Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.
Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
Задачи:
Предметные:
- организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов вавилонского царя Хаммурапи;
- исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве общества.
- развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
- Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
- Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
- Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Личностные:
- ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе
- формировать уважительное отношение к чужому мнению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakony_hammurapi.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 101 города Краснодара Глазкова Лариса Ивановна
Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.
Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
Задачи:
Предметные:
- организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов вавилонского царя Хаммурапи;
- исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве общества.
- развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
- Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
- Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
- Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Личностные:
- ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе
- формировать уважительное отношение к чужому мнению
Оборудование: 1. Вигасин А.А. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2011
2. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2011
3. Карта «Древний Восток»
4. Презентация «Законы Вавилонского царства»
Ход урока:
I. Организационный этап: подготовка класса к работе, учащиеся распределены на группы, в каждой из которых находятся дети с равным уровнем подготовки.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: постановка проблемы
Проблема: по каким правилам живут люди в государстве? Всегда ли эти правила справедливы?
Учащиеся: Эти правила называются законами.
Учитель: А как вы думаете, почему возникли эти правила – законы? Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?
Фиксируем версии на доске:
1) договорились; 2) общие правила (законы жизни): 3) чтобы был порядок
III. Актуализация знаний обучающихся:
Учитель: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Учащиеся: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.
Учитель: Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.
Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.
Учитель: Ребята, откройте свои рабочие тетради на с. 41 и выполните задание № 48, где необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:
В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р
Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ е.
Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш. Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.
Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.
Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?
Учащиеся: Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.
Учитель: Почему не смогли заполнить?
Учащиеся: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи.
Учитель: И что нам делать?
Учащиеся: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.
Учитель: А как мы это узнаем?
Учащиеся: Может быть, прочитаем в учебнике.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем, сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях на с. 45 задание № 54, а 1 учащийся – у доски.
До н.э. н.э.
_______1792__________1750__________________РХ________________________2012 г.__
Учитель: Ребята, 1 учащийся правильно справился с заданием? Он верно отметил даты на линии времени?
Учащиеся: Да
Учитель: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи):
- Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?
Ответ: 1792+2012=3804 лет назад начал править царь Хаммурапи.
- Сколько лет правил царь Хаммурапи?
Ответ: 1792-1750=42 года царь Хаммурапи правил в Вавилоне.
- Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?
Ответ: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.
Учитель: Молодцы! Вы верно справились с заданиями.
А теперь вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Что такое закон? А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?
Учащиеся: Наверное, уже были.
Учитель: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.67 учебника. Что мы видим?
Учащиеся: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.
Учитель: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.
(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):
1-я гр. – документ 1:
«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Вопросы к документу 1:
- Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?
- Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?
2-я гр. – документ 2:
«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»
Вопросы к документу 2:
- Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
- Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
- Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?
3-я гр. – документ 3:
«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»
Вопросы к документу 3:
- Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
- Какими путями можно было попасть в рабство?
- Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?
Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.
V. Первичное закрепление
Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 68 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.
При этом дети должны решить, какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:
Справедливые законы | Несправедливые законы |
|
|
После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.
Учитель: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.
Тесты:
- За кражу раба человека:
а) наказывали штрафом;
б) заключали в тюрьму;
в) убивали. - За неуплату долга человек:
а) наказывался плетью;
б) отдавал в рабство детей;
в) подвергался смертной казни. - За убийство чужого раба убийцу
а) изгоняли из страны;
б) заставляли отдать раба;
в) убивали. - За оскорбление вельможи или жреца обидчика
а) заключали в тюрьму;
б) наказывали плетью;
в) казнили.
Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.
VI. Информация о домашнем задании.
Дети записывают в дневники: §14, прочитать, пересказать, ответить на вопросы. В рабочих тетрадях выполнить задания № 53, 55 обязательно (min), задания № 56-60 по желанию (max).
VII. Рефлексия
Учитель: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?
Рефлексия:
- Что понравилось на уроке ...
- Что было трудно ...
- Что хотелось бы ...
Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи.
В разработке урока по теме Древний Вавилон, содержатся 2 варианта работы. Основной это работа с историческим документом, каторый прилагается к уроку , а также презентация, которая рассчитана на часть ...
ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ.
Др.Вавилон.Законы Хаммурапи...
Технологическая карта урока истории по законам Хаммурапи. 5 класс
Материал содержит технологическую карту урока истории "Законы Вавилонского царства" по УМК "школа 2100". Рассмотрены новые методы преподавания данной темы с учетом ФГОС...
План урока физики в 10 классе. Тема урока: Импульс тела. Закон сохранения импульса
План - конспект урока...
История 5 класс 15 урок: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.
Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...