Рабочая программа по дисциплине "история"
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Программа содержит стандарт среднего образования по истории, тематический план, спецкурсы для технического, естественнонучного и социально-экономического профилей, а также разработку заданий для самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_2014_g.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Стандарт среднего (полного) общего образования по истории
Базовый уровень
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.
Всеобщая история
Древнейшая стадия истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.
Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII—XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVHI — середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV— середине XIX в.
От Новой к Новейшей истории:
пути развития индустриального общества
Научно-технический прогресс в конце XIX — последней трети XX в.
Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX — середине XX в. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX—XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX — середине XX в. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании IX в.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества.
Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX—XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Кризис политической идеологии на рубеже XX—XXI в. «Неоконсервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
История России
История России — часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Русь в IX - начале XII в.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII — середине XV в.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV—XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва — третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного -государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения
- в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV—XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII - середине XIX в.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII — первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII — первой половины XIX в.
Россия во второй половине XIX - начале XX в.
Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С. Ю. Витте. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905—1907 гг. Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX — начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX—XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Революция и Гражданская война в России
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922-1991 гг.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.
Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950—1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 1950—1980 гг. Наука и образование в СССР.
«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.
Причины распада СССР.
Российская Федерация (1991-2003 гг.)
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября—октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения истории на базовом уровне обучающийся должен знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания),
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Объектами проверки учебных достижений обучающихся по истории являются:
- знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов;
- усвоение общих исторических представлений, понятий, идей;
- владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий и др).
-умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников, применять в новой ситуации;
- умения оценивать исторические явления, действия людей в истории;
- обоснованность личностного отношения к историческим событиям, их участникам, творениям культуры и т. д.
Пояснительная записка.
Статус документа.
Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Основные содержательные линии программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации учащегося, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Цели:
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно- историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Тематический план по предмету
«История »
{Социально-экономический профиль)
№ ТЕМЫ | Тема | Кол-во часов |
История России. | ||
1. | История России - часть всемирной истории. | 1 |
2. | Народы и древнейшие государства на территории России. | 2 |
3. | Русь в IX - начале XII вв. | 3 |
4. | Русь в XII - XV вв. | 6 |
5. | Российское государство во второй половине XV - XVII вв. | 9 |
6. | Россия в XVIII - середине XIX вв. | 10 |
7. | Россия во второй половине XIX - начале XX вв. | 6 |
8. | Революция 1917 г. и Гражданская война в России. | 3 |
9. | Советское общество в 1922 - 1941 гг. | 5 |
10. | СССР в годы Великой Отечественной войны | 6 |
11. | СССР в первые послевоенные десятилетия | 4 |
12. | СССР в середине 1960-х начале 1980-х гг. | 3 |
13. | Советское общество в 1985 – 1991 гг. | 4 |
14. | Российская Федерация в 1991 – 2008 гг. | 8 |
Всеобщая История. | ||
15. | Древнейшая история человечества. | 2 |
16. | Цивилизации Древнего мира и Средневековья. | 6 |
17. | Новое время: эпоха модернизации. | 7 |
18. | От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. | 13 |
19. | Человечество на этапе перехода к информационному обществу | 7 |
20. | Спецкурс. История экономики. | 12 |
Всего: | 117 |
Тематический план по предмету:
«История »
(Технический профиль)
№ ТЕМЫ | Тема | Кол-во часов |
История России. | ||
1. | История России - часть всемирной истории. | 1 |
2. | Народы и древнейшие государства на территории России. | 2 |
3. | Русь в IX - начале XII вв. | 3 |
4. | Русь в XII - XV вв. | 6 |
5. | Российское государство во второй половине XV - XVII вв. | 9 |
6. | Россия в XVIII - середине XIX вв. | 10 |
7. | Россия во второй половине XIX - начале XX вв. | 6 |
8. | Революция 1917 г. и Гражданская война в России. | 3 |
9. | Советское общество в 1922 - 1941 гг. | 5 |
10. | СССР в годы Великой Отечественной войны | 6 |
11. | СССР в первые послевоенные десятилетия | 4 |
12. | СССР в середине 1960-х начале 1980-х гг. | 3 |
13. | Советское общество в 1985 – 1991 гг. | 4 |
14. | Российская Федерация в 1991 – 2008 гг. | 8 |
Всеобщая История. | ||
15. | Древнейшая история человечества. | 2 |
16. | Цивилизации Древнего мира и Средневековья. | 6 |
17. | Новое время: эпоха модернизации. | 7 |
18. | От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. | 13 |
19. | Человечество на этапе перехода к информационному обществу | 7 |
20. | Спецкурс. История техники. | 12 |
Всего: | 117 |
Тематический план по предмету:
«История »
(Естественнонаучный профиль)
№ ТЕМЫ | Тема | Кол-во часов |
История России. | ||
1. | История России - часть всемирной истории. | 1 |
2. | Народы и древнейшие государства на территории России. | 2 |
3. | Русь в IX - начале XII вв. | 3 |
4. | Русь в XII - XV вв. | 6 |
5. | Российское государство во второй половине XV - XVII вв. | 9 |
6. | Россия в XVIII - середине XIX вв. | 10 |
7. | Россия во второй половине XIX - начале XX вв. | 6 |
8. | Революция 1917 г. и Гражданская война в России. | 3 |
9. | Советское общество в 1922 - 1941 гг. | 5 |
10. | СССР в годы Великой Отечественной войны | 6 |
11. | СССР в первые послевоенные десятилетия | 4 |
12. | СССР в середине 1960-х начале 1980-х гг. | 3 |
13. | Советское общество в 1985 – 1991 гг. | 4 |
14. | Российская Федерация в 1991 – 2008 гг. | 8 |
Всеобщая История. | ||
15. | Древнейшая история человечества. | 2 |
16. | Цивилизации Древнего мира и Средневековья. | 6 |
17. | Новое время: эпоха модернизации. | 7 |
18. | От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. | 13 |
19. | Человечество на этапе перехода к информационному обществу | 7 |
20. | Спецкурс. История Российской культуры. | 12 |
Всего: | 117 |
Основное содержание
Всеобщая история
Древнейшая история человечества. У истоков рода человеческого. Неолитическая революция.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья.
Цивилизации Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья.
Возникновение исламской цивилизации. Византия и Восточная Европа в V- X вв.
Духовная жизнь европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений.
Новое время: эпоха модернизации. Понятие «новое время». Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации. Буржуазные революции XVII - XIX вв. Идеология Просвещения. Европа: противоречия промышленной эпохи. Страны Западного полушария в XIX в. Наука и искусство в XVII - XIX вв.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции XX в. Изменение социальной структуры индустриального общества. Поиск новых моделей общественного развития. Основные параметры «общества всеобщего благоденствия». Кризис модели развития. Социальные процессы в информационном обществе. Политическая идеология тоталитарного типа. Неоконсервативная революция 1980-х. Социал-демократия и неолиберализм в 1990-е гг. Новые индустриальные страны Латинской Америки и Азии. Мировые войны в истории человечества. Биполярная модель международных отношений в период холодной войны. Духовная культура в 1900 - 1945гг.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу.
Информационная революция конца XX в. Формирование единого экономического пространства. Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Интеграция развитых стран и ее последствия. Духовная культура современного общества.
История России.
История России – часть всемирной истории.
Особенности становления и развития российской цивилизации.
Народы и древнейшие государства на территории России.
Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Религия древних славян.
Русь в IX — начале XII вв. Возникновение Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Принятие христианства. Русское общество в IX в.
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв. Политическая раздробленность Руси. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. Монголо-татарское нашествие на Русь. Экспансия с Запада. Хозяйство Руси в XIV-XV вв. Объединение русских земель вокруг Москвы. Дмитрий Донской. Культура Руси X - XV вв.
Российское государство во второй половине XV - XVII вв. Образование единого государства. Иван III. Реформы Ивана Грозного. Опричнина. Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство. Смутное время. Борьба против интервентов. Первые Романовы. Земский собор 1613г. Церковный раскол и его значение. Экономика Российского государства в XVII в. Социальные движения в России во второй половине XVIIb. Внешняя политика России в XVII в. Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII вв.
Россия в XVIII - середине XIX вв. Россия на рубеже XVII - XVIII ВВ. Петровские преобразования. Внешняя политика Петра I. Социальные движения XVIII в. Эпоха дворцовых переворотов Просвещенный абсолютизм. Социально- экономическое развитие России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота. Царствование Павла I иАлександра I. Выступление декабристов. Отечественная война 1812г. Внешняя политика России в середине XIX в. Правление Николая I. Крымская война. Общественная мысль в XIX в. Культура Руси XVIII —XIXвв. Крым и Севастополь в составе России.
Россия во второй половине XIX - начале XX вв. Отмена крепостного права. Реформы 1860-х - 1870-х гг. Политика контрреформ.
Экономическое развитие России в начале XX в. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Внешняя политика России в начале XX в. Россия в Первой мировой войне. Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков.
Революция 1917 г. и Гражданская война в России. Революция 1917 г. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма».
Советское общество в 1922-1941 гг.
Образование СССР. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее
социальные и экономические последствия. Культ личности И.В.Сталина.
Массовые репрессии.
Наука и культура в СССР в 1920-1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны.
Начало Великой Отечественной войны. I - II этапы войны. Коренной перелом в ходе войны. Операции Красной Армии в Европе. Экономика СССР в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной Войны.
СССР в первые послевоенные десятилетия.
Социально-экономическое положение СССР после войны. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны.
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Внешняя политика СССР при Н.С. Хрущеве. «Оттепель» в культуре и науке СССР.
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-1980-х гг. Внешняя политика СССР в середине 1960-1980-х гг. Советская культура середины 1960-1980-х гг.
Советское общество в 1985-1991 гг.
Экономические реформы второй половины 1980-х гг. Общественная жизнь СССР. Августовские события 1991г. Распад СССР. «Новое политическое мышление» во внешней политике СССР.
Российская Федерация (1991-2008 гг.).
Становление новой российской государственности. Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Россия в начале XXI в. Россия в современной международной системе. Российская культура в условиях радикальных преобразований.
Спецкурс. История экономики (социально-экономический профиль).
Восточные славяне. Образование Древнерусского государства. Социально- экономическое развитие.
Появление городов, развитие торговли в Древней Руси.
Экономические основы и политические условия развития русских земель в XII - XV вв.
Экономика Руси в период феодальной раздробленности. Особенности функционирования торговой сферы экономики.
Экономическая политика России второй половины XV - XVII вв.
Общие итоги экономического развития России в конце XVIII века.
Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX века.
Модели аграрной экономики России начала XX века.
Советская экономика в годы Великой Отечественной войны.
Реформирование советской экономической системы.
Экономические реформы. 1987г. Программа «500 дней».
Российская экономика во второй половине 1990-х гг.
Предприниматели и предпринимательская деятельность в России: история и современность.
Спецкурс. История техники (технический профиль). Техника средневековых цивилизаций. От ремесла к мануфактуре (XVI - первая половина XVIII вв.) Техника периода становления индустриальной цивилизации (вторая половина- первая половина XIX вв.) Техника металлургии, металлообработки и машиностроения. Транспорт. Сельскохозяйственная техника. Техника индустриальной цивилизации (вторая половина XIX - середина XX вв.) Металлургия и металлообработка. Бытовая техника. Сухопутный транспорт. Воздухоплавание, авиация и космическая техника. Сельскохозяйственные технологии.
Спецкурс. История Российской культуры (естественнонаучный профиль) Рукописные книги. Начало книгопечатания. Деятельность Ивана Федорова. Книжная миниатюра на Руси в X – XVI вв.
Введение христианства и его значение в формировании и развитии древнерусской культуры. Храмовое и гражданское строительство на Руси в X-XIV вв. Символика храма.
Русская культура XVI – XVII вв.
Архитектура России XVIII века. Выдающиеся зодчие.
Живопись и скульптура XVIII века. Театр, музыка, журналистика в XVIII веке.
Образование, просвещение, наука в XVIII веке.
Архитектура России в XIX веке. Классицизм, эклектика.
Развитие литературы, театра, музыки в XIX веке.
Живопись и скульптура в XIX веке. Основные направления, представители.
Наука и образование в XIX веке. «Серебряный век» русской культуры.
Российская культура первой половины XX века.
Культура периода Великой Отечественной войны.
Проблемы развития культуры на современном этапе.
Самостоятельная работа.
История России.
История России – часть всемирной истории. Эссе «Для чего нужно изучать историю» (1 час)
Народы и древнейшие государства России. Сообщение «Праздники и обычаи древних славян» (1 час)
Русь в IX – начале XII веков. Презентация «Государство у восточных славян» (2 часа).
Русь в XII – XV веках. 1) Доклад «Монголо-татарское нашествие» (2 часа). 2) Презентация «Возвышение Москвы» (2 часа).
Российское государство во второй половине XV – XVII веках. 1) Доклад «Политика Ивана Грозного». (2 часа) 2) Эссе «Единство народа» (1 час). 3) Презентация «Первые Романовы» (2 часа).
Россия в XVIII - середине XIX веков. 1) Презентация «Правление Петра I» (2 часа). 2) Реферат «Отечественная война 1812 года и восстание декабристов» (3 часа).
Россия во второй половине XIX – начале XX веков. 1) Реферат «Отмена крепостного права» (2 часа). 2) Реферат «Первая мировая война» (2 часа).
Революция 1917 года и гражданская война в России. Презентация «Россия в годы революции и гражданской войны» (2 часа).
Советское общество в 1922 – 1941 годах. 1) Сообщение образование СССР» (1 час). 2) Доклад « Культ личности И.В. Сталина» (2 часа).
СССР в годы Великой Отечественной Войны. Презентация «Россия в годы Великой Отечественной Войны» (3 часа).
СССР в первые послевоенные десятилетия. Доклад «Холодная война» (1час).
СССР в середине 1960-х начале 1980-х годов. Доклад «СССР в 1960-1980-х годах» (1 час).
Советское общество в 1985 – 1991 годах. Доклад «События августа 1991 года» (2 часа).
Российская Федерация в 1991 – 2008 годах. 1) Презентация «Становление Российской государственности» (3 часа). 2) Сообщение «Россия в современной мировой системе» (1 час).
Всеобщая история.
Древнейшая история человечества. Сообщение «Древние люди» (1час).
Цивилизации древнего мира и средневековья. Презентация «Мифология Античного мира» (2 часа).
Новое время: эпоха модернизации. 1) Сообщение «Великие географические открытия» (1 час). 2) Презентация «Эпоха реформации».
От Новой к Новейшей истории. 1) Реферат «Научно-технический прогресс» (3 часа) 2) Доклад «Общество всеобщего благоденствия» (2 часа) 3) Сообщение «Кризис модели развития» (1 час).
Человечество на пути к информационному обществу. 1) Сообщение «Формирование единого экономического пространства» (1 час). 2) Доклад «Интеграция развитых стран» (2 часа).
Спецкурс. История техники (технический профиль).
Тема №1. Техника средневековых цивилизаций.
- Сельскохозяйственная техника.
- Средневековое строительство.
- Транспортная техника и пути сообщения.
- Великие технические открытия средневековых цивилизаций.
Тема №2. От ремесла к мануфактуре (XVI - первая половина XVIII вв.)
- Техника сельскохозяйственного производства.
- Горное дело и металлургия.
- Транспорт и связь.
- Развитие книгопечатания.
- Военная техника на суше и море.
Тема №3. Техника периода становления индустриальной цивилизации (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.)
- Техника металлургии, металлообработки и машиностроения.
- Транспорт.
- Связь и коммуникации.
- Сельскохозяйственная техника.
- Индустриальное зодчество.
Тема №4. Техника металлургии, металлообработки и машиностроения.
Свободные темы рефератов (по выбору).
Тема №5. Транспорт.
Свободные темы рефератов (по выбору).
Тема №6. Сельскохозяйственная техника.
Свободные темы рефератов (по выбору).
Тема №7. Техника индустриальной цивилизации (вторая половина XIX - середина XX вв.)
- Горное дело.
- Развитие электричества.
- Текстильная промышленность и традиционные ремесла.
- Строительство и урбанизация.
Тема №8. Металлургия и металлообработка.
Свободные темы рефератов (по выбору).
Тема №9. Бытовая техника.
Свободные темы рефератов (по выбору).
Тема №10. Сухопутный транспорт.
Свободные темы рефератов (по выбору).
Тема №11. Воздухоплавание, авиация и космическая техника.
Свободные темы рефератов (по выбору).
Тема №12. Сельскохозяйственные технологии и техника.
Свободные темы рефератов (по выбору)
Спецкурс. История экономики (социально-экономический профиль).
Тема №1. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства. Социально-экономическое развитие. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси.
- Социально-экономическое развитие Древнерусского государства.
- Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси.
- Внутреннее развитие Руси. Деньги и их роль в Киевской Руси.
Тема №2. Экономические основы и политические условия развития русских земель в XII - XV вв.
- Рост феодального землевладения. Экономические основы и политические условия развития русских земель в XII - XV вв.
- Социально-экономические и политические последствия монголотатарского ига на Руси.
- Активизация денежного обращения. Приоритет внешней торговли над внутренней.
Тема №3. Экономика Руси в период феодальной раздробленности. Особенности функционирования торговой сферы экономики.
- Экономика Руси в период феодальной раздробленности. Особенности функционирования торговой сферы экономики.
- Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство.
- Русская колонизация Волго-Окских земель.
Тема №4. Экономическая политика России второй половины XV - XVII вв.
- Развитие ремесла и торговли. Образование всероссийского рынка.
- Социально-экономическое развитие России после Смуты.
- Предпосылки Петровских реформ. Сущность и итоги реформ Петра I.
Тема №5. Общие итоги экономического развития России в конце XVIII века.
- Промышленность, торговля и финансы при Екатерине II.
- Социально-экономическая политика Екатерины II. Дворянство и система местного самоуправления во второй половине XVIII века.
- Общие итоги экономического развития России в конце XVIII века.
Тема №6. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX века.
- Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века.
- Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине
XIX века.
- Реформы Александра II. Несоответствие политического строя новым экономическим условиям.
Тема №7. Модели аграрной экономики России начала XX века.
- Модели аграрной экономики России начала XX века. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
- Капиталистическая модернизация и индустриализация России в конце
- - начале XX вв.
- Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм.
- Нарастание кризисных явлений в экономике и начало НЭПа.
- Экономика СССР накануне Великой Отечественной войны.
Тема №8. Советская экономика в годы Великой Отечественной войны.
- Первая и Вторая мировые войны: экономические причины. Следствия мировых войн. Складывание центров экономической мощи в Европе и Азии.
- Советская экономика в годы Великой Отечественной войны.
- Послевоенное развитие хозяйства. Страна накануне реформ.
Тема №9. Реформирование советской экономической системы.
- Советская экономика в эпоху административно-командной системы. Особенности экономической и политической жизни.
- Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960-1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги.
- Предистория перестройки. Предпосылки ее возникновения.
Тема №10. Экономические реформы. 1987г. Программа «500 дней».
- Экономические реформы. 1987г. Программа «500 дней».
- Денежная реформа. Попытки преобразования экономики.
- Россия в первой половине 1990-х гг. Продолжение курса реформ. «Шоковая терапия».
- Процесс приватизации в России.
Тема №11. Российская экономика во второй половине 1990-х гг.
- Российская экономика во второй половине 1990-х гг. Денежная масса и инфляция в 1995г.
- Денежные доходы населения и прожиточный минимум.
- Экономические кризисы второй половины 1990-х гг.
- Структурный кризис в российской экономике.
Спецкурс. История Российской культуры (естественнонаучный профиль)
Тема № 1 Рукописные книги. Начало книгопечатания. Деятельность Ивана Федорова. Книжная миниатюра на Руси в X – XVI вв.
- Рукописные книги. Летописание на Руси
- Деятельность Кирилла и Мефодия.
- Начало книгопечатания. Иван Федоров
- Былины и сказки как памятники русской культуры
Тема № 2. Введение христианства и его значение в формировании и развитии древнерусской культуры. Храмовое и гражданское строительство на Руси в X-XIV вв. Символика храма.
- Крещение Руси. Князь Владимир.
- Начало храмового строительства на Руси.
- Памятники деревянного зодчества.
- Символика храма
Тема № 3. Русская культура XVI – XVII вв.
Свободные темы для рефератов
Тема №4. Архитектура России XVIII века. Выдающиеся зодчие. Живопись и скульптура XVIII века. Театр, музыка, журналистика в XVIII веке.
- Основные направления архитектуры XVIII века. Выдающиеся зодчие.
- Монументальная скульптура
- Крепостной театр
Тема № 5. Образование, просвещение, наука в XVIII веке.
- Развитие образования и науки в XVIII веке.
- Идеи просвещения
- Романтизм и реализм в русской культуре.
Тема № 6. Архитектура России в XIX веке. Классицизм, эклектика.
- Архитектура и скульптура в XIX веке.
- Классицизм, эклектика.
Тема №7. Развитие литературы, театра, музыки в XIX веке.
- Основные жанры литературы XIX века.
- Музыкальная культура России XIX века.
- Быт и нравы русского дворянства
Тема № 8. Живопись и скульптура в XIX веке. Основные направления, представители.
- Русская живопись в XIX веке.
- Венецианов и художники его школы.
- Художники - передвижники
Тема № 9. Наука и образование в XIX веке. «Серебряный век» русской культуры.
- Достижения Российской науки и техники в XIX веке.
- Образование в городе Ельце в XIX веке.
- Серебряный век русской культуры
Тема № 10. Российская культура первой половины XX века.
- Модерн и авангард русской культуры
- Советская культура в 1920 - 1930 годы
- Советская литература
- Кино и театр первой половины XX века
Тема № 11 Культура периода Великой Отечественной войны.
- Литература и образование периода ВОВ
- Кино и театр периода ВОВ
- Известные деятели культуры периода ВОВ
Тема № 12. Проблемы развития культуры на современном этапе. Свободные темы для рефератов
Литература:
- Н.В. Загладин История России XX- начало XXI века. Учебник для 11 класса. – М.: Дрофа, 2009.
- Н.В. Загладин, Н.А. Симония Всеобщая история. 10 класс. – М.: Русское слово, 2009.
- Н.В. Загладин Всеобщая история. XX век. Учебник для11 класса. – М.: Русское слово, 2009.
- Н.И. Павленко История России XVIII-XIX века. Учебник для 10 класса. – М.: Дрофа, 2009.
- А.Н.Сахаров, В.И.Буганов История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. - М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
- Великая Отечественная война 1941-1945. Книга для чтения. 4.1,2. - М.: Дрофа, 2005.
- Н.В. Загладин, И.С. Семененко Отечественная культура XX - начала XXI вв. - М.: Русское слово, 2006.
- М.Н. Зуев История России с древнейших времен до наших дней. - М.: ОНИКС 21 век, 2010.
4.Л.Ф. Зуев, В.Ф. Хотеенков История техники. Методическое пособие. М.: Вентана Граф, 2007.
5.История Древнего Востока. - М.: Высш. шк., 2003.
6. История Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высш. шк., 2005.
7. И.Г. Трещеткина Всемирная история в таблицах и схемах. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
8.В.В. Фартунатов, С. Ф. Снигирев Отечественная история в схемах и комментариях.- СПб.: Питер,2006.
Материально-техническое обеспечение.
Печатные пособия
- Атласы по истории России с комплектом контурных карт
- Атласы по всеобщей истории с комплектом контурных карт
- Карты, картографические схемы по истории Росси и всеобщей истории
Экранно-звуковые пособия
- Видеофильмы по истории России и всеобщей истории
- Аудиозаписи по истории России и всеобщей истории
Технические средства обучения
- Компьютер
- Проектор
- Экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...