Методический семинар по теме "Применение артпедагогики на уроках истории"
методическая разработка (история) по теме
Компьюторная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы по теме "Применение артпедагогики на уроках истории"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Применение артпедагогики в образовательном процессе»
«История – наука, изучающая факты и закономерности развития общества и природы. Самая, пожалуй, необъективная из всех известных человечеству наук… Каждый из историков видит и описывает события по-своему, в зависимости от личных интересов и пристрастий». В ряду прочих школьных дисциплин история и обществоведение в силу своего содержания и степени «гуманитарности» не могут не претендовать на некий особый статус.
Если объектом социальных наук является общество и его развитие (именно развитие, а не просто условное обозначение движения объекта во времени), то оно предполагает становление полноценных членов общества, формирование гражданских качеств личности. История и обществоведение – науки. Предназначение наук – служение людям. Может ли в этом смысле быть исключением школа, в которой происходит становление будущих полноправных членов общества? Школа определяет состояние общества, пожалуй, в гораздо большей степени, нежели принято думать. Приобщая учеников к знаниям того или иного предмета, педагог сознательно, а чаще всего неосознанно стремится придать процессу обучения воспитывающую функцию.
Вот так и я искала свои методы, которые помогут мне лучше узнать детей, а детям историю. Я решила, что артпедагогика это один из лучших методов работы с детьми на уроке. Термин артпедагогика появился сравнительно недавно – в середине прошлого века. Это метод способствуя достижению целей и решению задач современного образования, имеет свои специфические цели и задачи. Определяя их, следует отметить, что корень арт - говорит не только об использовании средств искусства (как творческого отражения действительности, воспроизведение ее в художественных образах) для решения педагогических задач. Art переводится еще и как мастерство. Педагогика является не только наукой, но и искусством, то есть, мастерством. Мастерством образовывать не насильственным вдалбливанием программного материала, но искусством обучать самостоятельной исследовательско-поисковой работе, мотивировать к познанию и обучению, воспитывать личностные качества, способствующие успешной социализации и самореализации. Процесс обучения становится более качественным и эффективным, когда человек, чувствует внутреннюю потребность в освоении знаний, умений, навыков, приобретении мастерства, профессионализма в тех областях, к которым у него есть склонность, "сродство", как писал Г.Сковорода, который сам был талантливым педагогом. Из этого следует, что для успешного обучения с последующей успешной реализацией в социуме важно помочь ученику понять и познать себя, чтобы самоопределиться относительно направления своей деятельности. Кроме того, для успешного обучения важно держать цель на результат – самореализацию.
Исходя из этого, цели артпедагогики можно определить как поиск, разработка и внедрение средств, методов и технологий, способствующих более качественному и эффективному обучению и воспитанию.
На своих уроках я применяю данный метод. На одном из примеров хочу продемонстрировать это.
Анализ урока истории в 6 классе по теме «Русские князья времен язычества»
Тема: Русские князья времён язычества
Цели урока.
Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся понятия “государство”; продолжить рассказ о начале складывания древнерусского государства; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в сложении государства; проследить общее направления внутренней и внешней политики первых русских князей;
Развивающие: развивать когнитивную коммуникативность, продолжить формирование у учащихся основных умений: самостоятельной работы с текстом, продолжение формирований хронологических умений, навыков в составлении таблиц, определение причинно-следственных связей, формулирования выводов;
Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к великому прошлому нашей страны.
Методическая цель: показать применение активных методов обучения.
Тип: комбинированный
Вид урока: урок - ролевая игра.
Основные понятия: государство, варяги, полюдье, уроки, погосты.
Оборудование: мультимедийный проектор, стенд с заданиями для игры, карточки с терминами;
Подписи к слайдам:
Учитель историиМКОУ СОШ №14 с.Просянка Петровского районаМазаева Мина Джамаледдиновна
«Art» переводится как «мастерство». АРТПЕДАГОГИКА – это синтез двух областей научного знания искусства и педагогики.
ЗАДАЧИ АРТПЕДАГОГИКИ: Развивать самостоятельность в исследовательско-поисковой работе;Мотивировать к познанию и обучению; Воспитывать личностные качества;Способствовать успешной социализации и самореализации.
ЦЕЛЬ АРТПЕДАГОГИКИ – гармонизация развития ребенка
Русские князья времен язычества
Цели урока
Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся понятия “государство”; продолжить рассказ о начале складывания древнерусского государства; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в сложении государства; проследить общее направления внутренней и внешней политики первых русских князей;Развивающие: развивать когнитивную коммуникативность, продолжить формирование у учащихся основных умений: самостоятельной работы с текстом, продолжение формирований хронологических умений, навыков в составлении таблиц, определение причинно-следственных связей, формулирования выводов;Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к великому прошлому нашей страны.
Методическая цель: показать применение активных методов обучения.Тип: комбинированныйВид урока: урок- ролевая игра.
Игра
«Умники и умницы»
Вопросы для выявления игроков
1.Когда возникло Древнерусское государство? 2.Что вы знаете об основателе города Киева? 3.Какие предположения существуют о происхождении слова «Русь»?
План:
1.Правление Олега2.Княжение Игоря3.Княгиня Ольга4.Походы Святослава
«Первые русские князья»
Князь (княгиня)
Годы правления
Деятельность
Олег
Игорь
Ольга
Святослав
1.Правление Олега
Годы правления 876-912гг;Объединил Русское государство;907г поход на Византию.
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге".
2.Княжение Игоря
Годы правления 912-945ггПредпринял военные походы на печенеговПоложил начало полюдью
Полюдье- ежегодный сбор дани
3.Княгиня Ольга
Годы правления 945-968гг Установила уроки и погосты Приняла крещение
4.Походы Святослава
Годы правления 964-972ггПоходы 964-972ггЗаключил мирный договор с византийцами в 971г
Итог работы учащихся
Князь (княгиня)
Годы правления
Деятельность
Олег
(879-912)
-подчинил себе соседние племена;-907г поход на Византию;
Игорь
(912-945)
-положил начало полюдью; -предпринял военные походы против печенегов;
Ольга
(?-964)
-установила уроки и погосты;-приняла крещение;
Святослав
(964-972)
964-972 походы Святослава;971- мирный договор с Византией;
Притча о двух волках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "использование игровых технологий на уроках истории"
Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:u1. Раскр...
Методический семинар Системно-деятельностный подход на уроке
Презентация Методический семинар Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы...
Методический семинар "Использование инновационных технологий на уроках географии"
данный семинар был проведен в рамках участия в педагогическрм конкурсе "Ступени мастерства"...
Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"
Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....
Выступление на региональном семинаре "Формирование личностных ууд на уроках истории"
Тема: Формирование личностных ууд на уроках истории.Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.Задачи: Познакомить педагогов с по...
Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»
Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»...
Семинар «Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания с целью развития познавательных УУД.»
В статье раскрыты приемы использования кейс-технологий из опыта работы....