральные реформы отца? Разобщил русский народ, разрушил доверие, которое существовало между царём и народом. Неограниченная свобода опасна, может привести к развалу государства. Слайд 12. | Организует работу. Контролирует работу учащихся. | Ведут обсуждение, анализируют, сравнивают, заполняют таблицу, делают вывод. Рассуждают, доказывают. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в группе(справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации Личностные: - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; умение работать в паре. Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
5. | Рефлексия (подведение итогов урока) | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом - Какую цель поставили перед собой в начале урока? - Достигли мы её? - Оцените свои знания, полученные на уроке в листе самооценки. | Подводит учащихся к итогам урока, оценивает работу учащихся. | Высказывают свои впечатления от урока. Учащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности. | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха\неуспеха Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: используют критерии для обоснования своих действий |
6. | Информация о домашнем задании, обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Подводит учащихся к итогам урока, оценивает работу учащихся, объясняет домашнее задание. П. 46. Основные направление внешней политике II пол. XIX века. Доказать, что Александр III являлся «миротворцем». | Объясняет домашнее задание. | Учащиеся записывают домашнее задание |
Приложение 1.
Приложение 2.
| Александр II (1855 – 1881) Реформы | Александра III Контрреформы |
Крестьянская реформа. | 1861
| 1881 |
Земская и Городская реформа. | 1864-1870
| 1890-1892 |
Судебная реформа. | 1864
| 1889 |
Реформа в сфере Образования. | 1863-1865
| 1882 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...