Технологическая карта урока по теме :"Общество в Древней Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории
Тема урока: « Общество в Древней Руси» История 6 класс
Цель урока: формирование представлений о становлении древнерусского общества, о территории и населении Древней Руси.
Задачи:
- Сформировать представление об основных сословиях и социальных группах Древней Руси
- формирование умения обобщать изучаемые факты, делать выводы;
- развитие интереса учащихся к предмету.
Оборудование: карта “Древнерусского государства”, картина “Новгородский торг”, комплект цветных открыток, фрагменты док.фильма, текст документального источника, атласы, рабочий лист.
Этапы урока | Действия учителя |
Организационный | Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей. Возьмите в руки карандаш, покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты! И сегодня на уроке мы покажем наши знания и умения. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши. |
Актуализация знаний | Сейчас мы работаем в группах по 4 человека, у каждой группы на столе в конверте есть задание. Вам необходимо соотнести иллюстрацию и текст по данной теме. На интерактивную доску выводится ЗАДАНИЕ на соотношение событий и иллюстраций. Работа в группах - Обратите внимание на картину знаменитого художника Васнецова, что изображено на картине? Можно ли по их внешнему виду сказать, что они равных социальных условиях. Они одного сословия? О чем сегодня пойдет речь на уроке, вы можете предположить? Тема: Общество Древней Руси. Записываем! Во времена образования государства, всё население было свободное, но время шло, государство развивалось, расширяло свои территории, заключало международные договоры. И мы должны понимать, что и феодальные отношения также будут развиваться. В каком направлении? Что же происходило с общественным строем? Проблема: Давайте же узнаем, в чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Сейчас мы РАБОТАЕМ В ПАРАХ. У вас на столах лежать рабочие листы и лист самооценки. После каждого выполненного задания, вы должны оценить себя. По ходу урока мы с вами будем заполнять схему (задание 6) Давайте посмотрим на 2 задание в ваших рабочих листах. Перед вами схема, вам необходимо указать название каждого сословия Проверяем. Древнерусское общество, как и любое другое общество, состояло из разных слоёв (или сословий) – привилегированных и непривилегированных. Попробуйте сами разделить на 2 категории эти сословия. Молодцы. А теперь возьмите лист самооценки и оцените вашу работу в 1 задании В русской правде очень ясно обозначены категории людей, на которое распадалось общество. И мы также видим, что эти сословия отличались неодинаковой оценкой и их значение перед законом. Что об этом свидетельствует? Конечно штрафы… Одинаков ли был штраф для населения? Это зависело от положения в социальной иерархии. Чем ближе к князю, тем больше ценилась его жизнь. Действительно, мы можем с уверенностью сказать, что в Древнерусском государстве происходит социальное расслоение и общество делится на сословия. Что еще нового вы встретили при прочтении документа? Закупы, рядовичи, смерды, холопы. Правильно, но этих категорий населения нет в нашей схеме? Почему? Сегодня в ходе урока мы должны ответить на этот вопрос. Как вы думаете представители какого сословия чаще всего контактировали со всеми слоями населения. Давайте сегодня мы побудем в роли купцов и не простых, а заморских и совершим путь «из варяг в греки». Ребята давайте с вами расставим на карте крупные города, некоторые из них мы обязательно посетим во время нашего путешествия. Работа в паре. Указать на карте крупные города Новгород, Смоленск, Киев. Мы с вами не впервой раз совершаем это долгое путешествие, но все трудности и опасности нас не пугали. Почему? Давайте посмотрим небольшой фрагмент и ответим на вопрос. Конечно же, торговля с Константинополем и Древнерусским государством была очень прибыльной. В Западной Европе Русь уже тогда мы называли Гардарикой то есть страной городов. И какие же города были самыми крупными? Киев и Новгород. Давайте теперь посмотрим из каких частей состоял древнерусский город. Можем ли мы на основе схемы, попробовать ответить на этот вопрос. Какую роль играли города в Древней Руси? Стр. 85 Кто жил в древнерусских городах? Возвращаемся к заданию 2 и подписываем городских жителей. Чем занимались городские жители, чтобы прокормить себя и свои семьи? Работа по учебнику (стр.85-86) заполняем Ромашку После приобретения товара в Новгороде мы отправляемся дальше к столице, к матери городов Русских- Киеву. В отличии от новгородской земли, какой здесь был климат? Теплый, мягкий климат, плодородная почва благоприятно способствовала для получения большого урожая. В связи с этим основным занятием было земледелие. Поэтому главной ценностью была земля. Было два вида земельных владений: «вотчины» (земли феодалов: князей, бояр и Церкви); земли крестьянских общин (общины на Руси назывались «мир» или «вервь» и состояли из нескольких находящихся рядом деревень). Вопрос остается дискуссионным, но большинство историков считают, что к середине ХI в. земля принадлежала свободным крестьянам – общинникам, которые жили в деревнях. Мы постоянно закупали зерно у общины, но в этот раз ситуация изменилась и та земля уже принадлежала знатному человеку. Нам стало интересно, что же произошло за это время. Как свободный общинник стал зависимым? Об этом свидетельствуют статьи Русской правды. Давайте еще раз вернемся к закону и попробуем ответить на этот вопрос. Заполняем Ромашку. Давайте вернемся к главному вопросу урока, В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Ну, вот наше путешествие подходит к концу, мы садимся на корабли и отправляемся в Константинополь. Земля почти скрылась за горизонт и глядя в след, мы понимаем, что Древнерусского государство с каждым нашим визитом изменяется. Сейчас это сильное и богатое государство с обширной территорией, которая считалось высшей ценностью, поэтому происходил захват феодалами общинных земель и закабаление населения. Как рост городов, развитие вотчинного и крестьянского хозяйства способствовали укреплению государства и развитию общества? |
Домашние задание | - п. 10 читать. Выучить новые понятия. Письменно ответить на вопросы после параграфа. - п. 10 читать. Выучить новые понятия. Анализ документа стр. 92-93. - п. 10 читать. Выучить новые понятия. Напиши рассказ о твоем общении с представителей одного из сословий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".
Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....
Конспект и технологическая карта урока на тему: "Семья в современном обществе".
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий...
Технологическая карта урока для 6 класса "Культура Древней Руси"
Тема урока «Культура Древней Руси» занимает заключительное и важное место в разделе «Древняя Русь в IX-XII веках» так как раскрывает особенности культурного развития у жи...
Технологическая карта урока по учебному предмету «История Древнего мира» в 5-ом классе на тему «Государство на берегах Нила»
Технологическая карта урока на тему «Государство на берегах Нила» разработана в рамках учебного предмета «История Древнего мира» для обучающихся 5 класса. ...
Технологическая карта урока по теме: «Древнейший Рим»
Предмет: История. Класс 5.Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М «Просвещение» 2015.Тема урока: Древний Рим.Тип...
Технологическая карта урока по теме: "Древний Египет"
В основе организации учебного занятия лежит технология смешанного обучения. Данная технология предполагает, как самостоятельную работу учащихся в небольших группах с взаимопроверкой и самоконтролем, т...
Технологическая карта урока на тему: "Жизнь в Древнем Риме"
Технологическая карта урока по истории на тему Жизнь в древнем Риме. Урок построен в виде экскурсии....