элективный курс по УМК "Вокруг тебя - мир"
элективный курс по литературе (9 класс) на тему
программа по УМК К.Сухарева -Дериваза "Вокруг тебя - мир" (гуманитарная направленность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс "Вокруг тебя - мир" | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ«Энтузиастская ООШ»
Элективный литературоведческий курс
«Кем быть и каким быть»
по УМК «Вокруг тебя – мир»
Составитель :
Сомова Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и
литературы , 1 категории
2012уч.год
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на детей 13 – 15 лет (9класс).Данный элективный литературоведческий курс «Кем быть и каким быть» по УМК «Вокруг тебя – мир» основывается на специальной основной общеобразовательной программе , которая опирается на три стороны : Минобразования РФ, МККК и Российское общество Красного Креста. Курс успешно сочетается с современными тенденциями обучения : вариативностью, интегрированием предметов, нестандартными интерпретациями произведений классической литературы. Именно это создаёт условия для формирования правовой культуры учащихся. В системе образования РФ программа может осуществляться как через данный элективный курс, так и по отдельным предметам : обществознанию, ОБЖ, литературе. Это определяет этико – правовую специфику интегрированного курса.
Для элективного курса «Кем быть и каким быть» характерны наличие трёх компонентов : литературоведческого, этического, правового. Этический компонент даёт право без ущерба решению задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент.
Особенностью курса является то , что преподавателю вместе с учащимися придётся осваивать правовой компонент. Учитель должен разобраться с правовой информацией, суметь понять модель занятия этико – правового ядра, в котором сочетаются все три компонента. Наиболее типичная модель такого занятия предполагает сначала работу с художественным произведением, позволяющую потом перейти к этапу обсуждения этической проблематики уже в преломлении к правовым нормам. Правовая информация даётся дозировано и адаптировано.Она расширяет правовой кругозор , помогает подготовиться к тематическому разговору в классе, в школе и далее в жизни вообще.
Для данного элективного курса «Кем быть и каким быть» характерна преемственность ,системность, взаимосвязь трёх компонентов: литературоведческого, этического, правового, а также развивающий характер методики : активно – деятельностная модель ,опора на жизненный опыт учащихся , проблемность, коммуникативность. Кроме этого курс «Кем быть и каким быть» помогает решать задачи нравственного воспитания детей. Он - дополняет учебники основного курса литературы ,рекомендованные Министерством образования РФ;
- решает литературоведческие воспитательные задачи, ориентированные на принцип гуманности;
- формирует читательский вкус, творческий потенциал учащихся;
- помогает освоению содержания этического компонента и обсуждению актуальных проблем современности в сознании правовой нормы и нравственных ценностей;
- обогащает и развивает речь учащихся;
- готовит к исследовательской работе : движение идеи, поиск решения, обобщение, вывод ,признание найденного окружающими.
Программа элективного литературоведческого курса «Кем быть и каким быть» по УМК «Вокруг тебя – мир» рассчитана на 32 часа. Она направлена ориентировать в будущем учащихся на правильный и необходимый выбор профильных курсов в старших классах.
Цель : эмоциональная подготовка к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права.
Задачи :
1.Дать возможность обсудить проблемы «взрослой» жизни, с которыми человек сталкивается как в мирное время ,так и в военное;
2.Уметь анализировать феномен соперничества в его различных формах, возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;
3.Развивать понятие значимости щадящего отношения к тем ,кто не принимает участия в конфликте;
4.Воспитывать моральную и личностную ответственность за содеянные поступки;
5.Познакомить с правами и обязанностями человека и гражданина.
Для достижения главной цели необходимо:
- метод наблюдения ( групповой, индивидуальный ,работа в парах);
- статистический метод (умение давать оценку окружающим людям , определённым событиями ,оценивать себя самого);
- метод типологизации (самосовершенствование через новые формы работы, знакомства с правовыми документами, понятиями, новые жизненные впечатления );
- метод воздействия (через письменные и устные работы обращать внимание на морально – этические стороны развития);
- метод взаимоподдержки (связь с семьёй , поселковыми и районными организациями , например , при сборе материала для определённой темы сочинения, при знакомстве с правовыми документами при самостоятельном изучении и при беседе с конкретными компетентными людьми).
По окончании данного курса учащиеся должны уметь :
= Осознанно воспринимать нормы международного гуманитарного права;
= Обсуждать проблемы «взрослой» жизни, с которыми человек сталкивается как в мирное время ,так и в военное;
= Уметь анализировать феномен соперничества в его различных формах, возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;
= Уметь распознавать понятие значимости щадящего отношения к тем ,кто не принимает участия в конфликте;
= Нести моральную и личностную ответственность за содеянные поступки;
=Знать права и обязанности человека и гражданина.
Виды контроля.
№ | Виды контроля | Методы контроля | Сроки выполнения |
1. | Предварительный | Устное собеседование | Сентябрь |
2. | Промежуточный | Самостоятельная работа над сочинением, над правовыми документами , анализ художественного произведения | Январь |
3. | Пошаговый | Практическое занятие по определённой теме , развитие речи (сочинение и устная работа) | После написания сочинений, ответов на вопросы (анализ) |
4. | Итоговый | Интегрированный урок по правовой теме | Конец апреля – май |
№ | Название темы | Знать | Уметь |
!. | Введение | Что изучает курс, зачем он предназначен | Объяснить цели и задачи курса |
!!. | Что такое человек | Правила и обычаи людей разных стран, знать , что такое сострадание, уважение, как правильно поступить в определён-ных ситуациях | Познакомить с правами и обычаями собеседника, проявлять сочувствие и уважение к людям, делать правильный выбор в определён-ных ситуациях |
!!!. | Права человека и гражданина | Определение моральной и личностной ответственности, долга, совести, добра, зла, основные принципы правового государства, современный этикет , социальные права и политические свободы | Применить свои знания по правам и обязанностям гражданина в жизненных ситуациях |
Содержание программы.
Программа МГП по УМК «Вокруг тебя – мир» для 9 класса.
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1. | Введение . | 1 | 1 | |
2. | Что такое человек? О правилах и обычаях. Что делает человека человеком. | 6 | 4 | 2 |
а)Фольклор .Сказка «Общее счастье» | 1 | 1 | ||
б)отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна – Гесиод «5 веков» | 1 | 1 | ||
в)Б.Екимов «Ночь исцеления» | 1 | 1 | ||
г)Ф.Искандер «Возмездие» | 1 | 1 | ||
= практическое занятие | 2 | 2 | ||
3. | Об уважении и сострадании. Человек среди людей. | 7 | 5 | 2 |
а)А.Куприн «Чудесный доктор» | 1 | 1 | ||
б)Л.Толстой «Детство»(отрывок) | 1 | 1 | ||
в)В. Гроссман «Жизнь и судьба» | 1 | 1 | ||
г)В. Гаршин «Сигнал» | 1 | 1 | ||
д)Р.Бредбери «Улыбка» | 1 | 1 | ||
=развитие речи | 2 | 2 | ||
4. | Твой выбор. Человек в обществе. | 6 | 4 | 2 |
а)О.Уайльд «Мальчик – звезда» | 1 | 1 | ||
б)Г. Бочаров «Что человек может» | 1 | 1 | ||
в)М. Булгаков «Стальное горло» | 1 | 1 | ||
г)О.Генри «Обращение Джимми Валентайна» | 1 | 1 | ||
= исследовательская работа | 2 | 2 | ||
5. | Права человека и гражданина. | 12 | 8 | 4 |
а)Л.Толстой «Война и мир»(отрывок) | 3 | 2 | 1 | |
- личность и моральная ответственность | ||||
- долг и совесть | ||||
- добро и зло | ||||
б)А.Грин «Победитель» | 3 | 2 | 1 | |
- нравственная культура | ||||
- правовое государство : основные принципы | ||||
- гражданин – человек свободный и ответственный | ||||
в)В.Быков «Крутой берег реки» | 3 | 2 | 1 | |
- роль морали | ||||
- свобода совести | ||||
- духовная жизнь | ||||
г)Ю.Левицкий «Каждый выбирает для себя…» | 3 | 2 | 1 | |
- современный этикет | ||||
- правовые основы брака и семьи | ||||
- социальные права и политические свободы | ||||
- право собственности | ||||
6. | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Литература .
1.Боголюбов Л.Н.,Введение в обществознание,М.,Просвещение,1996.
2. Сухарев – Дериваз К.,Вокруг тебя – мир ,5 класс,МККК,2000.
3. Сухарев – Дериваз К.,Вокруг тебя – мир 6 класс,МККК,2001.
4. Сухарев – Дериваз К.,Вокруг тебя – мир , 7 класс,МККК,2001 .
5. Сухарев – Дериваз К.,Вокруг тебя – мир , 8 класс,МККК,2002.
6.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,5 класс,М.,ООО «Гендальф»,2001.
7.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика, 6 класс,М., МАИК «Наука/Интерпериодика»,1999.
8.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,7 класс,М., МАИК МККК,2000.
9.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,8 класс,М., МККК и Российское общество КК,2002.
10.Статьи Конституции РФ, Семейного и Административного Кодекса, УК РФ, Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека, Устава Энтузиастской ООШ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»
Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён; рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...
Элективный курс по литературе для 9 класса "Что в имени тебе моем?"
Данный курс ориентирован на развитие интереса учеников к творчеству А.С. Пушкина. Работа строится на биографическом и литературном материале....
Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»
УМК "Вокруг тебя - Мир..." дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают за...
Программа элективного курса " Помоги сам себе, или твое здоровье зависит от тебя"
Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Это и чрезвычайно низкая экологическая культура науки, ...
Элективный курс по литературе 8 кл "Вокруг тебя - Мир!"
Программа учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…», разработанная в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобра...
Элективный курс по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.В свете Концепции духовно-нравст...
Презентация к элективному курсу по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."
Предлагаемая презентация является "концентрированным" ресурсом для быстрого и наглядного ознакомления коллег и всех участников образовательного процесса с содержанием модульной программы элективного к...