Методический семинар по теме "Применение артпедагогики на уроках истории"
методическая разработка (история) по теме

Мазаева Мина Джамаледдиновна

Компьюторная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы по теме "Применение артпедагогики на уроках истории"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Применение артпедагогики в образовательном процессе»

«История – наука, изучающая факты и закономерности развития общества и природы. Самая, пожалуй, необъективная из всех известных человечеству наук…  Каждый из историков видит и описывает события по-своему, в зависимости от личных интересов и пристрастий». В ряду прочих школьных дисциплин история и обществоведение в силу своего содержания и степени «гуманитарности» не могут не претендовать на некий особый статус.

Если объектом социальных наук является общество и его развитие (именно развитие, а не просто условное обозначение движения объекта во времени), то оно предполагает становление полноценных членов общества, формирование гражданских качеств личности. История и обществоведение – науки. Предназначение наук – служение людям. Может ли в этом смысле быть исключением школа, в которой происходит становление будущих полноправных членов общества? Школа определяет состояние общества, пожалуй, в гораздо большей степени, нежели принято думать. Приобщая учеников к знаниям того или иного предмета, педагог сознательно, а чаще всего неосознанно стремится придать процессу обучения воспитывающую функцию.

Вот так и я искала свои методы, которые помогут мне лучше узнать детей, а детям историю. Я решила, что артпедагогика это один из лучших методов работы с детьми  на уроке. Термин артпедагогика появился сравнительно недавно – в середине прошлого века. Это метод способствуя достижению целей и решению задач современного образования, имеет свои специфические цели и задачи. Определяя их, следует отметить, что корень арт - говорит не только об использовании средств искусства (как творческого отражения действительности, воспроизведение ее в художественных образах) для решения педагогических задач.  Art переводится еще и как мастерство. Педагогика является не только наукой, но и искусством, то есть, мастерством. Мастерством образовывать не насильственным вдалбливанием программного материала, но искусством обучать самостоятельной исследовательско-поисковой работе, мотивировать к познанию и обучению, воспитывать личностные качества, способствующие успешной социализации и самореализации. Процесс обучения становится более качественным и эффективным, когда человек, чувствует внутреннюю потребность в освоении знаний, умений, навыков, приобретении мастерства, профессионализма в тех областях, к которым у него есть склонность, "сродство", как писал Г.Сковорода, который сам был талантливым педагогом. Из этого следует, что для успешного обучения с последующей успешной реализацией в социуме важно помочь ученику понять и познать себя, чтобы самоопределиться относительно направления своей деятельности. Кроме того, для успешного обучения важно держать цель на результат – самореализацию. 

Исходя из этого, цели артпедагогики можно определить как поиск, разработка и внедрение средств, методов и технологий, способствующих более качественному и эффективному обучению и воспитанию. 

На своих уроках я применяю данный метод. На одном из примеров хочу продемонстрировать это.

Анализ урока  истории в 6 классе по теме «Русские князья времен язычества»

Тема: Русские князья времён язычества

Цели урока.

Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся понятия “государство”; продолжить рассказ о начале складывания древнерусского государства; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в сложении государства; проследить общее направления внутренней и внешней политики первых русских князей;

Развивающие:  развивать когнитивную коммуникативность, продолжить формирование  у учащихся основных умений: самостоятельной работы с текстом, продолжение формирований хронологических  умений, навыков в составлении таблиц, определение причинно-следственных связей,  формулирования выводов;

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к великому прошлому нашей страны.

Методическая цель: показать применение активных методов обучения.

Тип: комбинированный

Вид урока:  урок - ролевая игра.

Основные понятия: государство, варяги, полюдье, уроки, погосты.

Оборудование:  мультимедийный проектор, стенд с заданиями для игры, карточки с терминами;

Деятельность учителя

Цели урока

Комментарии

«Предисловие» (Сообщение темы и цели)                                                                            -сегодня на уроке, мы с вами  поиграем в игру «Умники и умницы», чтобы повторить домашнее задание. Перейдем к изучению нового материала, познакомимся с новыми терминами,  продолжим знакомства с русскими князьями.                               «Преддействие» (Проверка домашнего задания)                                                         1.Игра «Умники и умницы» (составить 8 вопросов) (учащиеся так же могут задавать вопросы детям)                                                                                                                            3 вопроса для выявления игроков (каждый игрок выбирает себе дорожку)                   1.Когда возникло Древнерусское государство?                                                                      2.Что вы знаете об основателе города Киева?                                                                  3.Какие предположения существуют о происхождении слова «Русь»?                 Учащиеся могут задавать детям вопросы, заранее подготовленные дома.               1.игрок  а) Когда и кто стал первым русским князем, и почему                                   2.игрок  а) Кто такие варяги, викинги и норманны?                                                             б) Назовите два центра, откуда  началось  Древнерусское  государство?                     3.игрок  а) Что такое летопись? б) Что такое посад? г) Как одевались в походы варяги?                                                                                                                              2.Работа с документом (стр.38-39, дети отвечают на вопрос к документу, опросить несколько ребят)                                                                                                                   Выставление оценок за ответы заданные вопросы.                                            Физическая минутка.                                                                                                                        - Дети  сядьте ровно.  Левую руку выставляют перед собой, показывая  вверх большой палец, закрыв правый  глаз, левым смотрят на кончик пальца и считают до 5, затем закрывают левый глаз, и правым глазом смотрят на кончик пальца, считая до 5. Меняя руки, выполняют аналогичное упражнение.

«Завязка» (Переход к изучению нового материала)                                                      Учитель:                                                                                                                                 Начинаю песнь иную,                                                                                                              Для застолья, игровую,                                                                                                                Зажигайте две свечи,                                                                                                                 Тронь гусляр струну тугую!                                                                                                           Чашу меда - вкруговую!                                                                                                              Встаньте Рюриковичи!                                                                                                                  - О ком пойдет речь на уроке?                                                                                                        Дети: о Рюриковичах, потомках Рюрика. О людях, которые продолжили его деятельность.                                                                                                                             «Развитие действий, кульминация» (Изучение нового материала)                                        - Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить о людях, которые управляли нашим государством. Наша задача узнать годы их правления и их деятельность, для этого нам понадобится  такая таблица                                                                                                 (дети чертят в тетради таблицу)                                                                                           - В ходе сегодняшнего урока,  прослушивая информацию либо добывая ее самостоятельно, вы должны заполнить  таблицу (см в конце конспекта), в конце урока мы посмотрим, что у вас получилось.                                                                                         - После смерти (879)  Рюрика, в связи малолетством его сына Игоря, князем становится его родственник Олег.                                                                                                                   1. Театрализованное  выступление  ученика в образе  Олега.                                    Учитель:  - Как ныне сбирается вещий Олег,                                                                         Отмстить не разумным хазарам,                                                                                                   Их селы и нивы за буйный набег.                                                                                                    Обрек он мечам и пожарам;                                                                                                         - О ком мы сейчас будем говорить? (Ответы детей)                                                           Ученик: Я - Олег – (879- 912) – Согласно разным версиям, был не то знатным военачальником в войске Рюрика, не то его близким родственником, специально призванным править за малолетством Игоря. Я перенес центр княжества в Киев, совершил в 907 г. поход на Византию закончившийся подписанием выгодного торгового договора. В 911 году вновь отправил своих дружинников в Константинополь. Новый договор предусматривал еще больше торговых преимуществ для Руси. Русские летописцы называли меня  Вещим, то есть прорицателем, мудрецом. В 912г   умер,  летопись называет причиной смерти укус змеи, которая выползла из черепа коня - лучшего друга Олега.                                                                                                          Учитель: обратите внимание на иллюстрацию к картине А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», подробнее эту поэму вы будете изучать на уроке литературы, там знания истории вам пригодятся. На уроках ИЗО вы уже знакомились с этой картиной.        Комментированное чтение  - Откройте страницу учебника  46-47, нам необходимо ответить на вопрос «На каких условиях был заключен мир между Русью и Византией?» ( чтение документа  из  «Повести временных лет»)  (ответы детей)                               Учитель: какие качества личности и характера вы можете подчеркнуть у Олега?         Дети отвечают на вопрос и делают микровывод: Олег был целеустремленный,  отважный, справедливый, ответственный. При его правлении расширилась территория Руси.                                                                                                                                                 2. Рассказ баяна  о княжение Игоря (слайд 7-8)                                                                         Баян:  Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни,
И битвы, где вместе рубились они.
                                                                                    Игорь – (912-945).  Князь Игорь, как Олег много воевал, но не слишком удачно. В это время в южных степях появились пришедшие из Центральной Азии печенеги. Они  занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни, часто нападали на соседние страны. Игорь воевал с ними. В 941г отправился на Византию, но греки дали отпор с помощью «греческого огня». Через несколько лет Игорь вновь отправился на Византию , на этот раз византийцы предложили ему мир. Игорь взял с них большую дань. Ежегодно по осени киевский князь объезжали подвластные им племена и собирали дань. Это называлось – полюдье.                                                                              - Как вы думаете почему –полюдье?(ответы детей)                                                         

Баян: рассмотрите  иллюстрацию  на слайде, что на тот момент являлось данью?      Дети: меховые шкуры животных, рыба, мед.                                                                Полюдье - форма сбора дани. Название “полюдье” происходит от слов “ходить по людям”. Полюдье продолжалось шесть месяцев, начиналось в ноябре, продолжалось всю зиму и заканчивалось ранней весной (в апреле). Дань состояла из меда, воска, льна. Потом основной мерой дани являлись меха куницы, горностая, белки.  Путь шел через земли древлян, их главный город Искоростень; затем князь с дружиной направлялся на Север к городу Любечу на Днепре. Оттуда попадал в земли дреговичей, здесь же неподалеку жили и радимичи. В 945г Игорь, с дружиной  собрав дань, возвращались домой,  но вдруг князь решил, что добыча его мала. Он решил, людей с данью отправить домой, а сам с несколькими дружинниками вернулся к древлянам снова потребовать дань.  Древляне со своим князем Малом стали решать, что делать. Они решили  что «Если волк повадиться к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его». Игоря и его дружинников  взяли в плен и жестоко казнили.                                                   Учитель:  каким вы увидели князя Игоря?                                                                         Дети отвечают на вопрос и делают микро вывод: воинственный, военное дело давалось ему меньше чем его предводителю, в годы его правления единство государства оказалось под угрозой.

3.Театрализации выступление ученицы. Княгиня Ольга.                                          ученица:  Я - Ольга – (?-972) – княгиня, жена Игоря, первая известная в истории женщина-правительница на Руси (945-964). Согласно летописи, родом из Полоцка, где в то время проживало довольно много варягов. Мое имя также указывает на скандинавское происхождение. К власти пришла после убийства Игоря, правила за малолетнего Святослава. Согласно летописи,  страшно отомстила за смерть мужа. Правила на Руси не только в малолетство сына, но и позднее, во временя длительных и многочисленных походов Святослава. После смерти мужа, упорядочила размеры и сроки сбора дани. Кроме того, чтобы князья не забирались глубоко и не подвергались опасности при сборе полюдья, все подвластные земли были поделены на административные единицы – погосты. Я лично ездила в Византию, где приняла христианство около 957 г.                                                                                                      Учитель: К середине  IX в. почти все крупные государства Западной Европы,  а также часть народов Балканского полуострова и  Кавказа приняли христианство — одни по римскому, другие — по византийскому образцу. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.                           

Учитель: какое впечатление у вас сложилось об Ольге?                                                     Дети делают микро вывод: Ольга-первая женщина правительницы, умная, красивая,  справедливая, но жестокая,                                                                                                  «Развитие действий» (Самостоятельная работа учащихся)                                              Походы Святослава                                                                                                                Учитель: Ему свод неба был  шатром,                                                                                         И в летний зной, и в зимний холод,                                                                                            Земля под войлоком - одром,                                                                                                        А пищею - конина в голод…   К.Ф. Рылеев. Думы Святослава                                       Задание: прочитайте п. 4, параграфа 6 выясните, чем занимался Святослав в годы правления. Прочитав  информацию, скажите, почему К.Ф.Рылеев отзывался так о князе Святославе?

(примерный конспект учащихся)

Святослав Игоревич (964 – 972) – сын Ольги и Игоря. Князь-воин, совершил целый ряд победоносных походов (на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы):                       отважный, доблестный, делил все трудности со своими воинами, довольствовался полусырым мясом, всегда говорил «Иду на вы!». 964-966- разгромил Хазарский каганат, 967г - обрушился на южные болгарские земли, Святослав хотел лично править на Дунае, поэтому мир с Византией его не устраивал. В 971г на Дунае состоялось сражение с византийцами, в результате которого был заключен мир. Весной 972г возвращаясь, домой в Киев, печенеги окружили князя с дружиной. Святослав князь-воин погиб. Современники с большим уважением относились к Святославу-воину, однако Святослав-князь не был популярен.                                                                                      Вывод: Святослав - простой человек, но великий как воин, грамотный полководец. При Святославе Русь стала сильным государством.                                                                «Развязка» (Подведение итогов) Обсуждение заполненной таблицы.                        Учитель: ребята, давайте проверим вместе, как вы заполнили таблицу.                 Заполнение таблицы “Первые русские князья”.

Князь (княгиня)

Годы правления

Деятельность

Олег

(879-912)

-подчинил себе  соседние племена;

-907г поход на Византию;

Игорь

(912-945)

-положил начало полюдью;                       -предпринял военные походы против печенегов;

Ольга

(?-964)

-установила уроки и погосты;

-приняла крещение;

Святослав

(964-972)

964-972 походы Святослава;

971- мирный договор с Византией;

Выставление оценок за урок.

Рефлексия «плюс» «минус».

Учитель: ребята, а сейчас мне хочется, чтоб вы  оценили детей, которые  сегодня выступали. Понравилось ли вам их выступление, чтобы посоветовали им, что на ваш взгляд  у них получилось хорошо, а над чем им необходимо поработать.

Домашнее задание:

1. Параграф № 6, прочитать, ответить на вопросы.

-закрепления в памяти детей  изученного на прошлом уроке материала и проверка степени его усвоения;

 -учить четко, выражать свои мысли и передавать точную информацию;

проконтролировать умение детей искать необходимую информацию в тексте;

-подвести к пониманию темы урока;

-развивать мышление у учащихся;

-формировать знания хронологии, умения заполнять таблицу;

-развивать речь учащихся;

-воспитывать умение говорить на публику;

-продолжать учить детей работать с историческим источникам;

-воспитывать умения высказывать свою позицию  и видение;

-воспитывать учащихся толерантность, определять и объяснять (аргументировать) свое отношении к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

- развивать речь  и  обеспечить усвоения нового  термина.

-воспитывать учащихся толерантность, определять и объяснять (аргументиро-вать) свое отношении к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

-показать возникновение христианства на территории Кавказа;

-воспитывать учащихся толерантность, определять и объяснять (аргументировать) свое отношении к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

-развивать когнитивную коммуникативность;

проконтролировать умения учащихся воспринимать информацию на слух;

-отработать хронологичес-кую цепочку первых русских  князей;

Воспроизводящая беседа (проверка).

Вопросы должны быть краткими, четко сформулированными, содержательными.

Дети учатся работать с историческим источникам.

Получают оценки те, кто отвечал, а так же те, кто задавал вопросы.

Учащиеся указывают хронологические рамки,  и периоды ключевых процессов, а так же даты важнейших события  истории;

Каждый выступающий получает оценку за участие в уроке;

Рассказ учащийся рассказывает об исторических событиях, и их участниках;

 (Связь с  предметом литературой и ИЗО)

Работа с документом

Беседа (связь с обществознанием) Опираясь на знания учащихся из предмета обществознания подводить их к пониманию и усвоению новых знаний.

Учащиеся осмыслят социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

Метод иллюстраций использовать на уроке необходимо, так как у учащихся развиты хорошо зрительные каналы.

Самостоятельная работа.

Важный и нужный этап в организации урока, учащиеся самостоятельно овладевают знаниями;

Эвристический метод дает шанс ребенку получить оценку.



Подписи к слайдам:

Методический семинар по теме: «Применение артпедагогики на уроках истории»
Учитель историиМКОУ СОШ №14 с.Просянка Петровского районаМазаева Мина Джамаледдиновна
«Art» переводится как «мастерство». АРТПЕДАГОГИКА – это синтез двух областей научного знания искусства и педагогики.
ЗАДАЧИ АРТПЕДАГОГИКИ: Развивать самостоятельность в исследовательско-поисковой работе;Мотивировать к познанию и обучению; Воспитывать личностные качества;Способствовать успешной социализации и самореализации.
ЦЕЛЬ АРТПЕДАГОГИКИ – гармонизация развития ребенка
Русские князья времен язычества
Цели урока
Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся понятия “государство”; продолжить рассказ о начале складывания древнерусского государства; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в сложении государства; проследить общее направления внутренней и внешней политики первых русских князей;Развивающие: развивать когнитивную коммуникативность, продолжить формирование у учащихся основных умений: самостоятельной работы с текстом, продолжение формирований хронологических умений, навыков в составлении таблиц, определение причинно-следственных связей, формулирования выводов;Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к великому прошлому нашей страны.
Методическая цель: показать применение активных методов обучения.Тип: комбинированныйВид урока: урок- ролевая игра.
Игра
«Умники и умницы»
Вопросы для выявления игроков
1.Когда возникло Древнерусское государство? 2.Что вы знаете об основателе города Киева? 3.Какие предположения существуют о происхождении слова «Русь»?
План:
1.Правление Олега2.Княжение Игоря3.Княгиня Ольга4.Походы Святослава
«Первые русские князья»
Князь (княгиня)
Годы правления
Деятельность
Олег
Игорь
Ольга
Святослав
1.Правление Олега
Годы правления 876-912гг;Объединил Русское государство;907г поход на Византию.
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге".
2.Княжение Игоря
Годы правления 912-945ггПредпринял военные походы на печенеговПоложил начало полюдью
Полюдье- ежегодный сбор дани
3.Княгиня Ольга
Годы правления 945-968гг Установила уроки и погосты Приняла крещение
4.Походы Святослава
Годы правления 964-972ггПоходы 964-972ггЗаключил мирный договор с византийцами в 971г
Итог работы учащихся
Князь (княгиня)
Годы правления
Деятельность
Олег
(879-912)
-подчинил себе соседние племена;-907г поход на Византию;
Игорь
(912-945)
-положил начало полюдью; -предпринял военные походы против печенегов;
Ольга
(?-964)
-установила уроки и погосты;-приняла крещение;
Святослав
(964-972)
964-972 походы Святослава;971- мирный договор с Византией;
Притча о двух волках

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "использование игровых технологий на уроках истории"

Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:u1. Раскр...

Методический семинар Системно-деятельностный подход на уроке

Презентация Методический семинар Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы...

Методический семинар "Использование инновационных технологий на уроках географии"

данный семинар был проведен в рамках участия в педагогическрм конкурсе "Ступени мастерства"...

Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"

Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....

Выступление на региональном семинаре "Формирование личностных ууд на уроках истории"

Тема:  Формирование личностных ууд на уроках истории.Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.Задачи: Познакомить педагогов с по...

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание  на уроках истории и обществознания»...