Рабочая программа по дисциплине История
рабочая программа по истории

Светлана Викторовна Шульц

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood.04_istoriya_zhkh.doc464.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к ООП по профессии 08.01.29 Мастер ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

 «Агротехнологический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ООД.04 ИСТОРИЯ  

2023 г.

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «История» разработана на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; рекомендаций по получению среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования (письмо Минпросвещения России от 01.03.2023г. № 05-592); с учетом примерной рабочей программы для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования».

Разработчик:

Ермачкова Е.П., преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

26

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

28


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

1.1. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы СПО:

Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, относящейся в состав укрупненной группы профессий, специальностей по направлению 08.00.00 Техника и технологии строительства.

Программа общеобразовательной дисциплины «История» предусматривает интеграцию с дисциплинами:

ООД.08 Обществознание, ООД.02 Литература, ДООД.01 Россия-моя история, СГ. 01 История России, ДООД.02 Индивидуальный проект.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цель дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «История» направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.

1.2.2. Результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

- уметь:

Код

Результат

1

2

У1

Характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (далее - нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее - СССР), решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса

У2

Составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.

У3

Выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы.

У4

Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в XX - начале XXI века.

У5

Критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные,

аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками.

1

2

У6

Осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.

У7

Анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм.

У8

Защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории.

-знать:

Код

Результат

З1

Достижения страны и ее народа.

З2

Имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX - начале XXI века.

З3

Ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX - начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.

З4

Положение Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Понятия: власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции.

З5

Февральская революция 1917 г. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика "военного коммунизма". Общество, культура в 1917-1922 гг.

З6

Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. "Великий перелом". Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление обороноспособности.

З7

Великая Отечественная война 1941 - 1945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе.

З8

СССР в 1945 - 1991 годы. Экономические развитие и реформы. Политическая система "развитого социализма". Развитие науки, образования, культуры. "Холодная война" и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза.

З9

Российская Федерация в 1992 - 2022 гг. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI в. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих и профессиональных компетенций, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.

Общие компетенции

Планируемые результаты обучения

Общие 

Дисциплинарные

1

2

3

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Готов к труду, осознает ценности мастерства, трудолюбив.

Готов к активной деятельности технологической и социальной направленности, способен инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность.

Проявляет интерес к различным сферам профессиональной деятельности.

Обладает универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулирует и актуализирует проблему, рассматривает ее всесторонне;

- устанавливает существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определяет цели деятельности, параметры и критерии их достижения;

- выявляет закономерности и противоречия рассматриваемых явлениях;

- вносит коррективы в деятельность, оценивает соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивает креативное мышление при решении жизненных проблем.

б) базовые исследовательские действия:

- владеет навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявляет причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигает гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задает параметры и критерии решения;

- анализирует полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивает их достоверность, прогнозирует изменение в новых условиях;

- умеет переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

Умеет критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявляет общее и различия; привлекает контекстную информацию при работе с историческими источниками.

Владеет комплексом хронологических

умений, умеет устанавливать

причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени.

Умеет анализировать, характеризовать и

сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени.

1

2

3

- умеет интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигает новые идеи, предлагает оригинальные подходы и решения, способен их использовать в познавательной и социальной практике.

ОК 02.  Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- имеет мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующее осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствует языковую и читательскую культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознает ценности научной деятельности, готов осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

  • владеет навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществляет поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
  • создает тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
  • оценивает достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

 владеет навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности.

Умеет осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – нач. XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивает полноту ‎и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.

Умеет объяснять критерии поиска исторических источников и находить их; учитывать специфику источников социальной и личной информации.

Объясняет значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории зарубежных стран.

Приобретен опыт осуществления учебно-исследовательской деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной

В области духовно-нравственного воспитания:

- имеет нравственное сознание, этическое поведение;

  • способен оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально нравственные нормы и ценности;
  • осознает личный вклада в построение устойчивого будущего;
  • ответственно относится к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Умеет анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные,

аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекает

1

2

3

сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществляет познавательную деятельность, выявляет проблемы, ставит и формулирует собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составляет план решения с учетом проблемы имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

  • дает оценку новым ситуациям;

- проявляет широкую эрудицию в разных областях знаний, постоянно повышает свой образовательный и культурный уровень;

б)        самоконтроль:

- использует приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивает риски и своевременно принимает решения по их снижению;

в)        эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

- обладает внутренней мотивацией, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизмом, инициативностью, умением действовать, исходя из своих возможностей;   -обладает эмпатией, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; способен выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

контекстную информацию при работе с историческими источниками.

Осуществляет с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; Оценивает полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.

ОК 04.  Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Готов к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

Имеет навыки учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность:

  • понимает и использует преимущества командной и индивидуальной работы;
  • принимает цели совместной деятельности, организует и координирует действия по ее достижению:        составляет план

Приобретен опыт осуществления проектной деятельности в форме участия ‎в подготовке учебных проектов по новейшей истории, в том числе – ‎на региональном материале (ресурсы библиотек, музеев).

Приобретен опыт взаимодействия с людьми другой культуры,‎ национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского

1

2

3

действий, распределяет роли с учетом мнений участников, обсуждает результаты совместной работы; 

- координирует и выполняет работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • осуществляет позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявляет творчество и воображение, инициативен.

Овладение универсальными регулятивным действиями:

г) принятие себя и других людей:

 принимает мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

  • признает свое право и право людей на ошибки;

- развивает способность понимать мир с позиции другого человека.

общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.

ОК 05.   Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

 В области эстетического воспитания:

  • имеет чувство эстетического восприятия мира, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
  • способен воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущает эмоциональное воздействие искусства;
  • убежден в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  • готов к самовыражению в разных видах искусства, стремиться проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществляет коммуникации во всех сферах жизни;

  • распознает невербальные средства общения, понимает значение социальных знаков, распознает предпосылки конфликтных ситуаций и смягчает конфликты;

развернуто и логично излагает свою точку зрения с использованием языковых средств.

Умеет составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ–нач. XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху.

Формулирует, обосновывает собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.

Отстаивает историческую правду в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных проектов и исследований по новейшей истории, аргументированно критикует фальсификации отечественной истории. Рассказывает о подвигах народа при защите Отечества, разоблачает фальсификации отечественной истории.

1

2

3

ОК 06. Проявлять гражданско-

патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,

применять стандарты

антикоррупционного

поведения

  Осознает российскую гражданскую идентичность.

Целенаправленно развивает внутреннюю позицию личности на основе духовно нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, сформирована система значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способен ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

  • знает свои конституционные права и обязанности, уважает закон и правопорядок;

- принимает традиционные национальные, общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

  • готов противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
  • готов вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

- взаимодействует с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готов к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

  • сформировано – российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Ценить государственные символы, историческое и природное наследие, памятники, традиции народов России, достижения России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

Готов к служению и защите Отечества, нести ответственность за его судьбу.

Понимает значимость России в мировых политических и социально-экономических процессах ХХ–нач. XXI в., знает достижений страны и ее народа; умеет характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимает причины и следствия распада СССР, возрождения РФ как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и другие важнейшие события ХХ–нач. XXI вв.; особенности развития культуры народов СССР (России).

Знает имена героев I мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внёсших значительный вклад в социально-экономическое, политической и культурное развитие России в ХХ – нач. XXI в.

Умеет составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ–нач. XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху.

1

2

3

Формулирует и обосновывает собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, используя разные источники.

Умеет выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизирует историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивает изученные исторические события, явления, процессы.

Умеет устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризует их итоги; соотносит события истории родного края и истории России в ХХ–нач. XXI в.; определяет современников исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ – нач. XXI в.

Умеет анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – нач. XXI в.; сопоставляет информацию, имеющуюся в различных источниках; формализует историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм.

Умеет защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа, готов давать отпор фальсификациям российской истории.

1

2

3

Знает ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в ХХ – нач. XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения культуры, ценностные ориентиры.

Понимает значимость роли России в мировых политических и социально-экономических процессах.

Умеет характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру.

Сформированы представления о предмете, научных и социальных функциях исторического знания, методах изучения исторических источников.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Не причиняет вред окружающей среде.

Прогнозирует экологические последствия действий, предотвращает их.

Расширяет опыт деятельности экологической направленности.

Решает проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов.

Осуществляет поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду.

Переносит знания в познавательную и практическую область жизнедеятельности.

Предлагает новые проекты, оценивает идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости.

Дает оценку ситуациям, вносит коррективы в деятельность, оценивает соответствие результатов целям.

 

Умеет анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века; Умеет сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; Умеет формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм.

Владеет навыками защиты исторической правды, не допускает умаления подвига народа при защите Отечества, готов дать отпор фальсификациям российской истории.

1

2

3

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Использует физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

Применяет рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности;

 Пользуется средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии.

Умеет составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; Умеет формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.

Осуществляет с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; Дает оценку полноты и достоверности информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Мотивирован к обучению и личностному развитию.

В области ценности научного познания:

- формирует мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствует языковую и читательскую культуру как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознает ценности научной деятельности, готов осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в

Умеет составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический

1

2

3

группе.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- владеет навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- владеет видами деятельности по получению нового

знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- имеет научный тип мышления, владеет научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществляет целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду.

материал, в том числе используя источники разных типов.

Осуществляет с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; Дает оценку полноты и достоверности информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.

Умеет формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.

ПК 1.1. Выполнять ремонт и монтаж систем водоснабжения, водоотведения и отопления.

Выполнение работ по ремонту, монтажу и эксплуатации систем водоснабжения, водоотведения и отопления систем жилищно-коммунального хозяйства.

Умеет выявить существенные черты исторических событий, явлений, процессов;

Умеет привести в систему историческую информацию в соответствии с заданными критериями;

Умеет сравнивать изученные исторические события, явления, процессы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

104

в т.ч.

Основное содержание

94

в т.ч.

теоретическое обучение

58

практические занятия

36

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

10

профессионально-ориентированные занятия (практические занятия)

10

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) во 2 семестре

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), практические занятия

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Россия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война и послевоенный кризис Великой Российской революции (1914–1922)

20

Тема 1.1.

Россия и мир накануне Первой мировой войны

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 02

ОК 05-06

У 3-4, З3-4

1

2

Новейшая история как этап развития человечества. Мир в начале ХХ в. Новейшая история: понятие, хронологические рамки, периодизация. Усиление борьбы ведущих держав за передел мира. Тройственный союз и Антанта.

Причины и начало Первой мировой войны. Сараевское убийство.

Тема 1.2.

Военные действия 1914-1917 гг.

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 02

ОК 05-06

У 3-4

З3-4

1

2

3

Вступление в войну стран Европы и России. Соотношение сил и планы сторон.

Военные действия на Западном и Восточном фронтах. Бои на Западном фронте. Сражение на Марне. Операции русских войск в Восточной Пруссии и Галиции. Позиционная война и новые виды вооружения. Отступление русской армии в 1915 г. Битвы под Верденом и на р. Сомма. Брусиловский прорыв русских войск на Юго-Западном фронте. Восточный фронт в условиях революционных событий 1917 года. Выход России из войны. Вступление в войну США. 

Тема 1.3.

Россия в годы Первой мировой войны

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 02

ОК 05-06

У 3-4

З1-4

1

2

Российское государство и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем. Милитаризация экономики. Российское общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Нарастание дисбаланса в экономике, падение уровня жизни населения. Рост забастовочного и оппозиционного движения. Распутинщина и кризис власти. Речь Н. Милюкова 

Итоги Первой мировой войны. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны

Практическое занятие:

  1. Россия в первой мировой войне.

2

Тема 1.4.

Февральская революция 1917 г.

Содержание учебного материала

2

ОК 02

ОК 04-06

ПК 1.1

1

2

Причины Февральской революции и ее начальный этап.

Нарастание революционных настроений в российском обществе. Война как революционизирующий фактор. Революционные события в Петрограде в феврале 1917 г.

1

2

3

4

3

4

Система двоевластия. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Формирование Временного правительства. Отречение Николая II.

Нарастание кризисных явлений в стране весной – летом 1917 г.  Программа преобразований Временного правительства. Апрельский политический кризис. Июньский политический кризис и рост популярности большевиков. Попытка установления военной диктатуры генерала Л.Г. Корнилова. Провозглашение России республикой. Предпарламент.

У 1-4

З5

Тема 1.5.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г.

Содержание учебного материала

2

1

2

Октябрьское вооруженное восстание. Первые революционные преобразования большевиков. Назревание общенационального кризиса в стране. Большевизация Советов. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками.

Новые органы власти: ВЦИК, Совнарком.

ОК 02

ОК 04-06

У 1-4, З1-3

Тема 1.6.

Первые революционные преобразования большевиков

Содержание учебного материала

2

ОК 02

ОК 04-06

У 1-4

З1-3

ПК 1.1

1

2

Первые декреты. Мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Конституция РСФСР. Декрет о мире. Брест-Литовский мир.

Практическое занятие:

  1. Первые преобразования советской власти. Работа с историческими источниками.

2

Тема 1.7.

Гражданская война и ее последствия. Культура Советской России в период Гражданской войны

Содержание учебного материала

8

ОК 02

ОК 04-05

У 3-7

З1-3

ПК 1.1

1

2

3

Причины и этапы Гражданской войны в России. Причины Гражданской войны и ее характер. Выборы и разгон Учредительного собрания. Очаги гражданского противостояния осенью 1917 – весной 1918 г. Восстание Чехословацкого корпуса и формирование фронтов Гражданской войны. Создание Красной Армии. Антибольшевистские силы: состав, идеология, цели.

Боевые действия на Восточном фронте. Поражение армий А.В. Колчака. Действия Н.Н. Юденича на Северо-Западе РСФСР. Формирование Добровольческой армии. «Вооруженные силы Юга России» А.И. Деникина. Поражение армии П.Н. Врангеля в Крыму. Советско-польская война 1919 – 1920 г. Причины победы большевиков в Гражданской войне. Итоги и последствия Гражданской войны в России.

Внутренняя политика большевиков. Политика «военного коммунизма». Национализация торговли и промышленности. ВСНХ. Всеобщая трудовая повинность. Продразверстка. Чрезвычайные органы: ЧК, комбеды и ревкомы. Отмена товарно-денежных отношений, уравнительная оплата труда, введение карточной системы. План ГОЭЛРО.

Культура в годы Гражданской войны. Общественно-политическая и социокультурная жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. «Красный» и «белый» террор.

2

1

2

3

4

Практическое занятие:

  1. Причины и этапы Гражданской войны в России. Работа с картой. Работа с историческими источниками.
  2. Культура в годы Гражданской войны. Социальная политика большевиков. Политика большевиков в области идеологии, образования культуры в годы Гражданской войны. Эмиграция и формирование Русского зарубежья.

2

2

Профессионально-ориентированные занятия (практические занятия):

  1. Установление особенностей водоснабжения времен Первой мировой войны

2

Раздел 2. СССР в 1920–1930-е годы. Межвоенный период (1918–1939)

20

Тема 2.1.

СССР в 20-е годы. Новая экономическая политика

Содержание учебного материала

2

ОК 02

ОК 04-05

У 3-7

З6

1

2

3

4

Социально-экономический и политический кризис в РСФСР в начале 20-х гг. Внутренняя ситуация в стране после Гражданской войны. Социально-экономический кризис. Голод 1921–1922 гг. Крестьянские восстания (Сибирь, Тамбовщина, Поволжье). Кронштадтское восстание.

Основные мероприятия нэпа. Переход к новой экономической политике (нэп). Замена продразверстки натуральным налогом. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Перемены в промышленности. Частичная денационализация. Концессии. Внутренние противоречия и кризисы новой экономической политики. Итоги экономического развития страны к концу 20-х годов. Причины свертывания нэпа.

Национальная политика. Образование СССР. Предпосылки образования СССР. План «автономизации» И.В. Сталина. Ленинский план создания федерации равноправных республик. Договор об образовании СССР 1922 г. Конституция СССР 1924 г.

Общественно-политическая жизнь в СССР в 20-е гг. Активизация борьбы в партийно-государственном руководстве СССР в 20-е годы. Установление однопартийной политической системы. Изъятие церковных ценностей и преследования духовенства. Активизация борьбы за власть в партии большевиков после смерти В.И. Ленина. И.В. Сталин – Генеральный секретарь ЦК партии. Курс на строительство социализма в одной стране.

Тема 2.2.

Советский Союз в конце 1920-х–1930-е гг.

Содержание учебного материала

6

ОК 02

ОК 05

У 3-7

З6

ПК 1.1

1

2

Индустриализация в СССР. Причины, цели и источники. Особенности индустриализации в СССР. Разработка первого пятилетнего плана. Форсированная индустриализация. Труд заключенных. Социалистическое соревнование. Итоги индустриализации.

Коллективизация сельского хозяйства. Причины коллективизации. Сочетание добровольного принципа вступления в колхозы с административным нажимом на крестьян. «Великий перелом» и переход к сплошной коллективизации. «Раскулачивание». Итоги коллективизации.

2

1

2

3

4

3

4

Итоги и цена советской модернизации. Итоги развития СССР к концу 30-х гг. Цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу.

Политическая система СССР в 30-е гг. Утверждение «культа личности» Сталина. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Усиление идеологического контроля над обществом. Пионерская организация и ВЛКСМ. Конституция СССР 1936 г.

Практическое занятие:

  1. Коллективизация. Политика «раскулачивания».
  2. Политическая система СССР в 30-е гг. Массовые политические репрессии и их последствия.

2

2

Тема 2.3. Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг.

Содержание учебного материала

2

ОК 05-06

У 3-7

З1-3

1

2

Социокультурное развитие СССР в период нэпа. Деятельность Наркомпроса. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Развитие системы образования. Рабфаки. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Советский авангард. Развитие советского кинематографа. С. Эйзенштейн. Развитие науки. Большевики и интеллигенция. Высылка группы интеллигенции за границу (1922 г.). «Сменовеховство» и начало массового возвращения на Родину.

Завершение «культурной революции» в СССР в 30-е гг. Введение всеобщего начального обучения (1930 г.). Укрепление партийного контроля в системе образования. Развитие науки и техники. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Развитие архитектуры и скульптуры. Формирование творческих союзов. Борьба с «буржуазной» наукой и культурой, утверждение принципов «социалистического реализма». Становление и развитие естественных наук в 1930-е гг. Академия наук СССР. Выдающиеся ученые, конструкторы и их достижения. Освоение Арктики.

Тема 2.4.

Внешняя политика СССР в 1920–30-е годы.  

СССР накануне Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала

6

ОК 02

ОК 05-06

У 3-7

З1-3

ПК 1.1

1

2

3

Внешняя политика СССР в 1920-е гг. Улучшение отношений с западными державами. Генуэзская конференция. Раппальский договор с Германией. Прорыв дипломатической изоляции СССР в 1924 г. «Полоса признаний». Противоречия во взаимоотношениях с западными странами. Нерешенность вопроса о долгах царского и Временного правительств. Коммунистический интернационал (Коминтерн) и ставка большевиков на развитие «мировой революции».

Внешняя политика СССР в 1930-е годы и ее результативность. От курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране».

Приход к власти в Германии нацистов. Возрастание угрозы мировой войны. Советско-американские отношения. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы

2

1

2

3

4

4

5

коллективной безопасности в Европе. Заключение СССР двусторонних договоров с Францией и Чехословакией. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР.

Неудача англо-франко-советских переговоров в августе 1939 г. Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол о разделе сфер влияния СССР и Германии. Советско-германский договор «О дружбе и границах». Результативность внешней политики СССР накануне войны.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Укрепление обороноспособности страны. Форсирование военного производства и освоение новой техники. Ужесточение трудового законодательства.  «Зимняя война» с Финляндией и ее последствия. Изменение государственных границ СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

Практическое занятие:

  1. Внешняя политика СССР по отношению к Германии в 1918-1941 гг. Работа с историческими источниками и исторической картой.
  2. Изменение границ СССР в предвоенный период.

2

2

Тема 2.5. Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Версальско-Вашингтонская система.

Мир в 1920-е – 1930-е гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг.

Содержание учебного материала

4

ОК 02

ОК 05-06

У 3-7

З1-3

ПК 1.1

1

2

3

4

Революционная волна после Первой мировой войны. Послевоенное устройство мира. Веймарская республика. Парижская мирная конференция. Лига Наций. Версальско-Вашингтонская система и ее внутренние противоречия.

Страны Европы и Северной Америки в 1920-х гг. Возникновение фашизма в Италии и Германии 

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. и его последствия. Причины и социально-политические последствия «Великой депрессии».  

Приход нацистов к власти в Германии. Формирование тоталитарного режима. Подготовка Германии к войне. Нарастание международной напряженности в 30-е гг. Антифашистское движение в странах Европы. Франкистский мятеж и Гражданская война в Испании. Агрессивная политика нацистской Германии и Италии. Создание оси Берлин–Рим–Токио. СССР и система коллективной безопасности в Европе. Н. Чемберлен и политика «умиротворения» агрессора. Англо-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении.

2

Профессионально-ориентированные занятия (практические занятия):

  1. Анализ результатов форсированной индустриализации: региональная и национальная специфика. Подготовка рабочих и инженерных кадров.

2

1

2

3

4

Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги.

Великая Отечественная война. 1941–1945 годы

22

Тема 3.1.

Начало Второй мировой войны

Начальный период Великой Отечественной войны

(июнь 1941 – осень 1942)

Содержание учебного материала

6

ОК 02

ОК 04-06

У 3-7

З7

ПК 1.1

1

2

3

4

5

Причины и начало Второй мировой войны. Мир накануне Второй мировой войны. Стратегические планы главных воюющих сторон. Нападение Германии на Польшу. Разгром Франции и ее союзников. Вступление США в войну.

Причины Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Вторжение Германии и ее союзников на территорию СССР. Характер войны. Действия группы армий «Север», «Центр» и «Юг». Сопротивление врагу и трагедия отступления. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Оборона Одессы и Севастополя. Ленинград в условиях блокады: военный и трудовой подвиг горожан. «Дорога жизни». Битва за Москву. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Г.К. Жуков. Срыв гитлеровских планов молниеносной войны.

Перестройка внутренней жизни страны в условиях войны. Образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Помощь населения фронту. Создание дивизий народного ополчения. Перестройка экономики на военный лад. Трудовой героизм советского народа.

Формирование Антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз и его значение.

Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Концлагеря и гетто. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.

2

Практическое занятие:

  1. Причины и начальный период Великой Отечественной войны. Работа с исторической картой и историческими источниками.
  2. Трудовой героизм советского народа.

2

2

Тема 3.2.

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 гг.)

Содержание учебного материала

2

ОК 01-02

ОК 04-06

У 3-7

З7

1

2

Сталинградская битва. Германские военные планы на 1942 г. Мобилизация сил СССР в 1942 г. Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Героическая борьба армий В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова против немецко-фашистских войск. Окружение и разгром неприятельской группировки под Сталинградом. К.К. Рокоссовский. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне.

Прорыв блокады Ленинграда. Значение героического сопротивления Ленинграда.

1

2

3

4

3

4

Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Итоги и значение Курской битвы. Завершение коренного перелома в войне.

Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г.

Тема 3.3.

Партизанское движение.

СССР и союзники

Содержание учебного материала

4

1

2

За линией фронта. Развертывание массового партизанского движения.

Внешняя политика СССР в условиях коренного перелома в войне. СССР и союзники. Проблема открытия Второго фронта. Тегеранская конференция 1943 г. и ее решения.

2

ОК 01-02

ОК 04-06

У 3-7, З7

Практическое занятие:

  1. Основные сражения Второй мировой войны. Работа с исторической картой.

2

За 1 семестр проведено 52 часа занятий, из них 26 часов аудиторных теоретических и 26 часов аудиторных практических.

Тема 3.4.

Человек и культура в годы Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала

2

ОК 02

ОК 05

У 1-7

З7

1

2

Советская страна: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!».

Культурное пространство в годы войны. Советский патриотизм. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Помощь мастеров культуры фронту. Государство и церковь в годы войны. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Тема 3.5.

Победа СССР в Великой Отечественной войне

Содержание учебного материала

2

1

2

Завершающий период Великой Отечественной войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и в Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной армии. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Безоговорочная капитуляция Германии.

Антигитлеровская коалиция на завершающем этапе войны. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская и Потсдамская конференции 1945 г. Создание ООН (июнь 1945 г.) и Конференция ООН в Сан-Франциско. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии.

ОК 02

ОК 04-06

У 3-6

З7

Тема 3.6. Завершение Второй мировой войны

Содержание учебного материала

6

ОК 02

ОК 04-06

У 3-6, З7

ПК 1.1

1

2

Итоги Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Источники, цена и историческое значение Победы. Решающий вклад СССР в разгром нацистской Германии. 

Завершение Второй мировой войны. Атомные бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки.

Вступление СССР в войну против Японии. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.

2

1

2

3

4

3

Общие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения на политической карте Европы. Уроки войны.

Практическое занятие:

  1. Антигитлеровская коалиция. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании.

2

Профессионально-ориентированные занятия (практические занятия):

3.Анализ особенностей развития коммунального хозяйства в годы Великой Отечественной войны.

2

Раздел 4. СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир

26

Тема 4.1.

СССР в 1945–1953 гг.

Содержание учебного материала

2

ОК 05-06

У 3-7

З8

1

2

СССР в первые послевоенные годы. Влияние последствий войны на советскую систему и общество. IV пятилетка: задачи и их решение. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Ужесточение административно-командной системы. Идеологические кампании и послевоенные репрессии.

Тема 4.2.

Внешняя политика СССР в послевоенные годы

Содержание учебного материала

2

ОК 05-06

У 3-7

З8

1

2

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Рост влияния СССР на международной арене. СССР и США. Фултонская речь У. Черчилля. Начало холодной войны и гонки вооружений.

Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Конфликт СССР с Югославией. Создание Организации Варшавского договора (ОВД).

Тема 4.3.

СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.

Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

5

Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». Смерть Сталина и борьба за власть в советском руководстве. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической. цензуры. Утверждение единоличной власти Хрущева.

Экономическое развитие СССР в середине 50-х – первой половине 60-х гг.  Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Освоение целинных земель.

Социальные преобразования. Повышение пенсий, попытки решения жилищного вопроса. Дефицит товаров народного потребления.

Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г.

ОК 02

ОК 05

У 3-7

З8

1

2

3

4

Тема 4.4.

Внешняя политика. НТР

Содержание учебного материала

4

ОК 02

ОК 05

У 3-7

З8

1

23

Внешняя политика СССР в середине 50-х – первой половине 60-х гг. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу и мирному сосуществованию. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания. СССР и мировая социалистическая система.

Отставка Н.С. Хрущева. Нарастание дисбаланса в экономике и субъективизма в политике.

Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно- технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полёты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой.

2

Практическое занятие:

  1. Культура СССР и повседневность. Сравнительный анализ с предыдущей эпохой.

2

Тема 4.5.

Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

Содержание учебного материала

2

ОК 02

ОК 06

У 3-7

З8

1

2

3

Реформы 1965 г. и их результаты. Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. «Косыгинские реформы» 1965 г. в промышленности и сельском хозяйстве.

Общественно-политическая жизнь в СССР. Конституция СССР 1977 г. Движение диссидентов. А.Д. Сахаров.

Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Литература и искусство: поиски новых путей.

Тема 4.6.

Политика «застоя»

Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

Кризисные явления в СССР в 70-е–нач. 80-х гг. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии.

Научно-технический прогресс в СССР.

Внешняя политика СССР в середине 60-х – нач. 80-х гг. Холодная война и мировые конфликты. «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР.

Достижение военно-стратегического паритета с США.

ОК 02

ОК 06

У 3-7

З8

Тема 4.7.

Политика «перестройки»

Содержание учебного материала

2

ОК 02

ОК 04-06

У 3-7

З8-9

1

2

3

«Перестройка» в социально-экономической сфере СССР. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах.

Политика «перестройки» – курс на ускорение экономического развития страны и «обновление социализма». Провозглашение основных направлений политики «перестройки» на XXVII съезде КПСС.

Реформы в экономике, в политике и государственной сфере. Становление рыночных отношений.

1

2

3

4

Тема 4.8.

Распад СССР (1985–1991 гг.)

Содержание учебного материала

4

ОК 02

ОК 04-06

У 3-7

З8-9

1

2

3

4

Общественно-политическая жизнь в СССР в годы «перестройки». Гласность и плюрализм. Формирование различных общественно-политических движений и партий. Демократизация советской политической системы. Альтернативные выборы народных депутатов. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение.

Кризис политики «перестройки». Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Законы о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР.

Распад СССР. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Парад суверенитетов. Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. «Новоогаревский процесс». Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Победа Б.Н. Ельцина и его сторонников. Оформление юридического распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения, создание Содружества Независимых Государств (СНГ).

2

Практическое занятие:

  1. Распад СССР. Создание СНГ.

2

Тема 4.9

Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг.

Содержание учебного материала

4

ОК 02

ОК 04-06

У 3-7, З8

1

2

«Новое мышление». Дебаты «за» и «против».

Отношения СССР и США.

2

Тема 4.10.

Мир и международные отношения в годы холодной войны (вторая половина половине ХХ в.)

Содержание учебного материала

4

ОК 02

ОК 05-06

ПК 4.2

 ПК 4.3

У 3-8

З1-3, 9

1

2

Начало «холодной войны». План Маршалла. Доктрина Трумэна. Создание военно-политических блоков. НАТО и ОВД. Гонка вооружений. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. «Разрядка» международной напряженности: предпосылки и направления «разрядки». Хельсинкский акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Окончание холодной войны.

Экономическое и политическое развитие стран Запада во второй половине ХХ в. Мир в первые послевоенные годы. Превращение США в лидера «западного мира». Германское «экономическое чудо». Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Начало европейской интеграции (ЕЭС). Научно-техническая революция.

Практическое занятие:

  1. Начало «холодной войны». Карибский кризис.

2

1

2

3

4

Профессионально-ориентированные занятия (практические занятия):

4.Установление причин, хода и последствий научно-технической революции в СССР.

2

Раздел 5. Российская Федерация в 1992–2022 гг. Современный мир в условиях глобализации

14

Тема 5.1. Становление новой России (1992–1999 гг.)

Содержание учебного материала

6

ОК 01-02

ОК 04-06

У 3-7

З9

1

2

3

4

5

6

Начало радикальных экономических преобразований. Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация госимущества. Становление новой государственности в РФ. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Трагические события 3-4 октября 1993 г. в Москве, обстрел «Белого дома». Принятие Конституции России 1993 г. и ее значение. Становление российского парламентаризма. Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг.

Межнациональные и межконфессиональные отношения в 1990-е гг. Военно-политический кризис 1994–1996 гг. в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Дефолт 1998 г. и его последствия.

Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Перемены в повседневной жизни.

Политическая система РФ в 90-е гг. Российская многопартийность в 1990-х гг. и строительство гражданского общества. Президентские выборы 1996 г. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Отставка Б.Н. Ельцина с поста Президента РФ (1999 г.).

Внешняя политика России в 90-е гг. Новые приоритеты внешней политики. Взаимоотношения с США и другими странами Запада. Россия на постсоветском пространстве (СНГ и союз с Белоруссией, военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ).

2

Практическое занятие:

  1.  Становление новой государственности в РФ. Внешняя политика России в 90-е гг.
  2.  Повседневная жизнь россиян в условиях реформ.

2

2

Тема 5.2.

Россия в XXI веке: вызовы времени и задачи модернизации

Содержание учебного материала

4

ОК 02

ОК 04-06

ПК 4.3

У 1-8

З9

1

Развитие политической системы России в нач. XXI в. Вступление в должность Президента В.В. Путина (2000г.) и Завершение контртеррористической операции на Северном Кавказе. Формирование и реализации приоритетных национальных проектов. Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Операция по «принуждению Грузии к миру». Избрание В.В. Путина Президентом РФ (2012 г., 2018 г.). Политический кризис в Украине 2014 г. Договор о принятии Республики Крым и г. Севастополь в состав России, реакция российского общества и зарубежных стран. Принятие поправок в Конституцию РФ (2020) и их значение.

1

2

3

4

2

3

4

5

6

7

8

9

Экономическое развитие России в 2000-е годы. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис2008 г. Россия в системе мировой рыночной экономики.

Начало мирового экономического кризиса в 2014 г. Антикризисные меры правительства РФ.

Российское общество в начале XXI в. Основные принципы и направления государственной социальной политики (здравоохранение, социальное обеспечение, образование). XXII Олимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи.

Мир и процессы глобализации в новых условиях. Россия в борьбе с коронавирусной пандемией, оказание помощи зарубежным странам. Меры по поддержки граждан и бизнеса в РФ в условиях коронавирусных ограничений.

Развитие культуры, науки и образования в современной России. Реформы в области образования. Процессы глобализации и массовая культура.

Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI в. Борьба за восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Союзное государство России и Беларуси.

Политический кризис и государственный переворот в Украине 2014 г. Позиция России и зарубежных стран. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией и его международные последствия. Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР).

Специальная военная операция (2022). Референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях и их воссоединение с Россией. Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России.

Наука России в конце XX – начале XXI в. Образование и наука. Достижения российских учёных.

2

Практическое занятие:

  1. Специальная военная операция (2022-2023).

2

Тема 5.3.

Современный мир. Глобальные проблемы человечества

Содержание учебного материала

4

ОК 02

ОК 05-06

У 3-8

З1-3, 9

ПК 1.1

1

2

3

От биполярного к многополюсному миру. Организации международного сотрудничества. Глобализация экономики. Мировые экономические кризисы. Достижения и проблемы интеграции. Политическое развитие: смена политических режимов, «арабская весна». Международный терроризм. Региональные конфликты и войны.

Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты.

Россия в современном мире.

2

1

2

3

4

4

5

Глобальные проблемы человечества. Существование и распространения ядерного оружия. Поддержание мира. Проблема природных ресурсов и экологии. Борьба с бедностью.

Пандемия коронавируса и потребности качественного развития медицинской науки и техники.

Профессионально- ориентированные занятия (практические занятия):

5. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.

2

Дифференцированный зачет

2

ОК 01-02, ОК 04-06

У 1-8, З1-9

За 2 семестр проведено 52 часа занятий, из них - 32 часа аудиторных теоретических и 20 часов аудиторных практических.

Всего:

104

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект электронных видеоматериалов;

- задания для контрольных работ;

- профессионально ориентированные задания;

- материалы экзамена.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- проектор с экраном.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1 Основные источники:

  1. Касьянов, В. В. История: учебное пособие / В. В. Касьянов, П. С. Самыгин, С. И. Самыгин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование).
  2. Оришев, А. Б. История: учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. - 276 с. - (Среднее профессиональное образование).
  3. Трифонова, Г. А. История: учебное пособие / Г.А Трифонова, Е.П Супрунова., С.С. Пай, А.Е. Салионов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 649 с. - (Среднее профессиональное образование).
  4. Тропов, И. А. История: учебник для СПО / И.А. Тропов. - СПб.: Лань, 2022. - 472 с.

3.2.2 Дополнительные источники:

  1. Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры: учеб. пособие / Л.В. Беловинский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 512 с. - (Среднее профессиональное образование).
  2. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 639 с. - (Среднее профессиональное образование).
  3. Оришев, А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в.: учебник / А. Б. Оришев, В. Н. Тарасенко. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 276 с. - (Среднее профессиональное образование).

3.2.3 Электронные издания:

  1. Алятина, А. Г. История: практикум для СПО / А. Г. Алятина, Н. А. Дегтярева. - Саратов: Профобразование, 2020. - 236 c. - ISBN 978-5-4488-0614-8. - Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. - URL: https://profspo.ru/books/91875
  2. Библиотека Гумер – гуманитарные науки. - URL: http://www.gumer.info/ (дата обращения 10.05.2023). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный.
  4. Зуев, М. Н.  История России ХХ - начала ХХI века: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 299 с. = (Профессиональное образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452675
  5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». - URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный.
  6. КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный.
  7. Крамаренко, Р. А. История России. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Р. А. Крамаренко. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019.  - 64 c. - Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. - URL: https://profspo.ru/books/98675
  8. Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный.
  9. Научная электронная библиотека (НЭБ). - URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный.
  10. Пашенцев, Д. А. История отечественного государства и права: учебное пособие / Д.А. Пашенцев, А.Г. Чернявский. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 429 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013945-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/961439 - Режим доступа: по подписке.
  11. Российская национальная библиотека URL: https://nlr.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный
  12. Российское историческое общество. - URL: https://historyrussia.org (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный
  13. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - URL: https://fipi.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный
  14. Федеральный портал «История.РФ». - URL: https://histrf.ru (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный
  15. Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный.
  16. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

1

2

3

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

Р 1, тема 1.1, 1.2, 1.3

Р 3, тема 3.2, 3.3

Р 5, тема 5.1

Представление результатов практических работ

Профессионально ориентированное занятие

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Р 1, темы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7

Р 2, темы 2.1, 2.2, 2.4, 2.5

Р 3, темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6

Р 4, темы 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10

Р 5, темы 5.1, 5.2, 5.3

Представление результатов практических работ

Профессионально ориентированное занятие

 Промежуточная аттестация

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Р 1, темы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7

Р 2, темы 2.1, 2.2, 2.4, 2.5

Р 3, темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6

Р 4, темы 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10

Р 5, темы 5.1, 5.2, 5.3

Представление результатов практических работ

Профессионально ориентированное занятие

 Промежуточная аттестация

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 1, тема 1.4, 1.5, 1.6, 1.7

Р 2, тема 2.1

Р 3, темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6

Р 4, тема 4.7, 4.8, 4.9

Р 5, темы 5.1, 5.2

Представление результатов практических работ

Профессионально ориентированное занятие

 Промежуточная аттестация

ОК 05.  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Р 1, темы 1.1,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7

Р 2, темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5

Р 3, темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6

Р 4, темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10

Р 5, темы 5.1, 5.2, 5.3

Представление результатов практических работ

Профессионально ориентированное занятие

 Промежуточная аттестация

1

2

3

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

Р1, темы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6

Р 2, темы 2.3, 2.4, 2.5

Р 3, темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6

Р 4, темы 4.1, 4.2, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10

Р 5, темы 5.1, 5.2, 5.3

Представление результатов практических работ

Профессионально ориентированное занятие

 Промежуточная аттестация

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Р 1, темы 1.1,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7

Р 2, темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5

Р 3, темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6

Р 4, темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10

Р 5, темы 5.1, 5.2, 5.3

Представление результатов практических работ

Профессионально ориентированное занятие

 Промежуточная аттестация

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Р 1, темы 1.1,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7

Р 2, темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5

Р 3, темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6

Р 4, темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10

Р 5, темы 5.1, 5.2, 5.3

Представление результатов практических работ

Профессионально ориентированное занятие

 Промежуточная аттестация

ОК 09. Пользоваться

профессиональной

документацией на

государственном и

иностранном языках

Р 1, темы 1.1,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7

Р 2, темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5

Р 3, темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6

Р 4, темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10

Р 5, темы 5.1, 5.2, 5.3

Представление результатов практических работ

Профессионально ориентированное занятие

 Промежуточная аттестация

ПК 1.1. Выполнять ремонт и монтаж систем водоснабжения, водоотведения и отопления.

Р 1, темы 1.1,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7

Р 2, темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5

Р 3, темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6

Р 4, темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10

Р 5, темы 5.1, 5.2, 5.3

Представление результатов практических работ

Профессионально ориентированное занятие

 Промежуточная аттестация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "история".

Рабочая программа учебной дисциплины "история" для образовательных учреждений НПО и СПО....

Рабочая программа учебной дисциплины История Специальность 050146

ПАСПОРТ    РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ   «История»1.1. Область  применения  программы           Рабоча...

Рабочая программа учебной дисциплины. История для среднего профессионального образования.

Программа расчитана на 117 часов, обязательной аудиторной учебной нагрузки....

Рабочая программа учебной дисциплины «История» по специальности 190209 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее  - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Рабочая программа по дисциплине "история"

Программа содержит стандарт среднего образования по истории, тематический план, спецкурсы для технического, естественнонучного и социально-экономического профилей, а также разработку заданий для самос...

Аннотации рабочих программ учебной дисциплины "История".Разработчик Бандурина Г.Ю.

Аннотации содержат краткое описание рабочих программ учебной дисциплины "История"...

Рабочая программа учебной дисциплины "История"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 09.02.02 «Компьютерные сети»....