Практико-ориентированные технологии на уроках математики в среднем образовательном учреждении
статья по математике
Практико-ориентированные технологии на уроках математики в среднем образовательном учреждении
Малкова О.О.,
ГБПОУ «Сормовский механический техникум»
В настоящее время актуальным является внедрение в учебный процесс педагогических практико-ориентированных технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации обучающихся, привлекательность процесса познания, вызывающих интерес. Это, в полной мере, относится к проведению уроков математики.
Практико-ориентированное обучение обучающихся средних образовательных учреждений раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности.
Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса. Практико-ориентированное обучение заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем в разнообразных сферах жизни и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.
В современном образовании перед преподавателем СПО стоит непростая задача: с одной стороны, систематизировать знания студентов, с которыми он пришел в техникум, а с другой - научить необходимым навыкам, которые будут востребованы при изучении математики для освоения профессиональных модулей. Сейчас к современному уроку, лабораторному или практическому занятию предъявляются новые требования, которые ставят следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы по изучаемой теме;
- решить задачи с прикладной и профессиональной направленностью;
- рассмотреть вопрос о применении данных задач на практике.
Одним из элементов применения практико-ориентированных технологий является решение задач. Итак, если раньше при решении задачи ставилась цель получить правильный ответ, то сейчас важнее сам процесс решения. Обучающийся приобретает совершенно иные современные знания и практические навыки, совершенствует умение добиться поставленных целей и приобщается к математическому творчеству.
С целью формирования познавательных мотивов на уроках математики целесообразно применять следующие методы и приёмы:
– создание проблемной ситуации;
– использование метода целесообразных задач с практическим содержанием;
– использование художественной и научно-популярной литературы;
– организация познавательных игр (ролевых, деловых и т.д.);
– использование математических парадоксов, задач со скрытой ошибкой;
– организация исследовательской работы, ситуации поиска, элементов моделирования, прогнозирования, эксперимента;
– использование ассоциаций и метода анализа жизненных ситуаций.
В рамках практико-ориентированного обучения необходимо организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся умений думать и действовать.
На разных этапах уроков можно использовать различные приемы практико-ориентированного обучения:
1 Урок изучения нового материала (лекция, конференция, экскурсия, исследовательская работа, урок с элементами беседы).
2 Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков (практикум, лабораторная работа, деловая игра, дискуссия).
3 Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, диспут).
4 Урок контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся (зачет, экзамен, проверочная работа, диктант).
5 Комбинированный урок (практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция).
Например, при изучении на уроке математики темы «Объёмы» обучающимся рабочей профессии НПО «Мастер слесарных работ» предлагается следующая задача: «На чертеже представлена рамка, даны размеры. Необходимо определить из каких фигур состоит данная рамка, определить площадь каждой фигуры, и общую площадь». Задача станет более понятной, если данный урок провести в слесарной мастерской, где наглядно рассмотреть данную деталь. Мастер показывает, как на листе металла нанести разметку на основании чертежа, затем вместе с обучающимися рассмотреть составляющие фигуры для данной детали, после чего провести вычисления площади. Для мастера слесарных работ эти знания являются важными, а их получение возможно при изучении математики.
Экскурсия, какой бы дисциплине она ни соответствовала, способствует развитию у обучающихся интереса к знаниям, росту мотивации к учению, расширяет кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи; сравнивать их между собой, делать обобщения, выводы и т.д.
Математические уроки- экскурсии – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Например, при изучении на уроке математики темы «Определение координат точки» обучающимся рабочей профессии НПО «Оператор станков с ЧПУ» предлагается посетить учебную мастерскую, где находятся металлорежущие станки. Мастер рассказывает о работе станков, демонстрирует режущий инструмент, показывает траекторию движения режущего инструмента. Преподаватель предлагает определить начальные, промежуточные и конечные координаты движения резца, построить траекторию его движения. Во-первых, подобные уроки-экскурсии прививают любовь к будущей профессии, во-вторых, развивает математические навыки.
Одним из эффективных способов развития предметной грамотности являются практико-ориентированные задачи, которые раскрывают приложения математики к практической деятельности, знакомят с ее использованием в технологии и экономике современного производства, при выполнении трудовых операций. Решение задач практического содержания способно привить интерес обучающихся к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Так, при изучении на уроке математики темы «Дроби» обучающимся специальности СПО «Технология машиностроения» предлагается чертеж детали, и сама деталь. С помощью мерительного инструмента обучающиеся
измеряют деталь, после чего проводят сравнение, вычисляя абсолютную и относительную погрешность.
Для обучающихся по специальности «Технология питания» предлагаются решить следующие практико-ориентированные задачи:
- Определить процент отходов продуктов (картофеля, моркови, лука, огурцов и т.п.), используемых для приготовления винегрета.
- Какой объем молока содержится в виде пирамиды, основание которой равносторонний треугольник со стороной 25 см, высотой 30 см.
- Рассчитать количество продуктов, необходимых для приготовления рассольника в кастрюле 5 л.
Для обучающихся по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» подобрать щит определенных размеров для разрабатываемой ими системы автоматизации, используя паспортные данные измерительных приборов и т.п.
При практико-ориентированном обучении важно применять активные и интерактивные методы на уроках, организовывать работу в парах, индивидуально, коллективно, используя раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрировать иллюстрации, таблицы, рисунки, содержащие данные с помощью интерактивной доски. Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленных целей в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.
Литература
- Использование практико-ориентированного подхода в обучении математике: метод. рекомендации / Сост.: Т.В. Шаховал. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020 – 24 с.
- Кузьмина М.Ю., Соколова А.А. Применение практико-ориентированных технологий на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko_1.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированные технологии на уроках математики в среднем образовательном учреждении
Малкова О.О.,
ГБПОУ «Сормовский механический техникум»
В настоящее время актуальным является внедрение в учебный процесс педагогических практико-ориентированных технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации обучающихся, привлекательность процесса познания, вызывающих интерес. Это, в полной мере, относится к проведению уроков математики.
Практико-ориентированное обучение обучающихся средних образовательных учреждений раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности.
Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса. Практико-ориентированное обучение заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем в разнообразных сферах жизни и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.
В современном образовании перед преподавателем СПО стоит непростая задача: с одной стороны, систематизировать знания студентов, с которыми он пришел в техникум, а с другой - научить необходимым навыкам, которые будут востребованы при изучении математики для освоения профессиональных модулей. Сейчас к современному уроку, лабораторному или практическому занятию предъявляются новые требования, которые ставят следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы по изучаемой теме;
- решить задачи с прикладной и профессиональной направленностью;
- рассмотреть вопрос о применении данных задач на практике.
Одним из элементов применения практико-ориентированных технологий является решение задач. Итак, если раньше при решении задачи ставилась цель получить правильный ответ, то сейчас важнее сам процесс решения. Обучающийся приобретает совершенно иные современные знания и практические навыки, совершенствует умение добиться поставленных целей и приобщается к математическому творчеству.
С целью формирования познавательных мотивов на уроках математики целесообразно применять следующие методы и приёмы:
– создание проблемной ситуации;
– использование метода целесообразных задач с практическим содержанием;
– использование художественной и научно-популярной литературы;
– организация познавательных игр (ролевых, деловых и т.д.);
– использование математических парадоксов, задач со скрытой ошибкой;
– организация исследовательской работы, ситуации поиска, элементов моделирования, прогнозирования, эксперимента;
– использование ассоциаций и метода анализа жизненных ситуаций.
В рамках практико-ориентированного обучения необходимо организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся умений думать и действовать.
На разных этапах уроков можно использовать различные приемы практико-ориентированного обучения:
1 Урок изучения нового материала (лекция, конференция, экскурсия, исследовательская работа, урок с элементами беседы).
2 Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков (практикум, лабораторная работа, деловая игра, дискуссия).
3 Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, диспут).
4 Урок контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся (зачет, экзамен, проверочная работа, диктант).
5 Комбинированный урок (практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция).
Например, при изучении на уроке математики темы «Объёмы» обучающимся рабочей профессии НПО «Мастер слесарных работ» предлагается следующая задача: «На чертеже представлена рамка, даны размеры. Необходимо определить из каких фигур состоит данная рамка, определить площадь каждой фигуры, и общую площадь». Задача станет более понятной, если данный урок провести в слесарной мастерской, где наглядно рассмотреть данную деталь. Мастер показывает, как на листе металла нанести разметку на основании чертежа, затем вместе с обучающимися рассмотреть составляющие фигуры для данной детали, после чего провести вычисления площади. Для мастера слесарных работ эти знания являются важными, а их получение возможно при изучении математики.
Экскурсия, какой бы дисциплине она ни соответствовала, способствует развитию у обучающихся интереса к знаниям, росту мотивации к учению, расширяет кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи; сравнивать их между собой, делать обобщения, выводы и т.д.
Математические уроки- экскурсии – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Например, при изучении на уроке математики темы «Определение координат точки» обучающимся рабочей профессии НПО «Оператор станков с ЧПУ» предлагается посетить учебную мастерскую, где находятся металлорежущие станки. Мастер рассказывает о работе станков, демонстрирует режущий инструмент, показывает траекторию движения режущего инструмента. Преподаватель предлагает определить начальные, промежуточные и конечные координаты движения резца, построить траекторию его движения. Во-первых, подобные уроки-экскурсии прививают любовь к будущей профессии, во-вторых, развивает математические навыки.
Одним из эффективных способов развития предметной грамотности являются практико-ориентированные задачи, которые раскрывают приложения математики к практической деятельности, знакомят с ее использованием в технологии и экономике современного производства, при выполнении трудовых операций. Решение задач практического содержания способно привить интерес обучающихся к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Так, при изучении на уроке математики темы «Дроби» обучающимся специальности СПО «Технология машиностроения» предлагается чертеж детали, и сама деталь. С помощью мерительного инструмента обучающиеся
измеряют деталь, после чего проводят сравнение, вычисляя абсолютную и относительную погрешность.
Для обучающихся по специальности «Технология питания» предлагаются решить следующие практико-ориентированные задачи:
- Определить процент отходов продуктов (картофеля, моркови, лука, огурцов и т.п.), используемых для приготовления винегрета.
- Какой объем молока содержится в виде пирамиды, основание которой равносторонний треугольник со стороной 25 см, высотой 30 см.
- Рассчитать количество продуктов, необходимых для приготовления рассольника в кастрюле 5 л.
Для обучающихся по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» подобрать щит определенных размеров для разрабатываемой ими системы автоматизации, используя паспортные данные измерительных приборов и т.п.
При практико-ориентированном обучении важно применять активные и интерактивные методы на уроках, организовывать работу в парах, индивидуально, коллективно, используя раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрировать иллюстрации, таблицы, рисунки, содержащие данные с помощью интерактивной доски. Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленных целей в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.
Литература
- Использование практико-ориентированного подхода в обучении математике: метод. рекомендации / Сост.: Т.В. Шаховал. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020 – 24 с.
- Кузьмина М.Ю., Соколова А.А. Применение практико-ориентированных технологий на уроках математики// https://infourok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные образовательные технологии на уроках информатики в средней и старшей школе.
Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение наход...
Практико-ориентированный проект "Технология развития критического мышления в образовательном процессе"
Конспект урока с использованием ТРКМ по ФГОС...
ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
Разработка урока по математике с применением элементов модульной технологии обучения на тему: "Исследование функции на монотонность" для обучающихся 1 курса учреждений СПО....
Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...
Организация обучения на уроках иностранного языка в образовательных учреждениях СПО с применением инновационных технологий
Организация обучения на уроках иностранного языка в образовательных учреждениях СПО с применением инновационных технологий...
«Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»
Статья на тему «Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»...