Практико-ориентированные технологии на уроках математики в среднем образовательном учреждении
статья по математике

Ольга Олеговна Малкова

Практико-ориентированные технологии на уроках математики в среднем образовательном учреждении

 

                                                    Малкова О.О.,

                                       ГБПОУ «Сормовский механический техникум»

 

В настоящее время актуальным является внедрение в учебный процесс педагогических практико-ориентированных технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации обучающихся, привлекательность процесса познания, вызывающих интерес. Это, в полной мере, относится к проведению уроков математики.

Практико-ориентированное обучение обучающихся средних образовательных учреждений раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности.

Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса. Практико-ориентированное обучение заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем в разнообразных сферах жизни и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.

            В современном образовании перед преподавателем СПО стоит непростая задача: с одной стороны, систематизировать знания студентов, с которыми он пришел в техникум, а с другой - научить необходимым навыкам, которые будут востребованы при изучении математики для освоения профессиональных модулей. Сейчас к современному уроку, лабораторному или практическому занятию предъявляются новые требования, которые ставят следующие задачи:

- рассмотреть теоретические вопросы по изучаемой теме;

- решить задачи с прикладной и профессиональной направленностью;

- рассмотреть вопрос о применении данных задач на практике.

Одним из элементов применения практико-ориентированных технологий является решение задач. Итак, если раньше при решении задачи ставилась цель получить правильный ответ, то сейчас важнее сам процесс решения. Обучающийся  приобретает совершенно иные современные знания и практические навыки, совершенствует умение добиться поставленных целей и приобщается к математическому творчеству.

С целью формирования познавательных мотивов на уроках математики целесообразно применять следующие методы и приёмы:

– создание проблемной ситуации;

– использование метода целесообразных задач с практическим содержанием;

– использование художественной и научно-популярной литературы;

– организация познавательных игр (ролевых, деловых и т.д.);

– использование математических парадоксов, задач со скрытой ошибкой;

– организация исследовательской работы, ситуации поиска, элементов моделирования, прогнозирования, эксперимента;

– использование ассоциаций и метода анализа жизненных ситуаций.

В рамках практико-ориентированного обучения необходимо организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся умений думать и действовать.

На разных этапах уроков можно использовать различные приемы практико-ориентированного обучения:

1 Урок изучения нового материала (лекция, конференция, экскурсия, исследовательская работа, урок с элементами беседы).

2 Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков (практикум, лабораторная работа, деловая игра, дискуссия).

3 Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, диспут).

4 Урок контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся (зачет, экзамен, проверочная работа, диктант).

5 Комбинированный урок (практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция).

Например, при изучении на уроке математики темы «Объёмы» обучающимся рабочей профессии  НПО «Мастер слесарных работ» предлагается следующая задача: «На чертеже представлена рамка, даны размеры.  Необходимо определить из каких фигур состоит данная рамка, определить площадь каждой фигуры, и общую площадь». Задача станет более понятной, если данный урок провести в слесарной мастерской, где наглядно рассмотреть данную деталь. Мастер  показывает, как на листе металла нанести разметку на основании чертежа, затем вместе с обучающимися рассмотреть составляющие фигуры для данной детали, после чего провести вычисления площади. Для мастера слесарных работ эти знания являются важными, а их получение возможно при изучении математики.

Экскурсия, какой бы дисциплине она ни соответствовала, способствует развитию у обучающихся  интереса к знаниям, росту мотивации к учению, расширяет кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи; сравнивать их между собой, делать обобщения, выводы и т.д.

Математические уроки- экскурсии – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Например, при изучении на уроке математики темы «Определение координат точки» обучающимся рабочей профессии  НПО «Оператор станков с ЧПУ» предлагается посетить учебную мастерскую, где находятся металлорежущие станки. Мастер рассказывает о работе станков, демонстрирует режущий инструмент, показывает траекторию движения режущего инструмента. Преподаватель предлагает определить начальные, промежуточные и конечные координаты движения резца, построить траекторию его движения. Во-первых, подобные уроки-экскурсии прививают любовь к будущей профессии, во-вторых, развивает математические навыки.

Одним из эффективных способов развития предметной грамотности являются практико-ориентированные задачи, которые раскрывают приложения математики к практической деятельности, знакомят с ее использованием в технологии и экономике современного производства, при выполнении трудовых операций. Решение задач практического содержания способно привить интерес обучающихся к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Так, при изучении на уроке математики темы «Дроби» обучающимся специальности  СПО «Технология машиностроения» предлагается чертеж детали, и сама деталь. С помощью мерительного инструмента обучающиеся

измеряют деталь, после чего проводят сравнение, вычисляя абсолютную и относительную погрешность.

Для обучающихся по специальности «Технология питания» предлагаются  решить следующие практико-ориентированные задачи:

  1. Определить процент отходов продуктов (картофеля, моркови, лука, огурцов и т.п.), используемых для приготовления винегрета.
  2. Какой объем молока содержится в виде пирамиды, основание которой равносторонний треугольник со стороной  25 см, высотой 30 см.
  3. Рассчитать количество продуктов, необходимых для приготовления рассольника в кастрюле 5 л.

Для обучающихся по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» подобрать щит определенных размеров для разрабатываемой ими системы автоматизации, используя паспортные данные измерительных приборов и т.п.

При практико-ориентированном обучении важно применять активные и интерактивные методы на уроках, организовывать работу в парах, индивидуально, коллективно, используя раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрировать иллюстрации, таблицы, рисунки, содержащие данные с помощью интерактивной доски. Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленных целей в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.

 

 

Литература

  1. Использование практико-ориентированного подхода в обучении математике: метод. рекомендации / Сост.: Т.В. Шаховал. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020 – 24 с.
  2. Кузьмина М.Ю., Соколова А.А. Применение практико-ориентированных технологий на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko_1.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированные технологии на уроках математики в среднем образовательном учреждении

                                                    Малкова О.О.,

                                       ГБПОУ «Сормовский механический техникум»

В настоящее время актуальным является внедрение в учебный процесс педагогических практико-ориентированных технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации обучающихся, привлекательность процесса познания, вызывающих интерес. Это, в полной мере, относится к проведению уроков математики.

Практико-ориентированное обучение обучающихся средних образовательных учреждений раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности.

Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса. Практико-ориентированное обучение заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем в разнообразных сферах жизни и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.

        В современном образовании перед преподавателем СПО стоит непростая задача: с одной стороны, систематизировать знания студентов, с которыми он пришел в техникум, а с другой - научить необходимым навыкам, которые будут востребованы при изучении математики для освоения профессиональных модулей. Сейчас к современному уроку, лабораторному или практическому занятию предъявляются новые требования, которые ставят следующие задачи:

- рассмотреть теоретические вопросы по изучаемой теме;

- решить задачи с прикладной и профессиональной направленностью;

- рассмотреть вопрос о применении данных задач на практике.

Одним из элементов применения практико-ориентированных технологий является решение задач. Итак, если раньше при решении задачи ставилась цель получить правильный ответ, то сейчас важнее сам процесс решения. Обучающийся  приобретает совершенно иные современные знания и практические навыки, совершенствует умение добиться поставленных целей и приобщается к математическому творчеству.

С целью формирования познавательных мотивов на уроках математики целесообразно применять следующие методы и приёмы:

– создание проблемной ситуации;

– использование метода целесообразных задач с практическим содержанием;

– использование художественной и научно-популярной литературы;

– организация познавательных игр (ролевых, деловых и т.д.);

– использование математических парадоксов, задач со скрытой ошибкой;

– организация исследовательской работы, ситуации поиска, элементов моделирования, прогнозирования, эксперимента;

– использование ассоциаций и метода анализа жизненных ситуаций.

В рамках практико-ориентированного обучения необходимо организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся умений думать и действовать.

На разных этапах уроков можно использовать различные приемы практико-ориентированного обучения:

1 Урок изучения нового материала (лекция, конференция, экскурсия, исследовательская работа, урок с элементами беседы).

2 Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков (практикум, лабораторная работа, деловая игра, дискуссия).

3 Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, диспут).

4 Урок контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся (зачет, экзамен, проверочная работа, диктант).

5 Комбинированный урок (практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция).

Например, при изучении на уроке математики темы «Объёмы» обучающимся рабочей профессии  НПО «Мастер слесарных работ» предлагается следующая задача: «На чертеже представлена рамка, даны размеры.  Необходимо определить из каких фигур состоит данная рамка, определить площадь каждой фигуры, и общую площадь». Задача станет более понятной, если данный урок провести в слесарной мастерской, где наглядно рассмотреть данную деталь. Мастер  показывает, как на листе металла нанести разметку на основании чертежа, затем вместе с обучающимися рассмотреть составляющие фигуры для данной детали, после чего провести вычисления площади. Для мастера слесарных работ эти знания являются важными, а их получение возможно при изучении математики.

Экскурсия, какой бы дисциплине она ни соответствовала, способствует развитию у обучающихся  интереса к знаниям, росту мотивации к учению, расширяет кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи; сравнивать их между собой, делать обобщения, выводы и т.д.

Математические уроки- экскурсии – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Например, при изучении на уроке математики темы «Определение координат точки» обучающимся рабочей профессии  НПО «Оператор станков с ЧПУ» предлагается посетить учебную мастерскую, где находятся металлорежущие станки. Мастер рассказывает о работе станков, демонстрирует режущий инструмент, показывает траекторию движения режущего инструмента. Преподаватель предлагает определить начальные, промежуточные и конечные координаты движения резца, построить траекторию его движения. Во-первых, подобные уроки-экскурсии прививают любовь к будущей профессии, во-вторых, развивает математические навыки.

Одним из эффективных способов развития предметной грамотности являются практико-ориентированные задачи, которые раскрывают приложения математики к практической деятельности, знакомят с ее использованием в технологии и экономике современного производства, при выполнении трудовых операций. Решение задач практического содержания способно привить интерес обучающихся к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Так, при изучении на уроке математики темы «Дроби» обучающимся специальности  СПО «Технология машиностроения» предлагается чертеж детали, и сама деталь. С помощью мерительного инструмента обучающиеся

измеряют деталь, после чего проводят сравнение, вычисляя абсолютную и относительную погрешность.

Для обучающихся по специальности «Технология питания» предлагаются  решить следующие практико-ориентированные задачи:

  1. Определить процент отходов продуктов (картофеля, моркови, лука, огурцов и т.п.), используемых для приготовления винегрета.
  2. Какой объем молока содержится в виде пирамиды, основание которой равносторонний треугольник со стороной  25 см, высотой 30 см.
  3. Рассчитать количество продуктов, необходимых для приготовления рассольника в кастрюле 5 л.

Для обучающихся по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» подобрать щит определенных размеров для разрабатываемой ими системы автоматизации, используя паспортные данные измерительных приборов и т.п.

При практико-ориентированном обучении важно применять активные и интерактивные методы на уроках, организовывать работу в парах, индивидуально, коллективно, используя раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрировать иллюстрации, таблицы, рисунки, содержащие данные с помощью интерактивной доски. Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленных целей в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.

Литература

  1. Использование практико-ориентированного подхода в обучении математике: метод. рекомендации / Сост.: Т.В. Шаховал. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020 – 24 с.
  2. Кузьмина М.Ю., Соколова А.А. Применение практико-ориентированных технологий на уроках математики// https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные образовательные технологии на уроках информатики в средней и старшей школе.

Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение наход...

ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Разработка урока по математике с применением элементов модульной технологии обучения на тему: "Исследование функции на монотонность" для обучающихся 1 курса учреждений СПО....

Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...

Организация обучения на уроках иностранного языка в образовательных учреждениях СПО с применением инновационных технологий

Организация обучения на уроках иностранного языка в образовательных учреждениях СПО с применением инновационных технологий...

«Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»

Статья на тему «Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»...