«Актуальные вопросы на уроках истории для учащихся исправительных учреждений».
статья по истории (10 класс)
Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания наказания. При этом установлена четкая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие достаточно высокого уровня образования в большей мере обусловливает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому получение общего образования осужденными УИК (ст. 9) относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирование общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 Кодекса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Актуальные вопросы на уроках истории для учащихся исправительных учреждений» | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
при исправительном учреждении.
Доклад по теме:
«Актуальные вопросы на уроках истории для учащихся
исправительных учреждений».
Выполнила учитель истории
ГКОУ СОШ № 4 при ИУ
Ст. Александрийской
Овсянникова Инна Анатольевна
2023г.
«Не зная истории, мы не можем понять, зачем мы пришли на этот свет, зачем мы живём, к чему стремимся» - писал В. С. Ключевский.
Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания наказания. При этом установлена четкая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие достаточно высокого уровня образования в большей мере обусловливает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому получение общего образования осужденными УИК (ст. 9) относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирование общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 Кодекса.
Контингент школы при исправительном учреждении: это осужденные, отбывающие наказание за различные преступления.
Особенно важно обучение осужденных гуманитарным дисциплинам, среди которых большое место занимают курсы истории и обществоведения. Благодаря этим учебным предметам учащиеся имеют возможность приобретать и корректировать представления и понятия об устройстве общества, природе власти, роли права в регулировании коллективной жизни, социальных нормах, их соблюдении и нарушении, о преступлении и наказании. После достаточного болезненного на первом этапе разрушения стереотипов происходит «открытие» мира, где они ощущают себя непосредственными участниками, что повышает мотивацию обучения и создает условия для восстановления утраченных навыков социализации.
Мой опыт преподавателя истории и обществоведения в школе при ИУ свидетельствует о наличии ряда факторов, препятствующих обучению и перевоспитанию учащихся таких школ. Среди них: информационная замкнутость, негативная атмосфера, возникающая при концентрации отрицательно настроенных людей в одном месте. Пять часов, проведенных в стенах школы, не могут перевесить остальные двадцать проживаемые по законам зоны.
Есть и организационные трудности, предопределенные спецификой обучения в местах лишения свободы. У осужденных нет возможности выполнения домашнего задания. Сроки обучения не совпадают со сроком наказания, условно-досрочным освобождением, помещением в изолятор и т. д. По достижении 30-тилетнего возраста осужденные нередко отказываются от продолжения обучения. Между тем, успешность освоения программы обучения предполагает глубокое погружение в содержание образования и постоянно возобновляемую положительную мотивацию учения.
Результаты проведенного в 2019г анонимного опроса.
Мешает учиться: режим – 44,4%, работа – 33,3%, отсутствие способностей – 22%, обязанность – 11%, слабость характера – 8%.
Сложившийся в местах заключение внутренний криминальный порядок крайне устойчив, поскольку разделяется всеми сознательно, ибо буквальное исполнение законов его – единственная гарантия физического выживания.
В таких сложных условиях обучения мотивация познания сводится, в основном, к выстраиванию позитивного отношения учащихся к личности преподавателя, словесного поощрения в ходе уроков, справедливых оценок.
Разумеется, личность преподавателя важна в любой образовательной среде, но здесь же критерии отличаются особой строгостью и широтой. Учитель оценивается как носитель и полномочный представитель преподносимых им ценностей. Любое несоответствие, фальшь, ложь или непрофессионализм отторгают ученика от учителя и предмета.
В жизни заключенного, в мотивации его деятельности, настроении могут играть роль и те мелочи быта, которые в других обстоятельствах вообще не принимаются во внимание. Возникают частые перепады настроения при изменении таких важных для заключенного деталях быта, как вести от родных и близких, жизнь в отряде, перевод в другой отряд, отсутствие или наличие работы, денег, «курева»; накапливаемая усталость от долгого срока. У осужденного может возникнуть также состояние фрустрации. В период фрустрационной ситуации осужденные, впервые попавшие в ИУ, испытывают растерянность, страх, настороженность, отчаяние. У неоднократно судимых появляются безразличие, апатия, уход в себя, волевая пассивность.
Для учащихся-заключенных характерны: крайне узкий кругозор, дефицит знаний, интересов; дурные вкусы и пристрастия. Высшей ценностью для многих выступает материальное благополучие, достигать которого они готовы любыми средствами. Степень искажение морали всегда индивидуальна, но всегда происходит под воздействием искушения.
Низкий общекультурный уровень вновь поступивших в школу учащихся-осужденных коррелирует с низким языковым развитием. Некоторые из них с трудом подбирают нормативную лексику для выражения своих мыслей, многие не умеют четко и грамотно построить фразу; речь их засорена жаргонизмами.
Обучение взрослых людей должно ориентироваться на их способность к самостоятельному мышлению, толкать к самостоятельному поиску решения тех или иных вопросов. Главное в обучении взрослых — включить человека в активную мыслительную деятельность, которая в свою очередь заставит действовать познавательные мотивы учения.
Образование — это не только восприятие определенной информации, но и усвоение ее духовного содержания. Обучение, которое ориентируется только на сообщение готовых знаний, проигрывает и в воспитательном отношении. Знания, получаемые осужденными в школе, должны не только и не столько дать им представление о моральных нормах, но и вызвать потребность в таком поведении, которое соответствует этим нормам. Первая половина этой задачи обычно бывает уже решена: осужденный знает как надо вести себя в обществе. А вот решение второй ее половины — главное условие перевоспитания.
За 23 летний опыт работы я пришла к некоторым общим педагогическим и предметным принципам:
- нигде и никак не напоминать ученику, что он преступник, воздействие только учитель-ученик, но ученик взрослый, достойный уважения;
- избегать по возможности обращаться к администрации колонии по вопросу плохого поведения;
- как можно больше словесных поощрений;
- ставить на уроке немногочисленные проблемы и требования, но добиваться неукоснительно исполнения;
- урок должен нести и некоторую сверхзадачу, проблему творческого характера;
- яркое образное объяснение нового материала с привлечением примеров бытового жизненного опыта;
- демонстрация готовности помочь.
Работа с таким контингентом обучающихся должна строиться в следующих направлениях:
1. коррекция имеющихся знаний - обучающая.
2. практическая работа по развитию ассоциативного образного мышления - развивающая.
3. дидактика и репродукция для наиболее слабоуспевающих.
Нравственная же составляющая заключается во всех направлениях как главное содержание и смысл преподавания гуманитарных дисциплин. Коррекционная работа и работа, направленная на реабилитацию как возврат к утраченным нормам морали и нравственности является основной для всего курса и включается как элемент каждого урока.
К уроку готовятся ссылки, выдержки из документов и мемуаров, свидетельств эпохи, помогающие создать определенный эмоциональный фон, взглянуть с неожиданной стороны.
Разнородность контингента учащихся школы при ИУ по возрасту, семейному положению, жизненному опыту, принадлежности к определённым социальным группам, количеству и структуре свободного времени обуславливает необходимость дифференцированного подхода к учащимся – как к определённым их группам, так и к отдельным ученикам. Дифференцированный подход к учащимся – одно из важнейших условий оптимизации учебного процесса в нашей школе.
Мое педагогическое кредо можно сформулировать так: «Заставлять – НЕЛЬЗЯ! Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО! Стараться запомнить всё - БЕЗУСПЕШНО. Заинтересовать - ВОТ РЕШЕНИЕ!»
На каждый урок тщательно готовлюсь, изучаю теоретический материал, стараюсь использовать различные методы преподавания с дифференцированным подходом к учащимся. Главное, к чему я стремлюсь – привить ребятам глубокий интерес к истории, привить каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализа исторических фактов, поиска аргументов в дискуссиях. В результате продуманной системы работы, качество знаний постепенно растет из года в год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...
"Учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей обучающихся на уроках истории в условиях исправительной колонии"
Выступление на семинаре...
Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...
динамические паузы на уроках истории для учащихся 5-6кл.
Можете использовать данный материал на своих уроках!...
Исторические анекдоты с вопросами на уроки истории
Исторические анекдоты с вопросами на уроки истории...
«Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях учреждения для детей-сирот»
В материале описывается опыт создания специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспит...