Технологическая карта урока
план-конспект урока по истории

Александр III: особенности внутренней политики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx57.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в _____классе

Тема урока: Александр III: особенности внутренней политики

Учитель: __________________

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: сформировать у учащихся представление о характере внутренней политике Александра III и понять, чем это было обусловлено.

Задачи урока:

  1. Образовательная - выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования.
  2. Развивающая – развивать навыки составления характеристики исторического деятеля, способствовать развитию у учащихся аналитического мышления. Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия.
  3. Воспитательная – продолжать формировать у учащихся уважение к истории России, к выдающимся государственным деятелям.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

• знают основные положения внутренней политики Александра III;

• характеризуют понятие «Контрреформы Александра III»;

• объясняют, что сущностью внутренней политики Александра III являлась корректировка реформ предшествующего царствования.

2. Метапредметные:

• работают фронтально, индивидуально, в паре;

• формулируют цели и задачи деятельности, анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение и делают выводы;

• работают с информацией;

• организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и соучениками;

• проявляют положительное отношение к учебной деятельности, заинтересованность в решении учебной задачи;

• практически применяют имеющиеся у них знания по теме урока;

• самостоятельно выявляют уровень и качество усвоения материала по теме.

3. Личностные:

• стимулирование интереса к предмету и расширение кругозора учащихся;

• воспитание патриотизма, уважения к героическому прошлому России.

Тип урока:

1. По дидактической цели: изучение нового материала;

2. По способу организации: аналитический;

3. По ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения:

1. Основной: проблемно-поисковый;

2. Дополнительные (по виду источника информации):

• словесный;

• наглядный;

• работа с учебником, документами;

• практический.

Условия реализации урока:

Оборудование для урока:

  • компьютер и мультимедиа-проектор;
  • экран;
  • презентация;
  • портрет Александра II, Александра III;
  • сравнительная таблица;
  • исторические документы.

Опорные понятия, термины: реформы, контрреформы, циркуляр о « кухаркиных детях»; земский начальник.

Основные даты: Александра III (1881 – 1894)

Крестьянская контрреформа 1881.

1881 – указ о переводе бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп.

1881 – указ о понижении выкупных платежей.

1882 – учреждение крестьянского поземельного банка.

1886 – отмена подушной подати с крестьян.

Земская контрреформа 1890.

1889 – Положение о земских участковых начальниках .

Повышение имущественного ценза

1890 – Положение о губернские и земских учреждениях

Городская контрреформа 1892.

1892 – Городовое положение, повышение имущественного ценза.

Судебная контрреформа 1889.

1887 – Повышение имущественного ценза для присяжных заседателей.

1889 – Дела по политическим преступленьям не рассматриваются судом присяжных.

1887 – Ограничение гласности судебных заседаний. Упразднение мировых судей.

Образовательная контрреформа 1882.

1884 – Ликвидация автономии университетов.

1882 – Временные правила о печати. ( введение строгой цензуры, контроль Государственной думы)

1887 – Циркуляр о кухаркиных детях (сокращения доступа к образованию низших слоёв)

Персоналии: Александра II, Александра III, К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой, Н. X. Бунге

План урока:
1. Основные идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой.
2. Решение крестьянского и рабочего вопросов.
3. Ограничение земского и городского самоуправления.
4. Усиление полицейского режима и ликвидация положений судебной реформы 1864г..
5. Введение ограничения в печати и образовании.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.

Организационная структура урока

№п/п

Этап

урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствует учащихся.

Задаёт вопросы

Приветствуют учителя. Проверяют собственную готовность к работе на уроке

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

2.

Мотивация к учебной деятельности

(подготовка к усвоению нового материала, обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности на уроке, повторение предыдущего материала)

- Какой период истории мы с вами изучаем?

На доске представлены портреты личностей,

вокруг имен, которых вращаются почти все важные события русской истории II пол. XIX века.

Кто изображен на портретах? Дайте им краткую характеристику и назовите направления их деятельности.

-Какими историческими терминами мы можем охарактеризовать период их правления?

-Объясните значение слов: реформа и контрреформа.

Организует диалог с учащимися, задает вопросы.

На доске портреты Александра II, Александра III, термины: реформы, контрреформы

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в обсуждении, объясняют значения слов.

Коммуникативные-

умение слушать и говорить.

Личностные-самоопредление, оценивание.

Познавательные:

- обсуждение, доказательства;

-выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы.

-обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- составление плана и

последовательности действий.

-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.

Актуализация знаний. (целеполагание,

выход на тему, цель, учебную задачу, восприятия и осмысления новых способов деятельности)

-Какая задача была поставлена на предыдущем уроке?

Демонстрация презентации.

Слайд 1.

-Сформулируйте основные вопросы, которые мы должны рассмотреть на уроке.

План урока.

Слайд 2.

Главная внутриполитическая задача правления Александра III.

Слайд 3.

- Кто являлся идеологами внутриполитического курса, определявшего все царствование Александра III?

Слайд 4.

- Какую роль сыграл К. П. Победоносцев во внутренней политике государства II пол. XIX века.

Работа с документами. Манифест о незыблемости самодержавия.

-Какие основные положения Манифеста вы можете выделить?

- Аргументируйте ваши выводы цитатами из манифеста.

Эпиграф урока Слайд 5.

Задаёт вопросы, демонстрирует презентацию.

Формулируют тему и задачу урока. Работают с документом.

Делают выводы

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

4.

Обобщение и систематизация знаний

Сравнительный анализ реформ Александра II и контрреформ Александра III

Слайды 7-11

Согласны ли вы с утверждением, что период правления Александра III был периодом контрреформ, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

• Не отменил реформы Александра II, но и не продолжил + подверг их ограничению (корректировке).

• Какой характер (значение) имели реформы? Усиление контроля - ограничение свободы. Ограничение либеральных начал. Антилиберальный, консервативный характер.

• Почему Александр III не продолжил либеральные реформы отца? Разобщил русский народ, разрушил доверие, которое существовало между царём и народом. Неограниченная свобода опасна, может привести к развалу государства. Слайд 12.

Организует работу.

Контролирует работу учащихся.

Ведут обсуждение, анализируют, сравнивают, заполняют таблицу,

делают вывод.

Рассуждают, доказывают.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе(справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

умение работать в паре.

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

5.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

- Какую цель поставили перед собой в начале урока?

- Достигли мы её?

- Оцените свои знания, полученные на уроке в листе самооценки.

Подводит учащихся к итогам урока, оценивает работу учащихся.

Высказывают свои впечатления от урока. Учащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности.

Личностные:

проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха\неуспеха

Познавательные:

проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные:

используют критерии для обоснования своих действий

6.

Информация о домашнем задании, обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Подводит учащихся к итогам урока, оценивает работу учащихся, объясняет домашнее задание.

П. 46. Основные направление внешней политике II пол. XIX века. Доказать, что Александр III являлся «миротворцем».

Объясняет домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание

Приложение 1.

C:\Users\77\Desktop\Александр III\

Приложение 2.

Александр II

(1855 – 1881)

Реформы

Александра III
(1881 – 1894)

Контрреформы

Крестьянская реформа.

1861

1881

Земская и Городская реформа.

1864-1870

1890-1892

Судебная реформа.

1864

1889

Реформа в сфере Образования.

1863-1865

1882


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...