"Древний Вавилон"
методическая разработка по истории (5 класс)
Содержание урока «Древний Вавилон» полностью соответствует теме. Все этапы содержания урока связаны между собой. Урок методически выдержан. Гармонично, логично и точно подобраны все задания, работающие на общую идею урока. На протяжении всего урока ведется оценочная деятельность. Урок характеризуется доступностью, наглядностью. Успешно используются традиционные методы и современные педагогические технологии. Разные виды работы с классом обеспечивают постоянную смену видов деятельности учащихся. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии. Созданы условия для формирования знаний на творческом уровне. Ученики ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать. На протяжении всего урока продумана обратная связь. Каждый ученик является активным участником урока, отстаивает свою точку зрения на основе своих доказательств.
В 5 классе, впервые, учащиеся работают над историческим документом в рамках изучения законов царя Хаммурапи. Работа организована так, что дает возможность, поработать в рамках поставленной проблемы и дать аргументированные доказательства своему выводу.
Для контроля используется сравнительный анализ природных условий двух речных цивилизаций, выяснение черт сходства и различия, развитие этих умственных операций очень необходимо в дальнейшей работе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Возможности различных методов обучения, в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога, потенциальных возможностей учащихся .
Урок имеет большое воспитательное значение. Подобранный материал повышает интерес у учащихся к истории, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 825 КБ |
Методическая разработка | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1901 году французской археологической экспедицией был найден интересный памятник: столб из черного базальта. Интерес ученых вызывало то, что было на нем. Оказалось, что здесь были высечены законы царя Хаммурапи, всего 282 статьи, из них удалось расшифровать 247. Текст состоял из трех частей: введение, основная часть, заключение. Это интересно!
1. Вода в реке прибывала плавно, постепенно 2. Население занималось земледелием и ремеслом 3. Реки оставляли плодородный слой ила на полях 4. Разливы были бурными, вода смывала все на пути 5. Жители строили каналы и дамбы 6. Появились государство и письменность 7. Писали на глиняных табличках клинописью 8. Писали на папирусе иероглифами Древний Египет Древнее Двуречье
1. Вода в реке прибывала плавно, постепенно 2. Население занималось земледелием и ремеслом 3. Реки оставляли плодородный слой ила на полях 3. Реки оставляли плодородный слой ила на полях 2. Население занималось земледелием и ремеслом 4. Разливы были бурными, вода смывала все на пути 5. Жители строили каналы и дамбы 5. Жители строили каналы и дамбы 6. Появились государство и письменность 6. Появились государство и письменность 7. Писали на глиняных табличках клинописью 8. Писали на папирусе иероглифами
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Вавилон и его возвышение
Бог Солнца и правосудия Шамаш вручает Царю Хаммурапи законы
Закон - в котором закреплены правила, это письменный документ, определенные государством
Введение «Чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям…» Проблема: изучив фрагменты законов царя Хаммурапи, доказать, соответствовали ли они поставленным целям.
Задание 1 группе § 1. Если человек клятвенно обвинил кого-то, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель должен быть казнен. § 5. Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем решение свое изменил, этого судью следует изобличить, взять с него исковую сумму в 12-кратном размере, судью публично изгнать с судейского кресла.
Задание 2 группе § 28. Если тяжело вооруженный воин или легковооруженный был угнан в плен при поражении царя, то его поле и сад должны были остаться его семье. § 29. Поле, сад и дом, принадлежащие воину не могут быть проданы. § 34. Если старший офицер притесняет рядового воина, он должен быть наказан.
Задание 3 группе § 8. Если человек украл вола, овцу, либо раба, он должен заплатить иск, если нечем платить, вора должно казнить. § 9. Если кто срежет клеймо рабу, тому надо отрезать пальцы. § 117. Если человек имеет долг, его сын, дочь, жена должны быть в рабстве 3 года, на 4-й отпустить.
Задание 4 группе § 217. Если человек не укрепил плотину на своем участке, и вода затопила поля общины, пусть виновный возместит ущерб. § 231. Если строитель построил дом и сделал свою работу плохо, дом рухнул и убил домовладельца, то строитель должен быть казнен. § 218. Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом, и убил этого человека, ему надо отрубить кисть руки.
В законах царя Хаммурапи отражена вся жизнь Вавилонского общества. Законы защищали жизнь и собственность богатых людей. Законы облегчали жизнь раба-должника. Рабов-военнопленных даже и людьми не считали, их клеймили. Раб и бедняк не находили в законах защиты. Выводы
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Благодарновская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка
урока по истории
«Древний Вавилон»
для учащихся 5 класса
Составила: Журмухамбетова М.Б.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории,
МБОУ «Благодарновская СОШ», Оренбургская область
Тюльганского района, с. Благодарное
2023 г
Аннотация.
Содержание урока «Древний Вавилон» полностью соответствует теме. Все этапы содержания урока связаны между собой. Урок методически выдержан. Гармонично, логично и точно подобраны все задания, работающие на общую идею урока. На протяжении всего урока ведется оценочная деятельность. Урок характеризуется доступностью, наглядностью. Успешно используются традиционные методы и современные педагогические технологии. Разные виды работы с классом обеспечивают постоянную смену видов деятельности учащихся. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии. Созданы условия для формирования знаний на творческом уровне. Ученики ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать. На протяжении всего урока продумана обратная связь. Каждый ученик является активным участником урока, отстаивает свою точку зрения на основе своих доказательств.
В 5 классе, впервые, учащиеся работают над историческим документом в рамках изучения законов царя Хаммурапи. Потому работа организована так, что дает возможность, поработать в рамках поставленной проблемы и дать аргументированные доказательства своему выводу. От того, насколько удастся эта исследовательская деятельность, определится и дальнейшее отношение к таким формам работы.
Для контроля используется сравнительный анализ природных условий двух речных цивилизаций, выяснение черт сходства и различия, развитие этих умственных операций очень необходимо в дальнейшей работе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Возможности различных методов обучения, в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога, потенциальных возможностей учащихся .
Урок имеет большое воспитательное значение. Подобранный материал повышает интерес у учащихся к истории, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень.
Предмет: история. Тема: «Древний Вавилон». Дидактические цели. 1. Предметные: Формирование представлений о Вавилонском царстве, законах Хаммурапи; формирование понятия закон; развитие умений сравнивать и анализировать исторические факты. 2. Метапредметные. 2.1. Познавательные: Формирование способности решать проблемные, творческие задачи, анализировать и обобщать информацию. 2.2. Регулятивные: Формирование умения организовывать работу с различными видами и источниками информации. 2.3. Коммуникативные: Формирование готовности формулировать собственное мнение. 3. Личностные: Формирование представлений о государствах Древнего мира. Воспитание чувства уважения к историческому прошлому древних цивилизаций. Основные виды УУД: Овладение знаниями о городах Двуречья; формирование умения анализировать и делать выводы, осмысление нравственных уроков истории. Основные дидактические единицы: Города Двуречья, законы Хаммурапи, свободные люди, рабы, город Вавилон, право собственности. Формы организации обучения: фронтальные групповые Тип урока – урок усвоения новых знаний. Тип знаний: факты Используемая технология – проблемно – диалогового обучения. Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, видеофильм, раздаточный материал, оценочные листы.
Структура урока.
I. Организационный момент. Создание психологической атмосферы урока, в Вводно-мотивационный этап.
Находка археологов начала ХХ века.
II. Актуализация опорных знаний по теме Двуречье.
- Работа с картой.
- Сравнительная характеристика природных условий и жизни людей Древнего Египта и Древнего Двуречья.
- Решение исторической задачи.
III. Изучение нового материала
- Возвышение города Вавилона при царе Хаммурапи. Черный столб с законами царя Хаммурапи.
- Работа учащихся над текстами статей из законов царя Хаммурапи (исследовательская работа)
- Представление результатов исследования.
IV. Итог урока. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент. Вводно-мотивационный этап.
Находка археологов начала ХХ века.
В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра. Целеполагание. – Как вы думаете, чем уникален этот столб? – Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста? Сегодня на уроке мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе. Цели урока: Ознакомление с одним из первых сборников законов древности – законами царя Хаммурапи. Изучение отдельных статей законов с целью решения проблемной задачи. Выяснение исторического значения законов. Формирование умений работать с историческим документом, делать выводы.
Учитель: На прошлом уроке мы с что мы с вами выяснили?
- Что узнали нового на уроке? Какое было главное понятие на уроке? Вывод: Выяснили, что Египет и Междуречье –разные цивилизации.
II. Актуализация опорных знаний по теме Двуречье.
- Работа с картой ( показать и описать местоположение Египта и Двуречья).
- Сравнительная характеристика природных условий и жизни людей Древнего Египта и Древнего Двуречья.
Вам предлагаются характеристики природных условий и жизни людей в этих странах, из них вам необходимо выбрать общие черты и черты различия (слайд № 3 ). Сверим правильность ваших ответов (слайд №4);
- Решение исторической задачи.
Давайте вспомним миф о всемирном потопе. Мог ли подобный миф появиться в Египте? Почему?
3.Переход к изучению нового материала (слайд № 5 )
III. Изучение нового материала (слайд № 6 )
- Возвышение города Вавилона при царе Хаммурапи.
Видеофрагмент фильма «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».
Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.
Работа с картой слайда и настенной картой, с текстом учебника п.14, страница 71-72, п.2,3. Слайд № 7.
Это интересно! Черный столб с законами царя Хаммурапи. Слайд № 8.
Что высечено на столбе? Что такое закон? Из скольких частей состоит текст? Что изображено в верхней части столба? Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны. По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя отчасти они соответствовали действительности.
Вывод:одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.
Прочитав содержание введения, попробуйте объяснить для чего бог правосудия Шамаш вручил законы царю? Слайд № 9.
Проблема урока: изучив фрагменты законов царя Хаммурапи, доказать, соответствовали ли они поставленным целям. Защищали ли законы царя Хаммурапи все слои населения?
- Учитель: Чтобы нам разрешить эту проблему, я предлагаю вам поработать в роли историков-исследователей со статьями этого сборника (раздаточный материал).
Каждая группа изучает предложенные ей статьи закона, отвечает на поставленные вопросы к документу, выбирает кто из представителей группы будет защищать ответ.
- Работа вам предстоит очень серьезная и ответственная. Ассистенты должны составить рассказ о той группе населения, о которой шла речь в законах, найти подтверждения для разрешения проблемы урока.
Физминутка:
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.
2.Работа в группах с фрагментами законов. Обсуждение ответов на вопросы в группах.
Группа № 1 (слайд № 10) - Если человек клятвенно обвинил кого-то, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель должен быть казнен.
Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем решение свое изменил, этого судью следует изобличить, взять с него исковую сумму в 12 кратном размере, судью публично изгнать с судейского кресла.
Как вы думаете, почему законы свои царь начинает с этих статей? Какими качествами должен обладать судья?
Группа №2 (слайд №11) - Если тяжеловооруженный воин или легковооруженный был угнан в плен при поражении царя, то его поле и сад должны остаться семье.
-Поле, сад и дом, принадлежащие воину не могут быть проданы.
-Если старший офицер притесняет рядового воина, он должен быть наказан.
Что получал воин при поступлении на службу? Как государство охраняло собственность воинов и их семей?
Группа №3 (слайд № 12) - Если человек украл вола, овцу, либо раба он должен заплатить иск, если нечем платить, вора должно казнить.
-Если кто срежет клеймо рабу, тому надо отрезать пальцы. - Если человек имеет долг, его сын, дочь, жена должны быть в рабстве 3 года, а на четвертый отпустить.
Как можно оказаться в рабстве? Чем отличается раб от свободного человека? Доказывают ли статьи закона, что раб считается вещью?
Группа №4 ( слайд № 13) - Если человек не укрепил плотину на своем участке, и вода затопила поля общины, пусть виновный возместит ущерб.
-Если строитель построил дом и сделал свою работу плохо, дом рухнул и убил домовладельца. То строитель должен быть казнен.
-Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом, и убил этого человека, ему надо отрубить кисть руки.
Какие статьи ты считаешь справедливыми? Какие нет?
3. Представление результатов исследования .
При защите своих ответов на слайде высвечиваются предложенные группам вопросы. Это помогает учащимся сосредоточиться, представители других групп могут прочитать фрагменты и задания.
После обсуждения ответов учащиеся возвращаются к поставленной проблеме.
Разрешение проблемы урока: изучив фрагменты законов царя Хаммурапи, доказать, соответствовали ли они поставленным целям.
Защищали ли законы царя Хаммурапи все слои населения? (слайд №14)
С помощью учителя они приходят к выводу:
1.Статьи законов в некоторой степени защищали интересы той или иной категории населения, кроме рабов.
2.Законы закрепляли имущественное неравенство, в чем их несправедливость.
3. Законы играли важную роль в жизни общества и помогали поддерживать порядок. 4. Законы сурово наказывали за преступления.
Подведение итогов работы. Учитель оценивает работу групп .
IV. Итог урока.
Какую информацию дают нам законы Хаммурапи?
Можно ли их считать справедливыми? Почему?
Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян?
Закрепление знаний.
- Учебник стр.74 рубрика «Объясните значение слов»: закон, неравенство, ростовщик, раб - должник.
- Подготовка к ВПР. Онлайн тесты. Интернет -ресурсы: РЭШ (Древний Восток: раздел 3, урок 10 «Вавилонское царство. Законы Хаммурапи». Упражнения и задачи:
1.На какие категории делилось население в Вавилоне?
https://resh.edu.ru/subject/lesson/418/training/#20769
4.Какие категории населения становились рабами?
https://resh.edu.ru/subject/lesson/418/training/#20772
5.Из законов Хаммурапи можно узнать о (об)?
https://resh.edu.ru/subject/lesson/418/training/#20773
Выставление оценок по оценочным листам.
Рефлексия
«Меня удивило на уроке…»
«Я сумел понять, что…»
«Я не успел на уроке …»
V.Домашнее задание: параграф 14. Можно ли назвать справедливыми законы Хаммурапи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи
Тип урока: урок овладения новыми знаниями. Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обя...
Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи.
В разработке урока по теме Древний Вавилон, содержатся 2 варианта работы. Основной это работа с историческим документом, каторый прилагается к уроку , а также презентация, которая рассчитана на часть ...
Урок истории 5 класс Древний Вавилон
Презентация 5 класс Древний ВавилонИстория древнего мира . 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/В.И.Уколова,Л.П.Маринович; под-ред. А.О.Чубарьяна;Рос.акад.образования,изд-во «Просвещение».-М.: ...
Урок в 5 классе "Математические страницы истории Древнего Вавилона"
Конспект урока и презентация....
Экономика Древнего Вавилона
Урок соответствует требованиям ФГОС. Осмысливание жизни первых цивилизаций, помогает учащимся лучше ориентироваться в настоящих событиях, происходящих в мире и ориентироваться в будущем. Поэтому изуче...
ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ.
Др.Вавилон.Законы Хаммурапи...
История 5 класс 15 урок: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.
Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...