Урок в 5 классе "Математические страницы истории Древнего Вавилона"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_istorii_v_5_klasse._matematicheskie_stranitsy_istorii_drevnego_vavilona.rar | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок подготовила и провела Ананьева О.В.,
учитель математики МКОУ Большеясырская ООШ
Интегрированный урок по математике и истории в 5 классе на тему
" МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА "
Цели урока:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках
истории по теме: «Древнее Двуречье», математике по темам: «Сравнение обыкновенных дробей. Правильные и неправильные дроби», обобщить и расширить материал как систему знаний, пропедевтика темы «Деление и дроби».
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; воспитывать внимание, аккуратность, расширять кругозор учеников, воспитывать интерес к истории развития математики.
развивающие: умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение выявлять особенности, закономерности, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; умение применять свои знания на практике.
Оборудование урока:
- персональный компьютер, проектор, экран;
- карточки (разного цвета) с дополнительной
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Учащимся предлагается вспомнить, что было изучено на прошлых уроках математики.
Устная работа. Сравните дроби. ( слайд 1).
Устная работа. Составьте слова. (слайд 2).
Площадь. Что это такое?
Хаммурапи. Кто это?
Ростовщики. Кто это?
Существует ли что-то общее между этими словами? (Древний Вавилон)
Учитель обобщает ответы учащихся, формулирует тему и цели урока. (слайд 3).
Учащиеся отвечают на вопросы
- Что собой представляет обыкновенная дробь?
- Какие дроби мы научились сравнивать на уроках математики? Как?
Устный счет. (слайд 4).
- 3² - 2³
- 4² - 3²
- 5² - 4²
- 12² : (2³ ·3²)
Какое получилось число, составленное из ответов? (1792)
Учащиеся отвечают на вопросы
- Чем знаменательна эта дата для Древнего Вавилона? (Начало правления знаменитого Вавилонского царя Хаммурапи)
- Чем еще прославился Древний Вавилон?
- Обобщение и систематизация знаний.
Начинаем наше путешествие по
М А Т Е М А Т И Ч Е С К И М С Т Р А Н И Ц АМ.
Страница первая.
СИСТЕМА СЧЕТА.
Учащийся выступает с коротким сообщением. (слайды 5,6,7,8).
Задание. (слайд 9).
Определить какой является дробь: правильной или неправильной.
Письменно в тетради выписывают дроби по вариантам:
I вариант – неправильные дроби,
II вариант – правильные дроби.
Проверка задания.
Ответьте на вопрос. Чем отличается правильная дробь от неправильной?
Вывод: Удобна ли такая система счета? Чем? Сравните с системой счета древних египтян.
Страница вторая.
ДРЕВНЕВАВИЛОНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
Учащийся выступает с коротким сообщением. ( слайд 11,12,13).
Письменная работа в парах.
Задание. (слайд 14).
Какую часть:
1) часа составляет 4 минуты ;
2) часа составляет 17 секунд;
3) года составляет неделя;
4) недели составляет 2 дня;
5) метра составляет 23 сантиметра;
6) тонны составляет 3 центнера;
7) гектара составляет 62 ара;
8) литра составляет 4 кубических сантиметрах;
9) суток составляет 15 часов.
Проверка задания.
Вывод : Чем отличается древневавилонский календарь от древнеегипетского? Что мы унаследовали из Древнего Вавилона?
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Страница третья.
СИСТЕМА МЕР ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.
Учащийся выступает с коротким сообщением. ( слайд 16).
В математике с помощью дробей можно записывать результат деления двух любых натуральных чисел. Например:
Задание.
Выразите при помощи неправильной дроби чему равен 1 локоть.
Вспомните, как выполняется деление с остатком.
Замените дробную черту знаком деления и выполните деление с остатком.
Получили: 19500 = 360·54+60
Сейчас вы из неправильной дроби выделили целую часть путем деления числителя на знаменатель. Осталось только правильно записать результат: .
Получилось число, в котором число слайд 17)
54 называется целой частью,
- дробной частью.
Следовательно, .
Задание. (слайд 19).
Найдите площадь Вавилона ( используйте единицу длины «стадий»).
Вывод : В Древнем Вавилоне, как и в Древнем Египте жители пользовались какими единицами измерения длины? Какая новая единица длины появляется?
Страница четвертая.
ЧУДЕСА ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.
Говоря о Древнем Вавилоне, нельзя не сказать о таких чудесах, как «висячие сады Семирамиды» и вавилонской башне.
Сообщение учащихся о «висячих садах Семирамиды» (слайд 20).
и вавилонской башне (слайд 21).
Задание. (слайд 22).
Найдите объем первого яруса вавилонской башни.
ТАКЖЕ (сведения о развитии математики) (слайд 23).
- Итоги урока.
Продолжите предложения: (слайд 24).
- Я удивлен тем, что…
- Математика в Древнем Вавилоне …
- Информация о домашнем задании
найдите свой рост в «царских локтях». (слайд 25).
Выставление оценок.
Используемая литература.
- Виленкин Н.Я. “Математика 5”, учебник, “Мнемозина”, 2004г.
- Свенциская, Годер “История Древнего мира”, учебник для 5 класса, “Мнемозина”, 2004г.
- http://sistemi.narod.ru/vav.html
- http://praeger.narod.ru/measure/LENGHT/122.htm
- http://votkosmos.ru/istoriya-kosmosa/11-drevnij-kalendar-vavilonskoj-astronomii.html
- http://proofexists.clan.su/publ/3-1-0-392
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Вавилонская математика.
- http://moikompas.ru/compas/vavilon
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССе...
Урок истории в 5 классе по теме:"По страницам истории Древнего мира"
Повторительно- обобщающий урок с использованием ЭОР на различных этапах урока...
Математические страницы истории Древнего Египта
Конспект и презентация....
Математические страницы истории Древнеи Индии.
Конспект и презентация....
Электронный задачник "По страницам истории Древнего Рима"
Для обучающихся 5 класса, выполнено в программе Excel. Ребус, задание на усвоение терминологии, загадка, задача и примеры на счет лет в истории, анаграммы и упражнения, 3 теста с выведение отметк...
Мастер-класс "«Путешествие по страницам истории Древнего мира» "
мастер- класс...
Здоровье наших предков (по страницам истории Древней Руси)
Как заботились о своем здоровье наши предки и чем лечились. Интересная и полезная информация представлена в размещенных материалах.Беседы с учащимися задуманы как серия уроков о здоровье. Представляю ...