Рабочая программа учебной дисциплины "История"
рабочая программа по истории на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 09.02.02 «Компьютерные сети».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya.docx | 47.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 42
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «История»
код, специальность 09.02.02 «Компьютерные сети»
Москва
2014 год
Одобрена цикловой комиссией общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования 09.02.02 «Компьютерные сети» |
Протокол №_______ От «___» __________ 20___г. | |
Председатель цикловой комиссии ______________/Сметанникова М.А. Подпись | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______________/Бокатюк Н.А. Подпись |
Составитель (автор): Апальков Д.И., преподаватель ГБОУ СПО Политехнический колледж № 42
Рецензенты: __________________________________________________________________ ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 14 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 09.02.02 «Компьютерные сети».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX — начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 67 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов; самостоятельной работы обучающегося 11 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 67 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 11 |
В том числе: | |
Написание мини-сочинения | 6 |
Подготовка презентации | 4 |
Анализ документов | 1 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 1. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны» | Решения Потсдамской конференции. Образование Организации Объединенных Наций (ООН). Начало «холодной войны» и складывание двухполюсного (биполярного) мира. Первые международные кризисы. Берлинский кризис и раскол Германии. Корейская война. Самостоятельная работа обучающихся. Проанализировать Устав ООН (главы I—VII). | 2 1 | 1 |
Тема 2. СССР в послевоенные годы (1945—1953 гг.) | Изменение положения СССР на международной арене. Создание атомной бомбы в СССР. Восстановление экономики, конверсия. Денежная реформа 1947 г. Изменения в структурах власти. Преследование военачальников. «Ленинградское дело». «Дело врачей». | 4 | 2 |
Тема 3. СССР в 50-х — начале 60-х гг. XX в. | Передел власти после смерти И.В. Сталина. Историческое значение XX съезда КПСС. Реформы Н.С. Хрущева в области экономики и социальной сферы. Внешняя политика СССР. | 4 | 2 |
Тема 4. СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг. XX в. | Свержение Н.С. Хрущева. Л.И. Брежнев и переход к консервативному внутриполитическому курсу. Экономическая реформа 1965 г. и ее последствия. Социально-экономическое развитие СССР 1970-х гг. Конституция СССР 1977 г. Поиск путей упрочения социализма при Ю.В. Андропове и К.У. Черненко. Диссиденты. Внешняя политика СССР. | 4 | 2 |
Тема 5. СССР в годы перестройки (1985—1991 гг.) | Приход М.С. Горбачева к власти и начало перемен. Первый этап преобразований (1985—1986 гг.). Развитие политической системы СССР в 1987—1990 гг. Экономическое развитие СССР в 1987—1991 гг. Национальная политика и межнациональные отношения. ГКЧП и распад СССР. Внешняя политика СССР. Концепция «нового политического мышления». Самостоятельная работа обучающихся. Написать мини-сочинение на тему: «Существовала ли возможность сохранить СССР?» | 4 2 | 2 |
Тема 6. Развитие советской культуры (1945—1991 гг.) | Развитие культуры в послевоенные годы (1945—1953 гг.). Партийные постановления по вопросам культуры. Идеологические кампании и дискуссии. Развитие культуры в период «оттепели» (середина 1950-х — середина 1960-х гг.). Журнал «Новый мир», творчество А.И. Солженицына и Б.Л. Пастернака, «лейтенантская проза». Феномен «шестидесятников». Культура «развитого социализма» (середина 1960-х — середина 1980-х гг.). «Деревенская проза». Кинематограф. Балет. Эстрада и авторская песня. Культура в годы перестройки (1985 — 1991 гг.). Литература. Кинематограф. Рок-музыка. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить презентацию на тему: «Советский кинематограф 1950-х—1980-х гг.», «Советский балет 1950-х—1980-х гг.», «Рок-движение в СССР». | 4 2 | 2 |
Тема 7. Россия в 1990-е гг. | «Шоковая терапия». Приватизация и ее особенности в России. Криминализация экономической жизни. Демографические и социальные проблемы. Политический кризис 21 сентября — 4 октября 1993 г. Выборы в Федеральное Собрание и принятие новой Конституции. Общественно-политическое развитие в 1994—1999 гг. Внешняя политика России. | 4 | 2 |
Тема 8. США во второй половине XX в. | Превращение США в ведущую мировую державу. Экономическая и научно-техническая гегемония США. Концепция «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма. Маккартизм. Складывание военно-промышленного комплекса (ВПК) США. Внутренняя и внешняя политика Дж. Кеннеди, Р. Никсона, Р. Рейгана, У. Клинтона. | 4 | 2 |
Тема 9. Страны Западной Европы во второй XX в. | Великобритания: лейбористы и консерваторы. Франция: режим Четвертой республики (1946—1958 гг.) и режим Пятой республики (с 1958 г. по настоящее время). Федеративная Республика Германия: канцлеры К. Аденауэр, В. Брандт, Г. Коль, Г. Шрёдер, А. Меркель. Падение авторитарных режимов в европейских странах. Демократизация внутриполитической жизни Испании после Ф. Франко. Свержение диктаторского режима А. Салазара в Португалии (1974 г.). Гражданская война в Греции (1946—1949 гг.). Диктатура «черных полковников» в Греции (1967—1974 гг.). | 4 | 2 |
Тема 10. Страны Восточной Европы во второй половине XX в. | Начало строительства социализма. СЭВ и ОВД. Развитие стран народной демократии в 50—80-е гг. XX в. Особый путь Югославии. Перемены в Восточной Европе в конце XX в. «Бархатные революции». Свержение режима Н. Чаушеску в Румынии. Югославский кризис. | 2 | 1 |
Тема 11. Китай, Индия и Пакистан во второй половине XX в. | Особенности режима власти Мао Цзэдуна. «Большой скачок». «Культурная революция». Китай в эпоху рыночных реформ. Дэн Сяопин. Концепция «социализма с китайской спецификой» и ее реализация. Раздел Британской Индии. Индийский национальный конгресс (М. Ганди и Дж. Неру) и Мусульманская лига. План Маунтбеттена. Индийский Союз и Пакистан. Индо-пакистанские войны. | 2 | 1 |
Тема 12. Крушение колониальной системы | Рост национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах. Национальный комитет освобождения во Вьетнаме (Хо Ши Мин). Народная антияпонская армия Филиппин. Распад Британской империи. «Год Африки» (1960 г.). Освобождение Анголы и Мозамбика. Развитие освободившихся стран. Падение режима апартеида в ЮАР (Н. Мандела). Исламская революция 1979 г. в Иране. «Восточноазиатское экономическое чудо». | 2 | 1 |
Тема 13. Страны Латинской Америки во второй половине XX в.
| Латифундизм. Каудильистские традиции. Организация американских государств (ОАГ). Диктатура А. Стреснера. Национал-реформистские партии. Х.Д. Перон. Хустисиализм как особый путь развития. Кубинская революция. Ф. Кастро и Э. Че Гевара. Правительство Народного единства в Чили. Военная хунта Чили (А. Пиночет). | 2 | 1 |
Тема 14. Международные отношения во второй половине XX в. | Итоги Второй мировой войны. Первый период «холодной войны» (1946—1962 гг.). Создание военно-политических блоков: НАТО, АНЗЮС, СЕАТО, Багдадский пакт (СЕНТО), ОВД. Корейская война 1950—1953 гг. Война Франции во Вьетнаме 1946—1954 гг., Суэцкий кризис 1956 г., Берлинские кризисы 1948—1949, 1953 и 1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Второй период «холодной войны» (1962— 1979 гг.): разрядка международной напряженности. Договоры ОСВ-1 (1972 г.) и ОСВ-2 (1979 г.). Хельсинкский процесс (1972—1975 гг.). Война США во Вьетнаме (1965—1973 гг.). Третий период «холодной войны»: крах «разрядки» и переход к конфронтации (1979—1987 гг.). Четвертый период «холодной войны» (1987—1991 гг.): «новое политическое мышление» Горбачева и завершение противостояния. Международные отношения в 1990-е гг. Расширение НАТО на Восток. Новая доктрина НАТО. Ближневосточный конфликт: истоки и современное состояние. Самостоятельная работа обучающихся. Написать мини-сочинение на тему: «Уроки "холодной войны "». | 4 2 | 2 |
Тема 15. Развитие мировой культуры во второй половине XX в. | Развитие науки и техники. Рождение атомной энергетики. Достижения в радиоэлектронике и генетике. Современный этап научно-технической революции. Освоение космоса. Постмодернизм в литературе и искусстве. Поп-арт. Кинематограф. Театр абсурда. Рок-н-ролл (Э. Пресли, «Битлз», «Роллинг Стоунз»). Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить презентацию на тему: «Современная зарубежная литература», «Современное зарубежное изобразительное искусство», «Современный зарубежный кинематограф». | 4 2 | 2 |
Тема 16. Россия и мир в XXI в. | Социально-экономическое и политическое развитие ведущих стран мира в 2000-е гг. (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия). Расстановка сил на международной арене и становление новой системы международных отношений. Традиционные (США и Европейский союз) и новые центры влияния на международной арене (Китай и Россия). Краткая характеристика крупнейших международных организаций: ООН, ЕС, НАТО, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Шанхайская организация сотрудничества, Лига арабских государств и Африканский союз. Очаги военной опасности и вооруженные конфликты в первом десятилетии XXI в. Ближневосточный кризис. Иракская война. Косовский конфликт. Война в Южной Осетии. Борьба против международного терроризма. Самостоятельная работа обучающихся. Написать мини-сочинение на тему: «Россия и Запад: проблемы и перспективы взаимоотношений». | 4 2 | 3 |
Зачет | 2 | ||
Всего | 67 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- комплект карт по истории.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- видеопроектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2. М.: Академия, 2011.
2. История / Отв. редактор П.С. Самыгин. Серия «Среднее професииональное образование». Ростов н/Д: Феникс, 2012.
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX — начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Дополнительные источники:
1. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: Учебник в 3 ч.: ч. 2, 3 / Под ред. А.М. Родригеса. М.: ВЛАДОС, 2001.
2. История стран Европы и Америки в XXI веке. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Под ред. Л.С. Белоусова. М.: Просвещение, 2012.
3. Короткевич В.И. История современной России. 1991—2003: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
Интернет-ресурсы:
1. russia-history.my1.ru;
2. histerl.ru;
3. www.alleng.ru/edu/hist1.htm;
4. ru.wikipedia.org.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. Знания: - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX — начале XXI в.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | ОK 1 — 9 | Проведение устных опросов в индивидуальной и фронтальной формах. Проведение письменных опросов (контрольные задания по карточкам). Оценка выполнения самостоятельных работ. Оценка выполнения индивидуальных заданий (устные сообщения и рефераты по заданным темам). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...