Урок в 5 классе "Математические страницы истории Древнего Вавилона"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Ананьева Ольга Владимировна


Конспект урока и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок подготовила и провела Ананьева О.В.,  

учитель математики МКОУ Большеясырская ООШ

Интегрированный урок по математике и истории в 5 классе на тему

" МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА "

Цели урока:

образовательные:  выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках

истории по теме: «Древнее Двуречье»,                                                                                       математике по темам: «Сравнение обыкновенных дробей. Правильные и неправильные дроби»,                                                             обобщить и расширить материал как систему знаний, пропедевтика темы «Деление и дроби».

воспитательные:  воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; воспитывать внимание, аккуратность, расширять кругозор учеников, воспитывать интерес к истории  развития математики.

развивающие:   умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение выявлять особенности, закономерности, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; умение применять свои знания на практике.

Оборудование урока:

  • персональный компьютер, проектор, экран;
  • карточки (разного цвета) с дополнительной

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Форма  урока:   урок-путешествие.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Учащимся предлагается вспомнить, что было изучено на прошлых уроках математики.

Устная работа.  Сравните дроби.  ( слайд 1).

Устная работа.  Составьте слова.  (слайд 2).

Площадь. Что это такое?

Хаммурапи. Кто это?

Ростовщики. Кто это?

Существует ли что-то общее между этими словами?   (Древний Вавилон)

Учитель обобщает ответы учащихся, формулирует тему и  цели урока. (слайд 3).

Учащиеся отвечают на вопросы

  1. Что собой представляет обыкновенная дробь?
  2. Какие дроби мы научились сравнивать на уроках математики? Как?

Устный счет.     (слайд 4).

  1. 3² - 2³
  2. 4² - 3²
  3. 5² - 4²
  4. 12² : (2³ ·3²)

Какое получилось число, составленное из ответов?   (1792)

Учащиеся отвечают на вопросы

  1. Чем знаменательна эта дата для Древнего Вавилона?  (Начало правления знаменитого Вавилонского царя Хаммурапи)
  2. Чем еще прославился Древний Вавилон?

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Начинаем наше путешествие по

М А Т Е М А Т И Ч Е С К И М   С Т Р А Н И Ц АМ.

Страница первая.

СИСТЕМА СЧЕТА.

Учащийся выступает с коротким сообщением. (слайды 5,6,7,8).

Задание.   (слайд  9).

Определить какой является дробь: правильной или неправильной.  

Письменно в тетради выписывают дроби  по вариантам:

I вариант  –  неправильные дроби,

II вариант  –  правильные дроби.

Проверка задания.

Ответьте на вопрос. Чем отличается правильная дробь от неправильной?

Вывод:   Удобна ли такая система счета?  Чем?  Сравните с системой счета древних египтян.

Страница вторая.

ДРЕВНЕВАВИЛОНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Учащийся выступает с коротким сообщением.  (  слайд  11,12,13).

Письменная работа в парах.  

Задание. (слайд  14).

Какую часть:

1)   часа составляет  4 минуты ;

2)   часа составляет  17 секунд;

3)   года составляет  неделя;

4)   недели составляет 2 дня;

5)   метра составляет  23 сантиметра;

6)   тонны составляет  3 центнера;

7)   гектара составляет 62 ара;

8)   литра составляет 4 кубических сантиметрах;

9)   суток составляет 15 часов.

Проверка задания.

Вывод :    Чем отличается древневавилонский календарь от древнеегипетского?  Что мы унаследовали из Древнего Вавилона?

Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Страница третья.

СИСТЕМА МЕР  ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.

Учащийся выступает с коротким сообщением. (  слайд  16).

 В математике с помощью дробей можно записывать результат деления двух любых натуральных чисел. Например:

Задание.

Выразите при помощи неправильной дроби чему равен 1 локоть.

      Вспомните, как выполняется деление с остатком.

      Замените дробную черту знаком деления и выполните деление с остатком.

Получили: 19500 = 360·54+60

Сейчас  вы из неправильной дроби выделили целую часть путем деления числителя на знаменатель. Осталось только правильно записать результат: .

Получилось число, в котором число    слайд 17)

 54  называется целой частью,  

 -  дробной частью.

Следовательно, .

Задание. (слайд  19).

Найдите площадь Вавилона ( используйте единицу длины «стадий»).

Вывод :  В Древнем Вавилоне, как и в Древнем Египте жители пользовались какими единицами измерения длины?   Какая новая единица длины появляется?

Страница четвертая.

ЧУДЕСА ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.

Говоря о Древнем Вавилоне, нельзя не сказать о таких чудесах, как «висячие сады Семирамиды»  и вавилонской башне.

Сообщение учащихся о «висячих садах Семирамиды»  (слайд  20).

 и вавилонской башне  (слайд  21).

Задание. (слайд  22).

Найдите объем первого яруса вавилонской башни.

ТАКЖЕ (сведения о развитии математики) (слайд  23).

  1. Итоги урока.

Продолжите предложения:  (слайд  24).  

  • Я удивлен тем, что…
  • Математика в Древнем Вавилоне …

  1. Информация о домашнем задании

 найдите свой рост в «царских локтях». (слайд  25).  

Выставление оценок.

Используемая литература.

  1. Виленкин Н.Я. “Математика 5”, учебник, “Мнемозина”, 2004г.
  2. Свенциская, Годер “История Древнего мира”, учебник для 5 класса, “Мнемозина”, 2004г.
  3. http://sistemi.narod.ru/vav.html
  4. http://praeger.narod.ru/measure/LENGHT/122.htm
  5. http://votkosmos.ru/istoriya-kosmosa/11-drevnij-kalendar-vavilonskoj-astronomii.html
  6. http://proofexists.clan.su/publ/3-1-0-392
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вавилонская математика.
  8. http://moikompas.ru/compas/vavilon


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССе...

Урок истории в 5 классе по теме:"По страницам истории Древнего мира"

Повторительно- обобщающий урок с использованием ЭОР на различных этапах урока...

Электронный задачник "По страницам истории Древнего Рима"

Для обучающихся 5 класса, выполнено в программе Excel. Ребус, задание на усвоение терминологии, загадка, задача и примеры на счет лет в истории, анаграммы и упражнения, 3 теста с выведение отметк...

Здоровье наших предков (по страницам истории Древней Руси)

Как заботились о своем здоровье наши предки и чем лечились. Интересная и полезная информация представлена в размещенных материалах.Беседы с учащимися задуманы как серия уроков о здоровье. Представляю ...