Обобщение опыта работы по теме "Технология РКМЧП на уроках литературы и курса по МГП "Вокруг тебя Мир..."
материал по литературе по теме

Овладевая стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я добиваюсь определенных успехов, из которых самым главным я считаю овладение способами мыслительной деятельности. Учащиеся под моим руководством выявляют цель, могут сформулировать задачи, которые надо решать при выполнении того или иного задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_rkmchp.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  образованием

администрации муниципального образования

Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 города Крымска муниципального образования Крымский район

 

 

                                                        Автор:   Бутакова Вера Владимировна,

        учитель русского языка и литературы высшей категории

г. Крымск

2010  

Содержание

1. Информационная  карта передового педагогического опыта                                      3

2. Целостное описание опыта                                                                                                  7

2.1. Условия возникновения, становления опыта                                                              7

2.2. Теоретическое  обоснование опыта                                                                                9

2.3. Технология  опыта                                                                                                            12  

2.3.1. Структура технологии критического мышления                                                   13                                                                                                                                                                

2.3.2. Способы решения проблем при освоении технологии                                           19

2.3.3. Воспитательный потенциал технологии                                                                   19

2.3.4. Методы и приемы, используемые на уроках литературы по технологии

          критического мышления                                                                                             20                                                

 3. Результативность                                                                                                                23

 Список использованной литературы                                                                                  25

 Приложения                                                                                                                              

1. Разработка плана  интегрированного   урока  литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя - Мир…»  в 5 классе  «Что такое счастье?  Сказка «Общее Счастье» из фольклора народов

Северного Кавказа»                                                                                                                  26

2. Схема теории учебной деятельности по Эльконину-Давыдову                                   35

3.  Разработка плана интегрированного   урока  литературы  и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…»  в 6 классе

«Со стихией – один на один?»  (По балладе Г.-А.Бюргера «Песнь о благородном человеке»)                                                                                                                                   36                                                                                                                                  

4. Разработка плана интегрированного   урока  литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя - Мир…»  в 7 классе

 «О тех, кто не участвует…»  Выбор и его последствия. (По повести

  Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба» и рассказа Вс. Гаршина «Сигнал»)                                  43

5. Разработка плана интегрированного урока  литературы и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя - Мир…»  в 7 классе

« По принципу гуманности. Святая ложь или  горькая  правда?

Рассказ В. Быкова «Крутой берег реки».                                                                              50

6. Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 и 6 классе                    57

7. Выступление на семинаре учителей литературы Краснодарского края  по теме опыта                                                                                                                                            62            

8. Анкетирование учащихся 6-х классов о результативности уроков литературы     64

  Информационная  карта передового педагогического опыта

1.   Ф. И. О. автора -  Бутакова Вера Владимировна

2.   Город  Крымск   Краснодарского края

3. Образовательное учреждение - муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1

4.   Занимаемая должность -  учитель русского языка и литературы

5.   Педагогический стаж – 25 лет,  высшая квалификационная категория

6.   Тема педагогического опыта: «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках  литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

7.  Уровень опыта работы по степени новизны.

          Уровень опыта по степени новизны: в обновлении образовательных средств и правил их применения, постановке и решении новых педагогических задач, основанных на применении «технологии развития  критического мышления  через чтение и письмо».

          «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» – это открытая образовательная технология, которая развивает у субъектов обучения открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности. Особенно актуальным представляется использование названной технологии  в организации учебной деятельности в рамках изучения курса по  Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

          Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе  обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

8. Цель педагогического опыта: 

- сформировать умения работать  с информацией, текстом, выявлять главное, сопоставлять с имеющимся опытом и знаниями при изучении курса «Вокруг тебя – Мир…», решать возникающие проблемы для дальнейшей социализации ребенка и  формированию ключевых компетенций: коммуникативных, мыслетехнических,  рефлексивных, творческих.

9.  Задачи: 

  1. Формирование навыков  работы с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  2. Использование  различных способов  интегрирования информации;
  3. Развитие умений задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, решать проблемы;
  4.  Определение собственного мнения на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  5. Формирование способности выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим,  аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

 10.  Краткое описание опыта.

  1. Основные противоречия, решаемые в опыте:

        Сегодня очевидно, что в школе надо учить не запоминанию большого объема информации, а способам ее получения, структурирования,  процессу  усвоения знаний. Достичь этого в традиционной когнитивной (знаниевой) парадигме трудно. Применение технологии развития  критического мышления через чтение и письмо  в педагогической деятельности учителя позволяет развить  познавательные способности и познавательные процессы личности –  разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие –  посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций. Наиболее благоприятными условиями для этого являются материалы курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…», специально ориентированные на гуманистическое, деятельное сострадание, имеющие этико-правовую специфику.   Важно, что использование этой технологии  направлено на удовлетворение потребностей личности в безопасности, уважении, самоактуализации, самоутверждении, общении, игре, в познании, в творчестве, тем самым выполняя воспитательные задачи школьного коллектива, способствует развитию активного словарного запаса (устной и письменной речи), формирует творческие, коммуникативные компетенции.    

     Условием успешного внедрения российского проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо», разработанного Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики,   является глубокое переосмысление своей практической работы, снятие противоречий между достигнутым и заданным ростом в процессе обучения и воспитания учащегося.

  1. Основные компоненты системы работы.

         Работа в технологии критического мышления  проходит в трех технологических  этапах – фазах:

- Вызов - пробуждение интереса к получению новой информации, актуализация имеющихся знаний;

- Осмысление содержания  - получение новой информации;

- Рефлексия  - осмысление, присвоение, рождение нового знания.

  1. Методы, формы, средства и виды деятельности:

1. Кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

2. Бортовой журнал. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

3.  Таблица «тонких» и «толстых» вопросов –  может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.  

 4. «Верные - неверные утверждения».

 5. Таблица: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».  

 6. Приём маркировки  текста.   

7.  «Синквейн» – стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна).

8. Взаимообучение в парах.

       Работа организована в группах, парах, используется самостоятельная научно-исследовательская работа, которая представляется на уроках в виде компьютерных презентаций.

  1. Их применение и обоснование выбора.

       Применение таких  методов  и приемов в организации урока  я обосновываю тем, что всё это помогает формированию ключевых компетенций, способствует социализации ребенка, делает урок информативным, интересным и содержательным, позволяет интегрировать программный материал по литературе и  материалы курса «Вокруг тебя – Мир…»    

  1. Приёмы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.

        В своей практике я пользуюсь одним из своих распространённых приёмов стимулирования – это конкурсы и выставки творческих работ. Условием стимулирования является доверительная атмосфера обучения.

        Контроль осуществляется  при помощи тематических тестов, творческих и аналитических  работ,  самостоятельных   научно-исследовательских работ, компьютерных презентаций.

        Взаимоконтроль используется  на фазе рефлексии в виде ответов на вопросы.

        Самоконтроль проводится в основном при выполнении самостоятельных  и контрольных работ, а  также в  ходе выполнения  домашних работ.

  1. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность. 

       Главными условиями эффективной работы является  системность, чтобы ребёнок мог плавно переходить от одной темы к другой, доверительное отношение к ребёнку, снимающее психологический барьер, атмосфера искренности, способствующая успешности учебного процесса.

  1. Необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем нельзя делать).

        Ни в коем случае нельзя ограничивать работу в развитии  мышления ребенка, нарушать последовательность в работе, занижать самооценку ученика, отрицательно оценивать творческие работы учащихся.

  1. Результативность.

          Овладевая  стратегиями технологии развития  критического мышления через чтение и письмо, я   добиваюсь определенных успехов, из которых самым главным я считаю овладение способами мыслительной деятельности.  Учащиеся под моим руководством выявляют цель, могут сформулировать задачи, которые надо решать при выполнении того или иного задания.

         Учащийся,  умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.   Ориентация на критическое мышление на уроках литературы и курса «Вокруг тебя – Мир…»  предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение (по тому или иному вопросу) в контексте учебной программы.

        Результатом моей работы  могут служить отзывы детей об уроках литературы с использованием технологии развития  критического мышления через чтение и письмо, положительная динамика качества обучения  на уроках  литературы в 6 классах,  проектная  и научно-исследовательская деятельность  на  уроках  литературы.

  1. Преимущество этого опыта.

         Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по МГП «Вокруг тебя – Мир…» способствует росту уровня самооценки, готовности к аналитической деятельности, познавательной активности учащихся и развитию таких базовых качеств личности, как коммуникативность,  мобильность, самостоятельность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

11. Эффективность опыта.

         Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по МГП «Вокруг тебя – Мир…»    позволяет обеспечить три составляющие успешного проведения урока: интеллектуальную и коммуникативную составляющие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

         Опыт эффективен  при использовании названных форм и методов обучения не только на уроках литературы, но и на других уроках, обеспечивается  достижение устойчивых результатов на протяжении ряда лет.  

12. Последователи  - учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1  Л.Э. Абдурафиева, Т.В.Белецкая, О.Ф. Кесафоти,  С.Г. Котышева, МОУ СОШ №56 Л.Р.Степанян, Е.А. Караяниди.

13. Кто и когда изучал: ШМО учителей русского языка и литературы 27.08.09, педсовет 6.11.09, РМО учителей русского языка и литературы  16.10.09, семинар зам. директоров по УВР 11.11.09.  

14. Выводы, рекомендации.

         Технология развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по МГП «Вокруг тебя – Мир…»,     по моему мнению, помогает воспитывать граждан информированных, способных направить свои идеи и энергию на добрые цели. Высокая результативность и интерес детей к предмету, умение мыслить критически и конструктивно решать свои проблемы говорят о необходимости дальнейшего распространения опыта.

        Опыт обобщен  на муниципальном уровне (приказ  Управления образованием № 991-од от 30.11.2009 г.).

        Районное методическое объединение  учителей русского языка и литературы    рекомендует данный опыт к включению в краевой банк передового педагогического опыта.

 

Целостное описание опыта

Условия возникновения, становления опыта

          Одной из приоритетных задач, провозглашенных  в комплексном национальном проекте  модернизации образования, является формирование ключевых компетенций у учащихся. Определяющей компетенцией  является способность к работе с информацией. Казалось бы, именно этим школа и занимается всю свою жизнь. Однако акценты сегодня переносятся со знаниевой парадигмы образования на  коммуникационную, творческую. Другими словами, мало много знать, важнее уметь применять свои знания на практике, использовать полученную информацию как инструмент в построении собственной траектории развития личности.

        Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

- уметь самостоятельно приобретать знания;

- применять их на практике для решения разнообразных проблем;

 - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

         Для того чтобы помочь ученику в будущем стать социально успешным, должен измениться не только учитель, но и сам стиль обучения. Из обычного ретранслятора знаний  учитель превращается в дирижёра, режиссёра, организатора учебной деятельности, фасилитатора. Его задача – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.

         Организовать учебный процесс именно таким образом можно, если использовать в своей работе современные педагогические технологии. В настоящее время наблюдается массовый переход образовательных учреждений к использованию новых технологий обучения и воспитания, а также к управлению этим процессом. Законом «Об образовании» утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям  использовать наиболее оптимальный на их взгляд вариант   педагогического процесса  по любой модели, включая и авторские.

         На протяжении  многих лет я активно осваивала современные педагогические технологии. Изучила технологию развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова, работала по системе «Школа диалога культур» по В. Библеру, мне близки положения образовательной программы «Школа-2000». Со вниманием отношусь к другим образовательным технологиям, выискивая в них рациональное зерно в виде приемов и способов обучения. Последние 12  лет я работаю  на уроках литературы по программе А.Г. Кутузова, которая реализует  концепцию литературного образования с опорой на творческую личность и ставит своей целью формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества  и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. С 1996 года использую в своей работе материалы курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – Мир…», интегрируя их в программный материал по литературе.

         Поэтому  особый интерес у меня вызвала технология развития  критического мышления через чтение и письмо, разработанная американскими авторами  в конце 20 века. В настоящее время она  реализуется в двадцати девяти странах мира, а на протяжении десяти лет - в шести Российских регионах.  Эта технология успешно совершенствует не только личность ребенка, но и личность педагога.

          Условием успешного внедрения российского проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо», разработанного Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики,   является глубокое переосмысление своей практической работы, снятие противоречий между достигнутым и заданным ростом в процессе обучения и воспитания учащегося.

         Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это открытая образовательная технология, которая развивает у субъектов обучения (коим является и педагог) открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности. Иными словами, формирует качества критически мылящей личности. А это – первый шаг человека к социальному успеху.

      Чем интересна эта технология нам, филологам? Тем, что каждый её приём работает на формирование у ребят филологической компетенции. Письменная деятельность рождает в ребенке вкус к размышлению, к слову, развивает читательские способности для создания собственного мнения и высказывания собственных мыслей. Известно, что потребность в творчестве есть одна из главных духовных потребностей человека и в то же время это важное активизирующее условие технологии познания, так как потребность в творчестве актуализирует процесс познавательной активности.  

         Познавательная деятельность учащихся строится таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал на разных уровнях.

        Работа  в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» заставила меня еще глубже вдуматься в идеи Л.С. Выготского. Особо я хотела бы остановиться на сформулированном им дидактическом принципе сочетания требовательности с уважением к личности. Умение ставить перед учащимися задачи, направлять их мыслительную деятельность на решение этих задач на основе высокой культуры общения – это  важное качество учителя, осваивающего современные образовательные технологии.

        «Творение –  это всегда эмоционально насыщенный процесс, активное стремление к воплощению образов воображения. Муки творчества включают в себя в интегрированном виде аффект, интеллект и волю. Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», - писал Л.С. Выготский. Одной из основных и, наверное, самых сложных задач в школе является развитие творческих способностей детей и учителя. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Стремление развить эти качества в себе и детях и движет мною при внедрении  технологии развития критического мышления  в свою собственную деятельность.

         Я,  как  учитель,   готова принимать изменения и продолжать учиться преподаванию: тщательно наблюдать, анализировать, в соответствии с анализом формулировать новые задачи обучения. Ведь педагогическое наблюдение и анализ, а также самоанализ, рефлексия проведенного урока гармонично вливаются в процесс самосовершенствования учителя.

         Главным  должно стать обучение детей не определенному объему знаний, а процессу  их усвоения. Применение технологии  критического мышления  в педагогической деятельности учителя позволяет развить  познавательные способности и познавательные процессы личности –  разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие –  посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.   Важно, что использование этой технологии  направлено на удовлетворение потребностей личности в безопасности, уважении, самоактуализации, самоутверждении, общении, игре, в познании, в творчестве, тем самым выполняя воспитательные задачи школьного коллектива, способствует развитию активного словарного запаса (устной и письменной речи).

        Учебный процесс в технологии строится исходя из того, что многие личностные психические свойства ребенка проявляются и формируются в ходе собственной приносящей удовлетворение деятельности. Этому аспекту в проектной технологии уделяется особое внимание. Удовольствие, которое ребенок получает в процессе обучения, и удовлетворение познавательной деятельностью относятся к важнейшим факторам достижения каждым учеником высокого конечного результата.

         Поисковая познавательная активность учащегося, базирующаяся на внутренней познавательной потребности, способствует эффективному усвоению нового знания, качественному творческому преобразованию ранее полученных знаний, является положительным психологическим фундаментом процесса познания и саморазвития (самовоспитания) личности.

         Таким образом, цель современного образования – развитие индивидуальности ребенка – перекликается с целью  технологии развития критического мышления через чтение и письмо, в которой главная цель и объект – учащийся.

         С уверенностью могу сказать, что использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – Мир…» способствует росту уровня самооценки, готовности к аналитической деятельности, познавательной активности учащихся и развитию таких базовых качеств личности, как коммуникабельность,  мобильность, самостоятельность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Теоретическое обоснование опыта

        Что подразумевают, когда говорят о критическом мышлении?

         Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное.   Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно за самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.  

          Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением –  это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.   Но главное –  каждый при этом сам решает, что ему думать. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

         Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически.   Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору сырья:  фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.  Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

          В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.   Следовательно,  сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем.   

         Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблему это явление порождает.   По мнению Дьюи, фокусирование на проблеме активизирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает. 

          Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.  

          В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумно обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

        Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием валяется утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт  и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами –  лежит элемент четвертый: основание. Основание –  это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации.  

          Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.  

        Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить.  

        И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и  групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И нет никакого противоречия в том, что первый пункт моего определения критического мышления говорит о его независимости, а этот, последний, пункт подчеркивает социальные параметры критического мышления. В конечном итоге, любой критический мыслитель работает в неком сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.

         Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами класса.

         Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа  как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.

         Для учеников  письмо -  трудная, точнее, самая трудная часть учебного процесса. Естественно, что, давая письменное задание, учитель прибавляет хлопот и себе самому. Однако многие педагоги, понимая важность письма, все же добровольно идут на увеличение своей нагрузки. В ходе работы, которая может включать в себя мозговую атаку, собственно написание, доработку, редактирование и публикацию, то есть обнародование получившегося текста - учитель может обучать своих учеников, помогая им справиться с трудной задачей. Для школьников же ценно, что учитель относится к их работе с интересом и уважением и что сами они получили возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками, другими учителями, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают.  Утилитарная цель программы - научить умению работать с текстом научным и художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы. Но главное  -  не работе с текстом, даже не умению самостоятельно добывать знания учат  педагоги - они учат общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовят граждан открытого общества.

           Технология критического мышления берет свое начало от идей Жана Пиаже
и Льва Выготского. В основу ее положены идеи великих психологов о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу, чтобы воспитать их не потребителями информации, а активными творческими людьми. Можно сказать, что
психолого-педагогические основы американской технологии родственны (естественно, раз от Выготского!) основам нашей системы развивающего обучения.

           Вот основные принципы в изложении самих американских коллег:
• Современное общество стоит перед проблемой создания единого сообщества из людей различного социального и этнического происхождения. В этом процессе помощь семьи, церкви и других основ, на которые вполне могли опираться предыдущие поколения, ничтожна и ненадежна. Единственный общественный институт, с которым поддерживает отношения большинство граждан, - это школа. Именно педагоги  призваны подготовить учащихся к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире.

• Подготовка к жизни в открытом обществе требует от учащихся развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Эти навыки, однако, недостаточны для формирования в личности гражданского начала.
• Для превращения учащихся в полноценных членов общества в них надо развивать следующие свойства:

- способность сочувствовать, сопереживать окружающим и в результате научиться действовать на общее благо;

-ощущение собственной значимости, когда человек чувствует, что его личное участие в делах общества (класса, города, страны) имеет отдельную ценность, что его поступки важны для других;

- ощущение неразрывной связи собственных принципов и поступков.

• Традиционно школа знакомила учеников с продуктами мышления, то есть давала им конкретные знания, выраженные в книгах, лекциях, но редко демонстрировала процессы, с помощью которых эти знания (выводы) были получены. Ведь мышление  - процесс, глубоко скрытый от глаз. Обучение мышлению сродни обучению искусству.
• Литература не просто предмет изучения, а орудие размышления и познания мира.
• Чтение  - это инструмент, посредством которого люди черпают новую информациюна протяжении всей жизни.

• Мало просто научить читать; необходимо научить детей читать вдумчиво.
• Изучение различных предметов обычно требует от учащихся большого объема самостоятельного чтения, поэтому понимание процесса чтения как такового может улучшить восприятие и анализ прочитанного по конкретному предмету.
• Существует тесная связь между творческим чтением и творческим письмом (имеется в виду создание учениками письменных работ, что, как известно, является для них вечным камнем преткновения).

        Как  видно, во главу угла программы поставлены общечеловеческие ценности и демократические идеи.    Авторы курса настаивают на том, что технология сама по себе не должна распространяться просто как набор приемов, ибо для них конечная цель в работе с детьми все-таки не усвоение каких-то конкретных знаний, а социализация ребенка и привитие ему доброжелательного отношения к окружающим.   Технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения. 

 

Технология опыта

         Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- умение решать проблемы;

- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

       Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Технология эффективна, когда на уроке используются все основные приемы и соблюдаются все технологические фазы (Приложение 1).

      Особенно актуальным представляется использование названной технологии  в организации учебной деятельности в рамках изучения пропедевтического курса по  Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…», интегрированного в программный материал по литературе для учащихся 5-8 классов. (Приложение 6)  Учебно-методический комплекс  успешно решает  задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением  воспитательных  задач. Художественные и публицистические произведения, помещенные в УМК, отличаются гуманистической направленностью. Развивающий характер курса «Вокруг тебя – Мир…», включающий активно-деятельностные модели урока, предусматривающий опору на  жизненный опыт учащихся, создание проблемного поля, диалоговый подход к обучению, коммуникативность, требует использования эффективных способов и приемов усвоения учебного материала, которые разработаны в «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

1. Структура   технологии развития  критического мышления через чтение и письмо.

Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями:





Технологические  этапы





І фаза


Вызов

(пробуждение:

- имеющихся знаний;

- интереса к получению новой информации)

ІІ фаза


Осмысление содержания

(получение новой информации)

ІІІ фаза


Рефлексия

(осмысление, присвоение, рождение нового знания)

 
Рис. 1. Три фазы технологии развития критического мышления  через чтение и письмо 

       Фаза вызова. Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что учитель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные.

         Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же время многие известные ученые-дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи  развивающего  обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого  учитель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется е имеющимся опытом, пусть и опосредованно. Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова, что соответствует теории учебной деятельности по Эльконину - Давыдову (Приложение 2).

         Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в укрупненном категориальном виде. При этом в эту структуру могут войти все мнения, как правильные, так и неправильные. С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными.  

         Итак, в процессе   реализации фазы вызова:

1. Учащиеся могут высказывать  свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет правильных или неправильных высказываний.

3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы.

              Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и непродуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение  учителю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно (Приложение 3).

         Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже  знают по изучаемой  теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они не точны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

         Нам, учителям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать,  морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии  РКМЧП.

        Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения (Приложение 4).

        Итак,  в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает  мощный  стимул для работы на следующем этапе - этапе получения новой информации.

       Фаза осмысления содержания. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения  учителем, гораздо реже - в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

        Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе также может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы технологии РКМЧП отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле  большое значение имеет качество отобранного материала.

        Иногда, даже в случае удачно реализованной фазы вызова, в процессе работы на фазе реализации интерес и активность учащихся ослабевают. Этому может быть несколько объяснений.

        Во-первых, тот текст или сообщение, который содержит информацию по новой теме, может не отвечать ожиданиям школьников. Они могут быть  или слишком сложными, или не содержать ответы на поставленные на первой фазе вопросы. В этом плане несколько легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа  в режиме чтения более сложна для организации. Но, как отмечают авторы технологии РКМЧП, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления,  так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по  скорости  восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.  

          Во-вторых, учитель не всегда использует возможные приемы стимулирования внимания и активности, хотя данные приемы достаточно  хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяснения или рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения.

         Нельзя не обратить внимание на еще одно обстоятельство. Так же, как и на первой стадии работы в режиме технологии РКМЧП, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения (Приложение 5). Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают.

        Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.  
6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
       Учитель на данном  этапе:

1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

З. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

          Авторы технологии РКМЧП  отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.

         Фаза рефлексии.  Рефлексия  - особый вид мышления.  Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии РКМЧП, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьника и учителя.
         Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос  и так далее). Но этот анализ  должен быть  обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы
 или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных.  Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления (Приложение 3)

       Итак, каковы механизмы реализации фазы рефлексии при работе в режиме технологии РКМЧП?

        Не вызывает никаких сомнений важность отслеживания развития знаний учащихся. Механизм этого развития можно представить следующим образом:

Актуализация

имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности

Знакомство

 с новой информацией, ее соотнесение с имею-щимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и про-тиворечий, коррек-тировка целей.

Систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов, постановка новых целей учебной деятельности

 
Рис. 2. Механизм рефлексии в режиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо 

          Таким образом, на фазе рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и так далее) ученики, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.  Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.

         Наряду с письменными формами не менее важной является устная рефлексия.  Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос.

         Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Еще более важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны учителя. Каким образом учитель может стимулировать рефлексию?  Таким действенным механизмом могут быть вопросы. (Приложение 5)

         Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вопросы, заданные учителем,  - это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии,  но  еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии (без помощи извне). Побуждение к постановке вопросов учащимися  - наиболее важная и одновременно наиболее трудная задача преподавателя в процессе обучения. Эта задача требует кропотливой и систематической работы.

          Мы отметили значение фазы рефлексии для развития знаний учащихся. В этом контексте рефлексия имеет значение для отслеживания результатов обучения. Но не менее важна роль этой фазы для отслеживания самого процесса обучения, процесса мышления  и деятельности  Отслеживание этапов, механизма своей деятельности помогает учащемуся осознать методологию учебного и научного познания.   Преподавание является наилучшим тогда, когда оно является прозрачным, то есть когда учащиеся видят, как разворачивается учебный процесс. В этом контексте механизм реализации фазы рефлексии выглядит следующим образом:

 




Учитель

Рефлексия педагогического процесса, осознание собственных действий и действий учеников

Становление нового педагогического опыта, развитие мастерства





Эффе-ктив-ность


педа

гоги-чес-

кого


про-цесса

   





Ученик

Рефлексия процесса, осознание своего «я», своего опыта, собственных действий и действий других учащихся и учителя

Рождение нового знания, становление опыта, развитие личности


Рис.3. Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса в режиме технологии развития  критического мышления через чтение и письмо 

         Еще одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя по поводу происходящего на уроке. Это предполагает не только оценочные суждения о действиях учащихся, но и оценку своих ощущений, выражение собственных сомнений. Искренность и позиция партнерства позволяют сделать атмосферу обсуждения более открытой,  а результаты –  более плодотворными.

       Итак, функции трех фаз технологии  можно схематически представить в таблице следующим образом:

Вызов

Осмысление содержания

Рефлексия

  1. Мотивационная

(побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  1. Информационная

(вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

  1. Коммуникационная

(бесконфликтный обмен мнениями)

  1. Информацион-ная

(получение новой информации по теме)

  1. Систематизаци-онная

(классификация полученной информации по категориям знания)

  1. Коммуникационная

(обмен мнениями о новой информации)

  1. Информационная

(приобретение нового знания)

  1. Мотивационная

(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  1. Оценочная

(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)


Таблица 1. Функции трех фаз технологии развития критического мышления через чтение и письмо

          В чем же  инновационность представленной модели?  Эта модель  представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе  обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

         Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.

 2. Способы решения проблем при освоении технологии   РКМЧП.     

         В ходе работы по освоению технологии критического мышления есть ряд трудностей для учителя.

  1. Наиболее сложными оказываются требования к поведению учителя на уроке. Например, мнения учеников, высказанные на уроке, какими бы они ни были по вашему мнению, должны выслушиваться учителем одинаково и не оцениваться ни взглядом, ни жестом.
  2. Ученик может усомниться в правильности точки зрения учителя, и учитель имеет право отстаивать свое мнение только на равных с учениками.
  3. В классе не должно звучать и даже подразумеваться: «Я прав, потому что я взрослый и больше знаю». Больше знаешь, значит, можешь доказать.
  4. Не может быть и однозначной оценки творческих работ учеников. Творчество не может быть правильным или неправильным.
  5.  Оказывается, очень трудно выслушивать мысль ребенка до конца, если ты уже все понял и кажется, что классу надо пояснить, что хотел сказать Коля или Вася. Пусть скажет все, что хотел, а класс уточнит, кто чего не понял.
  6. Еще одно правило. Задан вопрос классу, надо выдержать паузу, даже если поднялось уже десять рук желающих ответить. Все должны иметь время собраться с мыслями.
  7. Обязательно на любом уроке по любому предмету надо учить не только работать с текстами, но и говорить.  

     В лингвистике выделяется семь функций устной и письменной речи школьников испособов ее применения:

- инструментальная (повествовательная) имеет целью только передачу информации;
- регулятивная - рекомендация, запрос, просьба, предложение, то есть регулирование деятельности окружающих;

     - личная - эмоциональная, имеющая целью не столько передачу информации, сколько  ее оценку, окраску;

     - эвристическая  - выражение своего понимания, освоение материала путем вербализации;

     - художественная  - детские ролевые игры, творчество, личная образная речь;
    - социальная  - общение вне своего узкого круга, соотнесение форм речи с аудиторией;

     - информационная  - научная, учебная, аналитическая, справочная.

        Нельзя предполагать, что дети изначально владеют всеми видами речи. Этому необходимо учить целенаправленно, уделяя внимание каждому виду речи, чтобы дети не оказались на разном уровне развития из-за неумения владеть всеми ее видами, ибо к интеллекту владение речью отношения не имеет. Дети, владеющие только первой и второй функциями речи, учатся хуже, что говорит не об их умственных способностях, а о степени владения речью в семье. Дети с плохо развитой речью бывают не в состоянии перевести конфликт на словесный уровень и решают его силой.   Из сказанного следует, что, развивая у учеников владение всеми видами речи, мы даем им возможность лучше учиться, а соответственно - повышать самооценку и активность участия в жизни общества.

  1. Следующая трудность – как   разделить детей для работы в группах на  уроке? Оказывается, и тут существует своя технология. Схем разделения класса на группы несколько, и они психологически и технологически обоснованы. Общее правило  - никаких групп и пар по симпатиям. Казалось бы  - почему нет? Потому,   что мы учим их не только решению конкретной задачи, но и  умению общаться, уважать мнение другого, отстаивать свое, даже с теми, кто не очень приятен тебе в жизни. Ведь в обществе никогда не бывает, чтобы все люди были одинаково симпатичны тебе, а уметь разговаривать  и сотрудничать надо со всеми.

      Только одни случай допускает работу в парах  по симпатиям. Если письменная работа, которую вы задали в классе, может получиться очень личной, а работа по правке текста предполагает обсуждение его в парах.  Можно предложить ученикам прочитать свою работу тому, кому он хотел бы ее показать. От учителя такой подход требует такта: проверив все работы, он не вправе читать вслух в классе любую из них без согласия автора, как бы хороша она ни была.

  1. Еще одно правило  - любую творческую работу в классе учитель делает наравне с учениками, и его работа тоже подлежит обсуждению. Иначе мы не можем  ждать откровенности  от учеников. Доверие не может быть только с одной стороны. И первый шаг должен делать взрослый. Важно помнить, что если учитель в сочинении о себе напишет неправду, дети все равно ее заметят. Они знают нас лучше, чем мы думаем. Тогда мы рискуем тем, что работы учеников будут формальными. Избегать же личностных работ нельзя  - дети, особенно подростки, нуждаются  в них, даже если не отдают себе в этом отчета. Они помогают ребенку выработать личную позицию в жизни. Наша задача  - создать доверительную и уважительную обстановку в классё и не использовать откровенность в своих целях.

 3. Воспитательный потенциал технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

          Использование технологии критического мышления  направлено не только на учебные и технологические, но и на мельчайшие нравственные и этические детали урока.  Вся работа, анализ уроков, отработка каждого приема построены так, чтобы за чисто познавательными целями учитель не забывал о главной: о  внимании к личности и развитию лучших черт этой личности как индивидуума и как члена общества, сверяя с этим каждое задание, каждое действие.

         Критическое мышление –   это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и  критическое мышление, и  творческое   развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
         Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых   выделяются:

  1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли  - признак уверенности.
  2.  Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока  учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в упражнении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  4. Готовность исправлять свои ошибки.   Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные  решения,  а делать  правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
  5. Осознание, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  6.  Поиск  компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.

     Итак, мы можем сделать вывод, что критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления.   Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.

4. Методы и приемы, используемые на интегрированных  уроках литературы и курса по МГП «Вокруг тебя – Мир…».   

             Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: необходимо не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

         Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы и курса по МГП «Вокруг тебя – Мир…»,   которыми пользуюсь и которые, на мой взгляд, дают хорошие результаты.

      Первый прием – это кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

         «Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.  Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.  Можно сравнить  этот приём с моделью солнечной системы.  Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

          Ученики легко используют этот прием. Организуя работу с младшими школьниками (5-6 класс), я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.  

Советы по работе с «гроздьями»: 

1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
3. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.

           Другой  прием - «бортовой журнал». Чтобы сделать урок интересным не только по содержанию, но и по методам подачи информации и организации деятельности учащихся, я делю урок на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания - рефлексия. 

           Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме? Что возьму с собой? 

            Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. Это могут быть размышления, цитаты и т.п.

            При изучении новой темы  я иногда организую работу в парах: один из партнеров работает со списком в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы пары зависит от индивидуальной работы каждого участника.

      На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый   ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста.  

          Большое значение в технологии РКМЧП  отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами  как основной движущей силой мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

 Следующий прием  – таблица «тонких» и «толстых» вопросов –  может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

         Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.  

          На стадии вызова можно предложить ребятам поиграть в игру «Верные - неверные утверждения» о жизни писателя. Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – не зная ничего о  писателе, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». В эту игру мы играем накануне знакомства с творчеством писателя. Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный (Интернет тоже приветствуется). Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы». Важная проблема решена: он захотел узнать и понял, зачем ему это нужно.  

         Вообще, чтение и письмо – это процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Мы живём в информационно насыщенном мире и поэтому очень важно уметь правильно работать с информацией. Навыки этой работы необходимо приобрести ученику ещё в школе, чтобы потом применять их в жизни. Однако практика показывает, что зачастую дети не умеют правильно читать: читать вдумчиво, то есть активно воспринимать и критически осмысливать информацию с целью включения её в свой собственный контекст. Этому можно научиться, если использовать приёмы, о которых я расскажу ниже.

         Вторая стадия урока, построенного по технологии критического мышления, - осмысление. И здесь целесообразно предложить работу с текстом. Мы возобновляем разговор о писателе, начавшийся на прошлом уроке игрой «Верные - неверные утверждения» и продолжившийся дома при подготовке сообщения. Я предлагаю ребятам, пользуясь своим подготовленным текстом, заполнить первую графу таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».  

         Достаточно записать 5 интересных фактов. Каждого прошу высказаться, не повторяя предыдущего оратора. Затем мы заполняем вторую графу, понимая, что после проделанной работы у нас ещё остались вопросы о жизни или творчестве  писателя. Формулируем вопросы, это тоже искусство.

          И завершается стадия осмысления новой информации работой с текстом, предложенным учителем. Каждому ученику я выдаю текст, предлагаю его прочитать, применяя приём маркировки (INSERT). Для маркировки текста используются следующие значки: «v» - это известно; «+» - это интересно, неожиданно; «?» - хотелось бы узнать подробнее. Нам осталось заполнить третью графу, куда мы запишем словосочетания и предложения, помеченные знаком «+», вслух обменяться мнениями, ответить на поставленные в графе «Хочу узнать» вопросы, ещё раз послушать друг друга, и работа почти закончена. Но осталась последняя стадия, самая важная, - рефлексивная. Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть письменной.  Я предлагаю написать синквейн.

Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна):

1 строка (тема) – имя существительное.

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) –  глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна  к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.

        На стадии вызова, как показывает опыт, очень интересна парная мозговая атака, очень помогающая учащимся,  которые затрудняются высказывать своё мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем,  ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом.

        На стадии осмысления, где идёт непосредственная работа с информацией, учащимся особенно нравятся такой приём, как   «взаимообучение». Считаю применение  его на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным.

         Используя названные приёмы технологии РКМЧП, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Результативность

          Овладевая  стратегиями технологии  РКМЧП, я   добиваюсь определенных успехов, из которых самым главным я считаю овладение способами мыслительной деятельности.  Учащиеся под моим руководством выявляют цель, могут сформулировать задачи, которые надо решать при выполнении того или иного задания.

         Учащийся,  умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.   Ориентация на критическое мышление на уроках литературы и при изучении курса мо МГП «Вокруг тебя – Мир…» предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение (по тому или иному вопросу) в контексте учебной программы.

         Критически мыслящий человек - самостоятельно мыслящий, и меня особенно привлекает то, что ученики самостоятельно могут определять направления в изучении какой-либо темы.  

          Использование технологии РКМЧП    позволяет обеспечить три составляющие успешного проведения урока: интеллектуальную и коммуникативную составляющие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

         Используя технологию РКМЧП, уделяю большое внимание формированию таких необходимых для продуктивного обмена мнениями качеств учащихся, как терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения. Технология   РКМЧП,  по моему мнению, помогает воспитывать граждан информированных, способных направить свои идеи и энергию на добрые цели. Неслучайно этой технологией  интересуются мои коллеги. Выступление на педсовете по использованию технологии РКМЧП на уроках литературы повлекло за собой  проведение семинара по  реализации   технологии РКМЧП на других предметах (Приложение  7).    

         Часто возникает вопрос о механизме диагностики результативности процесса обучения в технологическом режиме.   Уже отмечалось, что на первом и втором этапах работы учителю важно воздерживаться от оценок вслух. Это не означает, что необходимо полностью воздержаться от диагностики процесса. Но именно на заключительном этапе работы результаты диагностики могут быть озвучены. Особенность диагностики результативности работы в режиме технологии  РКМЧП  состоит в том, что учитель и ученики могут отследить развитие представлений, идей и практического опыта в динамике, по мере работы на стадиях вызова, осмысления содержания и рефлексии.

       Наглядным результатом можно считать анкетирование учащихся в конце учебного года по способам и методам работы на уроке. (Приложение 8). Из таблицы следует, что наиболее интересны для детей такие формы работы как  подготовка вопросов, «верные-неверные утверждения», «Синквейн»,   взаимообучение в парах, работа  в группах, мини-сочинения,  организация диалога на уроке.

        Представляются интересными, но трудными следующие формы работы: маркировка текста,  составление кластеров,  таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал», сочинения.

Кажутся неинтересными виды работы на уроке, требующие большого умственного напряжения: сообщения о жизни писателей, маркировка текста, бортовой журнал,  научно-исследовательская работа, - что объясняется возрастными особенностями учащихся.

       Качество обучения  на уроках  литературы в 6 классах  показывает стабильно положительную динамику:

      Проектная  деятельность на уроках  литературы, подготовка  сообщений на основе презентаций по разным темам и  литературоведческим  проблемам также может свидетельствовать  о  результативности  моей  работы.  

 

 Список использованной  литературы

  1. Заир-бек С.И.,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175 с. 
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
  3. Иванов Д.А. Технология критического мышления. Справочник заместителя директора школы. №2-2009.
  4. Кирилова Н.Б.. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. 2005 – №5 с. 13-21.
  5.  Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272 с. 
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Обобщение опыта по теме: "Формирование УУД на уроках литературы"

Формирование УУД на уроке литературы в 5 классе...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

Обобщение опыта работы. Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного подхода.

Обобщение опыта работы. Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного подхода....