Специальный курс по истории "История вокруг нас"
элективный курс по истории (9, 10, 11 класс)

Адиатова Ольга Николаевна

Спецкурс является составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации спецкурса по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Данная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть данной работы должна носить коллективный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_istoriya_vokrug_nas_na_sayt.docx345.73 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Т3.jpeg

Пояснительная записка

Спецкурс является составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации спецкурса по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Данная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть данной работы должна носить коллективный характер.

Актуальность программы заключается в том, что данный вид образовательной деятельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

во-первых, на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;

во-вторых, на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т. д.;

в-третьих, практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно в данном виде работе;

в-четвертых, на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учебными программами и т. д.

Учебная программа рассчитана на учащихся 11-х классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 17-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса внеклассной деятельности.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников в области истории.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые исторические знания, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Задачи: 1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

   2) учить реферировать и рецензировать,

   3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

   4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

   5) формировать потребность в самообразовании,

   6) повысить уровень социализации школьника,

   7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Методы и формы внеклассной работы по истории

Спецкурс по истории  – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

По длительности виды работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, правовые дебаты) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски предметных журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях являются:

• создание школьных музеев (музейных комнат);

• благоустройство памятников, обелисков, стел в честь важнейших военно-исторических событий;

• сохранение и благоустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов;

• поисковая работа;

• проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и героям;

• встречи с участниками войн, СВО.

• военно-исторические игры;

• участие в работе мероприятий Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (бывшее ДОСААФ);

В ходе работы по празднованию дней воинской славы у учащихся формируется любовь к Родине, потребность в служении Отечеству, готовность защищать родную землю

Значение методов и форм данной работы в формировании патриотического воспитания учащихся. Учителя истории активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.10.2017 г. № 1245; от 20.11.2018г.№1391.

Воспитывать патриотизм необходимо, во-первых, систематично, вo-вторых, независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. Особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действительности у учащихся не сложилось губительное для России мнение: где лучше жить, там и родина.

Основные направления и формы внеклассной работы по истории.

  Внеклассная работа  

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Исторические вечера

Лекции и беседы

Экскурсии

Викторины и конкурсы

Олимпиады

Конференции

Неделя истории и обществознания

Просмотр фильмов и пьес

Исторический и обществоведческий  кружок

Исторические общества и клубы

Походы и экспедиции

Выпуск предметных газет и журналов

Лектории

Факультативы

Чтение исторической литературы

Посещение архива

Работа в музее

Написание рефератов и докладов, исследовательских работ

Выполнение творческих заданий.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области исторической грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную социальную среду.

Очень важно, чтобы обучающийся научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Метапредметные результаты 

самостоятельно анализировать условия достижения  цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров  действия при работе с новым учебным материалом;

планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Личностными результатами

освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в первой половине ХХ в.;

уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Таким образом, данный  курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.

Обучающийся научится

использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

установление причинно-следственных связей, объяснение исторических и обществоведческих  явлений;

систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

давать оценку событиям и личностям отечественной  истории;

 умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

 установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями    

определение и использование основных исторических понятий периода;

анализ информации, содержащейся в исторических источниках  (законодательные акты, конституционные проекты, документы революционных  обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений, а также влияния их деятельности на развитие государств;

сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории;

приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими и материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;

 представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;

          Обучающийся получит возможность научиться

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;

 представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;

Описание места учебного курса в учебном плане.

Настоящая программа предназначена для учащихся 11 класса.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).

Содержание программы.

Ведущей составляющей данной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и вещественных исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает многообразием форм.

1.Вводное занятие (1ч) Знакомство с планом работы.

2. Самостоятельное чтение (3ч) усвоение хрестоматийных и других исторических  источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если:

во-первых, содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках соответствующих тем и,

во-вторых, если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач и т. д.

3. Исторические конференции (16ч) диспуты, олимпиады, викторины, самодеятельные спектакли, литературно-музыкальные композиции.

Названные формы требуют значительного разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предполагают исследование, статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей, анализ и выработку предложений практического характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретической подготовки участников.

Для данных форм работы характерен высокий дух состязательности и т. д. Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы. Данный вид внеурочной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды и декораций и т. д.

4. Создание «малых историй» (4ч) - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспитательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местности. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.

5. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам(8ч) Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся. Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях - днях славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции школьных предметов, таких как литература, география, МХК и др.

6. Итоговый контроль по курсу (2ч) Написание и публичное выступление с эссе.

Тематический учебный план

Наименование раздела

Количество часов

Формы организации деятельности обучающихся

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы.

1

эвристическая беседа; индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность; конкурс ораторов; творческая мастерская; клуб аналитиков, круглый стол, диспут, деловая игра

2

Самостоятельное чтение

3

3

Исторические конференции. Викторины и олимпиады. Дебаты.

16

4

Создание «малых историй»

6

5

Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам

6

6

Итоговый контроль по курсу

2

   публичное выступление с эссе.

итого

34

Учебно – методическое обеспечение

1. Горяйнов В.С. Задачник по истории России. М., 1989.

2. Книга для чтения по истории / Составитель Н.Запорожец. М., 1991.

3. Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.: Владос, 1999.

4. Ляшенко Л.М. История России. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2000.

5. Смирнов С. Г. Задачник по истории России. М.: Мирос, 1993.

6..В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2007.

7.  Интернет ресурсы (федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)

8. Конституция РФ. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...

элективный курс по УМК "Вокруг тебя - мир"

программа по УМК К.Сухарева -Дериваза "Вокруг тебя - мир" (гуманитарная направленность)...

Обобщение опыта работы по теме "Технология РКМЧП на уроках литературы и курса по МГП "Вокруг тебя Мир..."

Овладевая стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я добиваюсь определенных успехов, из которых самым главным я считаю овладение способами мыслительно...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...