выступление в рамках кустового методического семинара по теме "Формирование глобальных компетенций на уроке истории в 10 классе по теме "Великая Отечествнная война"
материал по истории (10 класс)
Цель мастер - класса: продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся по теме «Великая Отечественная война.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.ppt | 1.33 МБ |
master_klass_vystuplenie.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер - класса: продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся по теме «Великая Отечественная война»
СТРУКТУРА ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ (ОЦЕНИВАЕТСЯ (текст) ) Осознание и понимание глобальных проблем Осознание и понимание культурного разнообразия, межкультурных различий УМЕНИЯ (ОЦЕНИВАЕТСЯ (текст) ) Аналитическое и критическое мышление Способность уважительно и эффективно взаимодействовать Гибкость ОТНОШЕНИЕ (ОЦЕНИВАЕТСЯ (анкета)) Уважение к другим культурам Открытость к взаимодействию с другими культурами Широта взглядов, кругозор Ответственность ЦЕННОСТИ (НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ) Человеческое достоинство Культурное разнообразие
Выражается в способности: • критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; • осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе ценностей устойчивого развития и разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Задание 1 Прочитайте отрывок из «Альпийской баллады» В.Быкова. Основываясь на информации из текста, выберите к какому мнению приходит Джулия после разговора с Иваном
Отрывок из «Альпийской баллады» В.Быкова - Иванио! Где ест бог? Где ест мадонна? Где ест справьядливость? Почему нон кара фашизм? – спрашивала она, в горе ломая тонкие смуглые руки. – Есть справедливость! – точно очнувшись, крикнул он. – Будет им кара! Будет! – Где ест кара? Где? Энглиш? Американ? Совет Унион? – Конечно! Советский Союз. Он свернет хребты этим сволочам. – Совет Унион? – Ну конечно. Джулия с внезапной надеждой в глазах устремилась к нему. – Он карашо? Люче, люче все? Иван не понял, спросил: – Что? – Россия карашо? Справьядливо? Блягородно! Иванио вчера говори правду, да? И вдруг будто в новом свете и совершенно другими, чем прежде, глазами увидел он и ее, и себя, и далекую свою Родину – то, чем она была для него всю жизнь и чем могла быть. – Да, – твердо сказал он. – Россия – чудесная, хорошая, справедливая страна. Лучше ее нет! А что еще будет! После войны! Когда раздавим Гитлера. Вот увидишь… Эх, если бы хоть один день!.. Один только день!..
Выберите верное утверждение № Утверждение Верное утверждение 1 Фашизм могут победить только американцы 2 Победить фашизм сможет Великобритания 3 У Джулии появилась надежда, что Советский Союз одержит победу над фашизмом 4 Джулия потеряла надежду, что фашизм можно победить
Правильный ответ № Утверждение Верное утверждение 1 Фашизм могут победить только американцы 2 Победить фашизм сможет Великобритания 3 У Джулии появилась надежда, что Советский Союз одержит победу над фашизмом + 4 Джулия потеряла надежду, что фашизм можно победить
Какое из следующих утверждений, основываясь на тексте, являются скорее мнениями, а не фактами. № Утверждение Мнение Факт 1 Иван уверен, что Советский Союз победит фашизм 2 Джулия-итальянка 3 Россия – чудесная, хорошая, справедливая страна. Лучше её нет!
Правильный ответ № Утверждение Мнение Факт 1 Иван уверен, что Советский Союз победит фашизм 2 Джулия-итальянка 3 Россия – чудесная, хорошая, справедливая страна. Лучше её нет! +
Учитывая полученную информацию, опишите одно возможное последствие, если бы победу во Второй мировой войне одержала бы Гитлеровкая Германия и её союзники.
Американский президент Ф. Рузвельт неоднократно подчёркивал силу и мощь СССР в борьбе с нацистской Германии. «Как бы мы ни относились к СССР, но есть очевидный факт. Советская армия уничтожает намного больше живой силы и техники Германии, чем остальные 25 союзнических государств вместе взятых». Источник: https://moigeroi.r u/citaty-pro-vov-cherchill-ruzvelt
Премьер-министр Великобритании У. Черчилль «Мощная фашистская машина была остановлена и разгромлена благодаря доблести русского воина, таланту русских полководцев, советской военной инженерии. В мире не было силы, которая способна была уничтожить фашизм, кроме советской армии.» «Ни одна страна не смогла бы выстоять перед натиском Гитлера. СССР не только смог устоять, но и нанёс такой удар, который не способно было нанести другое государство». Источник: https://moigeroi.ru/citaty-pro-vov-cherchill-ruzvelt
Почему Рузвельт и Черчилль признавали роль СССР в разгроме фашисткой Германии, но в последнее время некоторые западные политики пытаются данный факт опровергнуть? Задание группам : соотнесите высказывания Черчилля и Рузвельта о роли СССР в Великой Отечественной войне с мнениями, которые мы слышим в СМИ и соц. сетях сегодня.
Представьте, что вы являетесь респондентом социального ролика, и вам задают вопрос «Кто победил во Второй мировой войне?»
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Джогинская средняя общеобразовательная школа»
Мастер- класс
по теме «Формирование глобальных компетенций на уроке истории в 10 классе
по теме
«Великая Отечественная война»
Подготовила:
учитель истории
и обществознания
Гаева С. А.
С. Джогино
2023 г.
Цель мастер класса: продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся по теме «Великая Отечественная война».
Обучающиеся XXI века живут во взаимосвязанном, разнообразном и быстро меняющемся мире, в век глобализации и модернизации. Стало ясно, что для достижения жизненного успеха только лишь предметных знаний и умений недостаточно, не менее важно овладеть функциональной грамотностью.
Действительно, функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования. Он заложен как один из основных показателей национального проекта «Образование».
Часть компонентов мы можем отнести к предметным областям, например финансовая грамотность, математическая грамотность, а часть из них являются надпредметными, в том числе глобальные компетенции.
Что это такое глобальные компетенции? Определению глобальной компетентности в международном исследовании качества образования PISA соответствуют четыре направления формирования и оценки «глобальных компетенций»:
1. Изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения;
2. Понимание и оценка точки зрения и мировоззрения других;
3. Участие в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии;
4. Содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию.
Демонстрация приемов формирования глобальных компетенций. (Выполнение практических заданий)
Теперь я предлагаю вам те задания, которые я использую при формировании глобальных компетенций по теме «Великая Отечественная война» на повторительно-обобщающем уроке в 10 классе. Попрошу вас, включиться в работу.
Просмотр отрывка видеофильма В. Быкова «Альпийская баллада»
Задания : Прочитайте отрывок из «Альпийской баллады» В.Быкова. Выбрать верные суждения. Основываясь на информации из текста, выберите к какому мнению приходит Джулия после разговора с Иваном
отрывок из «Альпийской баллады» В.Быкова.
– Иванио! Где ест бог? Где ест мадонна? Где ест справьядливость? Почему нон кара фашизм? – спрашивала она, в горе ломая тонкие смуглые руки.
– Есть справедливость! – точно очнувшись, крикнул он. – Будет им кара! Будет!
– Где ест кара? Где? Энглиш? Американ? Совет Унион?
– Конечно! Советский Союз. Он свернет хребты этим сволочам.
– Совет Унион?
– Ну конечно.
Джулия с внезапной надеждой в глазах устремилась к нему.
– Он карашо? Люче, люче все?
Иван не понял, спросил:
– Что?
– Россия карашо? Справьядливо? Блягородно! Иванио вчера говори правду, да?
И вдруг будто в новом свете и совершенно другими, чем прежде, глазами увидел он и ее, и себя, и далекую свою Родину – то, чем она была для него всю жизнь и чем могла быть.
– Да, – твердо сказал он. – Россия – чудесная, хорошая, справедливая страна. Лучше ее нет! А что еще будет! После войны! Когда раздавим Гитлера. Вот увидишь… Эх, если бы хоть один день!.. Один только день!..
1.
№ | Утверждение | Верное утверждение |
1. | Фашизм могут победить только американцы | |
2 | Возможно, победить фашизм смогут Великобритания | |
3 | У Джулии появилась надежда, что Советский Союз одержит победу над фашизмом | |
4 | Джулия потеряла надежду, что фашизм можно победить | |
5 | Так как Иван и Джулия говорили на разных языках, они не поняли друг друга |
2. Какое из следующих утверждений, основываясь на тексте, являются скорее мнениями, а не фактами.
№ | Утверждение | Мнение | Факт |
1. | Иван уверен, что Советский Союз победит фашизм | + | |
2 | Джулия-итальянка | + | |
3. | Россия – чудесная, хорошая, справедливая страна. Лучше её нет! | + |
3. Предлагаю ученикам учитывая полученную информацию, описать одно возможное последствие, если бы победу во Второй мировой войне одержала бы Гитлеровкая Германия и её союзники. Предлагю и вам попробывать высказаться по этому поводу. ( В основном дети говорят о негативных последствиях: уничтожени нации, потеря территории…, но и втречаются и такие ответы «Тогда мы хорошо бы говорили по –немецки)
2 задание
«СССР победил в Великой Отечественной войне, но в последнее время некоторые западные политики пытаются данный факт опровергнуть. В зарубежных СМИ появляется информация, согласно которой Советский Союз приравнивается к фашисткой Германии. В этом случае современным западным политикам хочется напомнить цитаты про ВОВ, которые говорил выдающиеся политические деятели»
Вопрос: Почему Рузвельт и Черчилль признавали роль СССР в разгроме фашисткой Германии, но в последнее время некоторые западные политики пытаются данный факт опровергнуть?
Задание группам: соотнесите высказывания Черчилля и Рузвельта о роли СССР в Великой Отечественной войне с мнениями, которые мы слышим в СМИ и соц. сетях сегодня.
История Великой отечественной войны почти уже 80 лет подвергается попыткам фальсификации, особенно они усилились в настоящее время. Некоторым хотелось бы совсем стереть из памяти историю войны.
Кто-то хочет оправдать недостойную политику своих правительств в годы войны.
Чаще всего ставится цель – ослабления России, замалчивания решающей роли СССР в разгроме фашистской Германии.
Не секрет, что социальные сети в современном мире играют огромною роль, особенно среди молодежи, поэтому я часто в своей работе использую работу с электронными ресурсами, с которыми дети охотнее работают.
Задание 3. Просмотр ролика в социальных сетях о мнении иностранцев, кто победил во Второй мировой войне ()
Представьте, что вы являетесь респондентом социального ролика, и вам задают вопрос «Кто победил во Второй мировой войне?» (передать микрофон участникам «Свободный микрофон»). (В основном дети отвечают, что победил Советский Союз, антигитлеровская коалиция, страны воевавшие на стороне СССР)
Вывод: Глобальные компетенции –неотъемлемая часть уроков истории, я вам постаралась продемонстрировать несколько вариантов работы с обучающимися по теме «Великая Отечественная война».
ПРИЛОЖЕНИЯ
отрывок из «Альпийской баллады» В.Быкова.
– Иванио! Где ест бог? Где ест мадонна? Где ест справьядливость? Почему нон кара фашизм? – спрашивала она, в горе ломая тонкие смуглые руки.
– Есть справедливость! – точно очнувшись, крикнул он. – Будет им кара! Будет!
– Где ест кара? Где? Энглиш? Американ? Совет Унион?
– Конечно! Советский Союз. Он свернет хребты этим сволочам.
– Совет Унион?
– Ну конечно.
Джулия с внезапной надеждой в глазах устремилась к нему.
– Он карашо? Люче, люче все?
Иван не понял, спросил:
– Что?
– Россия карашо? Справьядливо? Блягородно! Иванио вчера говори правду, да?
И вдруг будто в новом свете и совершенно другими, чем прежде, глазами увидел он и ее, и себя, и далекую свою Родину – то, чем она была для него всю жизнь и чем могла быть.
– Да, – твердо сказал он. – Россия – чудесная, хорошая, справедливая страна. Лучше ее нет! А что еще будет! После войны! Когда раздавим Гитлера. Вот увидишь… Эх, если бы хоть один день!.. Один только день!..
1. Выбрать верные суждения. Основываясь на информации из текста, выберите к какому мнению приходит Джулия после разговора с Иваном
№ | Утверждение | Верное утверждение |
1. | Фашизм могут победить только американцы | |
2 | Возможно, победить фашизм смогут Великобритания | |
3 | У Джулии появилась надежда, что Советский Союз одержит победу над фашизмом | |
4 | Джулия потеряла надежду, что фашизм можно победить | |
5 | Так как Иван и Джулия говорили на разных языках, они не поняли друг друга |
2. Какое из следующих утверждений, основываясь на тексте, являются скорее мнениями, а не фактами.
№ | Утверждение | Мнение | Факт |
1. | Иван уверен, что Советский Союз победит фашизм | ||
2 | Джулия-итальянка | ||
3. | Россия – чудесная, хорошая, справедливая страна. Лучше её нет! |
Задание 2.
Американский президент Ф. Рузвельт «Как бы мы ни относились к СССР, но есть очевидный факт. Советская армия уничтожает намного больше живой силы и техники Германии, чем остальные 25 союзнических государств вместе взятых».
Премьер-министр Великобритании У. Черчилль «Мощная фашистская машина была остановлена и разгромлена благодаря доблести русского воина, таланту русских полководцев, советской военной инженерии. В мире не было силы, которая способна была уничтожить фашизм, кроме советской армии.»
«Ни одна страна не смогла бы выстоять перед натиском Гитлера. СССР не только смог устоять, но и нанёс такой удар, который не способно было нанести другое государство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар по теме "Применение артпедагогики на уроках истории"
Компьюторная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы по теме "Применение артпедагогики на уроках истории"...
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».
Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....
Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в рамках внедрения ФГОС
Выступление на ГМО учителей истории на тему: "Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в рамках внедрения ФГОС...
Методический семинар «Формирование предпосылок профессиональных компетенций у юношей на уроках технологии в 5 – 8 классах»
Методический семинар «Формирование предпосылок профессиональных компетенций у юношей на уроках технологии в 5 – 8 классах»...
Разработка мастер класса "Использование инновационных приемов в формировании глобальных компетенций на уроках обществознания.
Данная разработка мастер - класса связана с темой, которая изучается в курсе 7 класса по обществознанию "Экологические проблемы человечества"....
Технологическая карта урока истории, 9 класс. Тема: Первая мировая война.
Цель урока: Раскрыть причины Первой мировой войны.Задачи урока:Образовательная: анализ причины и итоги первой мировой войны, гражданской войны; характеристика основных событий, оценка действий участни...
Технология проблемного обучения как средство развития глобальных компетенций на уроках истории и обществознания
Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания как способ активизации мыслительной деятельности и индивидуальных способностей обучающихся, повышения их функциональной грамотности.Т...