Технологическая карта урока для 6 класса "Культура Древней Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Тема урока «Культура Древней Руси» занимает заключительное и важное место в разделе «Древняя Русь в IX-XII веках» так как раскрывает особенности культурного развития у жителей Древнерусского государства.Тип урока комбинированный, так как материал, который в нём содержится, опирается на ранее изученные уроки и связан с ними. Урок насыщен новыми словами и терминами. На уроке проходит работа над основными понятиями темы: культура, устное народное творчество, былины, возникновение славянской письменности и ее появление на Руси, кириллица первые памятники книжности, летописи, берестяные грамоты, зодчество, крестово-купольный храм, икона, фреска, мозаика. Для того, чтобы учащиеся смогли усвоить большой объем нового учебного материала, был предложен рабочий лист-путеводитель по Древнерусской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_kultura_drevney_rusi.docx | 31.49 КБ |
kultura_drevney_rusi_rab_list.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории России в 6 «б» классе по теме «Культура Древней Руси»
Тема урока | Культура Древней Руси | |||||||
Тип урока | Комбинированный | |||||||
Цель урока | Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства. | |||||||
Образовательные | Учебник «История России с древнейших времен до начала XVI века» Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, рабочий лист «Путеводитель по культуре Древней Руси», презентация, видеоматериалы. | |||||||
План урока |
| |||||||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, парная, фронтальная | |||||||
Планируемые результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | ||||||
Научатся применять понятийный аппарат исторического знания для описания жизни населения Древней Руси. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять, оценивать информацию о культурных достижениях Древней Руси, работать с текстом учебника, анализировать различные источники информации, высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Учатся овладевать приемами решения проблемных заданий, составлять рассказ Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к прошлому и настоящему многонационального народа России | ||||||
Этапы урока (цель) | Деятельность учителя (методы и приемы работы) | Деятельность ученика (содержание учебного материала) | Формируемые УУД | |||||
| ||||||||
Создать доброжелательное настроение, активизировать внимание учеников, настроить на плодотворную работу. | Приветствие, проверка готовности к уроку. | Ответное приветствие. | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | |||||
| ||||||||
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (фронтальная работа) | Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам посмотреть на картинки и ответить на вопрос «Что объединяет эти иллюстрации? Каким обобщающим понятием их можно объединить?" Учитель: Итак, тема нашего урока «Культура Древней Руси» Какое слово является основным в теме? Правильно, культура, а какие ассоциации у вас вызывает это слово? На каких уроках вы встречались с этим понятием? Существует около 1,5 тыс. определений понятия культура Культура – это достижения людей в материальной и духовной жизни. Культура может быть материальной и духовной. Учитель: Что нужно рассмотреть, чтобы раскрыть тему урока. Учитель: Культура отражает то, что происходит в жизни, формируется под влиянием общественных условий, какие общественные явления, события оказали влияние на древнерусскую культуру? Проблемный вопрос урока: В каких сферах проявилось влияние византийских традиций после принятия христианства, а в каких – влияние народных традиций восточных славян? | На слайде иллюстрации по культуре Древней Руси Определяют понятие «культура Древней Руси» Отвечают на вопросы, называют ассоциации с понятием культура, дают определение понятия, записывают определение в рабочий лист Составляют план урока. Ученики обсуждают, какие события и общественные явления оказали влияние на развитие древнерусской культуры, обдумывают проблемный вопрос урока | Регулятивные: формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают свои и чужие поступки. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию анализируют (выделяют главное). дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления; представляют информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |||||
3. Открытие нового знания | ||||||||
1. Устное народное творчество (беседа) 2.Древнерусская письменность (работа по учебнику) 3.Литература (анализ летописи «Повесть временных лет» 4.Зодчество и изобразительное искусство (парная работа со словарем прием «ключевые термины», работа с план-схемой крестово-купольного храма) | что такое устное народное творчество? на уроках литературы вы уже знакомились с фольклором. Какие жанры устного народного творчества вам известны? Вершиной древнерусского фольклора являются былины. Какова главная идея былин? Какие ваши любимые былинные герои? Откуда вы о них узнали? Просмотр отрывка из мультфильма "Алеша Попович и Тугарин Змей", поединок. Былины – народные песни и сказания о героях Древней Руси. Основная идея – защита Руси от врагов. Вместе с крещением на Русь пришла письменность. Чтобы узнать о том, как появилась письменность в Древней Руси нужно прочитать учебник на стр. 84-88, заполнить пропуски в задании в тексте, подготовить пересказ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА В домонгольский период на Руси довольно широко были распространены книги. Самым распространенным видом литературных произведений являлись летописи. Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Кончаловской: В монастырской келье узкой, Учитель: вы наверное догадались о ком идет речь? Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. Давайте прочтём отрывки из “Повести временных лет” и вспомним сами эти события и их даты. (Далее по клику переходим на слайд с текстом летописи – таких слайда три – и по клику появляется название события и дата). (слайды 9-11) Зодчество- искусство строительства и украшения храмов и зданий. Большинство зданий в Древней Руси строились из дерева, но после принятия христианства появились и первые каменные постройки, преимущественно церкви. Просмотр в/ф о Десятинной церкви. Заполните схему-план крестово-купольного храма. (слайд 16) Изнутри храмы украшались фресками, мозаиками, иконами (выпишите из словаря определения этих терминов) | Ученики называют жанры устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, песни…Учащиеся должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок. Называют известные былины Записывают в рабочий лист определение термина «былины» Читают текст учебника, заполняют пропуски в тексте, готовят пересказ текста. Отчет о проделанной работе. Ученики называют Нестора – монаха Киево-Печерского монастыря, летописца, автора “Повести временных лет”. Учащиеся называют события и их даты, анализируя отрывки из «Повести временных лет». Записывают в рабочий лист определения понятий «летопись», «житие» Выписывают из словаря в рабочий лист ключевые понятия темы, слушают учителя и заполняют план-схему крестово-купольного храма | ||||||
4. Первичное осмысление и закрепление изученного. Применение нового знания. Подведение итогов урока | ||||||||
Тестовый контроль (индивидуальная и парная работа) | Организует небольшую проверку знаний | Выполняют тест в рабочем листе и взаимопроверку | Регулятивные: Проверяют полученные на уроке знания, дают оценку своей деятельности | |||||
Обобщение полученных на уроке сведений (фронтальная работа) | Проводит беседу по вопросам: – Каковы были особенности культуры Древнерусского государства? В каких сферах проявилось влияние византийских традиций после принятия христианства, а в каких – влияние народных традиций восточных славян? | Отвечают на проблемный вопрос урок и другие вопросы. | ||||||
5. Рефлексия. | ||||||||
Организо-вать самооценку учащимися результатов своей учебной деятельнос-ти | Заполните рефлексивную мишень в рабочем листе, оцените свою работу на уроке | Заполняют рефлексивную мишень. Алгоритм самооценки у учеников в рабочем листе. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | |||||
6 . Домашнее задание | ||||||||
Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Путеводитель по культуре Древней Руси
ученика (цы) 6 « » класса _____________________________
- Культура – это _______________________________________________
Духовная культура –это______________________________________________
Материальная культура - это ________________________________________
- Устное народное творчество: сказки, песни____________________________
Былины – это_______________________________________________
- Древнерусская письменность
Прочитай учебник на стр. 84-88, заполни пропуски в тексте и расскажи о появлении письменности на Руси.
До принятия христианства древнерусский язык не имел своей письменности. Только с конца X века на Руси появилась азбука - ______________. Названа она в память византийского монаха ______________, который вместе с братом ___________, проповедуя христианство славянам, изобрел ___________________. Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется ______________. На основе кириллицы возник современный ____________________. А старославянский язык сохранился в виде ____________________ языка.
Вначале умели читать и писать только ____________________. При храмах организовывали __________, где обучали _________________. Бумаги на Руси не было. Книги писали на ____________ - материале, делавшемся из кожи телят, козлят или ягнят. Этот материал был дорогой. Почерк древнерусских писцов был прямым, правильным и называют его ___________. Текст украшали орнаментом (узорами) и ________________ (иллюстрациями). Древнейшей книгой на пергамене является ___________________. Самым распространенным материалом для письма, на котором писали простые люди были _________________________ - особым образом обработанная кора березы.
- Древнерусская литература
летописи – это_____________________________________________________
жития – это________________________________________________________
хождения – это______________________________________________________
- Древнерусская архитектура
Выпиши из словаря значение терминов:
зодчество -___________________________________________________________
крестово-купольный храм-____________________________________________
плинфа - ____________________________________________________________
фреска –_____________________________________________________________
мозаика –_____________________________________________________________
икона-________________________________________________________________
Проверь себя
- Имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет»
- Иордан
- Илларион
- Феодосий Печерский
- Нестор
- Что относится к жанру героического эпоса?
- Летописи
- Сказки
- Пословицы и поговорки
- Былины
- Как называлась славянская азбука?
- Кириллица
- Скоропись
- Латиница
- Буквица
- Под чьим влиянием формировалась древнерусская архитектура?
- Итальянским
- Византийским
- Хазарским
- Арабским
- Какие из приведённых терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси?
А) Фреска
Б) Мозаика
В) Романская базилика
Г) Скань
Д) Витраж
Е) Крестово-купольный храм
1) АБЕ 2) АВГ 3) БГД 4) ВДЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.
Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...
Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"
Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....
История 6 класс. Культура Древней Руси
для 6 класса...
Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"
Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"...
Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси
Технологическая карта урокаПравление князя Владимира. Крещение Руси(1 час) Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на ...
Технологическая карта урока:"Правление князя Владимира. Крещение Руси"
Открытый урок истории в 6 классе по теме:"Правление князя Владимира. Крещение Руси". Цели урока: Раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Вла...
Технологическая карта урока по курсу истории «Древний мир» (5 класс)
Технологическая карта урока истории 5 класс....