элективный курс по УМК "Вокруг тебя - мир"
элективный курс по литературе (9 класс) на тему

сомова светлана алексеевна

программа по УМК К.Сухарева -Дериваза "Вокруг тебя - мир" (гуманитарная направленность)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            МБОУ«Энтузиастская ООШ»

             

                      Элективный литературоведческий курс

                               

          «Кем быть и каким быть»

                              по УМК «Вокруг тебя – мир»

        Составитель :

                                                                           Сомова Светлана Алексеевна,

                                                                            учитель русского языка и

                                                                            литературы , 1 категории

2012уч.год

                                         Пояснительная записка.

Программа рассчитана на детей 13 – 15 лет (9класс).Данный элективный литературоведческий курс «Кем быть и каким быть» по УМК «Вокруг тебя – мир» основывается на специальной основной общеобразовательной программе , которая опирается на три стороны : Минобразования РФ, МККК и Российское общество Красного Креста. Курс успешно сочетается с современными тенденциями обучения : вариативностью, интегрированием предметов, нестандартными интерпретациями произведений классической литературы. Именно это создаёт условия для формирования правовой культуры учащихся. В системе образования РФ программа может осуществляться как через  данный элективный курс, так и по отдельным предметам : обществознанию, ОБЖ, литературе. Это определяет этико – правовую специфику интегрированного курса.

Для  элективного курса «Кем быть и каким быть»  характерны наличие трёх компонентов : литературоведческого, этического, правового. Этический компонент даёт право без ущерба решению задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент.

Особенностью курса является то , что преподавателю вместе с учащимися придётся осваивать правовой компонент. Учитель должен разобраться с правовой информацией, суметь понять модель занятия этико – правового ядра, в котором сочетаются все три компонента. Наиболее типичная модель такого занятия предполагает сначала работу с художественным произведением, позволяющую потом перейти к этапу обсуждения этической проблематики уже в преломлении к правовым нормам. Правовая информация даётся дозировано и адаптировано.Она расширяет правовой кругозор , помогает подготовиться к тематическому разговору в классе, в школе и далее в жизни вообще.

Для данного элективного курса «Кем быть и каким быть»  характерна преемственность ,системность, взаимосвязь трёх компонентов:  литературоведческого, этического, правового, а также развивающий характер методики : активно – деятельностная модель ,опора на жизненный опыт учащихся , проблемность, коммуникативность. Кроме этого курс «Кем быть и каким быть»  помогает решать задачи  нравственного воспитания детей. Он - дополняет учебники основного курса литературы ,рекомендованные Министерством образования РФ;

- решает литературоведческие воспитательные задачи, ориентированные на принцип гуманности;

- формирует читательский вкус, творческий потенциал учащихся;

- помогает освоению содержания этического компонента и обсуждению актуальных проблем современности в сознании правовой нормы и нравственных ценностей;

- обогащает и развивает речь учащихся;

- готовит к исследовательской работе : движение идеи, поиск решения, обобщение, вывод ,признание найденного окружающими.

Программа элективного литературоведческого курса «Кем быть и каким быть» по УМК «Вокруг тебя – мир» рассчитана на 32 часа.  Она направлена ориентировать  в будущем учащихся на правильный и необходимый выбор профильных курсов в старших классах.

Цель : эмоциональная подготовка к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права.

Задачи :

1.Дать возможность обсудить проблемы «взрослой» жизни, с которыми человек сталкивается как в мирное время ,так и в военное;

2.Уметь анализировать феномен соперничества в его различных формах, возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;

3.Развивать понятие значимости щадящего отношения к тем ,кто не принимает участия в конфликте;

4.Воспитывать моральную и личностную ответственность за содеянные поступки;

5.Познакомить с правами и обязанностями человека и гражданина.

        

 

                       Для достижения главной цели необходимо:

  1. метод наблюдения (  групповой,   индивидуальный ,работа в парах);

  1. статистический метод (умение давать оценку окружающим людям , определённым событиями ,оценивать себя самого);

  1. метод типологизации (самосовершенствование через новые формы работы, знакомства с правовыми документами, понятиями, новые жизненные впечатления );

  1. метод воздействия (через  письменные и устные работы обращать внимание на морально – этические стороны развития);

  1. метод взаимоподдержки (связь с семьёй , поселковыми и районными  организациями  , например , при сборе материала для определённой темы сочинения, при знакомстве с правовыми документами при самостоятельном изучении и при беседе с конкретными компетентными людьми).

             По окончании данного курса учащиеся должны уметь :

 = Осознанно воспринимать нормы международного гуманитарного права;

 = Обсуждать проблемы «взрослой» жизни, с которыми человек сталкивается как в мирное время ,так и в военное;

 = Уметь анализировать феномен соперничества в его различных формах, возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;

 = Уметь распознавать   понятие значимости щадящего отношения к тем ,кто не принимает участия в конфликте;

 =  Нести моральную и личностную ответственность за содеянные поступки;

 =Знать права и обязанности человека и гражданина.

                                            Виды контроля.

Виды контроля

Методы контроля

Сроки выполнения

1.

Предварительный

Устное

собеседование

Сентябрь

2.

Промежуточный

 Самостоятельная работа над сочинением, над правовыми документами , анализ художественного произведения

Январь

3.  

Пошаговый

 Практическое занятие по определённой теме , развитие речи (сочинение и устная работа)

После  написания сочинений, ответов на вопросы (анализ)

4.

Итоговый

 Интегрированный урок по правовой теме  

Конец апреля – май

Название темы

Знать

Уметь

 !.

Введение

Что изучает курс, зачем он предназначен  

Объяснить цели и задачи курса

!!.

Что такое человек

Правила и обычаи людей разных стран, знать , что такое сострадание, уважение,  как  правильно поступить в определён-ных  ситуациях

Познакомить с правами и обычаями собеседника, проявлять сочувствие и уважение к людям,

делать правильный выбор в определён-ных ситуациях

!!!.

Права человека и гражданина

Определение моральной и личностной ответственности, долга, совести, добра, зла, основные принципы правового государства, современный этикет , социальные права и политические свободы

Применить свои знания по правам и обязанностям гражданина в жизненных ситуациях

                                        Содержание программы.

          Программа МГП по УМК «Вокруг тебя – мир» для 9 класса.

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Введение .

1

1

2.

Что такое человек? О правилах и обычаях. Что делает человека человеком.

6

4

2

а)Фольклор .Сказка «Общее счастье»

1

1

б)отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна – Гесиод «5 веков»

1

1

в)Б.Екимов «Ночь исцеления»

1

1

г)Ф.Искандер «Возмездие»

1

1

= практическое занятие

2

2

3.

Об уважении и сострадании. Человек среди людей.

7

5

2

а)А.Куприн «Чудесный доктор»

1

1

б)Л.Толстой «Детство»(отрывок)

1

1

в)В. Гроссман «Жизнь и судьба»

1

1

г)В. Гаршин «Сигнал»

1

1

д)Р.Бредбери «Улыбка»

1

1

=развитие речи

2

2

4.

Твой выбор. Человек в обществе.

6

4

2

а)О.Уайльд «Мальчик – звезда»

1

1

б)Г. Бочаров «Что человек может»

1

1

в)М. Булгаков «Стальное горло»

1

1

г)О.Генри «Обращение Джимми Валентайна»

1

1

= исследовательская работа

2

2

5.

Права человека и гражданина.

12

8

4

а)Л.Толстой «Война  и мир»(отрывок)

3

2

1

- личность и моральная ответственность

- долг и совесть

- добро и зло

б)А.Грин «Победитель»

3

2

1

- нравственная культура

- правовое государство : основные принципы

- гражданин – человек свободный и ответственный

в)В.Быков «Крутой берег реки»

3

2

1

- роль морали

- свобода совести

- духовная жизнь

г)Ю.Левицкий «Каждый выбирает для себя…»

3

2

1

- современный этикет

- правовые основы брака и семьи

- социальные права и политические свободы

- право собственности

6.

Итоговое занятие.

2

1

1

        

                                                  Литература .

1.Боголюбов Л.Н.,Введение в обществознание,М.,Просвещение,1996.

2. Сухарев – Дериваз К.,Вокруг тебя – мир ,5 класс,МККК,2000.

3. Сухарев – Дериваз К.,Вокруг тебя – мир  6 класс,МККК,2001.

4. Сухарев – Дериваз К.,Вокруг тебя – мир , 7 класс,МККК,2001 .

5. Сухарев – Дериваз К.,Вокруг тебя – мир , 8 класс,МККК,2002.

6.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,5 класс,М.,ООО «Гендальф»,2001.

7.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика, 6 класс,М., МАИК «Наука/Интерпериодика»,1999.

8.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,7 класс,М., МАИК МККК,2000.

9.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,8 класс,М., МККК и Российское общество КК,2002.

 10.Статьи Конституции РФ, Семейного и Административного Кодекса, УК РФ, Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека, Устава Энтузиастской ООШ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»

Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;  рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...

Элективный курс по литературе для 9 класса "Что в имени тебе моем?"

Данный курс ориентирован на развитие интереса учеников к творчеству А.С. Пушкина. Работа строится на биографическом и литературном материале....

Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»

УМК "Вокруг тебя - Мир..." дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают за...

Программа элективного курса " Помоги сам себе, или твое здоровье зависит от тебя"

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Это и чрезвычайно низкая экологическая культура науки, ...

Элективный курс по литературе 8 кл "Вокруг тебя - Мир!"

Программа учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…», разработанная в рамках образовательной программы  «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобра...

Элективный курс по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.В свете Концепции духовно-нравст...

Презентация к элективному курсу по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."

Предлагаемая презентация является "концентрированным" ресурсом для быстрого и наглядного ознакомления коллег и всех участников образовательного процесса с содержанием модульной программы элективного к...